Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

  • Билет № 40. Наука и культура в 1917-1945 гг.

  • Билет 1 Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIIIIX вв


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеБилет 1 Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIIIIX вв
    АнкорIstoria_bilety.docx
    Дата07.02.2017
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_bilety.docx
    ТипДокументы
    #2422
    страница22 из 31
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31

    Билет № 38.Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.

    Внешняя политика СССР в предвоенные годы

    Вторая мировая война была вызвана макроэкономическими противоречиями 20-30-х гг., к возникновению которых СССР не имел отношения, поскольку усилиями ВКП (б) оказался на обочине мировых экономических связей. Но Красная армия представляла собой значительную силу. Поэтому, оказав поддержку той или иной воюющей стороне, Советский Союз мог повлиять на развитие мировых событий. Правильно решить эту тяжелейшую задачу руководство не смогло.

    Большевистская внешняя политика с первых дней была двойственной. С одной стороны, она строилась на принципе пролетарского интернационализма, в соответствии с которым требовалось приложить максимальные усилия для раздувания пожара мировой пролетарской революции. С другой стороны, необходимость решения внутренних политических и экономических проблем требовала спокойствия на границах и развития экономических связей. Отсюда возникал принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами.

    На рубеже 20-30-х гг. И.В. Сталин и его окружение сделали выбор в пользу внутренних задач. Отныне главной целью внешней политики СССР и его союзников стало создание благоприятных внешнеполитических условий для обеспечения безопасности страны.

    В середине 30-х гг. советское руководство выступало за создание системы коллективной безопасности. Весной 1939 г. в этой системе оказались заинтересованы и Англия с Францией. Они приняли предложение СССР о создании общеевропейской антифашистской системы. Однако выстроить ее не удалось.

    Позиция советской стороны определялась следующим.

    Во-первых, для И.В. Сталина и Германия, и Англия с Францией являлись врагами. Так что речь могла идти лишь о том, с кем выгоднее в данный исторический период заключить соглашение.

    Во-вторых, И.В. Сталин был прекрасно осведомлен о надвигающейся войне и знал, что она начинается в благоприятном для СССР направлении: Гитлер сам предупредил его о нападении на Польшу в письме от 20 августа. И.В. Сталин знал и о том, что военный потенциал СССР в тот момент значительно превосходил германский, что исключало даже гипотетическую возможность нападения фашистов на нашу страну. Опасность вступления Советского Союза в войну против Германии осознавали и в Берлине. Так, командующий вермахтом Браухич летом 1939 г. сказал Гитлеру, что если за Польшу вступятся Англия и Франция, то Польша все равно будет разбита, если же – Советский Союз, то поверженной окажется Германия.

    Поэтому, в переговорах с Англией и Францией в июле–августе 1939 г. советская делегация вела себя грубо и ультимативно. Возможности переговоров в полной мере использованы не были. 15 августа Ф.Д. Рузвельт прислал И.В. Сталину письмо, где настойчиво уговаривал не прерывать переговоры. 22 августа на заключение соглашения с СССР без Англии согласилась Франция. Но это соглашение разрушало революционно-агрессивные планы И.В. Сталина. Если бы он хотел обезопасить СССР, то он мог бы занять позицию вооруженного нейтралитета. Не менее эффективным шагом было бы сохранение независимой Польши в качестве щита от Германии.

    Официальная сталинская пропагандистская машина должна была его дезавуировать и назвала договор о разделе сфер влияния в Европе «пактом о ненападении». Но реальная суть пакта от 23 августа состояла именно в разделе. В последнем слове на Нюрнбергском процессе министр иностранных дел фашистского правительства И. Риббентроп сказал: «Когда я приехал в Москву в 1939 г. к маршалу Сталину, он обсуждал со мной не возможность мирного урегулирования германо-польского конфликта в рамках пакта Бриана-Келлога, а дал понять, что, если он не получит половины Польши и Прибалтийские страны еще без Литвы, с портом Либава, то я могу сразу же отправляться назад». В западных протоколах Нюрнбергского процесса эта цитата присутствовала, но советском издании, естественно, ее не было.

    Нападение на Польшу было утверждено Гитлером еще 11 апреля. И от итогов московской встречи Риббентроп с Молотовым 23 августа менялся только день, а не само нападение. То есть не СССР несет ответственность за развязывание Второй мировой войны. Тем не менее, Гитлеру жизненно необходим был нейтралитет Советского Союза. И заключенный пакт обеспечил ему спокойствие на восточных границах: Гитлер снял с советских границ 136 дивизии (оставил 10), разгромил Польшу.

    В соответствии с пактом, Красная Армия 17 сентября перешла границу с Польшей (притом, что между СССР и Польшей действовал договор о ненападении от 1932 г. и что война со стороны СССР не была объявлена). В ходе боев командование Красной Армии и вермахта на уровне генштабов, отдельных армий и дивизий координировали свои действия. Во многом благодаря этому Красной Армии без особых усилий в короткий срок удалось захватить в плен более 180 тыс. польских солдат и офицеров. Чуть позднее Гестапо и НКВД наладили сотрудничество для борьбы с польским подпольем. Раненые офицеры и солдаты Вермахта лечились в советских госпиталях.

    28 сентября между фашистской Германией и СССР был подписан договор о дружбе и границах. Если «пакт о ненападении» сталинская идеологическая система преподносила как оборонительный и вынужденный, то в договоре о дружбе речь шла о сотрудничестве. Поэтому он тщательно скрывался.

    В соответствии с основной внешнеполитической целью в 1939–1941 гг. между СССР и Германией был заключен также целый ряд экономических соглашений. Советский Союз экспортировал в воюющую Германию промышленное сырье, продукты питания, разрешил транзит через свою территорию стратегического сырья из Японии, Китая, Ирана и Афганистана.

    Крайне отрицательные последствия для обороноспособности СССР имела «Конвенция о порядке урегулирования конфликтов и инцидентов на государственной границе СССР и Германии» от 10 июня 1940 г. В результате к моменту нападения на СССР фашистские войска имели точные сведения о наших военных коммуникациях.

    В ноябре 1940 г. Берлин посетила советская делегация во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым с целью рассмотрения условий, на которых СССР присоединяется к фашистскому блоку. Немецкая делегация предложила советской следующее разграничение сфер влияния: Германии отводилась главная роль в Европе, Италии – в Средиземноморском регионе, Японии – на Дальнем Востоке и Океании, а Советский Союз получал свободу действий в отношении Ирака, Ирана, Афганистана и Индии. И.В. Сталина такое разграничение влияния не устроило. Помимо Ирана, он планировал поставить под свой контроль Румынию, Болгарию, черноморские проливы. Поэтому расширение фашистского блока за счет СССР не состоялось.

    Заключение с Германией пакта о ненападении и развивающих его соглашений стало крупнейшей внешнеполитической ошибкой за всю историю СССР. Она явилась логичным результатом сталинских методов работы. Внешняя политика И.В. Сталина отличалась келейностью и непрофессионализмом.

    Профессиональные дипломаты от участия в разработке внешней политики были устранены. Она готовилась в величайшем секрете даже от некоторых членов Политбюро.

    Пакт о ненападении крайне отрицательно сказался на соотношении сил между СССР и Германией к лету 1941 г. Осенью 1939 г. Германия не имела возможности воевать с СССР, поскольку импортировала 100% нефти, 90% олова, 80% каучука, 50% свинца.

    К 1941 г. все ресурсы Европы находились в ее распоряжении. Часть стратегических ресурсов Германия в 1939–1941 гг. получила от СССР. Оккупация половины Европы позволила Германии вдвое увеличить свои экономические возможности.

    В 1940 – первой половине 1941 г. внешняя политика была направлена на предотвращение войны. В апреле-мае 1941 г. И.В. Сталин практически ежедневно принимал у себя в Кремле военное руководство. На всех партийно-государственных совещаниях доминировали вопросы обороны. В апреле-мае из внутренних округов на границу были переброшены десятки дивизий. Однако несмотря на все старания, радикально повлиять на ситуацию в положительном для страны направлении он уже не мог.

    Билет № 39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

    На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия и Финляндия. Группировка войск агрессора насчитывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов, около 4 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 47 тыс. орудий и минометов.

    В соответствии с разработанным в 1940 г. планом «Барбаросса» Германия планировала в кратчайший срок (за 6-10 недель) выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была установка на блицкриг-молниеносную войну. Так началась Великая Отечественная война.

    Основные периоды Великой отечественной войны. Первый период (22 июня 1941 г.–18 ноября 1942 г.) от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжелый для СССР период.

    Создав многократное превосходство в людях и военной технике на главных направлениях наступления, немецкая армия добилась существенных успехов. К концу ноября 1941 г. советские войска, отступив под ударами превосходящих сил противника до Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону, оставили врагу огромную территорию, потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными около 5 млн. человек, большую часть танков и самолетов.

    Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, Фронт обороны противника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 км. План захвата Москвы провалился, молниеносная война на востоке не состоялась.

    Победа под Москвой имела большое международное значение. Япония и Турция воздержались от вступления в войну против СССР. Возросший авторитет СССР на мировой арене способствовал созданию антигитлеровской коалиции. Однако летом 1942 г. из-за ошибок советского руководства (прежде всего Сталина) Красная Армия потерпела ряд крупных поражений на Северо-Западе, под Харьковом и в Крыму. Немецко-фашистские войска вышли к Волге – Сталинграду и Кавказу. Упорная оборона советских войск на этих направлениях, а также перевод экономики страны на военные рельсы, создание слаженного военного хозяйства, развертывание партизанского движения в тылу врага подготовили необходимые условия для перехода советских войск в наступление.

    Второй период (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г .) – коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительных сражениях, 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек. 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германский фронт стабилизировался.

    Используя выгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. перешли в наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружить советскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев наступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войска освободили Орел, Белгород, Харьков, вышли на Днепр, 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев.

    За время летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника, освобождены значительные территории Советского Союза. Начался распад фашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия.

    1943 г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, но и в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия.

    Третий период (конец 1943 г. – 8 мая 1945 г.) – завершающий период Великой Отечествен-ной войны. В 1944 г. советская экономика достигла наивысшего подъема за все военное время. Успешно развивались промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Особенно быстро росло военное производство. Выпуск танков и САУ в 1944 г. по сравнению с 1943 г. увеличился с 24 до 29 тыс., а боевых самолетов – с 30 до 33 тыс. единиц. С начала войны к 1945 г. было введено в действие около 6 тыс. предприятий.

    1944 г. ознаменовался победами Советских Вооруженных Сил. Вся территория СССР была полностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришел на помощь народам Европы – Советская Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Румыния и Болгария объявили войну Германии. Финляндия вышла из войны.

    Успешные наступательные действия Советской Армии подтолкнули союзников 6 июня 1944 г. открыть второй фронт в Европе – англо-американские войска под командованием генерала Д. Эйзенхауэра (1890-1969) высадились на севере Франции, в Нормандии. Но советско-германский фронт по-прежнему оставался главным и наиболее активным фронтом Второй мировой войны.

    В ходе зимнего наступления 1945 г. Советская Армия отбросила врага более чем на 500 км. Почти полностью были освобождены Польша, Венгрия и Австрия, восточная часть Чехословакии. Советская Армия вышла к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля 1945 г. произошла историческая встреча советских войск с американскими и английскими войсками на Эльбе, в районе Торгау.

    Победа СССР над гитлеровской Германией была не только политической и военной, но и экономической. Об этом свидетельствует тот факт, что в период с июля 1941 г. по август 1945 г. в нашей стране было произведено значительно больше боевой техники и оружия чем в Германии.

    Эта экономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что Советскому Союзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добиться более эффективного использования всех ее ресурсов.

    Война с Японией. Окончание Второй мировой войны. Однако окончание военных действий в Европе не означало завершение Второй мировой воины. В соответствии с принципиальной договоренностью в Ялте (февраль 1945) Советское правительство 8 августа 1945 г. объявило войну Японии. Советские войска развернули наступательные действия на фронте протяженностью свыше 5 тыс. км. Географические и климатические условия, в которых проходили боевые действия, были исключительно сложными. Наступающим советским войскам пришлось преодолеть хребты Большого и Малого Хингана и Восточно-Маньчжурских гор, глубокие и бурные реки, безводные пустыни, труднопроходимые леса. Но несмотря на эти трудности японские войска были разгром-лены.

    В ходе упорных боев за 23 дня советские войска освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Было пленено 600 тыс. солдат и офицеров противника, захвачено большое количество оружия и боевой техники. Под удара-ми вооруженных сил СССР и его союзников по войне (прежде всего США, Англии, Китая) Япония 2 сентября 1945 г. капитулировала. К Советскому Союзу отошла южная часть Сахалина и острова Курильской гряды.

    США, сбросив 6 и 9 августа атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, положили начало новой ядерной эры.

    Билет № 40. Наука и культура в 1917-1945 гг.

    Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявились в культурной жизни общества.

    Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляет развитие народного образования, культурно-просветительной работы, литературы и искусства, ведет работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся в Духе марксистско-ленинской идеологии. Государство финансирует все отрасли, культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.

    Отделение церкви от государства и школы от церкви, широкое развертывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви.

    За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения. Удалось добиться крупных успехов в развитии науки, решить такие сложные задачи, как овладение атомной энергией и освоение космоса.

    Прогрессу культуры способствовало развитие средств массовой информации. Еще в начале XX в. единственным таким средством была периодическая печать, но уже с 20-х годов началось регулярное радиовещание, перед войной - телевещание.

    Изменения в политической и экономической жизни общества существенно влияли на культурную жизнь. В этот период возросла руководящая роль партийных и государственных органов в области культуры. С 1928 г. культурное строительство велось в соответствии с общегосударственными пятилетними планами. Были созданы государственные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Комитет по делам искусств (1936), Всесоюзный комитет по радиовещанию (1931). В ведении Наркомпроса остались вопросы народного просвещения.

    Прошли дискуссии о закономерностях развития социалистической экономики, смены общественно-экономических формаций. Основные направления развития общественных наук были определены в постановлениях ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма" (25 января 1931 г.) и "О работе Комакадемии" (15 марта 1931 г.). Была поставлена задача преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства, выдвигался тезис об "обострении классовой борьбы на теоретическом фронте".

    В 30-е годы отношение к науке становится все более утилитарным. Приоритетное развитие получили направления, связанные с нуждами практики. Научно-исследовательская работа стала планироваться в соответствии с народнохозяйственными задачами. В 1933 г. Академия наук СССР была подчинена Совнаркому, а в 1934 г. переведена из Ленинграда в Москву, что укрепило ее связи с наркоматами. Ликвидация автономии Академии наук вела к утверждению административных методов руководства наукой. Некомпетентным руководством были признаны неперспективными или даже ложными некоторые направления науки. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики.

    Исследования в области общественных наук во многом определялись установками "Краткого курса истории ВКП(б)", который был издан под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И. В. Сталина в 1938 г. Возведение в догму "Краткого курса", представлявшего собой, по сути, историческое оправдание сталинизма, тормозило развитие науки, негативно сказывалось в практике преподавания и пропаганды истории партии.

    На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Ушли в прошлое политические разногласия в среде художественной интеллигенции, большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и наиболее целесообразный для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству

    Политика партии в области литературы и искусства в новых условиях была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей. Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства.

    Крупным событием в культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял Устав и избрал Правление Союза. Социалистический реализм провозглашался основным методом советской литературы.

    Ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" (опубликована в 1928-1940 гг.). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л. Леонова "Соть", М. Шагинян "Гидроцентраль", В. Катаева "Время вперед", И. Эренбурга "Не переводя дыхания". Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвященные отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это "Петр Первый" А. Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").

    Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

    С конца 20-х годов на сценах театров утвердилась советская пьеса. Изменение репертуара, встречи с трудящимися на общественных просмотрах и обсуждениях способствовали сближению театра с жизнью. К 20-летию Великого Октября на сцене впервые был воплощен образ В. И. Ленина. В спектакле Театра им. Евг. Вахтангова "Человек с ружьем" по пьесе Н. Погодина эту роль исполнил Б. В. Щукин. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, "Анна Каренина" - постановка В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахновского в Московском художественном театре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, спектакли Ленинградского театра комедии, поставленные Н. П. Акимовым, "Ромео и Джульетта" в постановке А. Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчитывалось более 70 по всей стране.

    В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, К. Байсеитова и др.

    Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры. Уже к концу 20-х годов советские немые фильмы постепенно вытесняли зарубежную кинопродукцию с экрана. Росту популярности кино способствовало появление советских звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 г. "Путевка в жизнь" (режиссер Н. Экк), "Одна" (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг), "Златые горы" (режиссер С. Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках ("Семеро смелых", "Комсомольск" С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны ("Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. Дзигана, "Депутат Балтики" И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова "Веселые ребята", "Цирк".

    Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других, выдвинулись молодые советские дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

    Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном искусстве. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), призванная объединить художественные силы страны. Однако она не сумела решить поставленные перед ней задачи, так как в ее деятельности проявились худшие стороны Пролеткульта - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, была распущена. Начали создаваться союзы художников, объединявшие деятелей изобразительного искусства республик и областей . В 1932 г. возник Союз советских архитекторов.

    Жесткий контроль распространялся и на культуру прошлого. Нельзя сказать, что отношение к дореволюционному прошлому России было абсолютно негативным. С 1934 г. в средних школах вводилось преподавание отечественной истории, восстанавливались исторические факультеты в университетах. В трагическом 1937 году широко отмечалось столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Однако с историей общества и культуры обращались произвольно в угоду политическим и идеологическим целям сталинского руководства. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры. Именно в 30-е годы в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

    Военное время, поставив новые идеологические задачи, потребовало перестройки учреждений культуры, форм и содержания деятельности интеллигенции. Предпочтение теперь отдавалось наиболее оперативным, мобильным, доступным и эффективным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. По-новому использовались я театры (преобладала военная тематика на сцене), музеи, библиотеки, клубы.

    Президиум оргкомитета Союза художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск. На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана центральная объединенная киностудия (ЦОКС), где работали выдающиеся советские режиссеры, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. 80 % всех отечественных художественных фильмов в годы войны было выпущено этой студией. Уже к ноябрю 1941 г. в восточные районы страны было вывезено около 60 театров из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Ведущие творческие коллективы удалось сохранить.

    В 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, распространявшая свою деятельность на Западную Сибирь и Казахстан. Комиссия объединила около 60 научных и промышленных организаций. Во главе с академиком А. А. Байковым, И. П. Бардиным, С. Г. Струмилиным и другими Комиссия обеспечила использование природных богатств обширных районов страны в нуждах фронта. Математический институт, возглавляемый президентом Академии наук Грузинской ССР Н. И. Мусхелишвили, выполнил ряд работ, имевших большое практическое значение для производства вооружения и боеприпасов. Огромную работу по излечению раненых воинов Красной Армии провели Институт физиологии и многочисленные медицинские научно-исследовательские институты. Сотрудники Института физиологии изучили влияние на организм человека взрывной волны и разработали мероприятия по защите бойцов от контузии. Советские ученые внесли весомый вклад в достижение победы над врагом. Благодаря их работе было улучшено вооружение армии, выявлены новые энергетические и сырьевые ресурсы Восточной Сибири и Крайнего Севера, около 70 % раненых возвращались в строй.

    В годы войны продолжалось исследование долговременных теоретических проблем. Так, в 1943 г. в Москве была создана специальная лаборатория во главе с И. В. Курчатовым, возобновившая работы по расщеплению ядра урана.

    Тематика исследований по общественным наукам также приблизилась к задачам военного времени. В исторических исследованиях большое место заняли труды о героическом прошлом нашей Родины. Широкий научный и общественный резонанс получили конференции в Московском университете, посвященные 700-летию Ледового побоища и роли русской науки в развитии мировой науки и культуры.

    В соответствии с требованиями времени менялись содержание обучения, программы. Особое внимание уделялось воспитанию детей, старшие школьники сочетали учебу с работой в сельском хозяйстве, на предприятиях, в мастерских. Была введена военная подготовка. Знаменательным фактом явилось создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР (с 1966 г.- АПН СССР) во главе с академиком В. П. Потемкиным.

    Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух советских воинов.

    Одним из ведущих жанров стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. События войны нашли художественное отражение в литературных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О. Берггольц и в "Пулковском меридиане" В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинградской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян, Ф. Гладкова. Характерной особенностью литературы военных лет является ее обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев. Поэма М. Алигер "Зоя", роман А. Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны, стали своеобразным памятником героям-комсомольцам.

    Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К. Симонова, публицистические статьи И. Эренбурга и др. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой по своей злободневности и идейному воздействию встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформ-бюро.

    Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова.

    Практические задачи кинематографии в условиях военного времени определило специальное совещание в ЦК партии по вопросам кино в 1943 г. Особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 500 киножурналов, 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И. Пырьев), "Нашествие" (режиссер А. Роом), "Радуга" (режиссер М. Донской), "Два бойца" (режиссер Л. Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф. Эрмлер).
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


    написать администратору сайта