Главная страница
Навигация по странице:

  • "Камень в лесу у Разлива"

  • "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду"

  • "Степь с чумаками вечером"

  • "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума"

  • "Летний пейзаж с мельницей"

  • "Вид в Швейцарских Альпах"

  • "Лосиный остров в Сокольниках"

  • "Разлив Волги под Ярославлем"

  • Федор Александрович Васильев10 февраля 1850 года- 24 сентября 1873.

  • Вопрос. Русская культура конца XIX века. Общая характеристика периода. В.А.Серов - выдающийся художник-реалист.

  • otveny_na_ekzamen По Истории. Билет1 Дохристианская Русь. Славянское язычество. Религия. Пантеон языческих богов. Фольклор. Традиции


    Скачать 111.78 Kb.
    НазваниеБилет1 Дохристианская Русь. Славянское язычество. Религия. Пантеон языческих богов. Фольклор. Традиции
    Дата13.07.2022
    Размер111.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotveny_na_ekzamen По Истории.docx
    ТипДокументы
    #630209
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    А.В. СаврасоваАлексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. 
    В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). В "московской академии" царил демократический дух. Однако в том же, 1844 году, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 году, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом. Более тридцати пяти лет проведет Саврасов в училище живописи, ваяния и зодчества. 
    Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, "представивший лучшие эскизы".
    В следующем, 1849 году он по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за "Вид Московского Кремля при лунном освещении" (1850, частное собрание, Москва) и "Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ). Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года "Перед грозой, В усадьбе" (частное собрание, Москва) и особенно "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (ГТГ). 
    В 1852 году Саврасов вновь побывал на Украине. По большей части это виды "чудного приволья", открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом ("Степь днем", ГРМ;"Украинский вид", ГТГ). "Степь днем"Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и "августейших" любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину "Степь с чумаками вечером"
    и предложила отправиться "для написания видов с натуры" в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Исполненные там картины "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума"(1854, частное собрание, Санкт-Петербурги "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. 
    В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете.
    Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. 
    Новый период его жизни и творчества совпал по времени с "эпохой реформ", наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. В живописи стал особенно актуальным критически заостренный реалистический бытовой жанр, получивший особое развитие в Москве, прежде всего - в творчестве Василия Перова. Все это по-своему отразилось и в творчестве, преподавательской и общественной деятельности Саврасова. В "эпоху реформ" он был уже вполне зрелым, самостоятельно мыслящим и ищущим новые пути художником. "Летний пейзаж с мельницей", 1859"Пейзаж с дубами и пастушком",1860 Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859) - один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. 
    Удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон "как бы хрустальной" тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. 
    В "эпоху реформ" Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы.В 1862 году Саврасову была предоставлена возможность на средства МОЛХа поехать на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку и посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию. 
    Эта и следующая, состоявшаяся в 1867 году, поездки на Запад по-своему наглядно выявили широту и значительность эстетических вкусов Саврасова. Его европейские пейзажи обнаруживают пристальное внимание к западным "образцам" и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов "в духе Калама". "Вид в Швейцарских Альпах", 1862, ГТГ
    "Озеро в горах Швейцари", 1866, ГРМ
    Живописная система Саврасова приобрела здесь новые и весьма важные для дальнейшего его развития качества: особую светоносность и непосредственную эмоциональность цветового строя и фактуры. Венчает поиски Саврасова 1860-х годов картина "Лосиный остров в Сокольниках" (1869, ГТГ). 
    С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Если ранее он работал в основном близ Москвы, то теперь постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. 
    Некоторые из его картин, связанных с образом Волги, имеют поистине масштабный, эпический характер. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является как бы олицетворением "убогой и обильной, забитой и всесильной" Руси. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил. "Разлив Волги под Ярославлем", 1871 "Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом", 1871 В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа, и в "музыке" работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку; сгущается над Волгой мгла грозового неба ("Волга", 1870-е, ГТГ). 
    Особенно масштабна начатая Саврасовым в 1870 году картина "Волга под Юрьевцем", за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств. С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова "Грачи прилетели" (ГТГ). 
    В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Третьякова) заказ на исполнение "рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге", Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, "тихую и сосредоточенную" жизнь в старинном живописном приволжском городе. 
    Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери. 
    И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания "врачующего простора", красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине "Грачи прилетели". 
    Наконец в конце 1871 года картина "Грачи прилетели" предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов. 
    Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение. Большая часть его работ этого времени по-прежнему проникнута пафосом открытия красоты и поэзии самых, казалось бы, скромных и привычных картин жизни родной природы. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Приветливые многоцветные радуги; омытые дождем, сияющие на солнце заливные луга; плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов; утренние и вечерние зори; покрытые пушистым инеем, "очарованные" зимние леса; скромные деревенские околицы; стаи перелетных птиц над сжатыми полями - таковы любимые сюжеты художника, мечтавшего о светлом и одухотворенном согласии человека и природы. 
    Несомненно, что искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность.
    "Проселок", 1873, ГТГ,
    Среди работ Саврасова 1870-х годов есть и глубоко драматические образы, отразившие скорбные размышления художника о краткости жизни, сиротливом одиночестве любящего сердца. Такова элегическая картина "Могила на Волге" (1874). Особую линию в творчестве Саврасова 1870-х годов представляют его городские, московские пейзажи. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного "москвоведения", ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы.К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина "Сухарева башня" (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Именно Саврасов сумел помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя, увидеть новые горизонты развития искусства. 
    К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками. Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он вскоре после смерти "прикрывавшего" его Перова был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. 26 сентября 1897 года Саврасов скончался во 2-й Московской городской больнице.
    Федор Александрович Васильев10 февраля 1850 года- 24 сентября 1873.Ему хватило и его двадцати трех лет не только для того, чтобы окрепнуть как художнику, но и для того, чтобы прокладывать новую тропу в русском искусстве. И дело здесь не только в нем самом, не только в таланте и трудолюбии Васильева, но и в том, что с детства он неизменно встречал на своем творческом пути заботливых и опытных руководителей. 
       Формирование личности Васильева проходило при непосредственном и сердечном участии И.И.Шишкина и И.Н.Крамского. Васильев был близко знаком с большинством членов Артели петербургских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Особенно тесной личной дружбой связан был Васильев с молодым поколением передвижников - с Репиным, Виктором Васнецовым, Савицким... Но, пожалуй, главным в его духовном и творческом развитии было то, что сама общественная атмосфера, как никогда, стимулировала рост всего передового, молодого, талантливого. Годы, когда начинал работать Ф.А.Васильев, были самым кипучим и бурным временем в истории русской культуры; это был период становления нового реалистического искусства, когда каждый передовой художник горел общим воодушевлением и стремился своим творчеством ответить идеалам боевого, демократического искусства. Рисовать Васильев начал очень рано, уже в десять лет он довольно бегло владел техникой масляной живописи, а с карандашом и акварелью был знаком еще раньше. Любимым его занятием в раннем детстве было срисовывание журнальных картинок. Когда Федору исполнилось тринадцать лет, в его жизни произошел первый серьезный поворот в сторону искусства. Он бросил свою должность писца и нанялся в услужение к реставратору картин в Академии художеств П.К.Соколову. 
       Соколов сам был художником, но главное, это то, что Петр Кириллович Соколов лично был знаком со многими художниками, в том числе с И.Н.Крамским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным. 
       В том же 1863 году Васильев поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников и окончил ее в 1867 году. Именно те годы, когда там учился Васильев, были периодом расцвета рисовальной школы - в это время там преподавали Чистяков, Крамской, Журавлев, Корзухин, М.К.Клодт. 
       Школа дала Васильеву неплохую профессиональную подготовку, которая наилучшим образом дополнялась его совместной работой со старшими друзьями-художниками. В период обучения Васильева в школе определилось его призвание пейзажиста.  Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Федора Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам, который был излюбленным местом работы многих учеников Академии художеств. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. 
       Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Васильев был признан профессиональным художником.    В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Оформились его основные эстетические воззрения. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников, и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Васильев одним из первых выдвинул требование в среде передовых художников: «Чем проще, тем художественнее», которое окончательно утвердилось как ведущий принцип русского реалистического искусства лишь несколько лет спустя. Борясь за полноту средств художественной выразительности идейного искусства, Васильев призывал передовых художников «пробовать делать так, чтобы и жанр не пострадал и колорит явился».    Умер Федор Александрович Васильев 24 сентября 1873 года в Ялте, где и был похоронен. Закончилась жизнь этого беспримерного по одаренности художника, который «умер на пороге новой фазы развития своего таланта, очень оригинальной и самобытной». Выражая мнение передовых людей России, И.Н.Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нем гениального художника». Прошло много лет со дня кончины пейзажиста Васильева, и мнение это не устарело. Художник он действительно гениальный. Разве что хочется опустить в этом высказывании слово «потеряла». Этим именем гордится русская культура, как одним из своих достижений национального значения. Крестьянский домик. 1863.После дождя (Весна в Петербурге). 1867.Пейзаж со скалой и ручьем. 1867.В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867.Берег Волги после грозы. 1871.Вечер в Крыму. 1873.В Крыму. После дождя. 1873.Пейзаж. Крым. 1873

     

     

     

    1. Вопрос. Русская культура конца XIX века. Общая характеристика периода. В.А.Серов - выдающийся художник-реалист.Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру. Одним из ведущих деятелей является Валентин Серов.

    Стиль: реализм, неоклассицизм. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну ) накануне авангарда .Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге, в семье  композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 и 1878-1882 брал частные уроки у Ильи Ефимовича Репина, в 1880-1885 годах посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был Павел Петрович Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в том числе французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).Серов жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 году он посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве (усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области) и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусства».Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретах.Особую главу Валентина Александровича составляют произведения « деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажем и жанром Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.




    На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета. В 1900 году он написал портрет Николая II который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно. В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью.Серов был приглашен в Училище в 1897 году в качестве руководителя портретно-жанрового класса. В 1909 году он сложил с себя обязанности преподавателя в связи с отказом попечителя Училища удовлетворить его личное ходатайство о разрешении скульптору А.С. Голубкиной заниматься в классах рисования и живописи с целью совершенствования в мастерстве.Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909 годах; среди его непосредственных учеников — Константин Федорович Юон, Николай Николаевич Сапунов, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. (М. Н. Соколов) Творчество Серова чрезвычайно многообразно. Трудно сразу поверить, что портрет Веруши Мамонтовой и «Похищение Европы» писал один и тот же мастер, столь многогранен Серов в своей эволюции от импрессионистической достоверности портретов и пейзажей 80-90-х годов к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии. Разносторонняя одаренность Серова проявилось не только в живописи и графике, художник занимался и скульптурой. Тесно связанный с абрамцевским кружком, В. Серов отдал дань общему увлечению майоликой и в начале 1890-х годов выполнил в абрамцевской мастерской барельеф «Георгий Победоносец», вазу «Черт, вылезающий из корчаги» и «Офелию». Все майолики были выставлены на «Выставке художественной индустрии» в 1915-1916 в Галерее Лемерсье в Москве. В конце 1890-х годов Серовым был исполнен бюст П.П. Трубецкого, с которым его связывала личная дружба. Это единственный скульптурный портрет в творчестве художника. К пластике он обратился еще раз в 1910 году, вылепив группу «Похищение Европы».В.А. Серов принимал активное участие в развитии художественной жизни России, входил в состав разных художественных группировок, он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок и членом-художником Московского общества любителей художеств с 1894 года; членом Союза русских художников с момента его образования в 1903 году и общества «Мир искусства» с 1910 года; с 1899 года по 1911 являлся членом Художественного совета Третьяковской галереи. Умер В.А. Серов 5 декабря 1911 года в Москве.

    1. Вопрос. Русский Символизм. Творчество М.А.Врубеля, А. Блока, Л. Андреева, А. Белого.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта