Историческая тема в искусстве. Историческая тема в искусстве.. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей
Скачать 20.77 Kb.
|
Историческая тема в искусстве. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей. - Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Создать картину посвящённую страницам истории, невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. Художнику необходимо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд. В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни. Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника очень широко и многогранно. Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановимся на трёх, наиболее значительных его картинах: «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове», «Утро Стрелецкой казни». Василий Иванович Суриков родом из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцу казаки. Талант и упорство привели его из Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью. Художник создаёт выразительные исторические полотна, делая народ основным героем своих произведений. Начнём знакомство с некоторыми из его произведений. …Конец XVII века в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. И жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром 1, который обернулся казнью более1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени. Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнётся казнь. Суриков тонко передаёт душевное состояние приговорённых к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени. В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения. Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. Этот человек с ненавистью и внутренней убеждённостью смотрит на своего врага – царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов непримиримость столкнувшихся сил. Сумрак раннего утра, в котором ещё виден свет горящих свечей, создаёт образ трудного, мучительного рождения нового дня. А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей? В картине «Меньшиков в Берёзове» изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека - Меньшиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества. Сподвижник Петра 1 светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, фактически правитель Российского государства при Екатерине 1, попал в опалу при императоре Петре 2, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Берёзово. Кажется, что тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меньшикова, не сломили его, а ещё более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижения, скованность, безысходность. Художник изобразил Меньшикова с орлиным носом, нахмуренными бровями, резко очерченными чертами лица. Фигура огромна и величественна. Кажется, он встанет – рухнет потолок, сломается «клетка», в которой он заперт. «Пленный орёл» так назвал эту картину художник М. А. Волошин. Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене каждый погружён в свои мысли, живёт своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Её огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии – продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла. Позы, жесты персонажей картины повествуют о , сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт ощущение уюта и спокойствия. Младшие дети Меньшикова переживут страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьба многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе после смерти Петра 1. В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632 – 1675) – раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело. Движение раскольников в XVII веке – явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона 1653-1656 гг., в отстаивании старого обряда. Раскол это своеобразная форма протеста против усиливающегося гнёта и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей. Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряжённым состоянием персонажей. Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, её бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест подчёркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. В толпе можно наблюдать различное отношение к раскольнице. Слева от саней, недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясённые бояре, и мальчик-подросток. Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, идущая за санями. Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилось упорная четырёхлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натуральных зарисовок формировался окончательный вариант композиции Сохранившиеся эскизы к картине свидетельствуют о композиционных исканиях художника. В каждом карандашном эскизе можно вычеслить определённую узкую задачу. |