Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Культура и быт в петровскую эпоху: предпосылки и особенности развития. Общественная мысль.

  • Билет 9. 1. «Бунташный век». Городские восстания в середине XVII в.

  • Яблоков ответы2. Билет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени


    Скачать 271.86 Kb.
    НазваниеБилет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени
    АнкорЯблоков ответы2.docx
    Дата20.01.2018
    Размер271.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯблоков ответы2.docx
    ТипДокументы
    #14668
    КатегорияИстория
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Билет 8.

    1. Политический строй России в XVII в.

    Монархия раньше была феодальной, сословно-представительская монархия, абсолютная монархия.

    Первый этап от Рюриковичей до Ивана Грозного, второй – от Грозного до Петра.

    В 17 в. происходит эволюция от сосл.-пред. к абсол. монархии.

    Струкрура:

    - Самодержавие

    - Земские соборы

    - Боярская дума

    - Приказная система

    - местное управление

    - вооруженные силы.

    Монархия: культ личности, торжественный церемониал, патриархальные настроения (царь-отец, за-щитник и т.д.), возвышение царя.

    В публицистике говорилось о сакральном происхождении монархии, защитник православия, помазан-ник божий, выразитель воли бога.

    Самод. получило правовое обоснование в 1649 г. – главы о здоровье государя. Царь был источником всех ветвей власти. В сознании народа царь был Рюриковичем (что подчеркивалось), выборность Ми-хаила умалчивалась. Все это вело к абсолютизму.

    Земские соборы. (сосл.-пред. орган)

    - 1612-1622 – расцвет. – поддержка царем и т.д. В них решались вопросы о подавлении казачества, о введении чрезвычайных налогов – после Смуты и т.д.

    - 1622-1631 – не созывались вообще

    - 1631-1653 – собирались 7 раз. 5 Соборов были посвящены внешней политике – Турция, Польша; и го-родским волнениям.

    - 1653 – последний Земской Собор (воссоединение Украины и России) – это московская точка зрения. 1682 г. – питерская точка зрения (Т. з. Яблокова), Решался вопрос об отмене местничества.

    Боярская Дума. Возникла в 10 в. Положение ее определялось больше традицией. Высший распоряди-тельный орган, но все функции выполнялись по поручению царя. «Царь приказал – бояре приговори-ли».

    - В составе Б.д. были четыре ветви: бояре, окольничьи бояре, думные дворяне, думные дьяки. Посте-пенно сокращалось число первых и вторых и увеличивалось последних 3,4), с 11% до 29% к 1700 г. Думные дворяне стали опорой абсол.

    - Увеличилась численность Б.д. 1637г. – 35 ч., 1670 – 94ч. Громоздкость парализовала Думу, она пре-вратилась в обузу для царя. Появляется Ближняя дума.

    - Увеличилось число царских (именных) указов. Дума реально теряет власть.

    Приказная система: (начало при Василии 3, сложилась при Грозном).

    Это совокупность органов центральной исполнительной власти. Они позволяли быстро реализовывать многие мысли монарха. Всего за разные годы было 80 приказов, к концу века сохранилось 40. Часть приказов была временной – например, Земской приказ (Соб. Уложение), Записной приказ (Записал ис-торию Романовых – 1657г.); часть постоянных – Дворцовые (Сокольничий, Ловчий), Патриаршие (Управление церковным имуществом и патриаршим), Государственные.

    Государственные делились на территориальные и функциональные.

    Территориальные: Казанский – ведал Казанью и сибирскими делами, Сибирский – (1637), Малорос-сийский (1654)Ю Приказ Княжества Смоленского.

    Функциональные: Самый влиятельный – Посольский приказ (некоррумпированный и д.т.) – первый начальник - Висковитый, последний – Голицын; ведал внешней политикой. Поместный приказ – раздача земель, земельные сделки. Разрядный приказ – служба дворян (как совр. военкомат), раздача земель по службе. Разбойный приказ – гос. преступления, разбои.

    Эти четыре приказа - старейшие (с16 в.).

    Новые приказы: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, иноземный (наемники), пушечный (ведал литьем пушек и ядер), оружейная палата (холодное оружие). Финансовые: приказ большого прихода, большой казны (казенная торговля, гости).

    Рост численности приказов вел к росту численности чиновников (к 1700 г. – 2739 ч.), соответственно возрастала и их роль.

    Местное управление. В 17 в. было 250 уездов. В них был губной староста, земской староста, излюб-ленные головы и т.д. (все выборные). Выбирали на местах из-за дефицита гос. чиновников. Позднее стали назначать воевод – после Смуты. При Федоре Алексеевиче были сломаны земские избы и стали повсеместно назначать воевод. К концу века земщина оставалась только в Поморье.

    Вооруженные силы. Стержень самодержавия. Дворянское ополчение не отвечало требованиям време-ни. Появляются полки нового строя: пешие, рейтарские. Начальниками в них были иноземцы. У них было централизованное вооружение, к концу века они стали основой армии. Полков нового строя было 52%, дворянское ополчение – 33%, башкирская конница – 15%.

    Развитие ман. привело к перевооружению (мушкеты, артиллерия, большее число боеприпасов). Появ-ляются предпосылки к переходу на регулярную армию, а это основа абсолютизма.

    Итог: Все происходящие изменения в 17 в. были направлены на централизацию аппарата, устранение выборного начала, профессионализацию, укрепление самодержавия. Если Грозному пришлось прибе-гать к опричнине, то уже Алексею она не была нужна. Его власть опиралась на разветвленный, посто-янный аппарат управления. Но эволюция гос. строя была далека от завершения. Власть Алексея еще не была абсолютной. Царь управлял страной при помощи архаичной приказной системы. В стране отсут-ствовали такие атрибуты абсол., как регулярная армия, не сломлено экономическое могущество церкви, независимая духовная власть от светской (1667 г.)

    2. Культура и быт в петровскую эпоху: предпосылки и особенности развития. Общественная мысль.

    В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

    Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

    Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта и культуры.

    После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую цивилизацию, говорят о том, что преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.

    Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца.

    В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

    Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.

    Русским дворянам нелегко давалось такое обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.

    Подлинным пособием для дворянина стало так называемое “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы.

    Так, книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д.. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: “ обрежь свои ногти, да не явятся, якобы оные бархатом обшиты… Не хватай первой в блюдо и не жри, как свинья…Не сопи, когда яси, Ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом нечисти… Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже

    Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.

    Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1631 - 1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658 - 1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700 - 1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантизма.

    Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где , давились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.-Б. Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”). Появляются и первые русские драматические произведения: “Владимир” (трагико- комедия Ф. Прокоповича), “Слава Российская” (пьеса Ф. Жуковского) и др.

    Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

    В его указе “О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут” дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которому должны следовать все присутствующие. Все усилия преобразователя были пронизаны идеей полезности.

    Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

    Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

    Петра I можно считать основателем системы государственных праздников. Викториальные празднества сознательно строились им по образцу триумфов императорского Рима. Уже в 1696 году в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых легко просматривалась римская основа. По распоряжению Петра мастер “Иван Салтанов со товарищи” построил триумфальные ворота: громадные резные статуи Геркулеса и Марса поддерживали их свод, они были украшены незнакомыми для русской аудитории эмблемами и аллегориями.

    Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователь проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н.Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”.

    Билет 9.

    1. «Бунташный век». Городские восстания в середине XVII в.

    1648 год - «Соляной бунт» Причины:

    - резкое ухудшение социально-экономического положения горожан, крестьян и служилых людей.

    - В 1646 пр-во ввело крайне обременительный косвенный налог на соль.

    - В 1646—1648 годы жестко взыскивались недоимки по государственным налогам за многие годы, а также не доборы по соляной пошлине (несмотря на её отмену в 1647).

    - Продолжало увеличиваться частно-феодальное землевладение в городах, против которого вела упор-ную борьбу основная масса горожан.

    Этапы

    Первый – июнь. Неудачная попытка подать царю челобитную на злоупотребления чиновников. Стрельцы отказались подчиняться пр-ву и примкнули к восстанию. Начался погром дворов деятелей пр-ва, бояр, дворян и гостей, продолжавшийся по 5 июня (разгромлено св. 70 дворов). Пр-во было вынуждено выдать 3 июня Л. С. Плещеева (главу Земского приказа,), а 5 июня — П. Т. Траханиотова (главу Пушкарского приказа), к-рые были казнены.

    Б. И. Морозов скрывался в царских покоях. Далее сильные пожары в городе, прекращение восстания стрельцами (им срочно выдали жалованье) привели к постепенному затуханию борьбы. Инициативу перехватили провинциальное дворянство, крупные купцы и верхи посада. На собрании 10 июня они приняли челобитную с пожеланиями:

    - об отмене срока сыска беглых крестьян;

    - о ликвидации частнофеод. владений в городах,

    - выдаче денежного жалованья дворянам и увеличении его ставок,

    - упорядочении испомещения дворян (передачи поместий царём за воен. и гос. службу);

    - реформе законодательства и судопроизводства и пр.

    Их программа в основном была направлена на усиление крепостничества. Первый этап закончился 10—12 июня: Б. Морозов был сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь, а к власти пришла враждебная ему боярская группировка во главе с кн. Я. К. Черкасским и Н. И. Романовым, к-рая приступила к раздаче дворянству денег и земель и пошла на удовлетворение отд. требований повстанцев: вводилась отсрочка в уплате недоимок.

    Второй этап (июнь—август 1648) характеризовался отд. вспышками, открытой классовой борьбой в столице (выступление холопов 27 июня), массовыми восстаниями во многих сев., юж. и сиб. городах. Острой социальной борьбой сопровождалась подготовка к проведению Земского собора. На его заседа-нии 16 июля было принято решение о созыве нового собора 1 сент. и подготовке «Соборного уложе-ния».

    На третьем этапе (сент.— нояб. 1648) в рамках Земского собора дворянство и верхи купечества стре-мились удовлетворить свои сословные требования. Царь сумел добиться возвращения Морозова. Его пр-во перешло к более широким репрессиям против участников июньских событий, что вновь вызвало брожение в столице.

    Четвёртый этап (дек. 1648— янв. 1649) характеризовался обострением классовых противоречий и гро-зил новой вспышкой вооруж. выступлений в столице городских низов и стрельцов. Однако пр-во рядом мер (гл. обр. карательных) сумело их предупредить. В конце января было завершено «Соборное уложение», удовлетворившее осн. интересы дворянства, верхушки купечества и отд. требования широких кругов горожан.
    Новгородское восстание 1650 года, антифеодальное городское восстание. Поводом послужило прави-тельственная спекуляция зерном, связанная с закупкой хлеба для Швеции в пограничных с нею городах, в силу чего подорожал хлеб. Горожане и стрельцы захватили новгородский кремль и фактически отстранили от власти воеводу Ф. И. Хилкова и приказных. Далее были разгромлены дворы новгородских гостей Стояновых и богатейших горожан. Повстанцы выбрали новый состав ямской избы, были арестованы и обысканы иностранные дипломатические и торговые агенты, строго контролировался въезд и выезд из города, перехвата правительств, гонцов и «денежной казны», отправленной из Москвы пр-вом для расчётов со Швецией.

    Восставшие отправили в Москву челобитную с рядом требований.

    Войска во главе с кн. И. Н. Хованским, были отправлены из Москвы ещё 20 марта. В результате измены повстанческих руководителей царский отряд занял город. После подавления восстания в Пскове власти отправили в ссылку активных участников.
    Псковское восстание 1650 года. Главной причиной было резкое обострение классовых противоречий между феодально-крепостническим государством и основной массой горожан (купцов, ремесленников и др.) и служилых людей «по прибору». Поводом к П. в. послужила спекуляция зерном, предпринятая пр-вом в Пскове и его землях, что резко повысило стоимость продуктов питания. Восставшие добились запрета на вывоз зерна, арестовали прибывший шведского дипломата Л. Нумменса, разгромили дворы видных купцов, дворян и духовенства. Новый подъём движения наступил 17 марта, когда в Пскове стало известно о восстании в Новгороде и аресте посланных в Москву челобитчиков. В апреле повстанцы отправили к царю Алексею Михайловичу челобитную с рядом требований. В частности с требованием отменить вызов псковичей для суда в Москву и судить их воеводам вместе с земскими старостами в Пскове и др.

    В случае присяги восставших царю всем им по решению Земского собора обещалось полное прощение. В городе начался голод. Руководители восстания казнили дворян-изменников, у дворян, монастырей, верхушки горожан конфисковали оружие и хлеб. Это вызвало недовольство зажиточных горожан. К 24 авг. 1650 псковичи принесли присягу царю, 25 авг. в городе была восстановлена власть воевод. Вопреки царским обещаниям и решению Земского собора в октябре — ноябре руководители П. в. были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.
    25 июля 1662 – медный бунт. Мятежники притязали на возмещение убытков за медные деньги, соль и т.д. Разграбили гостя Василия Шорина, большинство отправились в Ко¬ломенское, где домога¬лись у бо-яр и придворных обращения к царю. Царь объявил, что обиды их будут заглажены. Тем временем был послан приказ двум стрелецким полкам подавить волнения. Полки были пропущены через задние ворота дворца, они соединились с всадниками из придворных и, произведя нападение через большие ворота рассеяли мятежни¬ков, одних загнали в реку, других перебили. Многих бунтовщиков на другой день повесили, а около 2000 с женами и детьми впоследствии сослали. Примерно тогда же возмутились башкирские татары. Повод к бунту были при¬теснения и вымогательства губернаторов.
    Московское восстание 1682 года, «Xованщина» (руководитель И. А. Хованский), крупное антиправительственное выступление московских стрельцов и солдат, поддержанных частью горожан и крестьян окрестных сёл.

    Причины:

    - усиление феодально-крепостнич. гнёта, рост злоупотреблений и насилий со стороны гос. администра-ции, снижение денежного жалованья стрельцам, вычеты из него, принудит. работы стрельцов на своих начальников и т. п.

    - резко обострилась борьба между дворцовыми партиями (Петр или Иван). Распространяли слухи об убийстве боярами царевича Ивана.

    15 мая вооруж. стрельцы, солдаты и присоединившиеся к ним горожане и холопы заняли Кремль, по-требовав выдать ведущих деятелей пр-ва. Были казнены А. С. Матвеев, руководители многих приказов, виднейшие военачальники и близкие родственники Петра I. Дворы казнённых были разгромлены, а имущество разделено. Были также разгромлены Судный и Холопий приказы (в нём регистрировались документы, оформлявшие холопство).

    26 мая Земский собор утвердил первым царём Ивана, вторым — Петра, а регентом Софью. Стрельцам были выданы огромные суммы (ок. 26 руб. на каждого стрельца). Хованский стремился занять положе-ние регента при малолетних царях. К концу лета Софье удалось перейти к решит, действиям против Хованского и стрельцов. Пр-во объявило сбор дворянского ополчения. Хованский не решился на открытое столкновение, по требованию Софьи прибыл в Воздвиженское, где 17 сент. был казнён. Отсутствие ясной программы борьбы, единогоруководства, наличие острых противоречий среди самих стрельцов, - всё это привело к поражению.

    3. Крестьянская война под предводительством С. Разина

    В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

    Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей - беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

    Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

    В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

    Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

    Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

    Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

    Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

    В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

    По завершению Каспийского похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.

    Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

    Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцамибыл а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

    После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

    Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта