Ранхигс философия шпаргалка билеты 11-20. ФИЛОСОФИЯ ЗАЧЁТ (11-20) РАНХИГС 1 курс.. Билет 11. Гераклит Эфесский и школа диалектики
Скачать 0.68 Mb.
|
Билет 11. Гераклит Эфесский и школа диалектики. Гераклит Эфесский – основатель диалектики как науки. Происходил из аристократического рода, отстраненного от власти, но сам Гераклит стремился к одиночеству, жил отдельно,бедно и отказался от всех благ,привилегий. Последний год прожил в горах. Часто называли Темным, так как его сложно было понять, говорил метафорами. Первоначало всего сущего – огонь, который является вечным, материальным, живым и разумным, ему присущ логос (разумное начало). Он говорит: «Огонь никем не сотворен, но он полностью подчиняется логосу». Одним из самых главных законов Гераклита, который стал основой диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит: «Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей». Гераклит считает, что весь мир, который не создан никем из Богов и никем из людей, находится в постоянном движении и изменении. Ему принадлежат многие высказывания, которые сохранились по сей день:«Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».Гераклит говорил о цикличности в истории и круговороте веществ в природе, признавал относительность окружающего мира. В разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим. Человеческая душа материальна, движущей силой мира считает борьбу. Диалектика – это метод философского исследования при котором предметы окружающей действительности рассматривается гибко, критически, последовательно, с учетом их изменений, внутренних противоречий, развития и т.д. Билет12. Элейская школа. Парменид. Элейская школа. Современная Италия – Элея, наиболее известные философы: Ксенофан, Пармениди Зенон. Центральным понятием для этой школы выдвинули бытие. Ксенофан– основатель школы, считал, что первоосновой всего сущего является земля, которая появилась из моря. Не Боги творят людей, а люди творят Богов по своему собственному образу и подобию. Истинный Бог не может быть подобен смертным ни телом, ни мыслью. Истинный Бог един, всевидящ, всемогущи правит миром не физической силой, а силой мысли. Бог и космос едины. Ощущения и чувства очень часто обманчивы, постичь мир можно только с помощью разума. Разум тоже может подводить человека, но с его помощью люди могут приближаться к абсолютной истине. Парменид – центральная фигура этой школы, ученик Ксенофана.Сделал вывод, что все человеческие наслаждения ничтожны. Основные идеи. Противоречие – это не одна из движущих сил, а ошибка в логике. В мышлении не должно быть противоречий.Невозможно одновременное существование противоречивых начал. Бытие и мышление тождественны, это одно и то же.Есть только бытие, небытия не существует, так как его невозможно понять, познать и изучить. Он был основоположником антологии (раздел философии, изучающий бытие).Бытие согласно Пармениду представляет собой сплошной, неподвижный шар, который не имеет никаких пустот, в котором отсутствует какое-либо изменение или движение. Характеристики движения, множественности неправильны, это неистинный чувственный мир. Зенон отдает первенство разумному познанию в отличие от чувственного. Только разум может претендовать на истину. Зенон выступает за единое и против множественности. Также составил свое представление элеатов. Перенял все идеи Парменида. Вопрос 13. Школа Пифагора (Пифагорейская школа). Последователи Пифагора. Первопричина всего сущего – число. Всю окружающую действительность можно свести к числам, измерить с помощью числа. Пифагорейцывыступают за познание мира через число. Считают, что развитие мира циклично и все исторические события периодически возвращаются. Приписывали числам мистические свойства, считали, что числа могут определять духовные качества человека. Душа – божественная сущность, помещенная в телесную оболочку. После смерти душа перемещается в другую оболочку. Основная цель жизни– освобождение души от оков тела, т.к. тело для души это некая тюрьма, душа туда помещена за определенные прегрешения. Освободиться от оков тела можно только ведя аскетический образ жизни, отказ от наслаждений, умеренный отказ от пищи. В этом случае ты очищаешь душу и обретаешь бессмертие души. Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом и дружеской общиной. Философия была здесь основным занятием. И она воспринималась как особый, отличный от обыденного, образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз, проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение «пифагорейское пятилетнее молчание«. Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Эта практика и вошла в историю философии под названием «пифагорово молчание«. Пифагор полагал, что начало мудрости состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать. Очень скоро религиозно-нравственная направленность школы вступила в противоречие с господствующей греческой демократией и ее принципами, т. е. приобрела политическую направленность, вызывая озлобление у оппонентов. В конце концов, школа была сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской школы и сам учитель (по другой версии он скрывался, а затем уморил себя голодом). Пифагорейская философия была формой объективного идеализма. Пифагор называл своих учеников «математиками», т. к. обучение начиналось с учения о числах. «Священная математика» была у Пифагора наукой принципов, в которой числа означали сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология. Вопрос 14. Софистика и представители. Софистика – это метод, который основан на выведении заведомо ложных фактов, которые представляются на самом деле истиной, но на самом деле ложные по смыслу и неправильные. Софисты и софистика. Расцвет софистики – середина V века до нашей эры, годы Пелопонесской войны. Софисты выполняют роль первых учителей, профессионалов. Акцент был на то, чтобы человек умел применять конкретные знания на деле, отдельные уроки уделялись умению правильно вести дискуссии и ораторскому искусству. Само слово «софист» означает мудрец. Главными и отличительными чертами софистов и софистики являются: Cофистика – это такое мировоззрение, которое прежнему мифологическому и религиозному мировоззрению противопоставляет человека как меру всех вещей. Софистика – это метод размышления, основанный на преднамеренном нарушении логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, которые в свою очередь выдаются за правильные, сознательное нарушение логики, основной целью которого является достижение превосходства над оппонентом.Особенности: 1. Софисты первые выдвигают человека в центр философского внимания. 2. Софисты критически относятся к окружающей действительности, все в мире относительно. 3. Софисты стремятся все проверять на практике. 4. Категорически отрицают старые правила, привычки, традиционные методы. 5. Постоянно критикуют государство, стремятся доказать его условность и несовершенство государства и права. 6. Свою правоту доказывают с помощью софизмов. Софизмы– это уловки или логические приемы, с помощью которых правильное на первый взгляд утверждение или умозаключение, в итоге оказывается ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях. Пример: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Наиболее ярким представителем софизма является Протагор. По его мнениюосновным критерием для оценки мира является субъективное мышление человека. Основные умозаключения и видения: 1. Вне человеческого сознания ничего не существует. 2. Нет ничегораз и навсегда данного, раз и навсегда постоянного нет ничего. 3. Вся окружающая действительность зависит от чувственного, субъективного восприятия человека. 4. Все в мире относительно, весь окружающий мир относителен. 5. Объективное мнение, объективное познание недостижимо, существует только мир мнения. Большая часть деятельности софистов вызывала неодобрение властей и других школ, но их заслуга в том, что благодаря им стали распространяться не только философские, но и другие знания, формировавшие новую личность. Они впервые заявили о субъективном мире. Сократ не мог с этим согласиться, так как для него истина была одна. Сократ. Его взгляды стали поворотным пунктом в развитии античной философии. Он никогда не записывал свои мысли, по его мнению, «Как только ты фиксируешь текст, сила мысли прекращает свое действие»,– рассуждал он на улицах в форме открытой беседы. Сократ – человек, которым могла гордиться страна, принимал участие в военных действиях. В отличие от софистов, он никогда не брал денег за обучение.Основные взгляды Сократа: 1. Познай самого себя. 2. Самое главное в человеке – это знания, именно это отличает человека от других существ Вопрос 15. Майевтика и этика (софистика выше). Майевтика – новая теория нахождения истины. Он утверждает, что большинство людей думать не умеет и мышление необходимоспровоцировать. Дословно «майевтика»означает акушерка. Майевтика - это искусство провоцирования мысли, ее суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам и наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Майевтика Сократа состоит из двух элементов: эристика– это искусство формулирования правильных вопросов, их суть в том, что они должны быть сформулированы так, чтобы спровоцировать мышление. Второй элемент – ирония. Это поиск противоречий в высказываниях оппонента. Методом иронии он зарождает в собеседнике сомнение и это сомнение способствует тому, что оппонент начинает сомневаться, формулировать собственную позицию и в этих сомнениях рождается истина. Сократ утверждал, что основная задача не в познании природы, а в познании человека. Он считал, что основное благо на земле – это знание, а незнание – это зло. Также говорил, что все ошибки, которые человек допускает это по неведению. Человек совершает зло в силу того, что он не знает, чем оно может обернуться. Душу человека он считает бессмертной, сторонник учения о переселении душ. Воспитал огромное количество учеников и последователей, в том числе школы. Этика Сократа есть этика индивидуальной личностной ответственности. Она выражает ту стадию личностного развития, когда индивид возвышает себя до уровня субъекта нравственно-ответственного поведения. Мегарская школа. ОсновательМегарскойшколы –ЕвклитМегарский. Ее сторонники считали абсолютным благом на земле знание, Бога отождествляли со знанием и разумом, называли его жизненной энергией, но в отличие от Сократа у них не было противоположности знанию. Эта школа формулирует огромное количество парадоксов. Парадокс«куча зерна», ты некогда не можешь сказать в куче зерна, какое из зерен является первым и какое последним. Парадокс«лжец»: критянин утверждает, что все критяне лжец. Школа Киников (часто циников). Основатели:Антисфен и Диоген Синопские. Антисфен проповедовал идею авторкии – это самообладание и принцип самодостаточности. Идея «назад к природе»– человек по своей природе самодостаточен и нет необходимости приобретать еще что-то. Диоген считал, что истинное предназначение человека в том, чтобы откинуть все общественные предрассудки, и сам человек имеет все необходимое для существования. Школа не призывает к постоянному обновлению знаний. Вопрос 16. Эпикуреизм и стоицизм. Эпикуреизм– философское направление, некий образ жизни, исходящий из идей Эпикура и его последователей. Эпикур родился в семье учителя, с 14 лет активно начинает заниматься наукойи философией. Побывав в малой Азии, возвращается в Афины и основывает школу «сад Эпикура». Во главу всего ставит наслаждение и удовольствие. Они носят благостный и созидательный характер. Сам Эпикур отличается неким аскетизмом. Все его знание поделено на: 1) Физику. Изучается устройство природы и космоса 2) Канонику. Учение о познании мира 3) Этику. Учение о человеке, его поведении и целях. 1. Физика Эпикура · вселенная состоит из атомов и пустоты, при движении они способнысамопроизвольно отклоняться, сталкиваться друг с другом и тем самым порождать случайность; · мира чистых идей не существует, нет ничего кроме вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения; · все существующие вещи в мире возникают и разрушаются, но атомы и пустота вечны и неизменны; · существует множество материальных миров во вселенной, причем один из низ похож на наш, а другие нет. 2. Каноника. o окружающий мир познаваем и основным видом познания должно стать чувственное; o ощущения человека абсолютно объективны и истины, потому что ониадекватно отражают мир. Ощущения вызываются образами предметов, проникающими в наши органы чувств; o невозможно созерцать разумом какие-либо идеи, если им не предшествовал чувственный образ; o познание осуществляется с помощью души, которая состоит из особо тонких атомов, которые разлиты по всему телу. 3. Этика Эпикура · человек есть результат биологической эволюции и человек самим рождением должен быть обязан не богам, а родителям. Боги если и существуют, то не могут вмешиваться в жизнь людей, поэтому судьбачеловека зависит исключительно от него самого и от тех обстоятельств, которые складываются; · душа является особым видом материи. Она смертна также как и тело, поэтому человек должен стремиться к счастливой жизни в рамках земной жизни. А основное счастье заключается в удовольствии. Под удовольствием следует понимать отсутствие страданий, здоровый образ жизни и занятие любимым делом. Эпикур говорит: мы можем наслаждаться тогда, когда мы не страдаем и не волнуемся, а праздные удовольствия ведут к страданию. Т. е.не всякое удовольствие благо. Человек должен сделать выбор между удовольствиями и выбирать те, что приведут к счастливой жизни. Стоицизм, школа стоиков Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном. Название стоики получили, потому что его первые представители собирались в портике, который назывался "стоя". Основным представителем является Зенон, Сенека и Марк Аврелий. Зенон делит науки на логику, физику и этику. Логика · отработка критериев истины; · источником познания являются ощущения, на основании которых появляются представления; · накопленные представления дают возможность человеку сравнивать, примерять. Когда он способен проводить такой анализ, он научается формулировать понятия; · понятия не имеют самостоятельного существования вне разума человека и реально существуют какие-то единичные вещи. Физика o бытие – это лишь то, что способно к активности и страданию, таким может быть только тело. Следовательно бытие и тело это одно и тоже; o космос несет в себе два начала: пассивное(материальное) и активное(идеальное, Логос); o все в мире возникает из логоса, который не отделим от материи и саморазвитие мира происходит циклически. Каждый цикл заканчивается мировым пожаром. Этика · Основной целью является достижение счастья. · Счастье заключается в следовании природе, то есть жить так, чтобы обеспечивать рост и развитие природных качеств. · Счастье не зависит от внешних событий. Надо не реагировать болезненно ни на что, это бессмысленно. Любые сложности жизни необходимо переносить с достоинством. · Афоризм: свободен мудрец, так как способен сдерживать страсти, а рабом является невежда, который находится во власти страстей, которые являются следствием слабого разума. · Основной источник боли и трудностей – это чувства. Надо уметь их усмирять, это называется анестезия. Сенека римский философ, воспитавший Нерона. Проповедовал идеи добродетели, призывал не участвовать в общественнойжизни, был сторонником незаметной, но радостной жизни. Марк Аврелий. Признавал бога самым высшим началом. Это сила, объединяющая весь мир. Выделяет внешний мир неподвластный человеку и внутренний мир, подвластный только человеку. Вопрос 17. Онтология и гносеология Платона. Антология Платона. Он убежден в том, что существуют два вида бытия, два мира. 1. Мир чувственных вещей. Мир в котором мы живем. 2. Мир эйдосов. Эйдосы – это нечто бестелесное, чистое, фактически чистые идеи, которые истинны, вечны и постоянны. Любая материальная вещь – это отображение первоначальной идеи данной вещи. Взаимоотношения между двумя мирами основываются на том, что мир идей первичен по отношению к материальному миру. Платон говорил: «Весь мир является отображением царства идей, где есть своя пирамида, т.е. своя иерархия». Платон говорит, что все истинного идеала достичь невозможно. Гносеология Платона. Чувственное познавать не имеет смысла, а общее практически познать невозможно, либо на это способны специально обученные люди, то есть философы. Платон предполагает познание через воспоминание. Он говорит, что душа человека – это нечто божественное, она существует до того, как она оказалась в теле, у нее есть памят всей жизни направляет человека и обитает в нем, когда человек умирает, душа покидает тело человека и переходит в божественный мир идей. Платон говорит: когда человек спит, в этот момент душа покидает тело и перемещается в мир идей, т.е. фактически сны это то, что душа вспоминает. Платон утверждает, что нельзя резко будить человека, т.к. это чревато тем, что душа не сможет вернуться в тело человека, умереть и остаться без души. Процесс познания – это процесс припоминания душой того, что она знала до воссоединения с телом. Платон убежден, что после смерти человека душа переходит в другое тело и душа имеет иерархию: 1. Пиктреугольника, высшая и лучшая степень души – это разум. 2. Воля и благородные желания. 3. Чувственное. Вопрос 18. Социальная философия Платона. Социальная философия Платона. Оптимальная форма правления – это аристократия.Демократия приводит к ахлократии, к власти толпы. Платон создает некую утопию – идеальное государство. Пирамида идеального государства: 1. Пик – философы, правители. 2. Среднее звено – войны, защитники (преобладает воля). 3. Ремесленники, торговцы и обычные люди, у которых преобладает материальное и чувственное. Самые низшие должны быть управляемыми. Государство может быть идеальным, согласно Платону, только в том случае, если каждое из этих звеньев будут заниматься только своим делом и не вмешиватьсяв дела другого звена. Основные идеи Платоны: 1. Общее первично по отношению к единичному. 2. Идея государства всегда выше идеи отдельного человека. 3. Задача человека в том, чтобы возвыситься над чувственным миром и всеми силами души, стремиться к высшему благу, освободив душу от всего телесного. Вопрос19. Онтология Аристотеля Вместо двух миров Платона, Аристотель утверждает только один мир - мир сущих. Каждое сущее выражает себя как единство материи и формы. То, что у Платона было идеями, у Аристотеля превратилось в формальные признаки сущих, неотделимые от самих сущих. Только в сознании человека материя и форма вещи могут существовать отдельно друг от друга и сами по себе. Форма сущего - единство всех его более идеальных проявлений, например, фигура и вообще числовые характеристики, закон функционирования, цель. Материя - это как бы субстрат, «философская глина», из которой «лепится» форма. Например, в глиняном горшке материя - это глина, а геометрическая форма горшка - одно из проявлений его формы, облеченное в глину. В то же время понятия «материя» и «форма» относительны. Например, глина - это материя горшка, но форма для тех элементов, сочетанием которых глина образуется. Форма больше относится к целому и общему, в то время как материя - это в большей мере характеристика частей и частного. Так возникает иерархия форм (что впрочем может быть названо и «иерархией материй»). Знаменательны пределы этой иерархии - верх и низ. Наверху иерархии форм-материй находится высшая Форма - форма всех форм (целое всех целых и общее всех общих). Замечательно, что Аристотель склоняется к тому, чтобы эту форму допустить как единственную чистую форму, которая уже не нуждается в материи. Здесь аристотелевская форма превращается в платоновскую идею. С другой стороны, в самом низу иерархии материй-форм находится чистая материя, которая не нуждается в форме. Это чистый хаос, своего рода ноль бытия, который может быть привлечен для оформления, но способен был бы обходиться и без этого. Сущие проявляют себя в разного рода активностях. У каждой активности Аристотель выделяет 4 основания (причины) этой активности. Это: 1) материальная причина - тот субстрат, на котором организована активность, 2) формальная причина, выражающая план, организацию процесса, 3) действующая причина - своего рода двигатель активности, ее «мотор», и 4) целевая причина - цель, к которой стремится активность. Например, в таком процессе, как строительство дома, материальная причина - это материал, из которого строится дом, формальная причина - план дома, действующая причина - строитель, и цель - укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома. Активность вместе со своими причинами - это также проявления сущих. Материальная причина больше относится к материи участвующих в активности сущих, оставшиеся три причины - к формам этих сущих. Все сущие проявляют активность, и в составе этой активности есть все три причины, в том числе целевые причины. Даже у такого процесса, как падение камня, тоже есть цель. В механическом движении все материальные тела стремятся как к своей цели к так называемому «естественному месту». Для камня и вообще тяжелых тел таким местом является центр Земли. Для легких тел (воздух, огонь) - небо. Вот почему тяжелые тела падают вниз, а легкие поднимаются вверх. В стремлении к своему месту Аристотель выражает идею естественного движения, отклонение от которого приводит к движению вынужденному. В обладании целями все сущие чрезвычайно напоминают живые существа, так что иерархия сущих - это иерархия целесообразных сил, иерархия целей. Представление мира как системы живых целесообразных сил часто называют телеологией. Стоит отметить, что системы Аристотеля, Бруно и Лейбница - это как раз телеологические системы, что еще раз позволяет отметить связь понятий «сущее» и «монада» в этих философских построениях. Как и монады Бруно-Лейбница, аристотелевские сущие представляют из себя активные целесообразные начала, находящиеся в постоянном развитии и занимающие свои места в единой иерархии бытия. Аристотель развивает далее платоновское учение о душе и ее видах. Случайность рассматривается Аристотелем как результат невписанности в мировую иерархию целей. Как и монады, сущие лишь проявляют себя в различных материальных и формальных выражениях. Цель высшей формы одновременно оказывается высшей целью и высшим двигателем - Перводвигателем. Природа высшей активности Перводвигателя парадоксальна - она представляет собою покой в отношении к себе и причину всякого движения в отношении к иному. Это двигатель, движущий все, но сам покоящийся. Зримо активность Перводвигателя выражает себя в вечном и равномерном вращении небесного свода. Аристотель принимает точку зрения вечности и бесконечной делимости материального мира. Его основу составляют четыре элемента Эмпедокла. В центре этого мира находится Земля, окруженная вокруг сферами более высоких реальностей. Все эти сферы делятся на две области - подлунный мир, лежащий от Земли до орбиты Луны, и надлунный мир, лежащий за пределами орбиты Луны. В подлунном мире, основу которого слагают 4 стихии Эмпедокла, материальным телам присущи прямолинейные (не вполне совершенные) движения по направлению к своим естественным местам. В надлунном мире, первоэлементом которого является эфир - «пятая сущность» («квинтэссенция»), активности совершенны и представляют из себя движения по окружности. Аристотель вполне сохраняет и развивает платоновское учение о душе, но для Аристотеля душа также оказывается формой сущих, не способная вести самостоятельное существование, в отрыве от этих сущих. Есть, пожалуй, только одно исключение - это разумная душа человека, и то лишь в той мере, в какой она содержит так называемый «активный разум». Это часть разума, выражающая Перводвигатель и обладающая до некоторой степени его чисто формальной природой, не зависящей от материи. Бессмертие человека есть прямая функция степени развития его философского разума. Вот, возможно, почему философия для Аристотеля есть самая бесполезная, но и самая лучшая из наук. Гносеология Аристотеля Истина для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и рационально до конца непостижимое начало индивидуальности («этовости»). Эти два момента выводят область познания за границы только рационализма. Аристотель очень ценит наряду с общим знанием знание индивидуального и материального. Поэтому он в гораздо большей мере, чем Платон, признает данные внешних органов чувств, хотя не отвергает и роль разума. Но и разум для Аристотеля приобретает несколько иной характер, сравнительно с платоновским идеалом разума. У Платона, как я уже отмечал, разум мистико-антиномистический, опирающийся на интуицию общего. У Аристотеля разум более светский, трезвый и прагматичный, исходящий из интуиции единичного. В целом Аристотель - рациоэмпирик. Он пытается уравновесить вклады рационального и эмпирического познания в синтетически-многомерном методе постижения истины. Если Платон гораздо больше ценит индуктивный прыжок от многообразия видимых частностей к единству идей, то Аристотель уравновешивает индукцию дедукцией, развивая впервые столь систематично и глубоко принципы дедуктивной логики. Если у Платона в диалектике доминирует понятие, выражающее в разуме природу идей, то Аристотель переносит центр логического внимания на суждение, в отношении логического субъекта и предиката которого воспроизводит себя отношение сущего и его предикаций. Кроме того, Аристотель в большей мере склонен к само-тождественному мышлению, сравнительно с платоновской диалектикой. Как известно, именно Аристотель является отцом так называемой «формальной логики», покоящейся на законах тождества и непротиворечия. Возможно, открывая мир сущих, Аристотель выражает их еще слишком само-тождественно, слишком в совпадении каждого сущего с самим собой, воспроизводя в большей мере в этой части своей философии логику элейского единого как 1-синтеза. Но опять-таки все эти гносеологические различия Платона и Аристотеля вполне могут быть примирены в синтетической теории познания, где найдут свое место рационализм и эмпиризм, индукция и дедукция, логика понятий и суждений, диалектика и формальная логика. Вопрос 20. Социальная философия Аристотеля. |