Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Архитектура и искусство в России в послепетровский XVIII в.

  • Билет 20 1. Социальные реформы Петра I .

  • 2. Основные черты и особенности культурного процесса в 1725-1801 гг. Образование, изобретательство, наука.

  • Яблоков ответы2. Билет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени


    Скачать 271.86 Kb.
    НазваниеБилет Историография, предпосылки, периодизация, движущие силы и особенности Смутного времени
    АнкорЯблоков ответы2.docx
    Дата20.01.2018
    Размер271.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯблоков ответы2.docx
    ТипДокументы
    #14668
    КатегорияИстория
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Билет 19

    1. Экономические преобразования в первой четверти XVIII в.

    Становление абсолютизма, форсированные темпы развития обусловили вмешательство гос. в экономи-ку.

    Сельское хоз.

    - Внедрение косы-литовки. Прижилась в черноземных и центральных районах.

    - Внедрение новых пород скота (рогатый - из Голландии, бараны из Испании). Раздача баранов прово-дилась иногда и насильственно (1722).

    - Организация конных заводов (Азов, Астрахань, Киев, Казань). Постепенно увеличивается число част-ных заводов.

    - Разведение тутовых червей на юге (заводы в Москве и Царицыне)

    - расширение посевов конопли, льна, развитие садоводства (Астрахань, Киев, на Дону). «Аптекарские огороды» в Петербурге, Астрахани, Москве.

    - первые попытки охраны лесов. Запрещено рубить лес в 50-верстной зоне больших рек и 20-верстной малых. Штраф – 10 руб. Населению разрешалось рубить ольху, иву и др. В 19 г. лесами стало ведать Адмиралтейство, в 22 – введена должность вальдмейстера в крупных лесных массивах.

    Промышленность

    - строительство железоплавильных (ядря, пушки) и медных заводов, не только на Урале, но и на Севере и Карелии.

    - в Нерчинске сереброплавильный завод

    - Рук не хватало. Приписка гос. крестьян к заводам в счет уплаты налогов и выполнения нат. повинно-стей. На Урале число приписных составляло 25 т.д. мужского пола.

    - Создание мануфактур-коллегии (1719) для руководства промышленностью, Берг-коллегия для горной. Коллегии вели надзор за производством и качеством, а так же стимулировали частное производство ссудами на льготных условиях – освобождали от тягловых натуральных повинностей. Обеспечивали заводы рабочей силой, обучением кадров, привлечением специалистов и т.д.

    Всего в первой четверти в центре России возникло 28 частных и 7 компанейских железных заводов и один казенный и и два комп. меди. На Урале 15 казенных и частных медных, 10 железных. В Пет., Мос, и Л.Украине производство пороха. В 21 г. впервые недворянам разрешили покупать крестьян к фабрикам (купленные - «посессионные крестьяне). Крестьяне прикреплялись навсегда, внезависимости от смены владельца. В итоге в промышленности стал господствовать подневольный труд.

    Мануфактуры. Паруса, одежда

    - К 20-м годам около 40. 24 из них в Москве. Были как гос., так и частные фабрики. Иногда гос. насиль-но впаривало фабрики. Фабрика Апраксина в Москве имела более 200 ткацких станков, Затрапезные в Ярославле – 250 станков.

    - Суконное производство (Казань, Липецк, Путивль).

    За всю деятельность Петра в стране появилось около 180 крупных мануфактур, половина из которых принадлежала казне.

    Строительство ман. и заводов требовало развития хим.промышл. (серные, скипидарные, стеклянные, красочные производства). Квал.рабочие за свой труд получали оплату. Но это не была капиталистиче-ская зарплата, а как компенсация утраченных прав на жизненные средства. Ученик – 12-17 руб, квал.мастер 15-18 иногда 30 руб, выс.квал. – 70 руб. В текстильной - прядильщик – 9-20, ткач – 17,5-23,5. На заводах – жестокая палочная дисциплина, домны работали круглосуточно, остальные более 12 часов.

    Мелкое производство

    Горожанин не мог обойтись без огорода, а крестьянин без ремесла. Крестьяне доставали болотные ру-ды, занимались кузнечеством. Юольшинство изделий – для домашнего обихода. Ремесло по регионам: Ярославль – производство медной и оловянной посуды, Москва, Тула – оружие, Петербург - корабель-ные снасти и т.д. В Москве работало около 7 т. реместленников, в Питере – 2,5.

    В 1722 г. в России введено цеховое устройство. По-видимому правительство стремилось ужесточить контроль за качеством продукции. Отные мастер стал ставить клеймо. Важным была упорядоченная структура учиничества. Казна строго следила за упорядочиванием мелкого производством (указное производство). Например был запрет на изготовление узкого сукна населением.

    В числе массовых ремесел была выделка кож (юфть – Ярославль), мехов, шкур, сапожное дело, сало-топни, мыловарни, свечные заводы и т.д.

    Внутренняя Торговля

    В центре страны в основном торговали хлебом (Москва), пенька, мед, сало, шкуры и т.д. доставлялись сюда из Черноземья.

    Низший уровень торговли – сельские торжки, высший – оптовая торговля богатого купечества (ярмар-ки: Макарьевская – Н-Н; Свенская - Брянск). По данным таможенных платежей: Москва имела сборы –141,7 т.р.; Н-Н – 40; Ярославль -27,7; далее Новгород, Калуга, Симбирск, Орел, Смоленск, Казань.

    Был построен ряд каналов Вышневолоцкий (703-8 гг.) Тихвинский, Мариинский каналы, был намечен Волго-Донский.

    Внешняя торговля

    До 19 г. Архангельский годовой оборот имел почти 3 мил.руб, из них 74,5% экспорт. К 26 г. Петербург – почти 4 млн. руб. – экспорт – 60%. Оборот Арх. упал в 12 раз.

    Большое значение имели такие порты как Астрахань, Рига, Ревель, Нарва, Выборг.

    Гнали на экспорт – икра, рыбий клей, ревень, поташь, юфть и т.д. Иногда купцы откупали право тор-говли каким-нибудь товаром и становились монополистами. Меньшиков имел монополию на вывоз дегтя, тюленьих шкур и арх. рыбопродуктов. Запрет был на торговлю селитрой, а в неурожаи хлебом.

    С налаживанием своего производства запрещали ввоз товаров из-за границы, например, игл, сукна и т.д. В 1724 г. был издан Таможенный тариф: он ограничивал даже ввоз качественной продукции если такое пр-во удовлетворяло спрос (пошлина до 75%).

    2. Архитектура и искусство в России в послепетровский XVIII в.

    Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).

    Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796 гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

    В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект "Увеселительного дома" в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости.

    В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен и К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) - Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой - Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.

    Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного камня - светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение Академии художеств в 1757 году обусловило новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт (1729-1800 гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г.А.Демидова. Особенность дворца Демидова - чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом. Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института Герцена. Северный фасад Малого Эрмитажа; Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И.Г.Чернышева. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен архитектором А.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтон Ю.М. Его творчество формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М.Фельтена - это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого. Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1860 году возвел импозантный павильон "Эрмитаж". В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной Европе и прежде всего в Англии.
    V.) Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)

    Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов Василий Иванович (1737-1799) - строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен, не был его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В.Ф.Бренна который внес существенные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М.Ф.: Петровский дворец - облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца - выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле - ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал - важное звено в развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.

    Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулировало жилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб - первый основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй - жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Некоторые из них, именно: архитектор Старов И.Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последней зодчий выстроил дворец наместника края - Г.А.Потемкина.

    Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.). К 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.).

    Архитектор Кваренги и Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году - Нарвские ворота.

    В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе - памятник Петру I (скульптор Э.М.Фальконе и М.А.Колло; змея выполнена скульптором Ф.Г.Гордеевым). Замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К.Б.Расстрели - отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы - скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев под руководством М.И.Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-и метровый обелиск "Румянцева" (архитектор В.Ф.Бренна) в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П.А.Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был

    открыт памятник великому русскому полководцу А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы.

    Художественная культура России второй половины 18 века

    Во второй половине 18 века на смену барокко приходит классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность, в русской культуре часто переломленная через творчество мастеров итальянского Возрождения. В России зачатки классицизма были заметны уже в первой четверти 18 века, особенно в архитектуре, которую отличали простота, уравновешенность и строгость. Но реальные возможности для развития классицизм получил лишь во второй половине 18 века. Развитие промышленного производства, формирование всероссийского рынка, активизация внешней торговли - все это потребовало строительства зданий промышленного, государственного, общественного значения (банки, биржи, рынки, гостиные дворы, присутственные места). Развитие культуры и просвещения в России привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Приемы и форма барокко изысканно сложные и пышные, оказывались теперь неприемлемы. В тоже время классический стиль, ясный, гармоничный, выразительный, подходил для этих целей. Была еще одна причина распространения классицизма в России, 18 век называют "золотым веком" дворянства, сословные права и привилегии которого были значительно расширены. Манифест императора Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 года законодательно отменил для них обязательную государственную службу. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Екатерина II подтвердила манифест Петра III. В течение 1762 - 1763 годов многие дворяне вышли в отставку и разъехались по своим усадьбам. Они постепенно превращались в сельских жителей, тех помещиков, облик и быт которых хорошо известны из русской классической литературы 19 века

    Манифест Петра III благоприятно повлиял на развитие культуры. Отныне дворяне, располагавшие достаточными средствами, могли посвящать свое время чтению книг и занятием искусством. Кроме того, развернулось большое строительство в дворянских усадьбах. На смену барочному дворцовому искусству приходит усадебное искусство. Для дворянской усадьбы стиль барокко был малопригоден, он не соответствовал ритму и строю усадебного быта. Усадебное искусство основывалось на синтезе двух художественных стилей - классицизма и сентиментализма. Типичный облик русской усадьбы - дом с классическим портиком среди зелени пейзажного парка. Парк стал необходимым условием достойного существования человека. Ежедневная прогулка по парку сделалась обязательным компонентом быта и не только сельского, но и городского. Стремление жить на лоне природы разделяли в ту пору многие. И в этом воплощались идеи просветителей, идеи Руссо о том, чтобы быть ближе к природе. Во второй половине 18 века возникают прекрасные усадебные ансамбли под Москвой - Архангельское, Кусково, Останкино.

    Билет 20

    1. Социальные реформы Петра I.

    Крестьянство сотавляло 92 %. На него упало бремя форсирования экономики в период тяжелой вой-ны. Крестьяне делились на гос., помещичьих,

    церковных и монастырских. Введение новых технологий породило крестьян «купленных» и вечно от-данных. Гос. крестьяне в основном жили в Черноземье – 342 т.д. м.п., Среднем Поволжье – 336, Сбири и Приуралье – 292, на севере Европейской сати – 120.

    Помещичьи в центральном районе страны – 1,465, в в центрально-земледельческом – 893. Слабо заселя-лись южные районы. Дворцовы было 509 т. В итоге численность населения была – 15,6 млн. человек.

    Крестьяне не только все строили и работали на заводах, но и составляли основной костяк армии и от-части флота. С 1699 по 1714 гг. было забрано около 330 т. даточных людей и рекрутов. С 1705 г. одного рекрута брали с 20 дворов, с 14 г. с 40, с 15 с 75. На крестьян во время войны легла подводная повин-ность, постойная повинность. Появился феномен – промышленный труд на крепостной основе. В пер-вое десятилетие войны податное население сократилось с 791 до 637 т. в дворовом исчислении. В рай-онах близ военных действий ло 40%.

    Основная масса населения отрабатывала помимо налогов еще и барщину. Крестьяне бежали, усилился сыск беглых.

    Города и купечество

    В России было 336 городов. В 125 городах были деревянные, а в некоторых каменные крепости. Свыше 30 городов имели земляные укрепления и валы, остальные не имели укреплений, или утратили их в результате пожаров.

    Торгово-промысловое население было лишь в 189 городах. Посад составлял около 3-4% населения (около 300т.).

    Существовало как податное население так и не податное (солдаты, духовенство, дворяне). Также в го-родах проживала сезонно масса крестьянства, которая фактически не была приписана к городу.

    В 08-10 гг. земские выборные бурмистры стали подчиняться губернаторам, а сбор налогов перешел к губернским канцеляриям.

    В 18 г. созданы городские магистраты. Выборы проводились под контролем местных губернаторов, итоги утверждались в столице в главном магистрате. Бурмистры и ратманы выбирались пожизненно и за заслуги могли получить дворянство.

    Магистраты вели учет населения, распределяли налоги и повинности, следили за предприятиями горо-да, руководили выборами гор. старшин и старост, устраивали ярмарки, вели судебные дела, следили за изменением веса и габаритов товаров. Контролировали въезд и выезд в город. В 1727 магистраты вновь превратились в ратуши.

    По регламенту Главного магистрата все население делилось на податное (платили 1,2 р. ) и неподатное (военные, духовенство, дворяне, иностранцы, искусные мастера-ремесленники).

    Податное население делилось на регулярное и подлое. Регулярное делилось на две гильдии: 1- купцы (гости), ростовщики, серебряники, живописцы, иконописцы, золотари, аптекари, доктора. К 2 – мелкие торговцы, ремесленники. С 20-х годов ремесленники выделились в цехи. Отдельный люд - «кормящиеся черною работаю» - лишены участвовать в посадском самоуправлении. Купцы и ремесленники судились в своих городских магистратах. Купцов – владельцев мануфактур и заводов судили в Берг-коллегии или Мнуфактур-коллеггии. И они освобождались от казенных и городских служб. На посад в связи с войной были возложены как старые (полонячные, стрелецкие, ямские деньги), так и новые налоги (драгунские, корабельные). К тому же изобретались («прибыльщиками») новые платежи (за ношение старой одежды, за бороды с купцов - 100 руб, с дворян – 60, с простых горожан – 30.) Торговые сборы составляли 5%. Так же горожане мобилизов. на различные казенные и городские работы и службы.

    Дворянство

    Дворян-землевладельцев было свыше 15 тыс. человек. У них в собственности было около 400 т. дворов. У духовенства около 120-150. По 500 дворо и более имели 69 человек, 1-2 т.д. – 13 ч., более 2 – 5 чело-век. Князь черкасский имел 9 тыс дворов. Крупнейшие душевлад – Голицин, Долгорукий, Одоевский, Прозоровский, Репнин, Троекуров, Нарышкины (7т.д.), Лопухины - 3 т.д., Двор – 4-6 д.м.п.

    Петр одаривал своих дворян за счет государственного и дворцового крестьянства. За 28 (1682-1710) лет было роздано около 270 дворцовых волостей (ок. 45 т.дворов). К концу правления Меньшиков приобрел до 100 т. душ мужского пола. Всего Петр роздал из дворцового фонда около 175 т. душ м.п.

    К концу правления число дворян было коло 65 т. Причина – колонизация, земельные приобретения России, ратные люди, дробление поместий.

    1714 г. – указ о единонаследии. Наследство получал или единственный сын, или если только одна дочь, то она. Остальные должны были идти или на гос. или на воен. службу. Поместья приравнивались к вотчинам.

    «Табели о рангах» 22 января 1722 года -

    Иерархия служебных разрядов и система продвижения гос. чиновников, военных, и лиц состоящих при дворе.

    Все должности были поделены на военные и штатские. Каждая делились на 14 классов или рангов. И штатские и военные были эквивалентны. 1 ранг – самый высший (генералиссимус, генерал-фельдмаршал, адмирад, действительный статский советник генерал от инфантерии, генерал-адмирал). Низший чин был прапорщик, корнет и коллежский регистратор. Принцип знатности уступил принципу выслуги и полной последовательности прохождения рангов.

    С 1714 г. все дворянские дети должны были учиться цифири и геометрии. Для них же существовало и поступление в Морскую, военную и Артиллерийскую академии, хотя служить они начинали солдатами. За дворянской службой следили герольдмейстерская служба и дворянские смотры.

    Чиновник с 14 класса получал личное, а с 8 потомственное дворянство. Для военных – потомственное с 12. Все чиновники входили в неподатное население. Всего они составляли 7-8% населения.

    Итог:

    Царь создал систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

    2. Основные черты и особенности культурного процесса в 1725-1801 гг. Образование, изобретательство, наука.

    XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. 4

    Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли ( А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной ( Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной ( А. Н. Радищев).

    Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства ( «Путешествие из Петербурга в Москву»).

    Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

    Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий.5 Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

    Другим направлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».6

    Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

    Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

    Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

    Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сына Павла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, - для него главным было отражение душевного состояния.
    Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом.

    Вершина портретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Начинал он церковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 году украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др.

    Со второй половины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений.7

    Значительных успехов достигла ещё одна отрасль изобразительного искусства – появляются мастера резца, первые отечественные скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф. И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.

    Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

    Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

    Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

    Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

    В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

    Наиболее знаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

    Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

    Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и её победам в русско-турецкой войне.

    Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIII века создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.8

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта