Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-экономическая формация и ее структура. Способ производства и его структура. Базис и надстройка. Диалектика базиса и надстройки. Методологическое значение формационной теории для экономики.

  • Билет №38. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, В. Иноземцев). Цивилизация. Цивилизационные концепции истории (Н. Данилевский, А. Тойнби, С. Ханхингтон)

  • билеты (почти все такие же на экзамене)_2015102722. Билет 1 Социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеБилет 1 Социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии
    Анкорбилеты (почти все такие же на экзамене)_2015102722.doc
    Дата19.12.2017
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты (почти все такие же на экзамене)_2015102722.doc
    ТипДокументы
    #12208
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Билет №36.

    Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. Всемирная история как единый мировой закономерный мировой процесс. Социальный прогресс, его критерии. Роль народных масс и личности в истории.

    Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.

    Существует две точки зрения на цивилизацию:

    1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;

    2.цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

    Цивилизационная концепция.

    Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.

    Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:

    • религиозный;

    • политически;

    • художественно-культурный;

    • социально-экономический.

    10 цивилизаций:

      • Египетская;

      • Китайская;

      • Ассирийско-вавилонско-финикийская;

      • Индийская;

      • Иранская;

      • Еврейская;

      • Греческая;

      • Римская;

      • Аравийская;

      • Германо-романская.

    Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.

    Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.

    • Западная;

    • Православная;

    • Исламская;

    • Индийская;

    • Дальневосточная;

    • Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.

    • Буддисты, ломоисты.

    Возможен диалог между цивилизациями.

      1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;

      2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.

    Цивилизационный подход - на уровне явлений.

      1. Формации позволяют выделить типологическое единство.

    Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.

      1. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.

    Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.

      1. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.

    Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.

    Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.

    Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим.

    • Причина социального прогресса – диалектика способностей и потребностей человека (производства и потребления).

    Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон.

    Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей.

    • Критерий социального прогресса.

    Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил.

    Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека:

    1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь;

    2. Потенциальный: способности и потребности.

    Роль народных масс и личности в истории.

    Народная масса – единство, обусловленное способом существования данного конкретного общества, едиными связями в сфере общественного производства.

    Народная масса и толпа не одно и то же.

    Марксисты считали, что народные массы (люди занятые в производстве, а без производства не может идти речи об истории): являются носителями политической идеи, являются важнейшими потребителями продуктов духовного производства. Народ создает условия для деятельности великих личностей.

    Великая личность – это личность, которая своей деятельностью оставила глубокий след в культуре человечества. (Ученые, политики.)

    Историческая личность – это личность, которая оставила след в истории, но может быть исторической личностью поневоле. (Цари.)

    Великая историческая личность – личность, частные цели, которой совпадали с тенденциями развития общества, которые она обнаруживает. Человек должен быть лидером, обладать волей, харизмой (Петр I). Возникновение исторической личности является необходимостью, но кто именно придет является случайностью.

    Билет №37.

    Общественно-экономическая формация и ее структура. Способ производства и его структура. Базис и надстройка. Диалектика базиса и надстройки. Методологическое значение формационной теории для экономики.

    Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия "общество вообще" и "общественно-экономическая формация" соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития.

    ОЭФ – особый тип общества. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением.

    Критерий выделения той или иной ОЭФ - способ производства.

    -Первобытно – общинный

    -Рабовладельческий

    -Феодальный

    -Капиталистический (Буржуазный)

    -Социалистический

    Экономические эпохи различаются не тем что производится, а тем как производится.

    Структура ОЭФ

    Поскольку ОЭФ есть общество на определенной ступени развития, основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства. Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В этом единстве ведущими являются производительные силы, которые и определяют производственные отношения.

    В любом обществе существуют духовные и материальные отношения. С точки зрения научной философии главенствующими являются материальные отношения.

    Базис – совокупность производственных отношений, существующих в обществе.

    Надстройка – совокупность определенных общественных идей, взглядов, теорий, складывающаяся в соответствии с ними система идеологических отношений и организации закрепляющих их.

    Отношение базиса и надстройки есть отношение первичности-вторичности. Идеологические отношения как духовные (субъективные) имеют объективное содержание и материальные средства реализации, или материальную часть надстройки. Последняя "изъята" из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективной, представляет собой специфический компонент общественного бытия. Эта объективная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния.

    Исторически определенный экономический базис определяет тип общественной надстройки: природу государства и права, нравственные, философские, художественные, религиозные и т. д. взгляды и отношения, а также соответствующие им учреждения.

    Переворот в экономическом строе (базисе) данного общества вызывает изменения во всей общественной надстройке. Каждая исторически определенная общественная надстройка имеет в качестве своей основы исторически определенный экономический базис, который она не может опережать. Надстройка опережает не базис в целом, а наличный базис, его реализованную часть, но не заключенные в базисе глубинные тенденции развития. Если правовая, политическая и т. д. надстройка опережает наличный экономический базис, то это означает, что она выражает, фиксирует в своих нормативных актах и законах в общем виде тенденцию его дальнейшего развития. Тем самым она не отрывается от действительности, а приближается к ней, ибо это предвидение не из самого сознания, а на реальной материальной основе, на базе тех элементов будущего, которые заключены в настоящем и отражены сознанием. Само бытие, экономический базис, а не сознание определяют глубину предвидения, ограничивают его пределом времени и степенью точности.

    Ненадстроечные элементы – это различные социальные группы, классы, страты, особые семейные отношения.

    Способ производства и его структура

    Способ производства – конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Т.о. производя материальные блага, люди воспроизводят собственные общественные отношения.

    Производственные отношения(ПО) – взаимодействие человека с человеком в процессе работы.

    Виды: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение). - определяющие

    отношения распределения

    отношения обмена

    отношения потребления

    1. первобытно-общинный собственность коллективная

    2. рабовладельческая (человек - раб)

    3. феодальная собственность на землю и крестьян

    4. буржуазная собственность на средства производства

    5. социализм коллективная собственность (колхозы, народная собственность (недра, фабрики)). В распоряжении государства.

    Производительные силы(ПС) – Взаимодействие человека с природой.

    - личный компонент (сам человек)

    - вещественный компонент (средства производства).

    Закон соответствия ПО и ПС.

    Не одна ОЭФ не погибает раньше, чем разовьются все ПС, для которых она дает просторы, и новые ПО не появятся раньше, чем созреют ПС в обществе.

    ПС – развиваются быстрее ПО, которые развиваются скачками.

    Смена экономических формаций происходит на том этапе развития, когда данные ПО становятся тесными для ПС.

    Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда.

    Предмет труда – часть природы, на которую направлена трудовая деятельность человека (природа в целом). Пр: руда на руднике, виноград на винограднике.

    Сырье - предмет труда, профильтрованный через предшествующий человеческий труд. (Пр: руда на медеплавильном заводе, виноград на винодельне).

    Всякое сырье – предмет труда, но не всякий предмет труда – сырье.

    Средства труда – вещь или комплекс вещей, орудия труда, то есть то чем производится труд.

    Наука – компонент производительных сил, или растворена в человеке и в средствах производства (Знания, которые есть у человека. Пр: более сложные станки).

    Наука – создание новой техники, научные знания, наука об управлением производством.

    Доля науки в производстве все время растет (онаучивание труда).

    Методологическое значение теории ОЭФ для экономики

    - позволяет выделить общество как цельную систему

    - позволяет выявить типологическое единство различных обществ (США и Япония). Процессуальное единство – аналогичные ступени, которые проходят все общества.

    - позволяет дать периодизацию истории на основе объективного критерия.

    - позволяет показать единую логику развития человечества

    Билет №38.

    Теории постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, В. Иноземцев). Цивилизация. Цивилизационные концепции истории (Н. Данилевский, А. Тойнби, С. Ханхингтон)

    Материалистическая концепция постиндустриального общества возникла в 70-е годы 20 века. Представители (Белл, Тоффлер, Кастельс, Джезинский).

    Д. Белл Критерий выделения – характер труда.

    А) Доиндустриальное

    Базируется на добывающих видах хозяйства (земледелие)

    Б) Индустриальное

    Определяется фабричным производством и технологией для массовой продукции.

    Хозяйственная деятельность носит экономический характер. Начинается взаимодействие человека с искусственной природой, т.е. машиной.

    В) Постиндустриальное

    Б) сохраняется и развивается, но определяющим видом хозяйственной деятельности является торговля, здравоохранение, наука - производство услуг.

    Цель – получение прибыли, удовлетворение потребностей. Характер труда более сложный и его нельзя разложить на простые составляющие. Главное – взаимодействие человека с человеком.

    Корни этой формы по Беллу кроются в беспрецедентном влиянии науки на производство.

    Маркс: “Возникновение класса белых воротничков”, следовательно высококвалифицированных трудящихся гораздо больше, чем трудящихся рабочих, а следовательно, вырождение стоимостных отношений.

    Маркс и Белл оба пришли к творческому характеру труда, главной целью которого является совершенствование человека.

    В. Иноземцев

    Критерий – характер деятельности людей и взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе производства.

    А) Доэкономический

    Б) Экономический

    В) Постэкономический

    Им соответствуют формации А) Доэкономический - первичная

    Б) Экономический - вторичная

    В) Постэкономический - третичная

    А) Предтрудовая деятельность человека, борьба за выживание. Цель хозяйственной деятельности – выживание. Коллективные интересы доминируют над личными.

    Б) Частная собственность на средства производства, появление эксплуатации, следовательно, неравенство. Доминирование личных интересов над общественными. Особенность – отчужденный характер труда и взаимоотношений человека друг с другом.

    В) Возникает, если преодолевается труд как экономическая необходимость, побуждение к развитию новой цели выразить себя самого (саморазвитие человека). Творчество – основа постэкономического хозяйства. В результате НТП высвобождается свободное время человека. Кроме этого связь, транспорт способствуют развитию индивидов. Возникает потребность в людях способных выполнять сложную творческую деятельность.

    О. Тоффлер

    Критерий – тип семьи определяет экономические особенности.

    Волны – процессы цивилизации общества.

    А) Доиндустриальный (Аграрный) 10000 лет назад

    Б) Индустриальный 2 1750 лет н.э.

    В) Постиндустриальный после второй мировой войны

    А) Характерные черты

    Земля – основа экономики, политики, семьи

    Существовало разделение труда

    Натуральное хозяйство

    Эксплуатация восстанавливаемых энергоносителей.

    Товары производятся вручную

    Особенности социальной сферы

    Большие семьи (дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д.) – неподвижная, единая производственно-экономическая ячейка

    Б) Характерные черты

    Стандартизация общества

    Энергия из не возобновляемых источников

    Машины

    Заводы, фабрики

    Города

    Рыночное хозяйство

    Особенности социальной сферы

    1. Семья – от нее отделяются дальние родственники, преобладание нуклеарных семей (мама, папа, несколько детей). Воспитание детей и уход за пожилыми передается в социальные структуры.

    2. Массовое обучение детей для фабричной жизни

    3. Корпорации

    В) Характерные черты

    Дестандартизация общества

    Множество различных энергоресурсов

    Развитие электроники, космонавтики, проникновение в глубины моря, биологическая индустрия.

    Особенности социальной сферы

    Распад семьи (множество разводов)

    Распадаются все институты из второй волны

    Рост числа различных типов семей

    Рост числа одиночек, бездетный образ жизни

    Достоинства и недостатки концепции постиндустриального общества.

    Плюсы.

    Все эти концепции материалистические

    Критерий – характер труда в обществе

    Наука во всех из них все больше влияет на производство

    Минусы

    Основная сфера производства получение новых знаний, следовательно, духовная деятельность – способ существования постиндустриального общества, следовательно, идеализм.

    Концепции постиндустриального общества описывают изменение в нем, а не причины изменения.

    Они отрывают знания от материального знания, а информация необходима для развития производства.

    Эти концепции ведут к уменьшению физического труда, но физический труд и интеллектуальный это не одно и тоже, следовательно, умственный не обязан расти.

    Производство знаний бессмысленно без развития материально-технической базы.

    Цивилизационные концепции в истории.

    Существуют две точки зрения:

    1. Цивилизация – этап развития общества, следующий после варварства.

    2. Цивилизация – социально-этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурой, идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

    Данилевский

    Критерии: Религиозный

    Художественно-культурный

    Политический

    Социально-экономический

    Египетская Китайская Асерийско-вавилонско-феникийская Индийская Иранская Еврейская Греческая Римская Аравийская Германо-романская

    Цивилизации носят замкнутый характер. Развитие цивилизации циклично (рождается – развивается – пик – упадок)

    Тойнби

    Сначала было 30, потом сократил до семи.

    Критерий: Возникает на вызов окружающей среды, развитие цивилизации зависит от адекватности ответа.

    Западная Православная Исламская Индийская Дальневосточная Персы, христиане монофизиты, иудаисты Буддисты, Ламаисты

    Возможен диалог между цивилизациями, из-за условности признаков.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта