Бизнес-в-стиле-шоу.-Маркетинг-в-культуре-впечатлений. Бернд Шмитт, Дэвид Роджерс, Карен Вроцос Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений
Скачать 1.28 Mb.
|
Глава 12 Образ, миф и этос в лидерствеБизнес в стиле шоу необходим для лидера и лидерства. Публичная роль – от руководителя крупной компании до заместителя, отвечающего за один из ее филиалов, – требует навыков общения с самыми разными группами людей. Руководители должны уметь вдохновлять и мотивировать своих подчиненных, воплощать в себе этос[62] своей компании и представлять его различным группам "внешних" потребителей. Чтобы быть лидером, приходится идти на сцену. Таким образом, мы подошли к понятию лидерства в стиле шоу. Лидерство в стиле шоу для руководства – это не просто игра, а важнейший аспект коммуникации и убеждения. Если вы хотите быть лидером тысяч (или миллионов) людей, то должны уметь делать правильный выбор, управлять своей организацией и передавать свои убеждения другим людям. В современной корпорации руководителю приходится продвигать свою программу, а она может быть какой угодно – от наращивания производительности до культуры похвалы и признания коллег; от последовательно новаторского дизайна до внимательного отношения к потребителям. Руководителям необходимо эффективно обращаться ко множеству людей как внутри организации, так и вне ее. Чтобы добиться этого, им нужно сочетать три составляющих успешного лидерства в стиле шоу: образ, миф и этос. Руководителей, которые успешно практикуют лидерство в стиле шоу, мы будем называть шоу-лидерами. Политическое лидерство в стиле шоуВ мире политики существуют убедительные доказательства того, что захватывающее представление – это ключ к лидерству. "Любой выдающийся лидер прежде всего должен быть великим актером", – говорит Артур Миллер в своей книге On Politics and the Art of Acting ("О политике и искусстве игры"). Игра – это не просто внешний лоск, эта неотъемлемая часть того, что находит отклик в наших сердцах, будь то политика или бизнес. "Нами движут скорее реакции наших желез на личность лидера и его игру, чем его политическая платформу или репутация, – пишет Миллер – Мастерство представления правит нами больше… чем мы думаем"[63] Нравится нам это или, как Миллеру, внушает отвращение, но бизнес в стиле шоу и лидерство в стиле шоу на политическом поприще уже стали реальностью. И это естественно, пишет Миллер, потому что в наше время мы окружены актерами, как никогда прежде, – ведущими теленовостей, кинозвездами, адвокатами и специалистами по одурачиванию общественности[64]. Мы живем в мире ложных представлений. Наши главные источники информации спроектированы, расписаны по сценарию, сыграны и упакованы, а мы надеемся, что именно так нам что-то сообщат и в чем-то нас убедят. Вот таким образом, в сущности, мы научились видеть мир и самих себя. То, что мы привыкли считать новостными средствами массовой информации, теперь занимается развлекательными сторонами происходящих в мире событий. Посмотрите на отношение масс-медиа к вопросам политического лидерства, например к освещению президентской предвыборной кампании в США и съездов политических партий. Вы заметили, что во время президентской предвыборной кампании 2000 года в США пресса и кандидатов, и партийные съезды чистосердечно воспринимала как бизнес в стиле шоу? Телевизионные новости и страницы газет напоминали, скорее, театральные обзоры: в них упоминали, реплику какого из "актеров" встретили аплодисментами; спорили, чья игра была более непринужденной; дивились, как Бушу удалось привлечь все эти меньшинства, добившись превосходства республиканцев перед камерами; сплетничали о том, кто писал или проверял сценарии выступлений каждого из кандидатов. Больше всего очков за всю свою кампанию Гор получил за "не отрепетированный" пылкий поцелуй своей жены при выходе на сцену предвыборного съезда демократов. В то же время о содержании речей или политических программах кандидатов упоминалось кратко и далеко не на первых полосах. То же самое происходит во время большинства предвыборных кампаний. Подобно этому и в деловой прессе объемистые статьи появляются при внезапной вспышке интереса публики (биржевые спекуляции, финансовые скандалы) или в связи с захватывающими историями. Чтобы занимать руководящую должность в таком обществе или добиться успехов в бизнесе, не обойтись без бизнеса в стиле шоу. Но не поймите нас превратно; это не значит, что бизнес в стиле шоу – это все, что нужно для лидерства. Руководитель, искусный лишь в своем шоу, но не способный ловко, благоразумно и дальновидно управлять компанией, обречен на неудачу. Бизнес в стиле шоу – это лишь часть комплексного подхода к руководству. Лидерство в стиле шоу: образ, миф и этосИтак, что представляет собой шоу-лидер? Образец для подражания, возвышенный герой, лучший из лучших сотрудников компании? Потрясающий руководитель, чья харизма, прямота, масштаб личности становятся частью легенды бренда? Все это верно, однако настоящий шоу-лидер – не просто сильная личность. Это человек, чьи особенности характера, биография, ценности, призвание и образ действий едины, целостны, так что качества этого лидера и явно видны, и теснейшим образом связаны с сущностью его бренда. Всегда ли шоу-лидер играет роль? Не обязательно, разве что в том смысле, что он играет главную роль в драме своего бизнеса. Тогда лидер, выступая в такой роли, собирает и объединяет всех ради главного для бренда – его целей, образа и ценностей, чтобы внушить людям веру в бренд и побудить их действовать на благо бренда. Обычно в таком лидерстве есть хотя бы небольшой, но тщательно продуманный элемент шоу. Лидерство в стиле шоу способствует успеху в делах, помогает воодушевлять сотрудников и придавать им силы. Часто оно также укрепляет и поддерживает веру в потребителях и служащих, особенно в трудные времена. Во всех случаях, которые мы рассмотрим, лидерство в стиле шоу имеет три главные составляющие – образ, миф и этос. Нет ничего удивительного, что оно напоминает элементы драмы, перечисленные Аристотелем в "Поэтике" – и поныне самой читаемой из всех книг по теории драмы. По нашему определению, образ – это легендарная личность руководителя, чьи главные качества разыгрываются в пьесе о лидере и компании – в мифе. Этос – это претворение образа и мифа в дух компании и ее образ действий: ее видение, ценности и уровень игры. • Образ – это, иначе говоря, личность, репутация лидера в обществе, его лицо, то, как его воспринимают окружающие. Самый сильный образ лидера – это не обманчивый фасад, но и не беспристрастное зеркало, а воспевание действительно сильных и привлекательных качеств лидера. Эти качества должны быть центральным элементом роли лидера, которую он играет в жизни компании. Образ притягивает внимание аудитории и помогает добиться ее расположения и преданности (будь то служащие, клиенты, потребители, средства массовой информации – словом, все, кто вступает в контакт с компанией). Образ помогает наделить лидера некой исключительностью, привлекательностью, иногда даже харизмой. Но, кем бы ни был лидер – титаном по всем меркам драмы, деловитым ведущим специалистом или прожигателем жизни, играющим в гольф и обожающим роскошь, образ должен быть последовательным. Впрочем, разительные перемены при самореализации лидера и перестройке им самого себя могут явственно усилить образ. Благодаря этому образ может прибавить еще одну сюжетную линию к существующему мифу о себе. Образ необходим для создания этоса компании, отражающего личные свойства, ценности и методы руководителя. • Миф – это сюжет, личная история лидера. Лучше всего, когда эта личная история связана с историей компании. Внесем ясность: миф – не выдумка, и в его основе должна лежать правда. Но его нельзя назвать беспристрастной, неприкрашенной летописью нашей жизни. Миф – это искусно обработанная и оформленная драматическая история, перед чарами которой трудно устоять. Она венчает образ славой – на местном или мировом уровне. Миф вселяет веру в лидера и компанию, объясняет ценности и побуждения лидера, поддерживающие корпоративный этос. Кроме того, миф порождает чувства и переживания, такие как страх, зависть, сочувствие, желание, привязанность, благоговение, даже любовь. Он побуждает и вдохновляет людей подражать и соревноваться, упорно трудиться, уважать и быть преданными. Один из типичных сюжетов мифа – обогащение, он существует во множестве разновидностей. Но важнее всего то, что миф – не повествование о прошлом руководителя и компании, а захватывающий сюжет о настоящем и о честолюбивых устремлениях в будущее. Это разворачивающаяся драма с участием зрителей (опять-таки, всех без исключения – от секретаря в канцелярии до именитого журналиста). Таким образом, миф помогает вселить уверенность в компанию и установить эмоциональную связь с ней. Он формирует корпоративный этос, делает миссию корпорации волнующей и помогает ей не сбиться с пути. В лучших своих проявлениях миф дарит лидеру и компании бессмертие. • Этос – это некая совокупность убеждений, призвания и ценностей (лидера или самой компании), которыми руководствуются участники шоу. Это не просто убеждения, а убеждения, претворяемые в действия. Если образ – это голова, а миф – сердце, то этос – это душа, проявляющаяся в поступках корпоративного тела. Это справедливо и тогда, когда лидер – моральный ориентир, и когда он не является образцом праведности. Этос воплощается через образ, а миф дает ему бессмертие. К примеру, вспомним об этосе компании Мэри Кей Эш, о ее методах работы с покупателями. Обратите внимание, как этос отражался на поступках лидера и стиле управления, и, что очень важно, – объединял дух устремлений и деятельность всего предприятия. ЗаключениеВ следующей главе мы расскажем о пяти выдающихся шоу-лидерах. У каждого из них совершенно особый образ, созданный специально для их компании. Мы рассмотрим также, как вокруг их образа строился миф и как образ поддерживал этос компании, способствуя ее успеху. Такие шоу лидерства очень отличаются одно от другого, но каждое из них дает опыт того, как бизнес в стиле шоу и зрелищность могут служить для обращения и объединения вокруг главного, определяющего образа лидерства. Мы приведем примеры высоконравственных лидеров, а также один случай, когда руководитель осознал, что он толкал сотрудников на неверный путь, и вовремя исправился. Пройдя "Зал славы", мы исследуем три подводных камня лидерства в стиле шоу. Речь пойдет о вопросе преемственности и об опасности бесчестья. Мы расскажем о культуре, в условиях которой бизнес развивается сегодня, и предложим несколько советов по поводу использования бизнеса в стиле шоу для правильного выбора роли, которую вы сыграете перед своей аудиторией. Но перед этим предлагаем вам немного отдохнуть и прочесть о нескольких уроках, преподанных мастерами бизнеса в стиле шоу – политиками разных стран. Бизнес в стиле шоу и политика: опыт и урокиПолитика в США – это настоящий бизнес в стиле шоу. Словно звезды дорогих голливудских кинолент, наши президенты и кандидаты в президенты полагаются на целую армию профессиональных преподавателей, художников по костюмам, гримеров, сценаристов, режиссеров и социологов, помогающих им давать представление. Съезды политических партий ставятся как гигантские феерии: световые шоу; песни о личном; теплые и задушевные любительские видео о кандидатах, ласкающих щенков или гоняющих на джипах; "великие моменты" на экране сразу после речи; сердечность членов семьи кандидата – на сцене. Но теперь это уже не только американский феномен. Бизнес в стиле шоу на политическом поприще входит в моду и в других демократических странах. Урок 1: лидерство в стиле шоу – это мировое явлениеЯпония, азиатский титан, избрала в мэры и губернаторы для руководства Осакой и Токио соответственно несколько совершенно очаровательных людей, в том числе комика и бывшего артиста эстрады. В 2001 году, в условиях экономического застоя и острой нужды в политических преобразованиях, японские избиратели впервые проголосовали за премьер-министра, который не на словах, а на деле использует принципы бизнеса в стиле шоу – Дзюньитиро Коидзуми. Он стал сенсацией, за которой неотрывно наблюдали миллионы японцев. Жители страны восходящего солнца были очарованы его харизмой и ораторскими умениями, бунтарским поведением и броской прической – говорили, что она больше подходит исполнителю кантри или ковбойских песен, а не премьер-министру Японии. Значение шевелюры того или иного деятеля вообще не стоит недооценивать. В Германии в 2002 году, во время предвыборной гонки между правящим канцлером Герхардом Шредером и его соперником Эдмундом Штойбером, публику занимала проблема, красит канцлер волосы или нет. Скандал разразился, когда слух о ненатуральном цвете волос канцлера просочился в одну популярную немецкую газету. Пользуясь возможностью отвлечь внимание масс-медиа от показателей безработицы, Шредер предъявил изданию иск на большую сумму и не принял извинений, хотя газета принесла их и отказалась от своих утверждений. Вместо этого парикмахер канцлера стал главным свидетелем знаменитости, а немецкая публика была увлечена необыкновенно занятным шоу. Мир политики изобилует и другими примерами бизнеса в стиле шоу – от премьер-министра Италии Сильвио Берлускони (на редкость привлекательного харизматичного миллиардера и медиа-магната, чья биография включает бесчисленные конфликты с законом и карьеру певца в молодости) до порнозвезды Чиччолины, ставшей депутатом парламента (в парламенте Италии она продемонстрировала левую грудь в доказательство своих левых взглядов. Позднее Чиччолина сделала попытку войти в венгерский политикум). Урок 2: не заходите в шоу слишком далекоБывший президент Эквадора, Абдалла Букарам, смело использовал принципы бизнеса в стиле шоу: пребывая у власти, он находил время выпустить альбом и давать концерты, исполняя на сцене среди огней и дыма испанскую версию Jailhouse Rock. Однако Букарам, вероятно, зашел слишком далеко в бизнесе в стиле шоу. В конце концов он был отстранен конгрессом от управления страной как невменяемый человек. Так что отнеситесь серьезно к уроку 2. Борьба Гора и Буша во время президентской предвыборной кампании 2000 года в США хорошо иллюстрирует последний урок. Урок 3: будьте последовательны в своем шоуРазумеется, ваш образ лидера может развиваться под влиянием окружения, но вы не должны становиться марионеткой, которую дергают за веревочки советники и общественное мнение. Эл Гор совершил огромную ошибку, выбирая себе роль. Специалисты по общественному мнению из его команды постоянно побуждали Гора пробовать новые стили речи или одежды, чтобы понравиться избирателям. Едва ли не самым крупным промахом была резкая смена его поведения в ходе двух теледебатов кандидатов в президенты. На первых дебатах Гор выступал жестко и агрессивно, оперируя цифрами, словно мощная ЭВМ, и критикуя предложения своего оппонента, слабого в финансовых вопросах. На вторых (возжелав понравиться "ученым мужам", назвавшим его слишком агрессивным) он откинулся в кресле и говорил апатично, растягивая слова, как будто соглашаясь с губернатором Бушем абсолютно во всем. А тем временем его оппонент, техасский миллионер и наследник двух поколений вашингтонских лидеров, последовательно играл роль "славного парня", искреннего джентльмена-работяги, который водит грузовик и пьет то же пиво, что и вы, – образ, который избиратели нашли достаточно привлекательным. И у него хватило сообразительности не отступать от этой роли ни на шаг. В итоге его воспринимали как гораздо более честного и искреннего. Вот вам и бизнес в стиле шоу! |