Главная страница
Навигация по странице:

  • Обобщённо-личные

  • Безличные предложения

  • Инфинитивные предложения

  • Безлично-инфинитивные

  • Номинативные (или назывные)

  • Вокативные предложения

  • Перечислите типы односоставных предложений, изучаемых в школе. Приведите примеры.

  • Билет Типы односоставных предложений в русском языке. Способы выражения главного члена. Определите типы односоставных предложений в строфе 3й стихотворения А. С. Пушкина Осень


    Скачать 32.43 Kb.
    НазваниеБилет Типы односоставных предложений в русском языке. Способы выражения главного члена. Определите типы односоставных предложений в строфе 3й стихотворения А. С. Пушкина Осень
    Дата23.05.2023
    Размер32.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilet_1 (1).docx
    ТипДокументы
    #1152754

    Билет 1.

    1. Типы односоставных предложений в русском языке. Способы выражения главного члена. Определите типы односоставных предложений в строфе 3-й стихотворения А.С. Пушкина «Осень».


    Простые предложения в русском языке могут быть двусоставными и односоставными. Односоставные предложения — это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, аналогичному по своей форме и функции главному члену двусоставного предложения — подлежащему или сказуемому. Существование таких предложений связано с действием закона экономии языковых средств.

    Главный член в односоставном предложении независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного — как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом — сказуемым и с главным членом — подлежащим.

    Выделяются следующие типы односоставных предложений:

    • определённо-личные: Приду вечером; Приходи вечером; (спорно)

    • неопределённо-личные: К вам пришли; За стеной разговаривают;

    • обобщённо-личные: Любишь кататься — люби и саночки возить; (спорно)

    • безличные: Светает; Уже темно;

    • инфинитивные: Встать! Здесь не проехать;

    • безлично-инфинитивные: Не о чем было разговаривать; (спорно)

    • номинативные: Бессоница. Гомер. Тугие паруса; (спорно)

    • генитивные: Ни звука; Грибов-то! (спорно)

    В традиционной грамматике нет единого мнения о том, какие типы предложений следует включать в класс односоставных и как эти типы соотносятся между собой.

    Не всегда выделяются как особые типы безлично-инфинитивные и генетивные предложения.

    По-разному трактуется главный член номинативного предложения.
    В определённо-личных предложениях для выражения главного члена употребляются глаголы в форме 1-ого и 2-ого лица настоящего или будущего времени, а также в форме повелительного наклонения: — Приходи вечером в гости! (пов. Накл.) Придёшь? (2 л. буд вр.) — Приду (1 л. буд вр.). Эти формы сами по себе включают указание на определённое, то есть известное лицо: говорящего (1 л.) и адресата (2 л.). Форма 3-го лица, если при ней нет подлежащего, не позволяет реконструировать субъекта действия, поэтому предложения типа «Придёт.» являются неполными двусоставными (как и если глагол в прошедшем времени или в форме сослагательного наклонения). Таким образом, парадигма определённо-личных предложений неполная.

    Иногда определённо-личные предложения считаются разновидностью двусоставных, поскольку сама форма глагола-сказуемого однозначно предсказывает субъекта действия (приду — я). Однако в прошедшем времени и сослагательном наклонении, где нет морфологического выражения лица, глагол теряет такую возможность.
    Главный член неопределённо-личного предложения выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения: Мне даже на пакетах пишут: «ваше првосходительство»; Отпустили бы нас пораньше; К вам пришли.

    А также иногда формой множественного числа краткого прилагательного: Тебе здесь всегда рады; Ко мне должны прийти.

    Подразумеваемый субъект действия в неопределённо-личных предложениях — всегда лицо, причём форма множественного числа может указывать как на несколько лиц, так и на одно.

    Неопределённо-личное предложение даёт говорящему возможность не упоминать субъекта действия, который при этом может быть как неизвестен говорящему (В дверь постучали), так и известен ему (Меня пригласили на ужин).

    Неопределённо-личное предложение может содержать косвенное указание на субъекта действия в виде детерминанта: Из деканата звонили.

    Парадигма у них полная.

    Специфика неопределённо-личных предложений в том, что они позволяют сосредоточить внимание на действии как таковом.
    Обобщённо-личные предложения не всегда выделяются как особый тип, поскольку не имеют собственных структурных форм, а отличаются от других односоставных предложений только по значению. Они обозначают действие, относящееся к любому лицу или к обобщённой группе лиц.

    По форме главного члена они совпадают либо с определённо-личными предложениями (Любишь кататься – люби и саночки возить: 2 л. ед.ч. наст. вр.), либо с неопределённо-личными предложениями (Цыплят по осени считают: 3-е л. мн. ч. наст. вр./буд. вр. Прошедшее время не характерно). Форма 2-го лица может обозначать обычное, повторяющееся действие, связанное с личным опытом говорящего, представляя его как обобщённое: «Едешь, бывало, по дороге…»

    Парадигма неполная, состоит, как правило, из одной формы.
    Безличные предложения не содержат указания на субъект в форме И. п., в них нет и не может быть подлежащего. Хотя субъект действия может быть выражен в форме Д. п. (Мне весело), но грамматически это объект, а не субъект. Безличные предложения описывают различные состояния и процессы происходящие независимо от воли человека (Меня знобит), состояния природы (На улице жарко), стихийные процессы и явления (Ветром сорвало крышу), а также могут выражать значение отсутствия чего-либо (У нас не было выхода) и различные модальные значения (Нужно ехать).

    Способы выражения главного члена:

    • безличный глагол, который имеет формы 3-го л. ед. ч. в наст. и буд. вр. и форму ср. р. ед.ч. в прош. вр. и сосл. накл.: Вечереет; Тошнит.

    • личный глагол в безличном значении (и безличной форме): В форточку дует; В ушах звенит; Лодку унесло течением.

    • безлично-возвратный дериват личного глагола: Хочется сока; Не спится.

    • СКС (то есть предикативные наречия): Мне не весело; Мне душно; Мне необходимо; Мне пора; Мне не до тебя (не до – предложный оборот, перешедший в категорию состояния). В прошедшем и будущем времени употребляется с глаголом-связкой быть и вспомогательными глаголами стать, становиться, делаться, сделаться: Завтра будет весело; Детям стало страшно.

    • категория состояния + инфинитив: Интересно узнать; Грех жаловаться; Неохота защищать диплом.

    • отрицательное слово «нет»: Нет времени (в прошедшем времени и сослагательном наклонении слово нет заменяется на глагол быть в форме среднего рода ед.ч. с отрицанием не (Ср. У меня нет денег – У меня не было денег – У меня не будет денег). При этом существительное в Р. п. (в данном случае – денег), подчинённое бытийному глаголу, - обязательный структурный элемент для отрицательных предложений.

    • краткое страдательное причастие ср.р. ед.ч.: Закрыто; Занято; Вас не велено пускать; Было накурено.

    Безличные предложения имеют полную парадигму.

    Пешковский связывал рост безличных конструкций (по сравнению с предыдущей эпохой) с общей тенденцией в языке: вытеснением имени глаголом.
    Инфинитивные предложения близки безличным со значением модальной оценки действия, так как выражают модальные значения долженствования, побуждения, необходимости, возможности/невозможности, неизбежности, желательности, а также экспрессивные значения, используются в качестве риторического вопроса (Знаешь его? – Как не знать!). Они широко используются в вопросительных предложениях (Как пройти в библиотеку?), в придаточных цели (Пришёл, чтобы поговорить), условия, времени. Инфинитивные предложения отличаются экспрессивностью, лаконичностью, свойственны разговорной речи и официально-деловому стилю.

    Субъект может быть выражен формой Д. п. (Тебе дежурить), может быть понят из ситуации (Встать!), может иметь обобщённое значение (Как варить грибной суп).

    Главный член выражается независимым инфинитивом.

    Парадигма состоит обычно из одной формы (кроме предложений типа: Здесь не проехать – Здесь было не проехать – Здесь будет не проехать – Здесь было бы не проехать: значение невозможности).
    Безлично-инфинитивные предложения сочетают в себе свойства безличных и инфинитивных. Они обязательно включают инфинитив, местоимение и связку в безличной форме (в наст. вр. – нулевую): Нечего читать; Есть что читать; Что нам было читать? (причём вопрос – риторический). Эти предложения близки к безличным предложениям со словом нет.

    Парадигма полная.

    Думаю, про эти предложения можно не говорить. И, кстати, и инфинитивные предложения некоторые учёные не выделяют отдельно, рассматривая их как вариант выражения безличности. Но инфинитивные (просто инфинитивные) всё-таки лучше назвать, так как у них есть своя специфика: они давно употребляются без модального компонента, следовательно, сложились в самостоятельный тип.
    Номинативные (или назывные) предложения выделяются не всеми. Эти предложения выражают значение бытийности того или иного явления или предмета.

    Главный член – имя существительное или словосочетание в И. п.

    Здесь очень много спорных моментов: есть ли у них временная парадигма, формы прошедшего и будущего времени? Есть разные классификации, например, выделяются собственно-бытийные (Ночь.), указательные (Вот и озеро), оценочно-бытийные (Какая красота!). Печникова говорила о конструкциях, похожих на номинативные предложения: именительный темы (Москва! Как много в этом звуке…), предложения, выражающие оценку (Замечательная птица!). В учебнике эти констрцкции рассматриваются внутри номинативных. Вопрос о вывесках, названиях тоже спорный… В общем, я думаю, от нас не требуется такой детальности.
    В генетивных предложениях, выделение которых тоже спорно, главный член – форма Р. п. (Грибов-то!; Народу!..). Они могут выражать отсутствие чего-то (Ни души) или наличие чего-то в большом количестве (Воды-то!).
    Вокативные предложения (предложения-обращения) трактуются по-разному. Иногда их относят к номинативным или к нечленимым. Вокативные предложения содержат и обращение, и сообщение – эмоциональную реакцию: Дядечка! Дядя, ты опять! (в первом случае – вокативное).
    «Осень»

    Как весело, обув железом острым ноги,

    Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! – безличное (причём или «скользить» или «весело скользить»)

    А зимних праздников блестящие тревоги?.. номинат.

    Но надо знать и честь (безл).; полгода снег да снег, (номинат.)

    Ведь это наконец и жителю берлоги,

    Медведю, надоест. Нельзя же целый век

    Кататься нам в санях с Армидами младыми (безличн.)

    Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

    Ох, лето!любил бы я тебя,

    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (номинат.)

    Ты, все душевные способности губя,

    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

    Лишь как бы напоить да освежить себя – инфинитивное

    Иной в нас мысли нет (безличн.), и жаль зимы старухи, (безличн.)

    И, проводив ее блинами и вином,

    Поминки ей творим мороженым и льдом.- опр-личн.


    1. Жанр фрагмента («отрывка») в теории и художественной практике писателей-романтиков. Сравните «романтическую» и «реалистическую» версию этого жанра на примере «Невыразимого» В.А. Жуковского и «Осени» А.С. Пушкина.


    В начале 19 века на смену царившему в 18 веке классицизму пришёл романтизм. Его возникновение во многом было обусловлено историческими событиями, в первую очередь произошедшей французской революцией, которая привела к смене мировоззрения. Революция завершилась, но не принесла ничего нового. Это вызвало разочарование, в том числе в просветительских идеях, в человеческом разуме. Стало очевидно, что мир не подчиняется логическим закономерностям, он представляет собой хаос, а не космос, как думали классицисты. В мире, по мнению романтиков, нет жесткой иерархии, чётких границ. Существует некая бесконечность, некий высший разум, определяющий ход истории и недоступный человеку. Приблизиться к бесконечному стало, воплотить его в чувственном образе стало задачей романтиков.

    Смена мировоззрения привела к серьёзным изменениям в искусстве. В первую очередь, произошла полная перестройка жанровой системы. Если у классицистов всё было чётко и рационально, подчинено строгим законам, то для романтиков строгих жанров существовать не может. Основным жанром становится фрагмент, отрывок, поскольку всё, что человек может сказать о мире – неполно, фрагментарно, так как человеческое сознание ограничено. Произведение – это лишь часть чего-то большего. Фрагмент иррационален, незавершён, ориентирован на внутренний мир души.
    В. А. Жуковский был поэтом-романтиком, близко связанным с культурой немецкого романтизма (был со многими лично знаком, переводил немецкие романтические произведения). Соответственно, его стихотворение «Невыразимое» (1819 г.) является характерным именно для романтизма.

    В этом стихотворении говорится о невозможности выразить бесконечное (=невыразимое, Бог, «Создатель в созданье») человеческим словом. Человек может ощущать это бесконечное в сердце, но при попытке называть это словом «обессиленно безмолвствует искусство». Слово, «вдохновенье» в силах передать только фрагмент, отрывок («Едва-едва одну ее черту / С усилием поймать удастся вдохновенью...»), и «лишь молчание понятно говорит», то есть молчание, созерцание – единственный язык общения с Абсолютом, Творцом.

    Природа наделяется у Жуковского сакральностью, она и есть Бог, храм, в котором не говорят, а лишь тихо молятся шёпотом или про себя.

    Формальными способами выражения идеи стихотворения являются существительные среднего рода (невыразимое, смутное, воспоминание) с размытым лексическим значением, подвижная форма (нечёткие рифмы, неровный ритм: то 5 стоп, то 4 и т.д.,отсутствие строф).

    При этом можно сказать, что Жуковский всё-таки нашёл слова, поэтому стихотворение в некотором смысле парадоксально. Однако эти слова эти, благодаря названным уже формальным средствам и высокой лексике, очень музыкальны, и именно эта музыка слов позволяет выразить бесконечность. Музыка же для романтиков – главный вид искусства, менее всего скованный формой.
    Стихотворение Пушкина «Осень» (1833 г., период 2-ой Болдинской осени) относится к реалистической традиции, однако в нём также можно проследить связь с романтизмом. В первую очередь, стихотворение сознательно не завершено, причём обрывается оно в тот момент, когда поэт начинает говорить о процессе творчества, о содержании стихов. Во-вторых, как намёк на романтическое мироощущение может быть понят эпиграф из Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?». Вероятно, это должно пониматься: созидаемый поэтом мир так велик, что не поддается описанию.

    Однако в остальном стихотворение обладает реалистическими чертами. Если у Жуковского мы видим возвышенную лексику, абстрактные лексемы, то у Пушкина слова конкретны, язык тяготеет к бытовому, разговорному, просторечному: он употребляет слова «грязь», «мухи», «организм», в результате чего происходит прозаизация языка и ситуации.

    В стихотворении Пушкина имеет чёткие строфы (8 стихов в каждой – октава, создающая настроение лёгкой грусти), ритм (шестистопный ямб на протяжении всего произведения) и рифму (первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой вторая – с четвертой и шестой; последние две – друг с другом – такая последовательность проведена через все стихотворение).

    Пушкин создаёт реалистическую картину осени, используя эпитеты, метафоры и сравнения. Явного сюжета в стихотворении нет, описываются картины природа и детали быта, что позволяет говорить о том, что эти стихотворение реалистическое.



    1. Перечислите типы односоставных предложений, изучаемых в школе. Приведите примеры.

    Типы односоставных предложений изучают в 8 классе. Перед изучением типов односоставных предложений следует повторить материал о формах глагола, то есть вспомнить, какие формы имеет глагол, какими средствами они выражаются и какое значение имеют. Это важно, поскольку именно глагол в первую очередь входит в состав грамматической основы, именно эта часть речи своими формами создает основные типы односоставных предложений.

    По программе Бабайцевой и Чеснокой изучаются:

    1) определённо-личные: Люблю зимний лес.

    2) неопределённо-личные: В поселке строят новую школу

    3) Безличные: Светает

    4) Назывные: Зима. Вот и снег.
    Иногда также рассматривают обобщённо-личные предложения (Цыплят по осени считают).


    1. Охарактеризуйте прием сравнения, его роль и место в анализе литературного произведения. Предложите вопросы учащимся к сопоставления приведенных «отрывков»: «Невыразимого» В.А. Жуковского и «Осень» А.С. Пушкина


    Сопоставление лежит в основе мышления, это психическая операция, важная при обучении. Приём сопоставления даёт возможность придать целостность изучаемому материалу, обеспечить внутрипредметные связи.

    Прием сопоставления является средством анализа различных уровней произведения: направление, жанр, стиль, тематика, идея, композиция, система образов, показывает использование языковых средств.
    Существуют следующие типы сопоставления в методике литературы:

    • внутритекстовое сопоставление (сопоставить строфы, образы и т.д.)

    • межтекстовый (данный случай)

    • интерпретационный (сопоставление интерпретаций произведения, например статей Добролюбова и Писарев о Катерине)


    Сопоставление обязательно должно вести к какой-то цели, иметь результат.
    При сопоставлении стихотворений Пушкина и Жуковского можно предложить такие вопросы:

    1. Сначала спросить о впечатлениях: понравилось ли? Какое больше? Разные ли впечатления они оставили?

    2. О жанре: к какому жанру принадлежат стихотворения? Какие черты роднят стихотворения?

    3. Сопоставьте темы и идеи стихотворений.

    4. Какие образы природы создаются в стихотворениях?

    5. Что говорится в стихотворениях о природе поэтического творчества?

    6. Охарактеризуйте рифму, ритм, строфы стихотворений.

    7. Сопоставьте лексику, которую используют поэты.

    8. К какому из направлений вы бы отнесли каждое из этих стихотворений? Почему?

    В итоге – установление связей между направлениями.


    написать администратору сайта