Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Церковная реформа царя Петра Алексеевича.

  • Билет 2 1. Борьба за Московский престол (1598-1606 гг.)

  • Яблоков ответы2. Билет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени


    Скачать 271.86 Kb.
    НазваниеБилет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени
    АнкорЯблоков ответы2.docx
    Дата20.01.2018
    Размер271.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯблоков ответы2.docx
    ТипДокументы
    #14668
    КатегорияИстория
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Билет 1.

    1.Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени.

    Смутное время. Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы, особенности.

    Историография:

    Карамзин 1766-1826. Был историографом при дворе. Открыл историографию для русских, систематизировал ее. (Колумб русской истории). Первое издание 1829 г. Пушкин говорил о том, что эта история дала начало русскому языку.

    Карамзин впервые ввел в оборот мощный пласт источников по отеч.ист. Показал историю смуты с предшествующими периодами.

    Скончался за столом написав фразу: «Орешек не здавался…» 1611 г.

    Соловьев С. М. Ректор МГУ. Написал Историю в 28 томах.

    Обращает внимание на причины смуты:

    А) Дурное состояние нравственности. Столкновение гос.начал со старыми дружинными (бояре).

    Б) Чрезмерное развитие казачества, которые являлись носителями анархии и т.д.

    В) Трудности контроля центра над окраинами.

    Ключевский. Причины смуты:

    А) Военно-династический взгляд на московское государство. Не было сознания российской общности.

    Б) Тягловый строй государства. Неодинаковый расклад повинностей вел к общественной розни.

    Платонов С. Ф.

    А) Ход смуты – последовательное включение в смуту всех слоев населения сверху вниз. Бояре - дворяне – казаки – посадские люди – посад - крестьяне.

    Б) Дал периодизацию, переломные моменты.

    Советская историография:

    Смирнов И.И. – «Крестьянская война Болотникова». Получил в 1943 Сталинскую премию. Болотников доминирует в книге, стоит выше всез – борец, защитник и т.д.

    Р.Г. Скрынников – написал 11 трудов.

    1975 – «История гр.войны и интерв.» 1987-88 – «Смута»

    А) Доказал, что эти события не крестьянская война Болотникова, а первая гражданская война в России.

    Б) Смутное время рождает самозванцев. Это национальная особенность России.

    В) Причина смуты – недовольство усилением центра провинциями.
    Исторические предпосылки:

    - Социально-политические

    - Международные

    - Династические

    Социально-политические

    1. Опричнина – 1565-1572 - бесправие перед властью

    2. Крепостное право. Судебник 1550 г. ограничил переход крестьян в Юрьев день. Уплата за пожилое. 1581 г. – первый заповедный год (запрет перехода в Юрьев День – 26 ноября). Начинают бежать кресть-яне. 1592- указ о сыске беглых (Указная теория).

    3. Борьба в феодальной верхушке. 1584 – умер Грозный. После его смерти усилилась борьба между ста-рыми родами. 1598 – короновался Борис Годунов. Издал указ о доносах на господ.

    Международные

    1. 1558-1583 – ливонская война. Война истощала страну. Люди уходили с земель, на которых велись боевые действия.

    2. 1586 - РПЦ обзавелась патриархией. Усиление церкви испугало католиков. Католики организовали интервенцию.

    Династические

    После Грозного стал править Федор Иванович. Борис Годунов – брат жены Федора. 1591 г. – умер Дмитрий (Сын Ивана 4).

    1598 г. – умер Федор. Оставил завещание, где вторым номером шел Никита Романов, третьим патриарх Иов. Годунова в завещании не было. Годунов сфабриковал завещание. Жена Федора – Ирина ушла в монастырь. Иов помог Годунову. Годунов стал раздавать деньги нищим (из своих средств) и т.д., что бы говорили хорошо о Никите Романове. На земском соборе был выбран Годунов.

    Смерть Рюриков вызвала кризис. Годунов – выбранный царь.

    21 февраля 1613 г. выбран Михаил Романов.

    Этапы Смуты

    1 этап. 1605 г. – убит Дмитрий Иоаннович (Лжедмитрий 1)

    2 этап. 1605-1610 – свергнут Василий Шуйский

    3 этап. 1610-1613 – попытка восстановления порядка.

    Бояре хотели ограничить власть царя.

    Дворяне уравняться в правах с боярами.

    Казаки уравняться с дворянами.

    Посадские хотели избавиться от посадского тягла и стать свободными людьми.

    Крестьяне хотели избавиться от поземельных обязательств по отношению к землевладельцам.

    Холопы стремились стать вольными.

    Особенности

    1) последовательность вступления в смуту гражданских сил

    2) Наложение нескольких кризисов (династ., социаль., нравствен., государственный).

    Государственный – неразборчивость в средствах борьбы за власть различных групп, с привлечением авантюристов и иностранных наемников. (Потеря реальной власти)

    Социальный – бунты, мятежи, восстания.

    Нравственный – Москвичи целовали крест на верность множеству монархов (Годунов, Шуйский, Дмитрий, Владислав, Мих.Фед.). Публичный обман (Шуйский, Лжедмитрий). Обилие самозванцев.

    -Началась она явлением совсем случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. Благодаря такому характеру нашей государственной "разрухи" и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах. Одну из таких теорий представляет в своей "Истории России" С. М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды (Ист. России, VIII, гл. II). Другого воззрения держится К. С. Аксаков, Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом "государства", а не "земли". Земля в смуте до 1612 г. была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: "Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство... в 1612—13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство". Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И. Е. Забелиным ("Минин и Пожарский"); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в "правительстве", иначе в "боярской дружинной среде" (эти термины у него равнозначащи). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремлениях дружины править землей и кормиться на ее счет. Сирота-народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновниками были "боярство и служилый класс". Н. И. Костомаров (в разных статьях и в своем "Смутном времени") высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце XVI в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность.

    Флетчер произведение о России, в кот. Говорится о возможном будущем России. Написано за 10 лет до смуты
    2. Церковная реформа царя Петра Алексеевича.

    В 1700 г. умер Андриан. Царь не назначил новых выборов патриарха. Местоблюстителем патриаршего престола стал Стефан Яворский. Он по-прежнему должен был созывать советы епископов – «освященные соборы» - но носили они чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, его функции перешли к монастырскому приказу (глава- Мусин-Пушкин). Этому приказу были подчинены казенный и дворцовый патриаршие приказы. Доходы с церковных владений стали поступать на гос.с нужды. Казна с 00-11 гг. получила около 1 млн.р. Одновременно гос. ограничивало количество монахов, запрещало их переход из монастыря в монастырь, регламентировало штаты монастырей. На церковь возлагалось организация начальных школ и богаделен.

    1721 «Духовный регламент» (Разработал Ф. Прокопович)

    - ликвидация автономии церкви и подчинение ее государству.

    - упразднение патриаршества.

    - управлять церковью стала Духовная коллегия (вскоре стала Святейшим Синодом)

    - все имущество, ценности, земли и крестьяне находились в ведение монастырского приказа, который подчинялся Синоду, а с 1724 преобразован в синодальную камер-контору.

    Синод занимался:

    - толкование догм, распоряжение о молитвах и церковной службе, цензура церковных книг, борьба с ересями, заведывание учебными заведениями, смешение церковных должностных лиц и т.д.

    - духовный суд.

    Синод сотоял из 12 церковных иерархов, которых назначал царь, и они присягали ему. Контроль за синодом осуществлял обер-прокурор (Болдин), ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы – «инквизиторы».

    Святейший синод – это тоже нововведение Петра, созданное в результате проведенной им церковной реформы. Император решил лишить церковь собственных средств. По его указу от 16 декабря 1700 года был распущен Патриарший приказ. Церковь больше не имела права распоряжаться своей собственностью, все средства шли теперь в государственную казну. В 1721 году Петр I упразднил сан русского патриарха, заменив его Святейшим синодом, куда вошли представители высшего духовенства России.

    В эпоху Петра Великого было возведено множество зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости Кронштадт, Петропавловская крепость, началась плановая застройка Северной столицы – Санкт-Петербурга, положившая начало градостроительному планированию и возведению жилых домов по типовым проектам.
    Билет 2

    1. Борьба за Московский престол (1598-1606 гг.)

    Правление Федора Ивановича:

    Царь Федор вступил на престол после завещания отца, но править он бы не способен.

    Согласно предсмертному распоряжению Ивана Грозного, при недееспособном царе Федоре был создан своего рода регентский совет, в состав которого вошли пять бояр: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Вольский и шурин царя Борис Федорович Годунов.

    Его кандидатура дважды (в 1573—1574 и 1587) выдвигалась на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались дворцовой борьбой, в ходе которой распался так называемый Регентский совет из пяти человек (князь Ф.И. Мстиславский, князь И.П. Шуйский, Н.Р. Юрьев-Романов, Б.Ф. Годунов, Б.Я. Бельский), учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления Россией.

    Период царствования Фёдора Ивановича характеризовался экономическим подъёмом страны, преодолением последствий опричнины и Ливонской войны 1558—83. В результате русско-шведской войны 1590— 1593 были возвращены (по Тявзинскому договору 1595) города Новгородской земли, захваченные Швецией во время Ливонской войны. Окончательно присоединена Западная Сибирь, шло освоение Поволжья.

    15 мая 1591 г. в Угличе во время приступа "падучей болезни" погиб царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного от последней его жены - Марии Нагой), и молва объявила виновником его смерти Бориса Годунова. Источники не дают однозначного ответа на вопрос о причинах смерти царевича, но очевидно, что эта трагедия расчищала Годунову путь к престолу.

    1598 – 1605 – правление Бориса Годунова.

    Апр. 1605 – июнь 1605 – Федор Годунов.

    Июль 1605 – май 1606 г. – Лжедмитрий 1.

    Борис Годунов (1598-1605)

    Это первый, всенародно выбранный царь.

    1. Он понимал, что государство нуждается в мире после долгой войны. Заключил «вечный мир» со Швецией и перемирие с Польшей.

    2. Послал 10 учеников учиться за границу (вернулся один).

    3. При нем начали печатать много книг, что ослабляло церковь и т.д.

    4. Проводил жесткую внутреннюю политику (пытки, казни, каторга).

    В 1601-1603 гг. случались неурожаи. 1 год – мороз, 2 год – засуха, 3 год – было нечего сажать.

    Появляются разбойники, свирепствует голод, крестьяне бегут с земли.

    Годунов предпринял попытку регулировать цены на хлеб, по стране разъехались продотряды, которые СКУПАЛИ хлеб; развернул общественные работы (возможность подзаработать) – каменное, дорожное строительство, издал указ о воле холопам, которых не могли содержать хозяева.

    В это время в Москве из-за голода умерло из 250 т. человек около 120-27 т. Народ хотел порядка, стали вспоминать Грозного, сублимируется образ Дмитрия, как спасителя. Бояре начали распускать слухи, что Дмитрий жив и скоро явится.

    Г. Отрепьев стал итогом этих мечтаний (осень 1604 г.). Отрепьев - инок в монастыре в Москве. Бежал в Польшу, «спутался» с Юрием Мнишком, у короля поддержки не нашел, но и противодействия тоже. Обещал полякам в случае победы западные земли. Мнишек требовал при любом раскладе для Марины Смоленск и Новгород. Дмитрий на все соглашался. Вел преписку с католической церковью – обещал беспрепятственный вход миссионеров. С небольшим отрядом поляков («рыцарство» - бедные ляхи и т.д.) перешел границу (намного южнее Смоленска). Нашел поддержку у местного населения и казаков. Правительственные войска разметали самозванца, и он укрылся в Путивле. В это время прав.войска начали грабить население, что дало повод к поддержке населением Дмитрия. Города сдавались один за другим, войско Басманова перешло на сторону Лжедмитрия.

    В это время Годунова по всей видимости отравили.

    Федор Годунов

    Федору присягнули двор, армия и РПЦ.

    Получалось двоевластие Федор – Лжедмитрий. Из-за предательств и измен Федор теряет контроль над войсками. Пьяная толпа растерзала Федора и семью Годуновых. Сестра Ксения была «наложницей» и Лжедмитрия.

    Лжедмитрий 1(1582-1606). Правил 11 месяцев

    Есть мнения, что это был: один человек (Отрепьев); мог быть один человек (!); это были разные люди.

    Внут. политика при Лжедмитрии.

    Новые законы: свобода торговли, промысла, ремесел – отменил прошлые ограничения; уничтожил ог-раничения при въезде-выезде в Россию и в ее пределах; пригласил ремесленников-иностранцев; служи-лым увеличил жалованье; наказывал судей за взятки, сделал суд бесплатным; расположил к себе ПЦ.

    Внеш. политика

    Опрокинул планы католиков – не стал выдавать земли, перекрещивать народ.

    Но бояр не устраивал Дмитрий как царь. Для них он был призван сменить Годунова.

    Бояр настораживало что Дмитрий был очень умен, любил женщин, дарил им подарки, после обеда не спал, был очень популярен в народе. Пошли слухи о его женитьбе на католичке (Марина Мнишек).

    Заговор организовали Шуйские. Дмитрий был убит, в последствии его тело сожгли, а прах заправили в Царь-пушку и выстрелили в сторону запада.

    Шуйский

    Стал править через 10 дней после смерти Дмитрия. Собрал народ на площади и начал выбирать патри-арха. Из толпы донеслось «Василия на царство…»

    В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности, будучи организована в виде особого патриархата.

    На практике она жила самостоятельной жизнью еще со времени митрополита Ионы.

    В 1586 году прибыл в Москву за милостыней антиохийский патриарх Иоаким; это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Воспользовавшись его приездом, царь Феодор на совете бояр и духовенства предложил решительную мысль, нельзя ли при посредстве приезжего святителя устроить на Москве собственный престол патриаршеский.

    Мысль - одобрена и об исполнении ее было положено снестись с патриархом. Иоаким тоже одобрил ее, но для этого нужно было согласие др патриархов, и он пообещал сообщить царю о результатах.

    Летом 1588 года прибыл в Москву сам константинопольский патриарх Иеремия.

    Быть патриархом в Москве сначала предложили было самому Иеремии.

    Он грек, доверия не было.

    Предложили жить не в Москве, где по-прежнему оставляли Иова, а во Владимире.

    Решили выбрать патриархом Иова.

    Торжество проставления совершилось 26 января 1589 года.

    Общий иерархический строй Русской церкви остался таким же, каким был при митрополитах. Вся разница сравнительно с прежним временем сводилась в этом отношении лишь к тому, что он сравнялся с другими православными патриархами по своей самостоятельности, и к преимуществам его иерархической чести.

    Возвышение митрополита до патриарха потребовало умножения епархий и возведения некоторых из них на высшие степени. Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая епархии были возведены на степень митрополий; Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская объявлены архиепископиями; кроме того, положено открыть еще шестую архиепископию в Нижнем Новгороде, но в 1589 году она не была еще открыта. Число епископий положено довести до восьми, но налицо явилось только 3 - старая Коломенская и новые - Псковская и Карельская, да и из них последняя, вследствие завоевания Карелии шведами, в 1611 г. была закрыта. Тогда же отошла к Польше одна архиепископия - Смоленская. И в последующее время за всю первую половину ХVII века открыты были всего только две епархии - Астраханская в 1602 г. и Сибирская (Тобольская) в 1620 году.

    Первый патриарх Иов был человек уже заслуженный в иерархии.

    Но церковная деятельность его скоро была прервана наступлением страшных государственных смут, среди которых ему привелось выступить передовым бойцом за государственный порядок, тесно, впрочем, связанный и с благом самой церкви.

    Явление самозванца было страшным событием сколько для государства, столько же и для

    Патриарх Иов со всею твердостью восстал против самозванца. Он посылал грамоты князю Острожскому, польскому дворянству и духовенству с увещанием не верить Лжедимитрию, старался рассеять тревожные об нем слухи в самой России. В 1605 году, завладев Москвой, приверженцы самозванца прежде всего приступили к свержению патриарха: ворвавшись в Успенский собор во время литургии, они сорвали с Иова святительскую одежду, облекли его в рясу простого монаха и увезли в Старицкий монастырь, где он и оставался до кончины (+ 1607).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта