Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 7 Вопрос 1

  • Билет 8 Вопрос 1

  • Билет 9 Вопрос 1 Философия Платона

  • Билет 10 Вопрос 1

  • Билет 11 Вопрос 1

  • Билеты философия пед. Билет 1 Вопрос 1


    Скачать 62.74 Kb.
    НазваниеБилет 1 Вопрос 1
    АнкорБилеты философия пед
    Дата23.03.2022
    Размер62.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #411114
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Вопрос 2

    Материя, её атрибуты.

    Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, отображается нашими ощущениями вне зависимости от них.

    Закон: можно мыслить любые

    превращения материи, нельзя мыслить появление материи из ниоткуда и её исчезновение из никуда.

    Основные атрибуты материи:

    - система

    - движение

    - Пространство и время.

    Общие свойства: объективность и всеобщность.

    Для пространства характерны такие свойства как протяженность, однородность и трехмерность; а для времени -длительность, одномерность, необратимость, однородность.

    Материя имеет способность к самоорганизации. Учение о самоорганизации материи – синергетика.

    Подходы к понятию материи:

    - материалистический: материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – порождение материи

    - субъективно- идеалистический – материи как самостоятельной реальности не существует, она лишь продукт субъективного духа

    - объективно-идеалистический – материя объективно существует как порождение независимо от первичного идеального духа

    - позитивистский – понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

    Билет 7

    Вопрос 1

    Натурфилософия Древней Греции.

    Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах.

    Ранняя греческая натурфилософия начинается с милетской школы.

    Фалес: «Что есть все?» - все есть вода, которая всюду, во всем и может изменяться.Вода – источник жизни, условие природы, содержится во всем и является первоосновой.

    Учеником Фалеса был Анаксимандр, который вводит понятие "апейрон", что означало «беспредельное, вечное, неизменное начало».

    Анаксимен полагал первоначалом воздух, который, разряжаясь и сгущаясь, может становиться водой, огнем и камнем.

    Гераклит – ранняя натурфилософия:Первоначально – теплота, огонь, вспыхивающий и угасающий – постоянно изменяющееся начало. В одну реку нельзя войти дважды, т.к. вода всегда новая. это означает,что все постоянно движется, никогда не останавливается. Третья идея Гераклита – идея диалектических противоположностей. Борьба есть отец сущего – все возникает через борьбу и исчезает в борьбе. Гармония противоположностей по Гераклиту – это закон

    Пифагорейская школа – «мир есть число». Построение мира – гармония пропорций, частей. Число есть объективная часть сущего и потому задача ученого/ума правильно определить пропорцию чисел и объяснить геометрию пространства. Пифагор считал, что музыка – гармония чисел.

    Элейская школа. Основоположник - Парменид, его ученик – Зенон. элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии

    Атомисты (прежде всего – Демокрит) рассматривали мир как единое целое, состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц – атомов. Атомы материальны и неделимы вследствие абсолютной плотности, малости, отсутствия пустот. Атомы разнообразны по форме и весу. Душа тоже состоит из атомов, но более подвижных и круглых. Атомы и пустота – единственная реальность.

    Вопрос 2

    Понятие метода в философии. Диалектика и метафизика.

    Метод — это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

    Диалектический метод.

    Диалеткика- умение вести дискуссию,эффективно спорить. Учение о всеобщей связи и развитии материальных и духовных аспектах мироздания поэтому выступает,как теория познания и как логика.

    Законы: единство и борьбы противоположностей

    Переход количества в качество

    Отрицание отрицания.

    Категории: единичная,особенная,общая,сущность явления,форма и содержание,причины и следствия.

    Метафизический метод.

    Метафизика- категория философии,имеющая два основных значения

    1) всеобщая,синтетически-априорные знания

    2) философия,абстрагирующаяся от идеи развития как всеобщего свойства всех явлений и процессов

    Билет 8

    Вопрос 1

    Классическая античная философия. Сократ.

    Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

    Основными добродетелями, по мнению Сократа, были: смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием; справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми.

    Источником же безнравственности он считал неведение

    Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление.

    Перечислим достоинства сократического метода:

    Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.

    Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.

    Участники спора находят истину.

    В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

    Вопрос 2

    теория познания: основные проблемы и виды познания.

    Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Познание- процесс приобретения знания. Результатом познание я-я знание.

    Проблемы гносеологии:

    Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.

    Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания

    К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания

    Четвертая проблема сводится к ряду вопросов, таких как: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания?

    Пятая проблема связана с оценкой результатов познания.

    Виды познания:

    Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании . оно тесно связано с культурой.

    Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

    Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

    – понятие;

    – суждение;

    – умозаключени

    Билет 9

    Вопрос 1

    Философия Платона

    Платон является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

    - окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

    - реально могут существовать только бестелесные (чистые) идеи;

    - мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

    - чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

    - все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

    Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

    Единое является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

    От единого происходит ум.

    Душа связывает такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира.

    Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

    Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины.

    Вопрос 2

    Философия эпохи Возрождения. Социально-политические учения.

    Мечта гуманистов о радикальной реформе церкви, о всеобщем единстве народов в очищенном от злоупотреблений христианстве, о наступлении «золотого века» не состоялась. Она рухнула с наступлением эпохи социальных конфликтов. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной

    Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском.; • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату); ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

    . Причем целью является не личный интерес правителя, а «общее благо» государства. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

    Томас Мор(1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Томас Мор в своей "Утопии" (в переводе - место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности,

    Согласно Т. Мору в Утопии:

    • все граждане участвуют в производительном труде;

    • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

    • все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

    • для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

    • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

    • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

    • все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

    • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

    • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

    Билет 10

    Вопрос 1

    Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

    -все сущее на Земле обладает материей и формой;

    -изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета;

    -реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    -потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

    -высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Однако он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчувствительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия.

    Аристотель разработал учение о четырех первопричинах существующего:

    1) формальная причина – то, что придает форму. Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея (эйдос) обуславливает суть бытия.

    2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал.

    3) движущая причина – если рассматривать как причину движения другую вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.

    4) целевая причина – э

    Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении.

    Вопрос 2

    Религия представляет собой одну из областей культуры. в религиоведении следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, а духовную область его составляла мифология. Он включал разные способы освоения мира — практические знания и умения, нравственные нормы и образцы, религиозные верования В ходе дифференциации этого типа культуры вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры — искусство, мораль, философия, религия. Складывается универсум культуры.

    Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 г. в Керчи. Его отец, провизор Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец Войно-Ясенецкого был католиком, мать - Мария Дмитриевна (Кудрина) - православной. Здесь Войно-Ясенецкий окончил гимназию, художественное училище, медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г. с началом русско-японской войны Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить сложные операции.. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки.Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г. и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Скончался Войно-Ясенецкий в 1961

    Билет 11

    Вопрос 1

    Философия Средневековья. схоластика

    Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры.

    . Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход наследия Платона, Аристотеля. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

    Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Фома Аквинский (1225 — 1274),

    Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.

    Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное

    существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

    Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти. человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.

    Движение к добродетели должно осуществляться благодаря любви и Богу, как законодателю и творцу всего сущего.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта