презентация. Шпоры по истории Отечества. Билет 1 Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Восточные славяне
Скачать 0.58 Mb.
|
Русское гос-во в конце XV – начале XVI в. В 15 в. продолж. формир-е феод. землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постеп. превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появ. еще одна форма феод. владения – поместье. Поместье считалось временной собств-ю владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не м. переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак сущ. и вотчины и поместья. Опорой великого князя были бояре, составл. Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не огран. власть государя, она явл. совещательным органом. Появ. должность казначея, кот. ведал казной князя и сношениями с иностр. гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления); 2)сословность. В отличие от западноевроп. стран на Руси сословия создавались самим гос-вом. Главные сословия: Военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содерж. сами себя и своих людей; у них право владеть землей и крестьянами). Городское (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну). Крестьянство (тягловое сословие и в пользу гос. и в пользу помещика). Создалось служилое гос., где все люди должны служить князю. Сословие появл. тогда, когда их статус получит закрепление в законад. порядке. Складываются придворные чины: 1)веденый боярин (окольничий); 2)дворецкий; 3)казначей; 4)думные бояре; 5)думные дьяки. Постеп. роль Думы сниж. и из Думы выделилась Ближняя Дума (Совет приближенных) и общее собрание. Вплоть до сер. 16 в. на Руси сущ. только 2 общегос. ведомства: Дворец и Казна. Во главе дворца стоял дворецкий, кот упр. личными землями великого князя. В казне хран. деньги и драгоценности, а также гос. печать и великокняж. архив. Территория страны раздел. на уезды. Те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Сущ. сис-ма кормлений. Местничество – порядок служебных отнош., кот. сложился м/у родословными фамилиями в Моск. гос-ве в 15-16 вв. Местничество ставило служебные отнош. бояр в завис-ть от службы их предков. Должностное пол-е каждого было предопределено. Все знатные фамилии располаг. по иерархической лестнице. Наверху стояли Рюриковичи. Исходя из этого великие князья при назначении бояр на должности д.б. руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц. Все назначения запис. в особые разрядные книги. Это было выгодно и боярам и князю. Система гос. власти: Великий князь (отдельно митрополит) - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы упр-я) – местное упр-е (кормленщики) – волостели в волостях и наместники в городах. Сословно-представительская монархия явл. переходной формой к абсол. монархии. 14-16 вв. – представительская монархия. Главные процессы: ликвидируются различия между дворянами и боярами; борьба между церковью и гос. за приоритетное влияние; процесс закрепощения крестьян. Правление Ивана III. В 1462 г. умер В. Темный. Правителем стал Иван III, правивший с 1462 г. по 1505 г. Именно в это время заверш. двухвековой процесс единения русских земель в централизованное русское гос-во. В 1477 г. был присоед. Новгород. Иван III прекратил выплату дани Орде, окончательно пало монгольское иго. В 1480 г. присоед. Тверь, Рязань. С 1485 г. моск. государь стал именоваться “государем всея Руси”. В годы правления Ивана 3 было присоед. также Ростовское княж. – 1474 г. и Ярославское – 1463-1468 гг. С 1497 г. Моск. гос. управл. Судебником Ивана III (свод законов). Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала на др. земли строго определенным временем: неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделей после этого дня. За уход от землевладельца надо было платить “пожилое” – плату за прожитые годы. Но это еще не означало закрепощение крестьян. Крестьяне 15-16 вв. платили феодалу натуральный оброк. Денежные повинности лишь возникали. Крест. барщина б. слабо развита, на барской пашне работали в осн. холопы-страдники, имевшие свое хоз-во. Судебник также затрагивал местное упр-ие и приказное упр-е. Местное упр-е: огр-ся роли кормленщиков на местах, устан. размер кормов и подчеркивается, что к судопроизводству на местах теперь должны привлекаться люди с мест – излюбленные головы, целовальники. Приказное управление: деят-ть приказов регулируется и превращ. в систематизир. упр-е; разграничиваются центральные и территориальные приказы. Приказная система прошла в своем развитии ряд этапов: 1)“приказ” – разовое поручение; 2)“пути” – пост. поручения; 3)изба, канцелярия; 4)орган отраслевого упр-я со своей внутр. стр-рой, где появл. столы – повытья, а дьяки ведут все делопр-во. Первые приказы – казеные и дворцовые приказы. К 17 в. насчитывается 15 приказов по воен. упр-ю, около 10 – по гос. хоз-ву и 13 – по дворцовому ведомству. Среди общегос. приказов выделялся Посольский, Разрядный и Разбойный (поиск беглых). Билет №7 Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв./ Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине. Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения. Билет №8 Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.гг. XVI в. Опричнина. Россия в XVI столетии. Иван Грозный. Социально-экономическое развитие К концу XVI века территория России увел. почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Осваивалась также южная окраина страны – Дикое поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью. Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн. человек. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва). Сельское хозяйство Боярская вотчина остав. господствующей формой феод. землевладения. Наиб. крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Расширялось особенно со второй половины XVI в. поместное землевладение. Города и торговля В XVI в. продолжалось разв-е ремесленного произ-ва и товарно-денежных отн-й в русских городах. Специализация произ-ва, тесно связ. с наличием местного сырья, тогда носила еще исключ. ест.-географич. хар-р. Тульско - Серпуховской край, Новгород -Тихвинский районы специализир. на производстве металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами произ-ва полотна и холста. По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство. В Москве появ. первые большие казенные предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. Количественный рост мелкотоварного произ-ва не привел еще к перерастанию его в капиталистическое товарное произ-во, как это было в ряде передовых стран на Западе. Значит. роль в торговле наряду с купцами играли светские и духовные феодалы, особ. монастыри. Из центра и южных районов на север везли хлеб, из Поволжья – кожи, Поморье и Сибирь поставляли пушнину, рыбу, соль. Т.е. в России шел процесс укрепления феод. способа производства. Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584) После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук моск. митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и др. знаки царской власти. Отныне великий князь Моск. стал наз. царем. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Сост. более 50-ти Земских соборов; последние Земские собирались в России в 80-е годы XVII века. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки пасада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в. Еще до реформ упр-е отд. территориями стало поручаться отдельным боярам. Так появ. первые приказы – учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Военными делами руков. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом. Стала складываться единая система упр-я на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактич. правителями отд. земель. В их личное распоряжение поступ. все средства, собранные сверх необх. податей в казну, т.е. они “кормились” за счет упр-я землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост. Т.о., в середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии. Военная реформа Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, кот. д.б. стать ее опорой. Впервые составл. “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. – создание пост. стрелецкого войска. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число кот. б. незначит. Стоглавый собор В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утв. образцам. Т.о., реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Внешняя политика Удалось присоед. Казанское царство, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо – Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Часть территории ( на побережье Финского залива) Россия смогла отвоевать, выйти к Балтийскому морю Грозный не смог. Иван IV поддерживал акт. отношения с Данией, Турцией, Англией (активно велась торговля). В русской армии было очень много наемников; в опричнине очень много немцев. Опричнина Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Происх. размельчание боярских земель (подрыв с/х). Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в рясы, под кот. скрывалась богатая одежда и острые ножи. Когда они соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы. Опричники много молились и убивали людей. Опричнина – форсированная централизация без достаточных для этого экон. и соц. предпосылок. В этих усл. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, окончанию боярского сепаратизма, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”. Билет 9 "Смутное время "/начало ХVIIВ./:причины, ход, результаты. События рубежа 16-17 вв. получили название «Смутное время». Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Левонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза. В целях закрепощения крестьян вводились «Заповедные лета» – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглом крестьян. Царь Федор Иоаннович. 18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного -двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневековой жестокости, привлекала внимание многих писателей и художников. "Я царь или не царь", - сакраментальная фраза, вложенная в его уста А.К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет. Борис Годунов. (В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова.) Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы - брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский - отец будущего русского царя. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу. Против царя выступили все слои населения этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву, Россию. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605 г. Лже Дмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. Лже Дмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского. |