Главная страница

Бизнес-в-стиле-шоу.-Маркетинг-в-культуре-впечатлений. Бернд Шмитт, Дэвид Роджерс, Карен Вроцос Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений


Скачать 1.28 Mb.
НазваниеБернд Шмитт, Дэвид Роджерс, Карен Вроцос Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений
Дата28.12.2021
Размер1.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБизнес-в-стиле-шоу.-Маркетинг-в-культуре-впечатлений.doc
ТипДокументы
#321286
страница14 из 25
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25

Глава 13 Лидерство в стиле шоу: "Зал славы"


Посмотрите на любого преуспевающего лидера в мире бизнеса, и вы увидите образ человека, который внушает доверие, указывает другим путь и заявляет о своем видении жизни. Загляните ему в душу, и вы обнаружите миф. Проанализируйте любое преуспевающее предприятие, и вы увидите этос в действии. В бизнесе в стиле шоу образ, миф и этос органично соединяются – как в самом лидере, так и в его деле.

В этой главе мы рассмотрим пять выдающихся руководителей – это наш "Зал славы", посвященный лидерству в стиле шоу, – и попытаемся усвоить их опыт. Эти пять человек – лидеры большого масштаба. Не имеет значения, появляетесь ли вы каждый вечер на национальном телевидении или только раз в год в местной торговой палате: и в том, и в другом случае вам нужно использовать одни и те же принципы бизнеса в стиле шоу. Можно найти очень любопытные и поучительные примеры из жизни менее известных лидеров, но, согласитесь, разве не интереснее анализировать биографию Уоррена Баффета? И это наш первый вывод: разговаривать о шоу-лидерах всегда очень увлекательно.

Жрица возможностей: Мэри Кей Эш


Как-нибудь, стоя в автомобильной пробке, попытайтесь пересчитать всех знаменитых миллионеров, которые достигли влияния и славы благодаря своим шоу, наделяющим возможностями других людей. Сегодня это, в первую очередь, Опра Уинфри, а вот ее предшественницей, подарившей бесчисленные возможности женщинам во всем мире, была королева косметических средств Мэри Кей Эш. Ее шоу изучают и анализируют в лучших американских школах бизнеса.

Миф Мэри Кей Эш трогает до глубины души (никогда не стоит недооценивать значение простых человеческих чувств. И силу стереотипов). Ей было 45, она недавно овдовела и была матерью троих детей. На дворе стоял 1963 год, и у нее было 5 тыс. долл. и патент на крем для ухода за кожей. С помощью, грубо говоря, "пирамиды", на самом деле – сетевого маркетинга, Мэри Кей развернула бизнес, доходы которого к 2001 году, когда она умерла, превысили миллиард долларов. Ее собственная жизнь была воплощением миссии ее компании – наделять женщин возможностями. Именно так она назвала свою вторую книгу: "Мэри Кей: У вас может быть все это" (Mary Kay: You Сап Have It All).Благодаря ее образу женщины, добившейся успеха исключительно своими силами, феминистки, дорожащей семейными ценностями, изысканно эффектной и в то же самое время такой близкой и домашней, эта похвальба казалась чем-то вроде дружеского напутствия.

Мэри Кей руководила своими служащими и продавцами так, словно они были ее собственными детьми, которых нужно было воспитывать и направлять. Таков был ее замечательный стиль, выработанный в лучших традициях бизнеса в стиле шоу. Со смелой, но женственной искренностью и материнским усердием она переосмыслила традиционные для бизнеса понятия, чтобы выразить этос своего предприятия: "P&L" означает "люди и любовь". Разумеется, это не означает, что я не думаю о прибылях и убытках. Просто я не ставлю их превыше всего"[65].

Именно здесь образ и миф становятся этосом. Эш утверждала: вас ценят потому, что вы внушаете другим мысль об их собственной значимости и побуждаете их воспроизвести вашу историю успеха в их собственных оригинальных версиях. Продавая товары Mary Kay, миллионы женщин растили детей, занимались семьей и достигали благополучия по собственному расписанию, честно и с почетом, поставляя своим потребителям качественный товар и воодушевление.

Как и надлежит в бизнесе в стиле шоу, Эш выражала корпоративный этос коротко и ясно: поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы они поступали с вами. Этим "золотым правилом", настаивала она, следует руководствоваться при принятии любого делового решения. Продуманность и основательность ее шоу состояла в том, чтобы передавать такой этос на всех уровнях, распространяя его и на публичных представлениях, и на закрытых совещаниях со служащими, консультантами (так она называла своих продавцов), коллегами и потребителями.

Нравственный язык ее шоу понятен. Успех – это больше, чем просто богатство; он требует честности и любви или, как она говорила, достижения "равновесия и гармонии с Богом, семьей, в карьере и жизни"[66]. Эта идея обрела силу, потому что сам образ действий Эш заражал окружающих энтузиазмом и энергией. Зайдите на Web-сайт Mary Kay, и вы на себе ощутите воздействие ее невероятного шоу. Обратите внимание, как образ твердости и решительности уравновешивается нежной привлекательностью розовых лепестков

Вот несколько соображений, которые стоит перенять у Мэри Кей Эш для развития вашего собственного бизнеса в стиле шоу.

• Старайтесь понять свою аудиторию и установить отношения с ней. Бизнес в стиле шоу от Мэри Кей был построен на христианских и демократических ценностях, очень привлекательных для ее целевой аудитории и отражавших подход к мотивации вне продаж: "У Бога не было времени, чтобы создавать никого – только кого-то. Я верю, что внутри каждого из нас есть Богом данные таланты, которые ждут, чтобы ими воспользовались"[67].

• Вам нужны сильные максимы (или фразы). Эш писала собственный сценарий, делая его простым, легким для цитирования и последовательным. Если вы не можете писать сами, найдите профессионального спичрайтера – работая вместе с вами, он поможет изложить вашу философию в лаконичных афоризмах, охватывающих все главные вопросы. Затем используйте эти фразы в беседах с персоналом, прессой и клиентами. Добивайтесь того, чтобы они стали реальностью.

• Очень важно повторение. Многие фразы Эш, например "золотое правило", стали мантрами в ее компании.

• Переосмыслите роль лидерства. Не думайте, что вы должны походить на людей, на чьем опыте вас учили. При всей своей проницательности и успехах в делах, Эш никогда не была заносчивой или резкой. В роли генерального директора она вела себя как обходительная, любезная и веселая хозяйка: "Если я критикую, то вставляю критику между похвалами". "Ничто так не заразительно, как оптимизм"[68].

• Помните, что образ преуспевающего лидера не однозначен и не одномерен, в нем присутствуют противоречия, привлекающие интерес, как, например, снисходительность и жесткость Мэри Кей. Разрабатывая собственное шоу лидерства, сделайте его достаточно откровенным и простым, чтобы оно было сразу узнаваемо и привлекало внимание; с другой стороны, только многоплановое и содержательное шоу способно удержать внимание потребителя.

• Не защищайтесь. Как и многие выдающиеся люди, Мэри Кей Эш всегда была объектом насмешек и критики. Но она никогда не тревожилась об этом – и это тоже было частью ее образа (леди не снисходят до того, чтобы обращать внимание на неподобающие манеры). Некоторые шоу-лидеры предпочитали другую тактику: они присоединялись к насмешникам. Возьмите Джека Уэлша; в его книге есть глава "Влюблен в себя" (Too Full of Myself), где он с юмором отчитывает себя за страсть к приобретениям.

• Сдерживайте свое себялюбие. Учитесь у того, кто завоевал расположение американских любителей бургеров, постоянно подшучивая над собой, – что, кстати, всегда представляет человека в выгодном свете. Таким был Дэйв Томас, наш следующий герой.

Прямодушный любитель гамбургеров: Дэйв Томас


Опрос, проведенный компанией Wendy's показал, что 90% американцев знают Томаса как основателя Wendy's и 70% воздают должное этому имени. Его образ привлекателен едва ли не для всех опрошенных людей. И любой, кому он известен, сразу поймет, какие преимущества бизнеса в стиле шоу дарит несерьезное отношение к себе. Насмешки и шутки над собственной персоной помогут без лишних слов внушить, что вы честны и трезво смотрите на вещи, что вы похожи на своих потребителей. По данным психологических исследований, мы склонны доверять людям, которые могут откровенно шутить над собой, потому что подсознательно чувствуем, что они не обманываются на свой счет и не тешатся своим мнимым совершенством.

Давайте рассмотрим миф и этос, воплощенные в личности Дэйва Томаса. Живая легенда в мире рекламы, Дэйв Томас провел самую длительную рекламную кампанию на телевидении, основанную на образе. Комичный и немного растерянный, в дурацких рубашках в цветочек и старомодных галстуках, он улыбался, словно говоря: "Да, я знаю, что я старомоден. И мои наивные взгляды тоже старомодны, и поэтому, когда бы вы ни пришли в Wendy's, вы всегда сможете хорошо поесть, за небольшие деньги и в приятной атмосфере".

Как и Мэри Кей Эш, которой он восторгался, Дэйв Томас выполнил свое обещание ценить и уважать как потребителей, так и служащих. Его образ словно помещал его на тот же уровень, где были они – не выше. Его миф придавал образу объемность: Томас многого добился, начав очень скромно. Его, сироту, взяли в семью, но к пяти годам он потерял и приемную мать; две его мачехи умерли одна за другой, когда ему не было и десяти. Его отец, человек молчаливый, был разнорабочим; он часто переезжал с места на место в поисках работы. В 16 лет Томасу надоел кочевой образ жизни, и он обосновался в Коламбусе. Он работал в нескольких закусочных быстрого питания и встретил там по-настоящему хороших учителей. В 1969 году он открыл свой первый ресторан и назвал его в честь дочери – Wendy's.

Миф Wendy's начинается в популярном жанре квеста (поисков): по всей видимости, Томас не мог найти в Коламбусе приличного заведения, предлагающего гамбургеры, вот ему и пришлось его построить. Это также миф об уважении к мудрости старших. История гласит, что единственным человеком, с кем Томас был близок в детстве и кто послужил для него главным примером для подражания, была его бабушка. Он основал свой бизнес, поверив в ее мудрые слова: "Упорный труд полезен для души" и "Не срезай углов"[69]. Символично, что эта идея словно отражается в гамбургерах Wendy's – они прямоугольные. И это замечательно: сам вид товара служит напоминанием о мифе Томаса и этосе Wendy's.

Вам не найти образа лидера, более откровенного и прямодушного, чем "Дэйв". Миф Дэйва Томаса – это также основа и источник воплощаемых им этоса лидерства и принципов обслуживания. Дэйву никогда не нравился безличный многоуровневый менеджмент в бизнесе. По его словам, когда он еще мальчиком работал в закусочной, как-то раз хозяин заведения принес ведро и принялся мыть полы. Благодаря этому эпизоду Томас придумал "подход со шваброй и ведром" – им он описывал практичных, непритязательных руководителей, вкладывающих душу в привлечение и удержание клиентов. Основатель третьей в мире по величине сети ресторанов, высказывая свое мнение, начинал со слов: "Я всего лишь делаю гамбургеры, но…". Так скромно Томас заслужил уважение и очень емко выразил зтос Wendy's.

Частью мифа Дэйва Томаса было и ощущение, будто его заставили стать знаменитым. Как рассказывал об этом сам Томас, долгие годы он стыдился своего детства и до конца 1980-х никогда не говорил о нем. Но в одном своем выступлении перед группой менеджеров Wendy's, чтобы побудить их к действию, он сослался на свою историю, подчеркивая, что скромное происхождение не препятствует успеху. Один из служащих убедил его не скрывать этих обстоятельств. Так началось участие Томаса в пропаганде усыновления, за которое ему публично высказали благодарность сенат США и президент Джордж Буш-старший.

Когда Томас умер, то, чтобы отдать дань уважения, перед зданием, где происходила церемония прощания, выстроились тысячи служащих, поклонников и друзей. С той же целью тысячи людей выстроились в закусочных Wendy's, так что продажи по всей стране в этот день были огромны, а доходы Wendy's International Inc. за квартал возросли на 10%[70]. Федерация рекламного дела Коламбуса, "родного" города Wendy's, провела выставку его рекламы за 13 лет работы компании, показав все 800 рекламных роликов.

Вот несколько уроков от Дэйва.

• Расскажите клиентам о вашем этосе. С помощью лидерства в стиле шоу Томас сообщал миллионам потребителей и собственным служащим об этосе Wendy's – "подходе со шваброй и ведром", т.е. непритязательном, но качественном обслуживании.

• Изучайте свою аудиторию и завязывайте отношения с нею. Томас относился к своим служащим как к "поварам, готовящим гамбургеры", а своих потребителей считал людьми, которым нужен приличный гамбургер. Если вы не принадлежите к той же социальной, культурной или экономической группе, что и ваша аудитория, изучайте ее, прислушивайтесь к ней, учитесь у нее, смотрите, что у вас может быть общего.

• Краткость – сестра таланта. Легко запоминающиеся поговорки Томаса – "подход со шваброй и ведром" или "не срезайте углов" – подытоживали одновременно его образ, миф и этос. Пускай ваши слова будут краткими, запоминающимися и выразительными.

• Не бойтесь быть звездой. Вы киногеничны? Хорошо смотритесь на экране? Проверьте. Дэйв смотрелся в эфире великолепно. Или, быть может, у вас замечательный голос? Поставьте его и воспользуйтесь им – по телефону, через Web-аудио, на заседаниях и встречах. Что в вас есть примечательного и незаурядного? Исследуйте свои личные качества и подумайте, как найти им применение.

"Плохой парень" на подиуме: Шон "Паффи" Кумбз


Вам не нужно быть благодетелем человечества или твердым как скала, чтобы обладать крепким и внушительным этосом. Взгляните на Шона "Паффи"[71] Кумбза, или P. Diddy, или как он еще будет называть себя к тому времени, когда вы возьмете в руки эту книгу. Образ Кумбза – это незаконченная картина. Ему еще нет сорока, но он стоит около 300 млн. долл., и у него великолепное шоу, где соседствуют гетто и шик, завсегдатаи вечеринок и неисправимые трудоголики. В последнее время этот торжествующий авантюрист из кожи вон лез, чтобы изменить свой образ и вывернуть собственный миф наизнанку – когда пресса полагала, что уже раскусила его. Его новый образ привлек внимание публики, как и новый дух эпохи "хорошего парня", последовавшей за крахом Enron: приличное поведение скова вошло в моду.

Первоначальный образ Кумбза – ловкач-гангстер и "знаменитость из гетто" (его манера одеваться положила начало целому направлению в моде). Начинал он как рэп-продюсер, который появлялся в качестве "гостя" на видеоклипах своих исполнителей; затем он сам стал звездой рэпа, сколачивая в то же время свою бизнес-империю, куда вошли также издательство, сеть ресторанов и линия одежды Sean Jean.

Хотя Кумбз выдает себя за закоренелого гангстера, на самом деле он рос в пригороде, учился в католической школе и был служкой, оттачивая свое мастерство игры на зрелищных церковных службах. Есть и другие факты, не включенные в его миф. Он родился в Гарлеме, но когда ему было всего три года, мать перевезла семью в пригород Нью-Йорка – после того как убили его отца. Свое первое дело открыл в 12 лет, распределив свой участок доставки прессы между другими мальчиками. Он посещал престижный колледж для чернокожих в Университете Ховарда и был весьма популярен в кампусе благодаря предпринимательским талантам и умению устраивать вечеринки. Кумбз попал на стажировку в компанию звукозаписи Arista Records, где ему впоследствии поручили руководство собственной студией – и это в 24 года. Он назвал ее Bad Boy[72] ("Плохой парень") и принялся играть эту роль, привлекая внимание прессы и добиваясь положения суперзвезды.

Образ у него был порочный и скандальный, почти бандитский. Он выставлял напоказ свое богатство, нося бриллианты и меха и разъезжая с девицами в роскошном Bentley. Организаторские способности Кумбз сочетал с шоу лидерства, основанным на поведении аутсайдера; он предпочитал записывать многообещающих артистов, стал образцом и знатоком моды и стиля, ставил великолепные концерты.

Его деловые таланты принесли ему уважение коллег и артистов. Но в то время как коллеги рассказывали о нем как о трудоголике, добивающемся совершенства в работе и проводящем в студии долгие часы, его собственным кредо, казалось, было веселиться, как в последний день, – манера, очень подходящая для гангстера. На вершине славы в образе "плохого парня" Кумбз потратил 60 тыс. долл. на вечеринку в свой 29-й день рождения, устроенную в шикарном ресторане Cipriani в центре Нью-Йорка, и даже такие знаменитости, как Сара Фергюсон и Мухаммед Али, были готовы встать в очередь, чтобы попасть туда. О его грубых выходках регулярно писала бульварная пресса; Кумбз, по мнению многих, терроризировал своего коллегу-продюсера, позволившего себе показать его в непривлекательном виде в рэповом видеоклипе. У него два сына от разных женщин, на которых он не был женат. Когда его друг, артист Notorious B.I.G., известный рэппер, был убит, Министерство юстиции США начало расследование, подозревая Кумбза в преступной деятельности. Однако никаких доказательств найти не удалось. Критики ворчали, что он позорит свою расу, "увековечивая" имидж агрессивного и безрассудного парня из гетто, но их протесты лишь принесли ему еще большую, хотя и не самую лучшую славу. Все это прибавилось к его мифу. Он встречался с суперзвездой Дженнифер Лопес. Его линия одежды стала еще одним нюансом роли "плохого парня". Впервые за долгие годы мужская мода перестала быть скучной, а стала острой и сексуальной.

А потом игра в блестящего гангстера довела его до тюрьмы. В 1999 году в одном из самых модных ночных клубов Нью-Йорка кто-то вытащил пистолет и застрелил человека, – а "Паффи" был в гуще потасовки. Хотя его и не обвиняли в этом убийстве, но арестовали и привлекли к суду за владение оружием и дачу взятки.

Это вновь подтвердило миф о нем как о закоренелом преступнике. Он бравировал и рисовался, как никогда ранее. Его процесс совпал с "Нью-йоркской неделей моды", и в разгар суда над ним, когда было еще неясно, каков окажется приговор, его выпустили под залог в 30 тыс. долл., а он устроил шоу-феерию моды стоимостью 1 млн. долл. Это шоу, названное "Революцией", было поставлено за несколько кварталов от места преступления. Кумбз "оркестровал" постановку, в которой снимки Мартина Лютера Кинга и расовых беспорядков чередовались с громадными фото Дженнифер Лопес, и все это служило задником для показа коричневых мужчин-моделей, важно вышагивающих по подиуму в норковых мехах, роскошной замше и бриллиантовых ожерельях.

Хотя судья приказал Кумбзу молчать, он воспротивился этому по-своему, процитировав чернокожую поэтессу Майю Эйнджело, чтобы заявить о своей невиновности: "Вы можете вписать меня в историю своей мучительною извитою ложью… Вы можете и в грязь меня втоптать, но, словно пыль, я поднимусь". Эти слова заполнили экран при закрытии шоу, когда Кумбз перебежал через сцену, чтобы обнять свою мать, облаченную в соболя, и сына, затем показал обеими руками знаки победы и снова убежал со сцены.

Кумбз был оправдан. Прошло немного времени, и его шоу приняло новый оборот.

Через год после оправдательного приговора Кумбз стал выглядеть как возмужавший, взрослый человек, скорее вежливый, чем развязный. Этот многообещающий образ помог ему расчистить дорогу для записи альбома церковной музыки, и в то же время Шон стал играть в фильмах, которые были благосклонно встречены критиками. Он рассказывал репортерам об ошибках молодости и о том, как он взрослеет; о желании воспользоваться своим влиянием, чтобы способствовать переменам к лучшему, о том, что он глубоко верующий человек и очень старается быть хорошим отцом. Даже его мода стала более джентльменской, элегантной и строгой – почти британской.

Но хотя взгляды и рекламное сообщение Кумбза изменились, а миф теперь гласил о его новом этосе, образ Шона излучал все ту же поразительную, привлекающую толпу наглость. В эти дни Кумбз привлекал внимание прессы, скорее, потому, что сравнивал себя с христианскими апостолами, святыми и пророками. Но, словно и этого было недостаточно, он продолжает открыто развлекаться на вечеринках, а недавно выкупил у Arista Records половину Bad Boy Entertainment, так что теперь он и в самом деле сможет ставить собственное шоу.

Щеголяя своим образом жизни, похожим на бесконечную вечеринку, но необходимым, чтобы удержать аудиторию "продвинутой" молодежи и сохранить свою притягательность вместе с другими знаменитостями, которых он хотел бы видеть среди своих друзей, Кумбз занимался бизнесом с истинным мастерством. Его неослабевающее внимание к деловым вопросам, творческое усердие и артистическое новаторство снискали ему расположение исполнителей и коллег, а также уважение в музыкальной индустрии, распространившееся и на другие области бизнеса, когда Кумбз занялся расширением бренда. Кумбз всегда был неоднозначным человеком – с глубинами, о существовании которых знали лишь те, кто работал вместе с ним. У него можно поучиться следующему:

• Пусть за вас говорит ваш образ жизни. Нужно, чтобы ваша жизнь вне офиса отражала тот стиль, который должна воплощать и представлять ваша компания. В противном случае вам не удастся выглядеть неподдельно, и публика никогда вам не поверит.

• Кажитесь опасным, но не будьте опасны для своего дела. Хотя Кумбз представлял из себя гангстера и питал эту фантазию своей одеждой и скандальными выходками, бизнес его совершенно легален, а его приверженность юридическим и финансовым нормам неоспорима. Вы можете заставить свою публику трепетать, изображая, будто балансируете на краю пропасти, но убедитесь, что твердо знаете, где черта, и что ваш бизнес ее не переступает.

• Будьте всем, чем только можете. Не ограничивайтесь одной линией, не останавливайтесь на одном образе. Разумеется, для лидерства в стиле шоу необходима последовательность (в деловых вопросах Кумбз очень последователен), но не замыкайтесь в роли, которую можете перерасти.

• Работайте над своим мифом. Его нельзя просто выставить напоказ и откинуться в кресле. Добавьте новый поворот сюжета, чуть драматизма. Когда Кумбз заявляет, что нашел время для религии, он применяет старейший драматический элемент в литературе: обращение к вере. Мифы об обращении имеют большую силу соблазна.

• Бизнес в стиле шоу играет огромную роль, но одного его недостаточно. Будьте чем-то большим, чем ваш миф.

Неприметный и таинственный: Уоррен Баффет


Уоррена Баффета многие считают величайшим инвестором XX века, а его имя стало синонимом этоса инвестирования, известного во всем мире: платите разумную цену за акции компаний, в делах которых сможете разобраться, компаний надежных, финансово устойчивых и достаточно конкурентоспособных, а затем старайтесь удержать эти акции при подъемах и спадах на рынке. Действуйте рассудительно, рационально, а не эмоционально, будьте дисциплинированны и терпеливы. От себя добавим: будьте загадкой.

Баффет – это противоположность скандальным инвесторам-авантюристам, поднимающим цены на акции на опасную высоту. Это вовсе не значит, что его образу не хватает страстности. Принципы Баффета кажутся очень прагматичными, но образ окружен тайной. Названный "Серебряным лисом"[73] инвестирования, Уоррен Баффет наслаждается хитроумной игрой, скрывая свои намерения и преподнося миру сюрпризы – как в 1998 году, когда он завладел 16% мирового рынка серебра. Этот шаг противоречил его собственной предполагаемой философии, а цены на серебро подскочили до небес.

Баффет избегает прессы, словно отшельник-гуру. Этот мудрец из Омахи скромно живет в обыкновенном доме рядом со своим офисом. И с сильными мира сего предпочитает встречаться в маленьком тесном кругу. Даже штат его офиса на удивление мал – в нем работает от восьми до двенадцати сотрудников. За исключением ежегодных собраний своей компании, Баффет почти не появляется на публике.

Поэтому раз в году его публика к нему приходит сама. Только Баффет мог превратить Омаху в Мекку для 10 тысяч акционеров, ежегодно стекающихся в Berkshire Hathaway. Он называет это Вудстоком для капиталистов. Как настоящий Волшебник из страны Оз, он появляется только в своей штаб-квартире, но знает, что к нему прислушивается весь мир. На собрании акционеров в мае 2002 года он использовал сцену в Омахе, чтобы осудить мошенническую практику ведения отчетности в США. На закрытии, несмотря на свое отвращение к корпоративной Америке, Баффет сказал, что не припомнит случая, когда бы он так веселился. Затем он и его неизменный друг, компаньон Berkshire Чарли Мангер, с достоинством выдержали шестичасовой раунд вопросов.

Мангер – еще один элемент бизнеса в стиле шоу Баффета. Более доступный и больше похожий на обычного человека, он великолепно оттеняет притягательность Баффета; к тому же выполняет функции заместителя, так что сам Серебряный лис редко появляется на публике.

Но как же, не общаясь с прессой, можно рассказать о своем этосе? Очень просто – в письменном виде. Один преподаватель юридического факультета собрал доклады, которые Баффет сделал перед своими акционерами в качестве председателя правления. В этих причудливых докладах Баффет упоминает о пристрастиях Ральфа Уолдо Эмерсона, американского философа-трансценденталиста, отстаивавшего независимость мысли и духа. Другой его любимый автор – Марк Твен, на которого он походит своими сатирическими рассказами и остротами. О крупных корпорациях, контролируемых Berkshire Hathaway, Баффет говорит: "Мы делегируем полномочия почти до отказа"[74]. О преклонном возрасте он замечает: "На этом игровом поле седина не особенно мешает: чтобы управлять деньгами, хорошая координация рук и глаз или тонус мышц не нужны (хвала Небу)"[75]

Каков личный миф Баффета? Он вынудил прессу охотиться за ним. И она охотилась, пытаясь объяснить его затворничество и трудоголизм. В недавней (неавторизованной, разумеется) биографии Баффета рассказывается, что в 1931 году его отец, биржевой маклер, потерял все, и Баффет – чтобы избежать внезапных вспышек гнева своей матери – уединился в мире цифр и денег. Он создал свое дело и продал его еще до того, как ему исполнилось 17 дет. Будучи подростком, он в течение двух лет посещал Уортонскую школу бизнеса, а потом учился в Колумбийской школе бизнеса под руководством гуру инвестирования Бенджамина Грэхема. Даже свою благотворительность Баффет скрывал. Он сторонился большой филантропии (и поэтому его обвиняли в скаредности), но говорил, что оставит свои богатства гигантскому новому фонду, описанному в его завещании. Каждый раз, когда акции Berkshire Hathaway падают в цене, пресса немедленно принимается сплетничать о том, что удача отвернулась от Баффета. Но она все не отворачивается, отчасти, возможно, потому, что Berkshire держится на непоколебимой вере инвесторов в Баффета.

Что до самого Баффета, то слухи об его болезни в феврале 2000 года низвергли акции Berkshire, и это произвело небывалый эффект: пришлось публиковать официальные отчеты о состоянии здоровья Баффета. Цитировали его слова о том, что он уйдет в отставку только лет через десять после смерти. Это заявление гораздо более правдоподобно, чем кажется на первый взгляд. Мангер – "правая рука" Баффета, его возможный преемник – не понаслышке знаком с принципами бизнеса в стиле шоу Серебряного лиса.

Уоррен Баффет может научить нас следующему:

• Если ваш миф достаточно известен и правдоподобен, он поможет защитить ваш бизнес от экономических бурь. Это доказывает пример Berkshire: много вложив в страховую компанию, она менее других пострадала от удара 11 сентября 2001 года, поразившего всю страховую отрасль.

• Чтобы господствовать над аудиторией, не обязательно громко кричать, а вот пухлый бумажник не помешает. (Между прочим, поговаривают, что Баффет однажды собрал тысячи долларов на благотворительные цели, выставив на аукцион свой бумажник. Правда, что в нем было, доподлинно не известно.)

• Найдите своего Мангера, особенно если вы хотите стать шоу-лидером, который избегает средств массовой информации. Выберите кого-нибудь – женщину или мужчину, – кто станет вашим другом, доверенным лицом, вашей правой рукой. Выбирайте тщательно. Во многих случаях этому человеку придется "обстряпывать дела" и быть вашим неофициальным представителем. Он должен быть скромным и совершенно надежным. Его масштаб и компетентность существенно важны не только для вашего бизнеса, но и для того, чтобы усилить вашу ауру; пусть все знают, что есть доверенный коллега, близкий вам по духу или по влиянию, пользующийся вашей благосклонностью и знающий ваши мысли. Кроме того, Чарли Мангер способствует убежденности акционеров в том, что Berkshire Hathaway будет господствовать, даже если с Баффетом что-то случится.

• Если вы уже известны, попытайтесь реже появляться на людях: чем труднее получить к человеку доступ, тем выше это ценится. Немного уединения, и ваше присутствие будут ценить гораздо больше (но не слишком удаляйтесь, потому что, как гласит народная мудрость, с глаз долой – из сердца вон).

Человек действия, человек эпохи Возрождения: Ларри Эллисон


Крах Enron и WorldCom наделал много шума в СМИ. Нас пытались убедить в том, что алчность умерла. Но мы надеемся, что вы не поспешили купить цветы на ее похороны. Хотя многие из сильнейших пали, их вина была не в любви к деньгам, а в методах ведения бизнеса, в заносчивости и коварстве.

Растратчики не выйдут из моды. Нарциссисты вернутся, что бы ни говорили моралисты в мире бизнеса. Потому что, как известно психологам, они привлекательны, даже когда их эго внушает отвращение. Возьмите Ларри Эллисона, знаменитого лидера, которому безразлично, кого он задевает. Этос его прост. Забудьте о том, чтобы давать возможности другим, не ищите похожих на вас, забудьте даже о ценностях. Вместо этого будьте крупнейшим и величайшим, самым вульгарным в своем самовозвеличивании. Это этос с высоким содержанием тестостерона: завоевывайте, и мир уступит вашему превосходству.

У Ларри Эллисона, основателя и президента компании Oracle (производителя реляционных баз данных) – невероятный образ и невероятный бизнес в стиле шоу. Он демострирует превосходство свое и своего бизнеса, как будто это одно и то же. Но, конечно, не один только глас Эллисона и не его самоуверенность приносят Oracle прибыли. Это еще техническое мастерство, находчивость предпринимателя, выдающаяся координация всех своих действии и инициативность. Но именно этот образ и принципы помогли его команде добиться успеха. Как писал журнал Fortune, Эллисон – "мастер сплотить войско"[76]. Все, кто знает, как действует Эллисон, подчеркивают его превосходный стиль и поразительную неукротимую силу. Узнав, что он будет выступать на конференции, люди часами стоят в очереди в зал. Его выход обставляют будто в рок-опере, со звуками и вспыхивающими огнями; как у Спилберга, только еще ярче. Зрительный зал трепещет, сверкают гигантские экраны, чувства напряжены до предела, и вот – шагает он, шестифутовый колосс, а с флангов – его начальники штабов, одетые во все черное, Он – командующий ударными войсками «революции информационных технологий».

Это часть мифа его лидерства в стиле шоу. Известный скорой расправой над руководителями, не соответствующими его требованиям, Эллисон подчеркивает могущество ожидания, благоговения и страха. Этос Эллисона, безжалостный к противникам, имеет свойство излучать агрессивный и деятельный оптимизм. "Его великая сила, – подытоживает Дэйв Ру, бывший руководитель отдела развития в Oracle, – в том, что он заставляет исключительных служащих делать невозможное"[77]. А достигает он этого, сам будучи невероятен. Этос Oracle – непоколебимая мужественность – прибавляет адреналина всякому. Особенно в экономике, полной неожиданностей.

У каждого из наших шоу-лидеров наружность и манера одеваться в какой-то мере раскрывают их образ. Фотографии Эллисона часто появляются на страницах газет и журналов: пристальный взгляд, аккуратная борода, атлетическое сложение сильного, худощавого тела шести футов роста; однотонный костюм серого или коричневого оттенков, надетый на темный свитер под горло или рубашку с высоким воротом. Непритязательная простота одежды выражает нечто большее, чем личный вкус, она передает этос Эллисона, воплощая его победную деловую философию простоты.

Рекламное сообщение: приобретайте интегрированные системы Oracle, и пусть Простота преобразует ваш бизнес (вместо того, чтобы понемногу тратить на IBM миллионы, а потом тестировать и пытаться совместить оптимальное программное обеспечение). Одежда Эллисона подобна его системам: хорошо скроенная и подогнанная, аккуратная, скромная до строгости. Никаких вычурных излишеств, никакой суеты отвлекающих цветов или рисунка. Нет даже галстука, усложняющего костюм. Его спокойствие выражает силу, непринужденный поток энергии.

В мифе этого образа есть элемент трагедии. Эллисон никогда не знал своего родного отца, а мать видел лишь однажды. Добившись всего своими силами, Эллисон пленяется занятиями, граничащими с самоубийством. До него большинство генеральных директоров вели преимущественно спокойный, сидячий образ жизни. Эллисон принес в отрасль реляционных баз данных сумасбродство, создавая новые легенды о своих приключениях в открытом море.

Миф о человеке действия, превративший его во всемирную знаменитость, начался, когда он и его 24-метровая яхта "Сайонара" выжили и победили в смертельной регате от Сиднея до Хобарта в 1999 году. Возможно, вы помните сводки новостей об этом дьявольском шторме. Ураган ударил по 115 яхтам мирового класса, отошедшим от берегов Австралии. Только 44 судна смогли пройти по намеченному курсу. Пять потонули. Шестеро первоклассных мореходов погибли. Выпуски новостей во всем мире пестрели сообщениями о трагедии. Эллисон остался невредим. И, как всегда, немногословен: "Это не то, чего обычно ждут от гонок"[78].

Несколько недель спустя, в сан-францисском яхт-клубе Св. Франциска Американский Красный крест собирал деньги для семей утонувших моряков, и Эллисон поделился с гостями своими впечатлениями. Собравшиеся энтузиасты-яхтсмены изумлялись, слыша, как он описывал силу бури, точно указывал угол и высоту убийственных волн, и по-гомеровски перечислял паруса и части яхты, сокрушенные ураганом.

Он рассказал, как "Сайонара" вышла из "ока урагана" и носилась по вздымающимся волнам, по несколько секунд проводя в свободном падении; при этом членов команды подбрасывало в воздух, затем они обрушивались на палубу. Весь экипаж выжил, хотя и получил значительные травмы, в том числе переломы стоп, коленей и ребер. Эллисон провел три дня без пищи, а последний день – даже без воды.

Но неустрашимый Эллисон вновь финансировал судно в соревнованиях Кубка Америки 2003 года, и, как сообщается, потратил более 85 млн. долл. на новый корабль. (Подробнее об этом можно прочесть на www.oracleracing.com.)

В этом и состоит этос Эллисона – ринуться в соревнование и победить. А ядро его мифа, образа и этоса таково: Эллисон – необыкновенный шоумен, потому что его искусство кажется безыскусным. Его безыскусность воплощается в простоте интегрированных систем Oracle.

У него мы можем поучиться следующему:

• Не напрягайтесь. В эпоху Возрождения в Италии встречалась такого рода одаренность, которую называли sprezzatura; ее считали самым ценным качеством придворного. Sprezzatura означала блеск и мужество, которые выглядели как легкое, непринужденное превосходство. Sprezzatura внушала нечто большее, чем простое уважение, она вызывала удивление. Мы живем в другие времена, с иными ценностями, но среди нас тоже есть мужчины и женщины эпохи Возрождения, производящие впечатление непринужденного превосходства.[79]

• Будьте притягательны. Говорят, что власть – сильнейшее приворотное зелье. Мы бы добавили: известность тоже. В самом деле, известность дарует власть (хотя власть – не обязательное условие для известности). Известность приходит из такого стиля бизнеса в стиле шоу, которому нельзя научить. Она предполагает некую непостижимую харизму, способность удивить и очаровать окружающих.

• Будьте неподражаемы.

Опасности и риски лидерства в стиле шоу


Свои опасности, естественно, существуют и в лидерстве в стиле шоу. Руководитель, который оказывает сильное воздействие на мнение и впечатления внутренней и внешней аудитории, может принести своей компании как большую пользу, так и большое зло. Поэтому игнорировать потенциальные проблемы очень опасно. Речь идет, в первую очередь, о преемниках, об изменении культурного климата и о внутреннем враге – непомерном эго.

Вопрос о преемниках


Если бизнес зависит от руководителя, то что будет, если этот руководитель перейдет на другое место, уйдет в отставку или умрет? Разные шоу предполагают разные ответы на вопрос о преемственности.

Если стиль работы руководителя укрепляет принципы и этос вашей компании, они не обязательно будут утрачены с его уходом. Пример – Мэри Кен Эш: она выработала этос, который пережил ее, предоставляла возможности и распределяла полномочия так, что особого беспокойства вопрос о преемственности не вызвал.

Хороший бизнес в стиле шоу помогает готовиться к проблеме преемственности. Еще один пример – Wendy's. В период, когда умер Дэйв Томас, компания Wendy's пережила не одно внутреннее потрясение. В течение шести лет один за другим умерли три ведущих руководителя компании, которые рассматривались как его вероятные преемники. В таких условиях был возможен кризис преемственности и упадок. Но принципы Дэйва укоренились уже так глубоко, что нашелся еще один практичный малый, разделявший подход "со шваброй и ведром"; он принял компанию и повел ее "по пути Дэйва", Это случай, когда бизнес в стиле шоу использовался для создания бессмертного этоса.

Но что, если шоу настолько связано с образом, что даже рекламная кампания не может обойтись без фотографии лидера? Когда Дэйв Томас умер (в январе 2002 года), рекламу и рекламные материалы, где изображался Дэйв, сразу изъяли. Но его образ был настолько важен и привычен, что и потребителям, и служащим ресторанов Wendy's, и управляющим не хватало привычных больших, в натуральную величину, портретов Дэйва. Им разрешили вернуть все на свои места. Отыскивая красивое решение, агентство Wendy's, Bates USA воскресило Дэйва со слоганом, провозглашающим, что еда приготовлена "по способу Дэйва". Не найдя подходящего члена семьи Дэйва, который мог бы заменить его в рекламной кампании, Bates использовала образ города, где он жил, как "места, где все лучше", и где гамбургеры готовят "по способу Дэйва". Таким образом, воплощением этоса стал город. (Недавно компания Wendy's отказалась от услуг Bates и перешла к McCann-Erickson World Group, по всей видимости, из-за того, что большое слияние Bates угрожало переменами в привлечении средств массовой информации и планировании. Пришлось ли Wendy's искать принципы "со шваброй и ведром" где-то еще?)

Но что, если шоу-лидер не такой уж славный персонаж? Что произойдет, если руководитель вашего дела ззанимает заметную позицию и привлекает общее внимание, а затем внезапно начинаются неприятности, о нем идет дурная слава, разгорается скандал – вы можете так рисковать? Лидерство в стиле шоу иногда влечет за собой потрясения курса ваших акций, вызванные скандалами в желтой прессе, но коммуникация, играющая в бизнесе в стиле шоу ключевую роль, должна остаться правилом. Молчание покажется признанием своей вины. Ложь еще хуже (как убедились Марта Стюарт[80] и Билл Клинтон). Но если шоу-лидер в трудные времена обращается к своей аудитории так, как это сделал "Паффи" Кумбз, а не прячется за адвокатов, то шансов спасти лицо и свой бизнес у него будет гораздо больше.

Перемены в культуре


В каждую эпоху существуют знаменитые лидеры, которым не хватает совести, морали или даже способностей; лидеры, обладающие, скорее, властью и личностью, чем подлинными знаниями. Начало нынешнего столетия было отмечено разоблачением множества из них. Среди благочестивых журналистов внезапно распространились репрессивные настроения, и они накинулись на компании, приложившие руку к неоправданно стремительным повышениям по службе и "взвинчиванию" курса акций. Ясно, что в "звездной" системе многое было нечестным и неправильным, например незаконная практика ведения отчетности.

Безнравственные и коррупционные практики несовместимы с бизнесом в стиле шоу. Но смелость лидера и готовность пойти на риск не будут отвергнуты вместе с грехами 1990-х годов. Публике нравится независимая личность, бунтарь, шоумен. Эти образы слишком глубоко проникли в американскую культуру, чтобы их можно было изгнать. Но иногда их нужно скрывать.

Кумбз лидировал в этой игре, перестраиваясь и изменяясь еще до того, как на него обрушилось бремя ответственности за противозаконные поступки. Для каждой корпорации или культурной среды, очевидно, лучше подходят те или иные типы образов. Как ни странно, личность, наиболее привлекательная для бизнеса в стиле шоу, вероятнее всего, столкнется с наибольшими трудностями при постановке определенных типов шоу.

Когда эго становится больше, чем бизнес


По мнению некоторых бизнес-психологов, нарциссисты, которые любят ставить шоу, будут хорошими лидерами, главным образом, во времена крутых перемен. У них есть эго, чтобы двигаться вперед в неясных обстоятельствах. Их самообожание вдохновляет других следовать за ними. Но они также склонны к экспании и паранойе, неспособны прислушиваться к критике и слишком уж расположены верить, что их собственные призрачные планы представляют реальный мир.

В своей книге о руководителях корпорации США "От хорошего к великому" Джим Коллинз доказывает, что скромные лидеры успешнее справляются с перестройкой в компании, потому что они – не хвастливые выскочки. Они знают свои компании и способны слышать других людей. Разумеется, эта формула для хорошего лидерства в стиле шоу обязательна: придерживайтесь своих деловых принципов, исследуйте свою компанию и учитесь, слушая. Однако это не означает, что все должно быть таким мрачно-серьезным. Давайте немного развлечемся.

Допустим, вы нарциссист (если чтение всего этого вызывает у вас страх и защитную реакцию, вероятно, это так и есть), – обратитесь за помощью. Найдите хорошего врача, работающего с бизнесменами, такого как Маршал Голдсмит, например. Голдсмит убеждает генеральных директоров прислушиваться к критике их поведения со стороны коллег и служащих. Затем он помогает им изменить не себя самих (оставляя анализ чувств традиционным психологам), а свое поведение и их восприятие другими.

Голдсмит – хороший психолог, использующий в своей деятельности бизнес в стиле шоу. Поскольку его метод предполагает постоянную обратную связь со служащими, само лечение превращается в шоу, имеющее своей целью сплотить всех сотрудников вокруг усилий генерального директора стать, наконец, лучше. Совершенствование генерального директора делается предметом сплетен и даже сюжетом мифа. Это сплачивает вашу команду и укрепляет командный дух.

От организации к культуре в целом


На примерах выдающихся шоу-лидеров мы видим как образ, миф и этос могут применяться в шоу, воздействующем на всю организацию и на внешнюю аудиторию.

Но бизнес в стиле шоу вообще и лидерство в стиле шоу в частности можно найти не только в отдельных организациях. Они преобразуют целые отрасли и воздействуют на культуру вообще. В заключительной части этой книги мы сосредоточимся на трех примерах, показывающих, как бизнес в стиле шоу способствует формированию культуры впечатлений.

Часть IV Бизнес в стиле шоу и культура впечатлений


В завершающей части книги мы расскажем о том, как бизнес в стиле шоу влияет на отдельные организации отрасли и культуру в целом.

Мы начнем с империи бизнеса в стиле шоу, с Лас-Вегаса, и покажем, как этот город, состоящий из множественных шоу, превратился в замечательное самодостаточное впечатление (глава 14).

Затем мы обратимся к кулинарной отрасли и впечатлениям, создаваемым артистами эстрады, [...] шоу и тематическими ресторанами (глава 15).

В завершение мы исследуем, как бизнес в стиле шоу проникает в область искусств и преобразует художественные выставки, музеи и роль архитектуры в целим (глава 16).

Таким образом, в этой части мы убедимся, что бизнес в стиле шоу разрушает стереотипы, низвергает [...], привносит живость и зрелищность во множество отраслей. Чтобы ни выставили на продажу, публика должна участвовать в увлекательном шоу.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


написать администратору сайта