Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима

  • Билет № 2. Загадочный народ этруски. Проблема их происхождения и политическое устройство. Религия и культура

  • Билет № 3. Реформы Сервия Туллия.

  • Билет №4. Патриции и плебеи. Клиенты. Патриции.

  • Билет № 5. Законы 12 таблиц.

  • Билет № 6, устройство Римской Респблики . А) Народные собрания.

  • Б) Магистратуры.

  • В) Народные трибуны

  • Билет № 7. Устройство римско-италийской федерации к концу 3 века.

  • Билеьы. Билеты по Риму для экзамена. Билет 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеБилет 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима
    АнкорБилеьы
    Дата03.10.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Риму для экзамена.docx
    ТипДокументы
    #240451
    страница1 из 4
      1   2   3   4




    Билеты по Истории Древнего Рима

    Билет № 1 Легенды о происхождении предков римлян и об основании Рима:

    Согласно поздней римской традиции, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Место, где возник Рим, было издревле заселено и постоянно привлекало к себе иноземцев. Первыми из них были греки, сначала аркадянин Эвандр, а вскоре затем — знаменитый герой Геракл, или Геркулес. Потом после падения Трои к побережью Лация неподалеку от тибрского устья пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем. По наиболее распространенной версии, Эней на трудном пути в Италию лишился жены Креусы, отца Анхиза и остался лишь с сыном Асканием Юлом. Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плаванье, а для этого сжечь корабли. Звали ее Ромой. Согласно одному из вариантов предания, ее именем и назвали потом Рим (латин. Roma). Один из местных царей, Латин дружелюбно принял троянцев и даже выдал за Энея свою дочь Лавинию. В ее честь Эней построил г. Лавиний, а после смерти Латина стал царствовать и над его народом, и над троянцами. Этот объединенный народ в память об умершем царе стали называть латинами.

    Четырнадцатый царь Альбы-Лонги, Нумитор, не имел мужского потомства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у нее родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить младенцев в корзине в воды разлившегося Тибра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух Фаустул. Превратившись в прекрасных юношей и узнав тайну своего происхождения, близнецы восстановили на царстве деда, но в Альбе-Лонге не остались, а, собрав дружину, отправились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Палатине и приступили к ритуалу основания города. Между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. Тогдашние римляне состояли из одних молодых мужчин. Жители соседних городов третировали их и не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хитрость. Он пригласил соседей-сабинов с семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне бросились похищать сабинских девушек. Возмущенные сабины собрались и пошли войной на римлян. Но сабинянки примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабины объединились в одну общину.

    Билет № 2. Загадочный народ этруски. Проблема их происхождения и политическое устройство. Религия и культура:

    Происхождение:

    Первая точка зрения на происхождение этрусков представлена Геродотом, по его мнению, часть лидян из-за голода отправилась морем на запад под начальством царского сына Тиррена. Они прибыли в Италию, в страну умбров и основали город.

    Вторая точка зрения Гелланик Лесбосский. По его мнению, пеласги, древнейшее население Греции, они были прогнаны эллинами, приплыли в Адриатическое море к устью По, оттуда двинулись в глубь страны и населили область, названную Тирренией.

    Третья версия у Дионисия Галикарнасского. Он доказал, что пеласги и этруски - различные народы и не имеют также ничего общего и с лидянами: язык, боги, законы и обычаи у них различные.

    Общественное устройство:

    Этрусская экономика базировалась на плодородных почвах, позволяющих собирать богатый урожай зерновых культур, льна и винограда. Имелись месторождения меди, олова и железа. Поэтому хорошо было развито производство оружия, украшений и бронзовых зеркал. Имелись запасы камня и глины» развивалось строительное дело и керамическое производство. Обилие леса и зерна, хорошо развитые производства стали причиной развития мореходства. Этруски были отличными мореплавателями (обилие леса и льна). Благодаря сохранившимся погребениям и находкам в них можно судить о хорошо развитой торговле. Этрусские города строились на возвышенностях, обносились каменными стенами. Дома и улицы располагались строго по плану, который позднее переняли греки. Важной частью города были храмы. Они отличались от греческих тем, что имели три целлы. Верхушку этрусского общества составляла военно-жреческая знать (принцепсы). Привилегированный слой (этера), состоял из знатных дружинников, приближенные вождей из числа клиентов. Зависимое население называлось «летэ», «лаутни» (обедневшие этруски), было также большое количество рабов. Женщины в семье играли достаточно большую роль.

    Политическое устройство:

    Политической организацией этрусков были союзы автономных городов. В третьем веке = 12. Возможно в раннюю эпоху существовало несколько этрусских конфедераций. Каждый год на весеннем празднике в храме Вольтумны представители союзных городов решали некоторые общие вопросы и выбирали главу союза (он являлся и верховным жрецом и носителем светской власти). Он был окружён 12 слугами (ликторами) и имел рядом низшего магистрата. Самостоятельность этрусских полисов было очень велика, каждая община имела своего главного магистрата. В 5-4 вв они выбирались в большинстве городов на определённый срок, но в более ранние времена по жизненно. Также было два нижних должностных лица. В пятом веке большинство этруских общин пришли к строй аристократической республики с сильным жреческим элементом.

    Религия и культура:

    Этрусская культура и религия оказали сильное влияние на окружающие племена. Например, многие боги и религиозные обряды были переняты римлянам, искусство снимать посмертные маски, буккеро – керамика черная внутри и снаружи. Этрусская наука – гадания по внутренностям животных. Обычаи окружать высших магистратов телохранителями-ликторами, гладиаторские бои, через этрусков некоторые италики познали греческий алфавит. У этруссков были многокамерные украшенные росписями гробницы. Союз конфедерация. Из Этрурии были заимствованы кресло из слоновой кости римских высших магистратов, одежда с пурпурной полосой, обычай триумфа. Многие имена этрусских божеств напоминают римские и греческие. Религиозно-мифологические представления и система гаданий и жертвоприношений изложены в священных книгах, в них говорится о создании мира богом и жизни людей в течении 12 тыс. лет. Исключительным авторитетом обладали этрусские гадатели, узнававшие волю богов по молниям и по внутренностям животных (гаруспики). Этрусский пантеон включал в себя божеств разного порядка –«скрытых», т.е. великих богов, душа предков и различных демонов добрых и злых. Среди верховных божеств известны Тини, Уни, Менрва, имевшие сходные функции с римскими Юпитером, Юноной и Минервой, а потому отождествленные с ними. Супругом Менрвы был Херкле (рим. Геркулес). Этрусский Марис напоминает римского бога войны Марса и т. д. Этрусские боги и их культ имели итальянские, греческие, малазийские и в первую очередь хеттские черты, что соответствует разрозненности их происхождения. Возможно, что человеческие жертвоприношения у этрусков, засвидетельствованные античными писателями и этрусским искусством, оказали влияние на римский̆ обычай убивать пленных после триумфа.

    Билет № 3. Реформы Сервия Туллия.

    Биография

    Сервий Туллий – шестой римский царь (578-534), после него был Тарквиний Гордый. Сын пленницы рабыни Окризии из города Коркикул, Сервий (раб на латыне). Царь народолюбец, плебеи считали его первым защитником, патриции составили заговор и убили его. Он успешно воевал против этрусков. Учитывал интересы плебеев и обедневших патрициев.

    Реформы:

    Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима – и члены римских родов, и плебеи – было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – обособлялись в отдельный, шестой, разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3-и разряды – тяжеловооруженной пехоты, 4-5-е разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193.

    Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы.

    Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

    Билет №4. Патриции и плебеи. Клиенты.

    Патриции. Свое название получили от слова «pater»- то есть отец многочисленного семейства, включающего еще и зависимых людей и рабов. Патриции были привилегированным классом-сословием в Древнем Риме, пользовались всеми правами, голосовали в куриатных комициях, избирались в Сенат, служили либо в тяжелой пехоте, либо в привилегированной кавалерии. Каждый патриций был главой фамилии, то есть большой семейной общины. Долгое время только патриции занимали все магистраторские должности. Патриции делились на родовые группы (gentes). Каждый род имел общее родовое имя. Было запрещено вступать в брак людям с одного рода. Римские патриции были консервативным элементом, который замедлял развитие римского общества.

    Плебеи. Одно из основных сословий в Риме. Часть плебеев была клиентами у патрициев, но основная масса состояла вне общественной организации коренных граждан и была лишена гражданских прав, но считалась свободным населением. Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в деревнях, имели собственную общественную организацию. Было разделение на бедных и зажиточных. Но их объединяла борьба с патрициями. Однако если бедные и средние боролись за землю и отмену кабального рабства, то зажиточные – за политическое равноправие с патрициями. Сецессия — демонстративный уход плебеев в 494, 449 годах до н. э. на Священную гору. Сецессия являлась формой борьбы плебеев против патрициев за свои политические и социальные права, поскольку массовый уход населения из Рима остановил экономическую жизнь города. Вероятно, уже после первой сецессии 494 г. до н. э. в Древнем Риме для защиты прав пришлого населения были введены должности народных трибунов и эдилов.

    Клиенты несостоятельные и политически бесправные люди. Ими могли стать или рабы, отпущенные на волю или жители других племен, переселившиеся в Рим. Клиенты вступали в родовую организацию патрициев на правах зависимых членов и получали родовое имя патрона. Они работали на землях своих покровителей, сопровождали своего патрона в походах, выполняли различные повинности. В это время патрон защищал своих клиентов, представлял их интересы в суде. В борьбе с плебеями клиенты выступали на стороне патрициев. Постепенно клиенты освободились от зависимости и стали свободными земледельцами. Клиентелла (патронат) - особая форма зависимости клиентов от патрона. Имущество, если он не оставлял завещания переходило патрону. К 3 веку большая часть уже освободилась и стала обычными земледельцами. Узы патроната и клиентелы считались священными и наследственными.

    Билет № 5. Законы 12 таблиц.

    Причины унификации законов произвол патрицианских магистратов, в частности, в области суда вызвал требования запись обычного права.

    По традиции в 462 г. трибун Гай Терентилий Арса внес предложение о создании комиссии из 5 человек для выработки законов об ограничении власти преторов в духе придания ей коллегиального характера. Патриции оказали сопротивление, завязалась борьба, тянувшаяся несколько лет. В нее были втянуты даже рабы и эмигранты (восстание Аппия Гердония). Дело осложнилось борьбой с вольсками, сабинами и эквами.

    Постепенно в процессе борьбы первоначальный проект о законодательном ограничении власти высших магистратов перерос в план записи права вообще. Решено было отправить в Грецию комиссию из трех лиц для ознакомления с греческим законодательством вообще и законами Солона. Комиссия выехала в 454 г. и через два года вернулась обратно. В 452 г. была избрана коллегия из 10 человек (децемвиры). Ей дана была полнота власти.

    Законы 12 таблиц были составлены в процессе борьбы патрициев и плебеев, после второй сецесси 449 года.

    12 таблиц – это свод письменных законов, зафиксированных на 12ти медных таблицах.

    В 12 таблицах было закреплено и освещено частная собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили.

    В Таблицах еще не разделены гражданское, уголовное и процессуальное право, в центре внимания оказываются семейное, наследственное и соседское право. В Законах соседствует архаический принцип талиона и денежные штрафы.

    Запрет браков между патрициями и плебеями.

    Билет № 6, устройство Римской Респблики.

    А) Народные собрания. 3 вида собраний: Куриатные комиции- до Сервия Туллия (9-сер 6 века), собрания по куриям, с появлением собраний по центуриям и по. Трибам они потеряли всякое реальное значение и сохранились только, как пережиток старены. Права: формальное – вругать империи (верховную исполнительную власть) магистратам, выбранным в центуриатных комициях, и решали вопрос об усыновлении граждан. Центуриатные – высший вид народных собраний. Сохраняли военный характер, собирались на Марсовом поле. Созывать и председательствовать могли только магистраты, обладавшие военным империем: консулы, преторы, дикторы, интеррексы. В середине 3 в была демократическая реформа и количество центурий по классам было распределено равномерно. Функции: до 287 – проходили все конституционные законы. После 287 – объявляли войну и служили последней инстанцией при заключении мира. Они выбирали всех высших ординарных магистратов (Консулов, преторов, цензоров), экстроординарных – децемвиров и военных трибунов с консульской властью. Принадлежал суд по всем уголовным делам, связанным с лишением гражданских прав. Трибутные – бессословные, не требовали ценза. С 449 г плебесциты получили обязательную силу и превратились в закон. Собрания происходили на форуме. После 287 трибутные комиции стали главным законодательным органом, так как принимались все консьтитуционные законы. Судебные права: разбор уголовных дел, связанных с наложением штрафа. В трибутных комициях избирались квесторы, курульные эдилы, часть военных трибунов и различные низшие магистраты. В трибутных комициях плебса: народные трибуны, народные эдилы.

    Б) Магистратуры. Не было постоянного аппарата, выборные должности. Консулы преторы эдилы и квесторы – на один год. Выборы проходили за 4 месяца до вступления на должность. В первые годы был один высший магистрат (претор и ему помогал квестор). После первой сецессии появились народные трибуны и плебейские эдилы (помощники). Однако претор была очень опасной должность, была вероятность возвращение монархии. Середина 5 века – 2 консула. Позже цензоры, 2 человека один раз в 5 лет на 18 месяцев (бывшие консулы), распределяли граждан по имущественным классам, составлял список сената. Преторам отдана судебная власть. Система сложилась полностью ко второй половине 5 века. Магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2 претора, 4 эдлиа, 10 народных трибунов, 4 квестора). Должности были неоплачиваемыми, а занимало много времени, поэтому магистратами были богатые люди. Судебная ответственность снималась (иммунитет). Личность народного трибуна неприкосновенна, они обладали правом вето на все, могли арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Власть ограничивалась чертой города. Эдилы – соблюдение порядка, благоустройство, устройство общественных игр. Квесторы заведовали казной, финансвоые книги, сопровождали консулов в военных походах. Чрезвычайные должности – единоличный диктатор и его заместитель начальник конницы, 6 месяцев.

    Все магистратуры делились на экстраординарные (интеррексы, диктаторы, децемвиры и тд) и ординарные (преторы, цензоры, квесторы и тд), курульные (консулы, диктаторы, децемвиры и тд) и не курульные, с империей (консулы, преторы, диктаторы и тд) и без империи, высшие и низшие.

    Общие черты: 1) Выборность (все избирались народом, кроме интеррекса, диктатора и начальника конницы)

    2) Безвозмездность (почётно, нет жалования) 3) Временность (на определённых срок) 4) Коллегиальность (решение единогласно) 5) Ответственность (за исключением диктаторов, цензоров, народных трибунов)

    Общие права: издавать обязательные постановления (эдикты), созывать собрания, налагать штрафы, подвергать аресту, вопрошать волю богов посредством гаданий.

    В) Народные трибуны: 10 человек, избирались каждый год. Они не подлежали ответственности и были неприкосновенны, если кто-то приченил им вред, то тот считался проклятым и становился вне закона. Права: 1) право помощи, народный трибун был обязан помочь любому гражданину, обратившемуся за помощью против магистрата (кроме диктатора). 2) Право протеста против распоряжений должностных лиц, произносили вето. 3) Право прибегать к мерам принуждения (штраф, арест и смертная казнь) 4) право созывать собрания. Они не имели права покидать Рим больше чем на 1 день и закрывать в свой дом двери.

    Билет № 7. Устройство римско-италийской федерации к концу 3 века.

    Свободное население Италии делилась на шесть категорий: 1) римские граждане-члены правящей римской общины, обладающие всей совокупностью политических и гражданских прав; члены гражданских колоний сохраняли полное право римского гражданства (числились в трибах, имели право участвовать в комициях и быть выбранным на любую гос. должность, несли военную службу в легионах) 2)граждане муниципий- бывший иностранные общины получившие полные гражданские права. Имели полное право гражданство и назывались общинами с правом голосования. Сохранились широких право самоуправления, были приписаны к трибам, участвовали в комициях, служили в легионах. 3) граждане общин, имевшие право голоса-возникли из иностранных полисов, подчинённых Римом и сохранивших право самоуправления. Сначала римское правительство не давала им полных прав гражданства в дальнейшем были повышены в ранге и переведены в разряд муниципиев. 4) граждане латинских колоний. Колонии военного типа, их рассматривали как самостоятельное общины с полной автономией. 5) союзники-сохраняли государственную самостоятельность, но не могли ввести внешней политики. Обязанности: поставка и содержание воинских контингентов, служили в когортах. 6) подданные-самая бесправная категория, «сдавшиеся». Они не пользовались почти никакими правами, не могли носить оружие и были подчинены империю римских магистратов и промагистратов.

    Хар-р: это федерация автономных и полуавтономных полисов и племён, фактически подчинённых Риму. В управлении Италией Рим придерживался мягкой политики: предоставлялось внутреннее самостоятельность, а некоторым и гражданские права, как правило они не платили налогов, если не считать налога крови. Оставлялась значительная часть земли.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта