Главная страница
Навигация по странице:

  • Рифма и Ритм Проза не обращает внимания на рифму и ритм.Поэзия обращает внимание на на рифму и ритм, они является основными компонентами в поэзии.Слова

  • Состав Проза: идеи написаны в предложениях, предложения сгруппированы в абзацы.Поэзия: идеи написаны в строках, строки сгруппированы в строфы.Язык

  • 22. Знаки препинания в звучащей речи

  • Точка с запятой

  • 23.

  • Равносложная – неравносложная

  • Мужская – женская – дактилическая

  • Усечённая – замещённая – йотированная

  • билеты по сценической речи. Билеты по речи Строение речевого аппарата


    Скачать 63.82 Kb.
    НазваниеБилеты по речи Строение речевого аппарата
    Анкорбилеты по сценической речи
    Дата17.02.2022
    Размер63.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_rechi.docx
    ТипДокументы
    #365495
    страница3 из 3
    1   2   3

    19. Ритмообразующие факторы стиха
    В создании ритма стихотворения важную роль играет способ чередования сильных и слабых слогов (характер стоп). Трёхсложные размеры более певучи, протяжны, нежели двухсложные ямб и хорей, которые создают более быстрые, живые стихи.

    Стихотворный размер (метр) определяется количеством стоп, от которого зависит его длина. Поэтому есть не просто ямб, а ямб четырёхстопный, пятистопный и т.п. Одностопными ямбами писать практически нельзя, а самый длинный размер – шестистопный.

    Длина стиха является одним из основных определителей ритма: чем короче стих, тем легче он звучит, чем длиннее – тем протяжнее и торжественнее. Самый универсальный в русской поэзии – четырёхстопный ямб, которым писали многие жанры стихотворных произведений.

    Нередко стихи разной длины комбинируются – чаще всего чередуются четырёх- и трёхстопные, и если это происходит в определённом порядке, то это становится ритмом стихотворения.

    Особая категория – вольные стихи, в которых стихи разной длины (разным количеством стоп) чередуются неупорядоченно. Они хорошо подходят для передачи живой разговорной речи. Длина такого стиха будет зависеть от длины фразы. Крылов, Пушкин, Грибоедов

    Неравностопность стихов также выделяется графически: одинаковостопные печатаются на одинаковом расстоянии от левого поля страницы, в неравностопных – чем короче стих, тем дальше он левого поля.

    Клаузул – характер ритмических окончаний. Клаузулы различают по месту ударения: окончания с ударением на последнем слоге называют мужскими, предпоследнем – женскими. В стихах мужские окончания делают стих отрывистым, женские – плавным, дактилические – протяжным, певучим.

    Большое влияние на ритмическое звучание стиха оказывает расположение пропусков метрических ударений (пиррихиев и трибрахиев – стопа из трёх кратких или безударных слогов) и внеметрических ударений.
    Таким образом, ритм стиха определяется:

    1. характером чередований сильных и слабых слогов (характером «стоп»);

    2. длиной стиха (если те неодинаковы);

    3. наличием или отсутствием цезуры;

    4. характером клаузул и их комбинаций;

    5. расположением пиррихиев и внеметрических ударений;

    6. расположением словоразделов.

    20. Общее и раздельное между прозой и поэзией
    Разница:
    Определение
    Проза — это форма литературы, которая использует язык в его оригинальной и естественной форме.
    Поэзия — это форма литературы, которая использует эстетические и ритмические качества языка, чтобы вызвать смысл.

    Рифма и Ритм
    Проза не обращает внимания на рифму и ритм.
    Поэзия обращает внимание на на рифму и ритм, они является основными компонентами в поэзии.

    Слова
    Проза: у писателя обычно нет словесного предела.
    Поэзия: поэты используют ограниченное количество слов.

    Состав
    Проза: идеи написаны в предложениях, предложения сгруппированы в абзацы.
    Поэзия: идеи написаны в строках, строки сгруппированы в строфы.

    Язык
    Проза: язык более естественный и грамматический.
    Поэзия: язык образный и ритмичный.

    Понятность
    Прозу обычно можно понять, прочитав один раз.
    В поэзии, чтобы понять смысл стихотворения может потребоваться более одного чтения.

    Общее: Сходство прозы и стихов заключается прежде всего в том, что они являются художественными произведениями.


    21. Реформа Ломоносова, Тредьяковского
    Реформа Тредиаковского—Ломоносова — реформа русского стихосложения, осуществившая переход от силлабического (слогового) принципа меры стиха к тоническому (ударному). 

    1 этап реформы совершил Тредиаковский (1735 год). Кроме стихосложения, Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры.

    1ое основание – необходимость согласовать принцип стихосложения с акцентологией стиха.

    2ое – способ стихосложения зависит от языка

    Главное, что Тредиаковский приходит к идее стопы. Стопа (от лат.) – структурная единица стиха, группа слогов, выделяемая и объединенная ритм. ударением в стихе. Термин восходит к 8-7 в. до н.э.

    Ограничения, введенные Тредиаковским: Не вводит трехстопные размеры, реформировал только длинные героические стихи, считал, что мужские и дидактические рифмы невозможны

    Тредиаковский с одной стороны идет вперед, но он вводит ограничения. Впоследствии разрабатывается шестистопный дактиль. Безусловное предпочтение отдается двустопным размерам, особенно хорею. В центре его внимания – длинные героические стихи (11-13 слогов). Рифма должна быть только женской, только парной. В 1752 году Тредиаковский все свои ограничения снимает и распространяет тонический принцип. С 52 года Ломоносов заявил о себе («О правилах русского стихотворства»)

    2 этап. «Письмо о правилах российского стихотворства» Ломоносова. Начался спор о первенстве. Сам Ломоносов доказывает необходимость введения трехстопных размеров, употребление которых значительно расширяло ритмические возможности стиха; рифма по его мнению может быть как мужской, так и женской. Сняв ограничения Тредиаковского, Ломоносов явился истинным создателем русского стихосложения
    Всего Ломоносов предлагает шесть типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, образованный из стопы ямба в сочетании со стопой анапеста, хорей, дактиль и дактилохорей, составленный из стоп хорея и дактиля. Естественным следствием этого расширения диапазона ритмов стало допущение разных типов рифмовки, а также утверждение возможности чередования клаузул и рифм



    22. Знаки препинания в звучащей речи
    Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

    Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

    Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

    Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу.

    Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

    Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте.

    Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.

    Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.
    Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

    Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

    Многоточие. В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

    Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.



    23. Рифмы, способы рифмовки
    Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.
    Виды рифм
    :

    1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);

    2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);

    3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);

    4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);

    5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

    Точная – неточная.
    Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

    Простая – сложная.

    Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

    Равносложная – неравносложная.
    Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

    Мужская – женская – дактилическая.

    1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
    2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
    3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

    Усечённая – замещённая – йотированная.
    1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
    2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
    3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.
    Способы рифмовки

    В классическом стихосложении, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

    1. — параллельный (парный);

    2. — кольцевой (опоясывающий);

    3. — перекрёстный.

    Проиллюстрируем все три вида:

    1. Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

    2. Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

    3. Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

    24.
    1   2   3


    написать администратору сайта