Главная страница

Андерсон. Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества.. Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. Исходные положения


Скачать 30.55 Kb.
НазваниеБенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. Исходные положения
АнкорАндерсон
Дата18.09.2022
Размер30.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. .docx
ТипДокументы
#682738

Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества.

Исходные положения:

Андерсон начинает с того, что констатирует два положения:

  1. «Реальность вполне ясна: «конец эпохи национализма», который так долго пророчили, еще очень и очень далеко. Быть нацией— это по сути самая универсальная легитимная ценность в политической жизни нашего времени».

  2. Несостоятельность марксизма и либеральных теорий при объяснении феномена национализма, нации и национальности; следовательно, необходимость коперниканского поворота в исследовании данных явлений;

Андерсон исходит из того, что «национальность (nation-ness), — а вместе с ней и национализм являются особого рода культурными артефактами». Они появились к концу 18 века в результате скрещения различных исторических факторов, сформировались как модели, которые впоследствие превратились в определенные образцы, пригодные для заимствования.

Для исследования Андерсон предлагает использовать исторический метод.

Андерсон отмечает следующие особенности нации и национализма как феноменов, составляющие трудности для их исследования:

  1. Нация современная для историка, но является древней для националиста;

  2. Универсальность национальности как формы идентичности для каждого человека, но при этом партикулярные ее проявления;

  3. Политическая сила национализма, но при этом его внутренняя философская слабость;

Андерсон предлагает отойти от идеологической интерпретации национализма и представить его «одном ряду с «родством» и «религией»», то есть трактуя его как общий социо-культурный феномен, связанный с широкими культурными системами, которые ему предшествовали и из которых — а вместе с тем и в противовес которым — он появился.
Характеристики нации:

В этом смысле нация - «это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное».

1. «Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности».

С этой точки зрения Андерсона волнует не ложность/истинность этих воображенных сообществ, а то, когда, где и как они были воображены.

2. «Нация воображается ограниченному потому что даже самая крупная из них, насчитывающая, скажем, миллиард живущих людей, имеет конечные, хотя и подвижные границы, за пределами которых находятся другие нации. Ни одна нация не воображает себя соразмерной со всем человечеством».

3. «Она воображается суверенной, ибо данное понятие родилось в эпоху, когда Просвещение и Революция разрушали легитимность установленного Богом иерархического династического государства».

4. Наконец, она воображается как сообщество, поскольку независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как глубокое, горизонтальное товарищество.

Культурные корни национализма.

Андерсон, как и другие представители модернистских подходов, рассматривает нацию и национализм как феномены Нового времени и эры капитализма. Религиозное сообщество, династическое гос-во и специфическое представление о темпоральности были теми двумя культурными системами, которые создавали/объясняли и поддерживали картину мира для каждого индивида в период до Нового Времени. Распад этих трех культурных систем, по мнению Андерсона, определил рождение новой культурной системы - национальности.
Рассматривая различные религиозные сообщества, Андерсон отмечает значительную роль священных языков и их неслучайных знаков, объединявших такие сообщества и имевших «импульс к обращению», то есть сакральной обработке любого человека. Такие сообщества были выстроены по вертикали и имели иерархичный характер, нуждались в посредниках между священным и разговорным языком. Причинами упадка данных обществ являются следующие:

  1. Великие географические открытия, расширившие человеческие горизонты;

  2. Постепенное падение статуса самого Священного языка - латыни, что было частным проявлением более широкого процесса, в котором сакральные сообщества, интегрированные старыми священными языками, постепенно все более фрагментировались, плюрализировались и территориализировались;




  • центральное значение в этом сыграл печатный капитализм;

Низкая емкость латиноязычного рынка печатной продукции уже с XVI в. подтолкнула издателей к переходу в основном на дешевые издания на местных языках.

Андерсон выделяет также два других фактора, способствовавших эмансипации местных языков - Реформацию и утверждение определенных диалектов в качестве инструментов административной централизации будущих абсолютных монархий. Все три процесса были взаимосвязаны, и Андерсон говорит о "коалиции Реформации и печатного капитализма».

Печатные языки положили основу национального самосознания. Андерсон выделяет три составляющих этого процесса. Во-первых, благодаря печати языки обрели фиксацию и стабильность, стали более эффективным средством "связи времен”. Язык XII в. был мало понятен в веке XV, но уже к XVII столетию западноевропейские языки в основном обрели стандартизированные формы. Во-вторых, те местные наречия, которые не стали печатными языками, теряли свой статус в сравнении с теми, которым "повезло", становясь лишь их разговорными диалектами. Наконец, особое значение Андерсон придает появлению газеты. Само чтение одной и той же газеты (газет) в одно и то же время определенной группой людей формирует их представление об общности. Нужно отметить, что эта общность усиливается и тем, что читатели газет объединяются выбором информации, которую они получают. Здесь существует очевидная взаимозависимость — газеты пишут о том, читателю интересно, но одновременно и формируют его интересы выбором информации.
Рассматривая династическое гос-во, Андерсон говорит также об вертикальной и иерархичной структуре этой «политической системы», которая строился вокруг высшего центра и легитимность которой исходила от божества, а не от населения. Упадок данный системы был предопределен Английской и Великой французской революциями, хотя долгое время его пытались сохранять и реанимировать в том числе и за счет попыток внедрения нового типа легитимности - национального.
Рассматривая восприятие времени средневековых людей, Андерсон отмечает перемену в его восприятии. Совершенно иначе, чем в средневековье, оно стало восприниматься как "пустое и гомогенное", измеряемое с помощью часов и календаря. Прежде одновременность осознавалась главным образом как присутствие в настоящем прошлого и будущего. Теперь же одновременность предполагала временной срез, осмысление событий, происходивших в одно и то же время, но прямо между собой не связанных. "Образ социального организма, двигающегося сквозь гомогенное, пустое время, является точным аналогом идеи нации, которая также понимается как единая общность, равномерно движущаяся сквозь историю", - пишет Андерсон. Член такой общности не имеет представления о том, чем занято большинство ее членов в тот или иной момент, но у него есть ясный образ этой общей одновременной анонимной активности.
Медленный, неровный упадок этих взаимосвязанных убеждений, произошедший сначала в Западной Европе, а потом везде предопределил поиск нового способа, с помощью которого можно было бы осмысленно связать воедино братство, власть и время.
Далее Андерсон переходит к выделению «волн» национализма, или тех моделей национализма, которые, сформировавшись в истории однажды, были заимствованы в другое время, в другом месте и в других обстоятельствах. Грубо говоря, пути национализма.
Первая волна - Гражданско-республиканский или креольский национализм, имевший место в конце XVIII − начала XIX в. в Латинской Америке. Данный тип национализма является исторически первым по своему происхождению и обусловлен тем, что креолы − белое испаноязычное население колонии, родившиеся и выросшее вне метрополии, сформировали идею собственной национальности раньше европейцев. Особенность этого пути в том, что ключевую роль играет довольно узкий слой населения, имеющий общий язык и происхождение с теми, против кого они борются, а также социальная и культурная отдаленность этого слоя от основной массы местного, этнически отличного населения. Встав перед необходимостью получения признания от представителей метрополии и, в то же время, отличаясь от коренных народностей колониальных территорий, креолы чувствовали острую потребность в конструировании собственной национальной целостности. Со временем средний класс данного региона начал постепенно приобщать к нации угнетенное, расово или лингвистически отличное население колонии. Этот пример позволяет показать, что здесь ни экономические интересы, ни либерализм, ни Просвещение, ни культурные и языковые различия не играли принципиальной роли (Андерсон рассматривает их как предпосылки или импульсы скорее). В качестве решающих факторов Андерсон выделяет здесь два - ограничение мобильности креольского чиновничества границами провинций - административных единиц, которые затем и оформились в национальные государства, и деятельность местных издателей, газеты которых формировали образ таких провинций как самодостаточного целого.
Вторая волна - «Лексикографические революции», или лингвистический национализм, основанный на общности языка и истории.

Закат эры успешных национально-освободительных движений в обеих Америках довольно точно совпал с началом эпохи национализма в Европе. В отличие от описанного выше типа, во всех них центральное идеологическое и политическое значение имели «национальные печатные языки», в то время как в революционных Америках английский и испанский языки никогда не составляли проблемы. Во-вторых, все они могли работать, опираясь на зримые модели прошлого, «нация» стала чем-то таким, к чему можно было издавна сознательно стремиться, а не просто видением, очертания которого постепенно становились отчетливыми.

Такой тип национализма сложился в государствах Центральной и Восточной Европы, где само формирование нации происходило стихийно. В основе лингвистического национализма, как отмечает Андерсон, лежит идея об уникальности национального языка. И, поскольку существует языковое сообщество, должны существовать и политические институты, которые позволили бы поддерживать и сохранять лингвистические истоки. Как отмечает Андерсон, идеология такого типа побуждает небольшие этносы в составе многонациональных империй к национальной освободительной борьбе, формируя, при этом, свой четкий кодифицированный национальный язык. Так, ранее лишь устные диалекты, с помощью интеллектуальной элиты своего этноса обретают словари, грамматические правила, литературу и прессу. В итоге то, что существовало в виде разрозненных и неустойчивых явлений, обретает целостную национальную культуру. Одна из первых наций такого типа образовалась в начале XIX в. во Франции после Великой Французской революции.
Третья волна - Официальный национализм имперского государства, который нацелен на то, чтобы сформировать из многонационального населения единую нацию. На протяжении XIX столетия, и особенно во второй его половине, филолого-лексикографическая революция и подъем националистических движений внутри Европы создавали для династических монархов все больше культурных, а, следовательно, и политических затруднений, поскольку фундаментальная легитимность большинства этих династий была совершен но не связана с национальностью. Андерсон называет «официальный национализм» реакцией властвующих групп — прежде всего династических и аристократических, которым угрожало исключение из массовых воображаемых сообществ или внутренняя маргинализация в этих сообществах, на массовые национальные движения, которые были смоделированы по образцам, взятым из американской и французской истории, а теперь они, в свою очередь, сами стали образцами. Классическими примерами такого национализма являются последние европейские империи, распавшиеся после Первой мировой войны – Османская, Австро-Венгерская и Российская. Официальный национализм появился в Европе, когда древние династии, утратившие божественное объяснение своего владычества, начали натурализироваться. Постепенно развившаяся к тому времени активность национальных меньшинств империй начала представлять культурную и политическую угрозу для правящих элит. Официальный национализм и явился способом вхождения старых династий в новые национально воображаемые сообщества, взяв под контроль культурные процессы подчиненных этносов: образование, историю, государственную пропаганду и военную сферу. «Эти «официальные национализмы» лучше всего понятны как средство совмещения натурализации с удержанием династической власти — в частности, над огромными многоязычными владениями, накопившими ся со времен Средневековья, — или, иначе говоря, как средство натягивания маленькой, тесной кожи нации на гигантское тело империи». Определяя себя в национальных терминах, эти династии начали распространять свое влияние и за пределы Европы, что привело к тому, что официальный национализм начал восприниматься как имперский, позднее став примером для государств с других континентов – Сиама и Японии.
Последняя волна - колониальный национализм, возникший на территориях Азии и Африки. Был по своему происхождению ответом на глобальный империализм нового стиля, ставший возможным благодаря достижениям промышленного капитализма. Экспансия колониального государства, которое, так сказать, приглашало «коренных жителей» в школы и офисы, и колониального капитализма, который, образно говоря, изгонял их из тех залов заседаний, где принимались решения, привела к тому, что первым главным глашатаем колониального национализма стала бесконечно одинокая двуязычная интеллигенция, не связанная союзом с крепкой местной буржуазией. Эта двуязычная интеллигенция, используя уроки прошлых волн национализмов, сочетали их инструменты в политике «строительства наций». Преемственность проявлялась в том, очень многие из этих наций (главным образом неевропейские) взяли в качестве государственного какой-то европейский язык (сходство с «американской» моделью), из языкового европейского национализма они почерпнули его страстный популизм, а из официального национализма — его «русификаторскую» политическую направленность.
Помимо анализа природы и типов национализма Андерсон задается вопросом о том, почему люди испытывают такую привязанность к нации, если она является лишь воображаемой. Андерсон не стремится ответить на него рационально, выводя его в сферу мистического.

Не ненависть и образ врага, но самопожертвование и любовь составляют основу националистических эмоций, говорит Андерсон, ссылаясь в доказательство на разнообразную культурную продукцию национализма. Андерсон отмечает, что язык, описывающий эти политические эмоции, указывает на близость этих чувств к чувствам семейной любви и преданности. Особенность таких эмоций - это ’’естественность", природная предопределенность. Дело не в выгоде от принадлежности к нации, ведь ее не выбирают, как не выбирают и родителей. Верность нации, как и верность семье, в идеале предполагает жертвенность, отсутствие личной корысти. Именно то, что принадлежность к нации требует жертв и нередко накладывает ограничение, и делает чувство сопричастности нации столь ценным.

"Смерть за Родину, которую не выбирают, предполагает моральное величие, не сравнимое со смертью залейбористскую партию, Американскую ассоциацию врачей или даже Международную амнистию, присоединиться к которым или выйти из них вы можете без труда по первому желанию", - пишет Андерсон.
Таким образом, Андерсон применяет новый подход и рассматривает феномен национализма и нации как культурную систему, то есть его в первую очередь интересует не то, какие социальные и политические изменения "запустили" процесс формирования наций в конце XVIII в., а то, какие черты общественной жизни сделали в это время возможным "вообразить" или, "помыслить" нацию. Описав процесс, благодаря которому нация может быть воображена, Андерсон выделяет типы такого воображения - национализмы, которые были впоследствие моделируемы, адаптируемы и трансформируемы, т.е. применяема с разной степенью осознанности в весьма различных социальных ситуациях и в весьма различных политических и идеологических сочетаниях. Поскольку Андерсон уходит от трактовки национализма как политической идеологии, тогда если нация - это воображаемое сообщество, то национализм - это способ, которым она, во-первых, «воображается» и, во-вторых, продолжает существовать, поэтому Андерсон выделят несколько типов национализмов.


написать администратору сайта