Главная страница

билеты по сценической речи. Билеты по речи Строение речевого аппарата


Скачать 63.82 Kb.
НазваниеБилеты по речи Строение речевого аппарата
Анкорбилеты по сценической речи
Дата17.02.2022
Размер63.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_po_rechi.docx
ТипДокументы
#365495
страница2 из 3
1   2   3

10. Логические паузы, логические ударения. Роль синтагмы в построении фразы

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.
И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), – тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой. Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Сильное выразительное средство языка противопоставление. Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
11. Типы дыхания
Существуют различные типы дыхания. Это зависит оттого, какие мышцы участвуют вдыхательном процессе.
1. Верхнее дыхание. Вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работает только верхняя часть легких.
2. Грудное дыхание. Процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. Диафрагма главная дыхательная мышца (мышца вдоха) — при этом малоподвижна, поэтому вдох и выдох получаются недостаточно энергичными.
3. Диафрагменное дыхание. Процесс дыхания совершается благодаря изменению продольного объема грудной клетки из-за сокращения диафрагмы (при этом наблюдается незначительное сокращение и межреберных дыхательных мышц).
4. Диафрагменно-реберное дыхание. Вдох и выдох совершаются благодаря изменению объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также нижнебрюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным. Оно свойственно всем здоровым людям, поэтому его используют как основу речевого дыхания.
Все типы дыхания используются людьми, но преобладает обычно какой-то один тип. Правильно поставленное фонационное дыхание это выработанное специальной тренировкой активное смешанное, или диафрагменно-реберное дыхание. Исследователи выделяют различные типы дыхания.
Выделяют следующие важные качества речевого дыхания: активность (дыхание служит энергетической базой нашей речи), организованный выдох, распределение выдоха, добор дыхания в процессе речи.

12. Законы и правила элементарной логики.
1. Закон тождества. Этот закон направлен против такого недостатка в речи, как неопределенность, неконкретность рассуждений. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как "подмена тезиса": начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом.

2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое - отрицает.

3. Закон исключенного третьего. Основной смысл его состоит в следующем: если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно.

4. Закон достаточного основания. Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Так, определение не должно быть ни слишком узким, ни слишком широким, в нем должны указываться только существенные признаки предмета, явления, причем перечень должен быть исчерпывающим.

Правила логики.

1. Если в предложении есть группа прилагательных с одинаковым признаком, то ударным становится только последнее слово. (Красивая, умопомрачительная великолепная песня…)

2. Если прилагательные имеют разные признаки, то каждое произносится с ударением, кроме последнего слова, которое примыкает к существительному тоже безударному. (добрая, красивая, талантливая, умная женщина …)

3. В групповых наименованиях: Имя + фамилия; Даты, числа; Адреса, названия учреждений; Логическое ударение принимает лишь последнее слово. (15 июля 1908 года; Юлиана Романова)

4. Сопоставление
Если сопоставляемые слова стоят рядом друг с другом - большее ударение заполучает второе слово. (Дельтапланеристы, как огромные ПТИЦЫ, взмывали над горой)

Если сопоставляемые слова стоят далеко друг от друга, то оба слова получают одинаково сильное логическое ударение. (ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТЫ взмывали над горой, как огромные ПТИЦЫ)

5. Логическое ударение принимает на себя слово в Р. п. (Книга брата, дом отца, шум моря, борьба идей)

6. Если слова повторяются, то ударение принимает на себя второе слово (вперёд-вперёд)

7. Не выделяются ударением вводные слова (Он, однако, пришёл не вовремя.)

8. Не выделяются обращения, которые стоят в конце или в середине предложения (Марина, из какого города вы звоните нам? Из какого города вы нам звоните, Марина?)

9. Не читается запятая в сложных союзах, то есть не делается пауза перед запятой (Я сказала это не для того, чтобы вы …)

10. Противопоставляемые друг другу слова выделяются в равной мере сильно. (И зверь бы сжалился, не только человек)

11. В простых предложениях, где есть подлежащее и сказуемое, ударение падает на второе слово. (депутаты проголосовали)

12. Не выделяются местоимения, но опять - таки если не идёт речь о противопоставлении. (Я решила купить эту сумку)

13. Интонационные структуры
Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом.

Интонацио́нная констру́кция- совокупность интонационных признаков, для значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение.

Структура ИК:
Центр – слог, на котором происходит перелом тона.
Предцентровая часть то, что до центра.
Постцентровая часть – после центра.

Типы ИК:
ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту . Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.


 Функции интонации.
1. Семантическая(смыслоразличительная): выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему. 
2. Экспрессивная(эмоциональная): выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи.
3. Синтаксическая(фразообразующая): синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом.
4. Эвфоническая(тактообразующая): способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.

14. Структура литературного анализа
Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.
Как сделать анализ текста по литературе:
1) Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций). 2) Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
3) Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
4) После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
5) Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
6) Затем нужно определить главную тему произведения.
7) Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
8) Составить план работы, разделив его на смысловые части.
9) Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
10) Определить связь, соотношение начала и конца работы.
11) Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
12) Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
13) Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
14) Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
15) Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
16) Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
17) Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

15. Структура действенного анализа
Де́йственный анализ — метод работы над пьесой, разработанный К. С. Станиславским. Внутреннее состояние человека, его мысли, желания, отношения должны быть выражены как в слове, так и в определённом физическом поведении.
Метод действенного анализа по Станиславскому состоит из следующих элементов:

•Анализ предлагаемых обстоятельств. Анализ событий. •Оценка фактов. • Определение сверхзадачи. · Определение сквозного действия.· Выстраивание линии роли. • Этюдные репетиции.· Построение второго плана.· Внутренний монолог.· Видение.· Характерность.· Слово. · Творческая атмосфера.

16. Отличия Пермского говора от литературных норм.
Существуют разные проявления отклонений пермской речи от литературного эталона. Во-первых, у нас особенная фонетика: мы говорим с зажатой челюстью и практически не шевелим губами, отсюда ы-образное звучание гласных. Во-вторых, нас выдает быстрый темп речи, из-за которого происходит «проглатывание» гласных звуков или целых слогов. В-третьих, мы говорим монотонно – таков уж наш северный темперамент.

17. Что такое орфоэпия?
Орфоэпия- совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке

Цели и задачи орфоэпии. Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударениеНапример, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

Основная задача этой науки – обучить каждого человека не только проговаривать звуки, но и правильно ставить ударение в прилагательных, глаголах и других частях речи.

Орфоэпия. Стили произношения
1. Литературный стиль. Им владеют обычные образованные люди, знакомые с правилами произношения.

2. Стиль книжный, для которого характерно чёткое произношение фраз и звуков. В последнее время используется только для выступлений в научных кругах.

3. Разговорно-просторечный. Такое произношение характерно для большинства людей в обычной неофициальной обстановке.

18. 3 система стихосложения
Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.
Виды систем стихосложения.
1.Тоническая.

Тоническая – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:

  • равное количество ударений;

  • произвольное количество безударных слогов.

 
2.Силлабическая.


Силлабическая– при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Запомним основные признаки силлабической системы:

  • равное количество слогов в строках;

  • произвольное расположение ударений;

  • парная рифма;

  • женская рифма (ударение на втором от конца слоге);

  • цезура — пауза в середине строк.

произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.

 3. Силлабо-тоническая.

Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:

  • система чередования ударных и безударных слогов;

  • наличие двусложных и трёхсложных размеров.

1   2   3


написать администратору сайта