Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет№21. Корнелий Тацит и Светоний Транквилл.

  • Билет №22. Реформы Диоклетиана. Система домината.

  • Билет №23 Правление Константина. Создание новой столицы.

  • Билет №24. Социально-политический строй Римской империи в IV – V вв.

  • Вопрос №25. Христианство Где возникло христианство

  • Возникновение христианства

  • Этапы признания христианства.

  • Юлиан Отступник и христиане.

  • Билеьы. Билеты по Риму для экзамена. Билет 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеБилет 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима
    АнкорБилеьы
    Дата03.10.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Риму для экзамена.docx
    ТипДокументы
    #240451
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Билет № 20. Культура Империи I – II вв. Греческое возрождение. Корнелий Тацит и Светоний Транквилл.

    Римская литература II в. испытала сильное влияние так называемого «греческого возрождения». Улучшение положения римских провинций коснулось и Греции. Характерной чертой было отсутствие оригинальности, присутствовало много переделывания старого, преобладали моменты архаистические. В литературном языке происходит возврат от эллинистических форм к классическим, что приводит к окончательному разрыву между литературным и народным языком.

    «Греческое возрождение» дало двух выдающихся писателя. Один из них — Плутарх. От Плутарха дошло большое количество «моральных» сочинений. В философских взглядах Плутарха преобладают религиозно-идеалистические моменты. Он верит в единого бога, но рядом с ним признает существование греческих и восточных богов, добрых и злых демонов, верит в оракулов, сновидения и проч.

    Второй – Лукиан. Преодолел «софистику» и стал последним великим сатириком античности. Его сатира направлена против всех форм идеологии античного общества. Лукиан насмехался над богами Олимпа («Разговоры богов», «Зевс трагический»), а также современными религиозными течениями («Александр, или лжепророк», «О кончине Перегрина»). «Пророки-чудотворцы» религиозных сект II в, к которым Лукиан относил и христианство, изображены им в виде мошенников и шарлатанов. В «Правдивой истории» Лукиан пародирует жанр фантастических рассказов, в «Как следует писать историю» осмеивает циничную и лживую риторическую историографию.

    Корнелий Тацит

    Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых сглубокимпсихологизмом описал трагедию римского общества.

    Литературное наследство Тацита велико, есть «малые» произведения и произведения «значительные», а также многочисленные ораторские речи, которые, к сожалению, не дошли до нас. К «малым» произведения Тацита относятся «Диалог об ораторах» (около 77 г. н.э.), «Жизнеописание Юлия Агриколы» (около 98 г. н.э.), «О происхождении германцев и местоположении Германии» (около 98 г. н.э.). К «значительным» произведениям относят «Историю» ( 104-109 гг. н.э.) и «Анналы» (около 110-117 гг. н.э.).

    Образцом для Тацита был Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero), от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык.

    Светоний Транквилл.

    “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей -- первых 12 императоров -- от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям.

    Билет№21. Корнелий Тацит и Светоний Транквилл.

    Корнелий Тацит родился в Южной Этрурии, вероятно, около 55 года нашей эры, и умер при императоре Адриане, точный год неизвестен. При Веспасиане он занимал некоторые правительственные должности, потом спасся от свирепостей Домициана тем, что держался вдали от общественной жизни. При Траяне, посвятил себя историческим трудам.

    В первые годы правления Траяна Тацит начал писать один из двух главных своих трудов, «Историю», рассказ о событиях римской истории своего времени, от Гальбы до гибели Домициана. «Летопись» - рассказывала в строгом хронологическом порядке историю внутренних и внешних дел римской империи с 14 до 68 года нашей эры, и состояли из 16 книг; середина их и конец не дошли до нас. Сохранились первые шесть книг «Анналов» (пятая не полностью) и последние шесть, кроме конца 16-ой книги.

    Гай Светоний Транквилл древнеримский писатель, историк, учёный-энциклопедист, личный секретарь императора Адриана, наиболее известный сборником биографий «Жизнь двенадцати цезарей» на латинском языке. Другие произведения Светония сохранились лишь фрагментарно.

    Вместо обычного для жанра перечисления военных походов и государственных реформ императоров Светоний собирал анекдоты из жизни правителей, описывал их внешность, привычки, подробности личной жизни.

    Билет №22. Реформы Диоклетиана. Система домината.

    После десятилетий анархии и войн на время порядок в империи восстановил император ДИОКЛЕТИАН (284 - 305). Диоклетиан родился около 245 года в Диоклетии (ныне территория Черногории), и происходил из низших социальных слоёв. Поступив при Галлиене простым солдатом на военную службу, он быстро поднимался по карьерной лестнице. Когда император Кар внезапно умер и его сын. Императором был провозглашён Диоклетиан (284 год). Он начал новую эпоху в Римской империи, сделав императорскую власть абсолютной монархической властью. Активность Диоклетиана была направлена на три объекта: он желал усилить единовластие, реформировать методы управления империей и восстановить армию.

    Доминат— форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом. В период домината римский сенат превращается в сословие с поверхностными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» становится «август» и «домин» . Император издавал законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов. Только армия вместе с императором действовала на политической сцене, она продолжала сохранять решающий голос в выборе правителя.

    1 апреля 285 г. Диоклетиан объявил о том, что берет себе в соправители Валерия МАКСИМИАНА, своего друга и одного из способнейших генералов. Он дает ему титул цезаря. Ровно через год Диоклетиан повысил его до ранга августа, и разделил с ним империю пополам: отдав ему Запад, а себе взял Восток.

    Рим оставался только в положении привилегированного города - номинальной столицы: оба императора посещали Рим только на короткое время. Диоклетиан сделал своей столицей Никомедию. Максимиан своей резиденцией избрал Медиолан (Милан).

    Реформы.
    1) Административная. Разделение территорий на 12 адм.округов – диоцезы, во главе викарии. Рим составлял отдельную административную единицу, не входившую в систему провинций. Главным представителем власти в Риме являлся городской префект. 
    Исчезает прежнее деление должностей на сенаторские и всаднические; назначения делаются независимо от сословий, хотя сословия пока сохраняются. Императорские рабы были удалены из административной и государственной службы.

    2) Военная. Основной функцией императора оставалось командование армией. Солдаты Диоклетиана и его преемников набирались из наиболее отсталых народов империи. Наиболее уважались германцы, которые вообще не были подданными империи. Диоклетиан организовал особую действующую армию, предназначенную для походов, в то время как провинциальные войска оставлены в положении местных гарнизонов для охраны соответствующих участков пограничной полосы. Лучшие войска, главным образом отряды варваров, нанятые Римом, держались около столиц правителей - августов и цезарей. Увеличился состав армии.

    3) Податная. Размер взимания продуктов земли в натуре определялся путем указа на определенное количество лет вперед и, следовательно, не зависел от случайных условий урожая. Эта система послужила главной причиной прикрепления людей к месту. От налога не освобождались и сенаторы, платившие к тому же и особый налог. Городские жители, не имевшие земельных владений, облагались подушным налогом. С Италии, не платившей до того налогов, стали теперь взимать налоги, как и с провинций.

    4) Монетная. Диоклетиан пытался упорядочить также монетное дело, пришедшее в течение 3 века в упадок. Диоклетиан издал эдикт, которым цена предметов, предназначавшихся для продажи, регулировалась точным тарифом, применительно к новой монетной системе. Была определена предельная цена.

    5) Религиозная. Диоклетиан выступал как восстановитель старой римской религии, но подчеркнуто божественное происхождение императорской власти. Он взял себе имя Иовий (от Юпитера). Преследовал христиан. В 303 и 304 гг. было издано 4 эдикта против христиан, но вместо задуманного уничтожения христианства, эдикты привели, наоборот, к его торжеству. Согласно эдиктам, все церкви подлежали разрушению, те христиане, которые не откажутся от своих обрядов, будут преданы смерти, все церковные книги должны быть сожжены, а церковное имущество было объявлено конфискованным.

    Билет №23 Правление Константина. Создание новой столицы.

    1 мая 305 г. Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть. Августами официально были провозглашены Констанций Хлор и Галерий. Цезарями ко всеобщему удивлению были объявлены Север и Максимин Даза. И Максимиан и Констанций Хлор имели основание быть недовольными новыми назначениями, так как при этом оказались обойденными их сыновья: Максенций и Константин.

    Началась борьба за власть. Константин вышел победителем из этой борьбы.

    В 323 г. Флавий Константин, прозванный церковью «Великим», сделался единодержавным правителем империи. Он одержал верх над всеми своими соперниками.

    В области государственного управления Константин продолжал традиции Диоклециана. Правда, некоторое успокоение, наступившее внутри империи и на ее границах, позволило отказаться от тетрархии и перейти к единоличному управлению.

    Завершил реформы Диоклециана. Военная реформа – разделение войск на внутреннюю охрану и пограничные войска. Константин завершил бюрократическую реформу Диоклециана. Создалось много новых должностей, объединенных в строгую иерархическую систему и наделенных громкими титулами, которые восходили еще к эпохе Адриана.

    Перенёс столицу на берега Босфора – Византию. 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы, получившей название Константинополя. Византия, господствовала над проливами, ведущими из Средиземного моря в Черное, и вместе с тем служила «мостом» из Азии в Европу. Удачное стратегическое положение города являлось главной причиной того, что Константинополь пережил падение западной римской империи, готские, арабские и славянские набеги и пал только в 1453 г.

    Христианство. Он не только легализовал новую религию Миланским эдиктом, но поставил ее на первое место: фактически уже при Константине христианство становилось государственной религией. Языческий культ не подвергался никаким преследованиям, языческие обряды официально совершались наряду с христианскими. Сам император был крещен только перед смертью, а при жизни принимал божеские почести в качестве олицетворенного Гелиоса (Солнца). Выбор христианства был политическим ходом – сила христианства, как основа становления монархии. Он дал христианской церкви большие льготы и принимал участие во внутрицерковной борьбе. Христианское духовенство получило освобождение от личных повинностей, ему было предоставлено право суда по церковным делам, христианские общины получили права юридических лиц (принимать наследства, владеть имуществом, покупать и освобождать рабов и т. д.).

    Билет №24. Социально-политический строй Римской империи в IV – V вв.

    В конце IV в. империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную, глава которой жил уже не в Риме, а в Трире, Милане или Равенне. С этого времени пути исторического развития Восточной и Западной империй стали различными. Однако и на Востоке, и на Западе в III—V вв. происходил один и тот же общий процесс разложения рабовладельческого способа производства и зарождения элементов феодального строя.

    Восточная империя Византийская империя IV—V вв. была централизованной военно-бюрократической монархией. Она унаследовала основные черты государственного строя Поздней Римской империи, сочетавшего традиции римского государственного устройства с элементами восточной деспотии. Правящая верхушка Константинополя видела в Византии преемника Римской империи. В V в., несмотря на фактическое разделение, оба государства еще считались частями единого целого. Хотя Византия включала в себя области, где господствовал греческий язык, государственным языком империи до VI—VII вв. продолжал оставаться латинский. Византия восприняла римское законодательство; оно было положено в основу первого свода собственно византийского права — Кодекса Феодосия. В своей административной структуре империя в IV в. сохраняла диоклетиановско-константиновское деление. Она распадалась на две крупные административно-территориальные единицы — префектуры: Восток, охватывавший восточные области (его центром являлась столица империи — Константинополь), и Иллирик, в который входили балканские земли (центр — Фессалоника). Каждая из префектур в свою очередь делился на диоцезы, делившиеся на провинции. Всего в империи имелось 7 диоцезов и свыше 50 провинций.

    Социальная структура: По своей социальной сущности Византийское государство представляло собою диктатуру крупных земельных собственников-рабовладельцев и богатой торгово-ростовщической верхушки, сплотившихся вокруг сильной императорской власти. Все свободное население империи резко отграничивалось от рабов и делилось на сословия, каждое из которых имело строго определенные права и обязанности. Наиболее бесправной прослойкой населения продолжали оставаться рабы. Почти полностью бесправными были многочисленные приписные колоны — энапографы. Они рассматривались как наследственные рабы земли. Низшую прослойку населения составляло многочисленное в Византии плебейское сословие. Свободные плебеи не пользовались также особыми привилегиями перед судом, законодательство сближало плебс с рабами. Лучшим было положение городских землевладельцев-куриалов. Куриалы пользовались рядом привилегий. Высшим в империи было сенаторское сословие — включавшее в свой состав несколько сотен семей богатейших и крупнейших земельных собственников, представителей военно-чиновной знати. В V в. завершился процесс слияния старой, сенаторской и новой, военно-чиновной знати. Формировалась влиятельная служилая аристократия. Сословному неравенству соответствовало и неравенство перед судом. Наряду с сословными ограничениями политических прав были этнические и религиозные. Политический строй Византии IV—V вв. представлял собой дальнейшее развитие режима домината. Император являлся неограниченным правителем. Совещательным органом при императоре был сенат. Сенат обсуждал вопросы, которые предлагал ему император, подготавливал законодательные предложения, которым последующее императорское утверждение давало силу закона. В Византии сохранился консулат: консул — это был высший почетный титул, даруемый сенатом. На консулов ложилась обязанность устраивать за свой счет развлечения для жителей столицы. Уцелела претура, также связанная с расходами на организацию празднеств в столице. Формально император выбирался сенатом, армией и «народом». Фактически решающее значение принадлежало сенату и верхушке армии.

    Западная Империя К началу III в. в большей части империи наблюдалось уже запустение земель, деградация ремесла и острая нехватка рабочей силы. Земля сосредоточивалась в руках крупных землевладельцев. Всё большее значение получал колонат. Мелкие арендаторы — колоны выходили обычно из числа обезземеленных крестьян. У крестьян отбирали землю для устройства колоний — городов, населённых отставными солдатами-ветеранами. В Западной Римской империи IV—V вв. правительство не обладало широкой социальной базой и это обусловило военную слабость государства. Значительная часть населения была освобождена от службы в армии, а те, кто оставались военнообязанными, уклонялись от несения службы. В конечном счете вооруженные силы государства состояли из варваров-наемников или варваров-федератов. Это приводило к падению дисциплины. Массы производительного населения — рабы, колоны, свободные крестьяне и городские ремесленники — не склонны были выступать в защиту того государства, которое отдавало их во власть крупных землевладельцев и само подвергало жестокой экспулатации с помощью налогов и повинностей. Кризис рабовладельческой системы с характерным для него ростом натуральнохозяйственных отношений, прогрессирующим упадком городов и торговли вел к ослаблению связей между провинциями и метрополиями. В различных частях Западной империи росли сепаратистские тенденции, которые находили проявление в политических выступлениях. В таких условиях Западная империя смогла просуществовать еще более половины столетия после взятия Рима Аларихом лишь благодаря разобщенности его противников и большому политическому и государственному опыту римских правящих кругов, которым удавалось использовать одних варваров для борьбы против других.

    Вопрос №25. Христианство

    Где возникло христианство?

    Мировая религия, возникла около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа.

    Возникновение христианства

    Первое упоминание в римской литературе о христианах дано у Тацита. В "Анналах" Тацит пишет о христианах в связи с грандиозным пожаром в Риме в 64 г. Упоминается здесь и о Христе, казненном при Понтии Пилате и бывшим основателем религиозной общины. История христианства в Римской империи охватывает период от зарождения христианства в первой половине I века до распада Западной Римской империи. В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Первоначально христианство было исключительно палестинским явлением.

    История христианства

    Имя Иисус — по-еврейски «Бог-спаситель». И.Х.-родился в семье плотника Иосифа и Марии. Перед Пасхой Иисус торжественно въезжает в Иерусалим, где иудейские старейшины, составляющие религиозный суд (синедрион), опасаясь восстания народа, арестовывают его при помощи апостола-изменника Иуды, приговаривают к смерти и передают в руки римским властям. Римский наместник в это время - Понтий Пилат. Иисуса казнят на кресте вместе с двумя преступниками на горе Голгофа. На третий день после распятия Христос воскресает, покидает гробницу и является апостолам. Он посылает своих учеников проповедовать его учение по всему миру, после чего возносится на небо. Второе пришествие Иисуса Христа должно состояться в конце времен, когда он будет вершить страшный суд, покарает грешников, а для праведников наступит вечное блаженство на небе.

    Этапы признания христианства.

    Первый период продолжался со времени казни Иисуса Христа до начала II в. и обозначается как Апостольский век. Первые христиане считали, что Христос пришел спасти только евреев, не распространяя своей благодати на чужеземцев. То есть в самом начале они рассматривали свое учение только как предназначенное исключительно для еврейского народа. После Иудейской войны большинство христиан покинули Палестину и распространили свое учение по Средиземноморью. За пределами Палестины, особенно в Азии и Египте, многие греки и местное население принимали иудаизм. Еще одной очень важной чертой этого периода была запись христианского учения, существовавшего первоначально только в устной традиции.

    Второй период охватывает большую часть II в. и первую половину III в. Происходит процесс формирования христианской церкви. Оформляется христианская обрядность и основы литургии, возводятся первые христианские храмы. В это время происходит распространение христианства по всей территории Римской империи и во всех социальных слоях римского общества. Христианство к началу III в. Обрело силу на которую обратило внимание государство. Но оно не выработало политики по отношению к новой религии и отдельные гонения на христиан, имевшие место со времени Нерона или Клавдия, проводились не столько с целью физического уничтожения христиан и полного искоренения новой религии, сколько были вызваны конкретными обстоятельствами (например, сваливание вины за пожар в Риме при Нероне).

    Третий период — с середины III в. до начала IV в. — можно назвать эпохой гонений. В 261 г. император Галлиен издал эдикт о терпимости. В соответствии с этим эдиктом преследования христиан прекращались и им возвращалась их собственность, а епископам разрешалось отправлять свои обязанности и церкви возвращались под их контроль. Великое гонение — гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года. Было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи. Считается, что Миланский эдикт, изданный Константином Великим в 313 году, окончательно завершил этот период. Миланский эдикт (313 год)- письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Под личным руководством императора Константина в Константинополе был построен Собор Святой Софии. Первый Никейский собор — собор Церкви, созванный императором Константином I, состоялся в июне 325 года в городе Никее; продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

    Юлиан Отступник и христиане. Юлиан стремился вернуть язычеству господствующий статус в империи. Юлиан пользуясь властью, не прибегал к прямому насилию над христианами. Он знал, что ответом на прежние гонения было мученичество христиан и умножение числа последователей. Миланский эдикт оставался в силе. Ю. прибег к ряду административных мер в пользу языческого культа и в ущерб христианам. Одной из репрессивных мер, предпринятых Юлианом против христиан, было увольнение их из армии и с государственных должностей. Сильный удар нанесла христианству школьная реформа Юлиана. Первый указ касается назначения профессоров в главные города империи. Кандидаты должны быть избираемы городами, но утверждал их император, поэтому при Юлиане профессора христиане не допускались. Однако всё равно римское язычество теряло последователей. Эдикт 391 года нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники, священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции.

    Стр.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта