Главная страница
Навигация по странице:

  • Нормы литературного произношения

  • 4. Особенности Пермского говора

  • 5. Что является опорой звука

  • Условия, необходимые для создания опоры

  • 6. Роль дыхания в процессе голосообразования

  • ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ

  • СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ

  • ш’

  • билеты по сценической речи. Билеты по речи Строение речевого аппарата


    Скачать 63.82 Kb.
    НазваниеБилеты по речи Строение речевого аппарата
    Анкорбилеты по сценической речи
    Дата17.02.2022
    Размер63.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_rechi.docx
    ТипДокументы
    #365495
    страница1 из 3
      1   2   3

    Билеты по речи

    Строение речевого аппарата
    1. Дыхательный аппарат (механизм дыхания)
    2. Речевой аппарат (артикуляционный)
    3. Гортань с голосовыми связками и резонаторы

    1.Механизм дыхания
    * Полость носа и глотки
    * Трахея
    * Бронхи
    * Правое и левое легкое
    Легкие состоят из нежной пористой ткани. Трахея вместе с бронхами образует бронхальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху-в гортань. Легкие вмещают около 5-6 л воздуха.

    2. Речевой аппарат
    * Нижняя челюсть
    * Губы
    * Язык
    * Зубы
    Гортань представляет собой коносообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.

    Голосовые связки-это 2 мышечные складки. Мышцы связок сокращаются в 2х различных направлениях.

    3. Голосовые резонаторы
    Резонатор- часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Он влияет на голос- придает тембр.
    Верхние резонаторы (головные) находятся выше гортани. Сюда входят: полость глотки, рта и носа.
    Нижние резонаторы (грудные) находятся ниже гортани. Сюда входят: трахея, бронхи.

    2. Нормы литературного произношения

    Нормы произношения, или орфоэпия, так же обязательны. Одни ошибки в устной речи объясняются именно влиянием написания слова, другие — влиянием диалекта той местности, в которой живёт носитель языка. Основой орфоэпических норм послужило московское произношение, которое характеризуется совмещением и обобщением особенностей русских говоров — северного и южного.

    Фонема <о> в слабой позиции представлена звуком [а], это называется аканьем: правильно говорить [а]кно, а не [о]кнд, г[а]е[а]рю, а не г[о]в[о]pio.

    В слабых позициях после мягких согласных принято произносить [и] на месте букв е, я (иканье): лететь — [л’и]теть, лягнуть — [л’игнуть, мясной — [м’и]сной.
    После твёрдых непарных [ж], [ш] на месте буквы а слышится звук, похожий на [ы]: сожаление — сож[ы]ле- ние, лошадей — лош[ъ{дей.

    Звук [г] является взрывным и чередуется с глухим взрывным [к]: [г]ород, сне[к]. Буква г в сочетаниях гк и гч обозначает звук [х]: мягкий — мя[ккий, мягче — лгя[х]че, слегка — сле[к]ка, легче — ле[яче.

    В окончаниях -ого, -его прилагательных, порядковых числительных, местоимений и причастий буква г обозначает звук [в]: зелёнов]о, третье[в]о. . Такое же явление наблюдается в корнях слов се[в]одня, се[в]одняшний, ито[в]о. 

    Буквосочетание чн нужно произносить как [шн] только в следующих словах: горчичный (а также в образованных от него существительных горчичник, горчичница), конечно, перечница, прачечная, скворечник, скучно, яичница. Так же, со звуком [ш] на месте буквы ч, произносятся женские отчества Никитична, Ильинична, Фоминична. Однако слова булочная, молочный и порядочный допускают вариативное произношение: правильно как було[шп]ая, так и було[чн]ая, молоишый и моло[чн]ый, лорядо[шн]ьш и порядо[чн]ый. 

    Буквосочетание чт в слове что и в образованных от него других местоимениях произносится как [шт]: кое-[шт]о, [шт]обьг. 
    Буквосочетаниям сч и зч соответствует мягкий долгий [ш’]: [ш']астье, расскаш'ик. 

    Сочетания -тъся и -тся на конце глаголов произносятся как долгий звук [ц]: улыба[ца, улыбаю[ца. Нужно, однако, помнить, что такое произношение не соответствует написанию.

    При произнесении иноязычных слов нужно обращать внимание на выбор твёрдого или мягкого согласного перед е и на сохранение гласного [о] в безударных позициях.

    Перед е в большей части заимствованных слов произносится мягкий согласный, как это и положено в русском языке: бассейн, брюнет, декорация, демократия, инцидент. Однако многие заимствованные слова сохраняют особенности иноязычного произношения, «твёрдый согласный звук [э]»: бутерброд [тэ], декольте [дэ] и [тэ], детектив [дэ] и [тэ], интервью [тэ], интерьер [тэ], коттедж [тэ].

    3. Резонаторная система

    Акустически-резонаторная система голосового аппарата.

    Резонатор какой-либо объём воздуха, заключённый в упругие стенки, своими колебаниями усиливающий колебания акустической звуковой волны.

    Различают объёмные резонаторы, которые делятся на полостные и трубчатые, и простейшие - деки. Необходимо отметить вторичность резонатора и первичность источника звука. Истинный резонатор голосового аппарата человека относится к трубчатым воронкообразным резонаторам и повторяет устройство рупора. Его роль выполняет ротоглотка. К основным особенностям ротоглотки как резонатора можно отнести её способность изменять форму и объём, и участие в формировании звука наравне с гортанью, т.к. после прохождения через ротоглотку голос обретает окончательный тембр и форму гласного.

    Голосовой аппарат певца состоит из трех основных частей: дыхания, гортани и резонаторов, и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.

    Основных резонаторов у певца – два:

    Грудной резонатор (трахея, крупные бронхи) – ощущается, как субъективное чувство вибрации в грудной клетке, выявляет низкие частоты голоса, придаёт голосу теплоту, плотность, бархатистость звучания.

    Головной резонатор – ротоглоточная полость (резонатор подвижной формы); носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости, лобные пазухи – расположены в лобной лицевой части (резонаторы неизменной формы). Под головным резонированием понимают субъективные ощущения вибрации в лицевой части головы, возникающие как резонанс на средние и высокие частоты. Головной резонатор придаёт голосу звонкость и металлический призвук, полётность и способность прорезать большие пространства.

    От индивидуальной формы и размеров резонаторов напрямую зависит индивидуальность тембра певца. В процессе пения все резонаторы объединяются в единую акустически-резонаторную систему.

    В певческом аппарате певца функции резонаторов многообразны:

    1. Энергетическая 2. Генераторная 3. Фонетическая 4. Эстетическая 5. Защитная 6. Индикаторная 7. Активизирующая

    4. Особенности Пермского говора

    На формирование русских говоров Прикамья оказывало влияние не только разнообразие этнического состава, но и неоднородность и неодновременность заселения. Вследствие этих причин в Пермском крае наблюдается достаточно пестрая картина диалектных (в том числе фонетических) особенностей.

     Л.М. Смолякова пишет о том, что, несмотря на диалектную пестроту, у пермских говорах есть общие фонетические черты:

    1) оканье;

    2) еканье;

    3) мена [é] ударного из старого Ь – между мягкими согласными на [í]: зв’úрь (зверь);

    4) мена [a] в начале слова на [o]: онбáр (амбар);

    5) произнесение [é] на месте Я между мягкими согласными под ударением: гр’éс’ (грязь);

    6) безударное ёканье, т.е. произнесение в безударной позиции [o] после мягких согласных, шипящих и Ц вместо [e]: мóр’о, кáмн’ом, поцолýй (поцелуй); 

    7) стяжение ударных и безударных гласных после выпадения интервокального [j]: знáш (знаешь), дóбра (добрая);

    8) произнесение [š’:] как [š:]: шшéпок (щепок);

    9) долгий твердый [ž:] в словах типа вóжжи, éжжу (впрочем, эта черта является нормативной для петербургского варианта литературного языка);

    10) реализация сочетаний [s’t’], [st] как [s’], [s] в конце слова: úс’ (есть), хóлс (холст).

    Именно эти особенности произношения оказали наибольшее влияние на формирование региолекта Прикамья в области фонетики.

    Большинство слов произносятся равноударно – ещё одна яркая черта пермского говора. Пермяк разговаривает на одном дыхании, быстро, отрывисто, с закрытым ртом. Чаще всего ударение и соответственно эмоциональность смещается на окончание.

    Стоит отметить, что в пермском говоре не действует нормированная восходяще-нисходящая интонация. Речь монотонная с небольшим восхождением в конце.

    5. Что является опорой звука?

    Опора певческого звука.

    Под певческой опорой понимают умение создавать и сохранять равномерный напор выдыхаемого воздуха. Выдох, в отличие от обычного, нуждается в идеальной ровности и стабильности. Для создания необходимого напора требуется преграда на пути дыхания. Препятствие на пути выдоха осуществляется за счёт работы надгортанника и внутриглоточной кольцевой мускулатуры. Этот природный механизм называется задержкой дыхания. Правильная задержка дыхания обеспечивает не только экономный расход воздуха, но позволяет дыхательной мускулатуре создать необходимый напор и динамику. При развитии чувства певческой опоры необходимо соблюдать постепенность и избегать сознательного напряжения дыхательных мышц.

    Условия, необходимые для создания опоры:

    1. Развитие свободного проточного выдоха при правильной задержке дыхания.

    2. Правильная осанка.

    3. Развитие дыхания с участием диафрагмы.

    4. Развитие грудного резонирования.

    5. Сформированность вокальной позиции, "собранность" звука в головном резонаторе.

    Хорошо поставленный голос создает у слушателя впечатление большой устойчивости звучания, спокойствия и не напряженности голосообразования. Это чувство позволяет ему хорошо управлять голосом и не уставать на протяжении длительного пения. Ощущая работу дыхательных мышц, певец одновременно чувствует легкость голосообразования. С потерей чувства опоры голоса отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».

    Термин «опора» обычно усваивается учеником тогда, когда звук голоса начинает принимать опертый характер. Как правило, этот термин подсказывается ученику педагогом, который фиксирует его внимание на ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса.

    Следовательно, под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильное опертое голосообразование. Опора — это особая, правильная координация в работе голосового аппарата, рождающая опертый звук. Чувство опоры —своеобразное ощущение как бы столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие же понимают под чувством опоры лишь определенную степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающую нужное воздушное давление голосовым связкам.
    В чувство опоры звука входят:

    · чувство поднятого подсвязочного давления;

    · чувство напряженных дыхательных и гортанных мыш;

    · вибрационные ощущения.

    Чувство опоры сопутствует легкости работы гортани, неутомляемости голоса при энергичном включении в работу дыхательных мышц и поднятии подсвязочного давления. Напряжение как бы переводится с голосовых связок на дыхательную систему. При потере чувства опоры — звук сейчас же ощущается в гортани, он, как говорят, «садится на связки».

    Потеря профессиональных качеств голоса всегда в той или иной мере связана с изменением, нарушением чувства опоры звука. Во многих случаях деградация голоса прямо связывается певцом с потерей чувства опоры. Звук перестает опираться, и профессиональные качества голоса исчезают вместе с исчезновением чувства опоры. В других случаях к прежнему ощущению опоры начинают добавляться новые ощущения — оно видоизменяется соответственно новым качествам, которые появились в звуке: переопертость, недоопертость, горловое звучание и т. п.

    6. Роль дыхания в процессе голосообразования

    Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма — вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу.

    Как известно, выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкими мышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

    В речи и пении мы также пользуемся произвольным дыханием, когда оно полностью подчинено задачам голосоведения. Например, недопустимо сделать вдох посередине слова, а иногда даже и фразы, т.е. на одном выдохе необходимо произносить единую синтагму.

    Различают три основных типа дыхания:

    1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

    2) брюшное (абдоминальное);

    3) смешанное (костоабдоминальное).

    Признается целесообразным вырабатывать костоабдоминальное дыхание у людей, посвятивших себя голосоречевым профессиям. Длительные практические наблюдения показывают, что у людей преклонного возраста, обладающих хорошо сохранившимся «молодым» голосом, оказывается, как правило, костоабдоминальный тип дыхания.

    Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» — осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т.е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука. Воспроизводимый при замедленном выдохе звук обладает способностью литься с достаточной силой и вместе с тем компактно.

    Звук, возникая в гортани и проходя через глотку и ротовую полость, где приобретает форму гласного, теряет силу. Убывание его силы зависит от формы ротоглоточного канала при произнесении данного звука. Все гласные обладают различной громкостью. Для того чтобы в речи это выравнивалось, включается механизм дыхания, который автоматически усиливает подскладочное давление для слабозвучащих звуков и уменьшает его при сильных.

    Известно, что при произнесении коротких фраз объем выдыхаемого воздуха значительно меньше, чем при многословных. Поэтому разговорная речь для человека легче, чем чтение текста вслух, ораторское выступление, сценическая речь и пение. Управление дыханием, умение регулировать замедленный фонационный выдох достигается длительным опытом и выработкой большего его автоматизма специальными тренировками.

    7. Что такое дикция и как с ней работать?

    Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.

    В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи.

    Плохая дикция, невнятное произношение – это неуважение к своим слушателям, это принуждение их к расшифровке сказанного вами или стимуляция к тому, чтобы все было пропущено «мимо ушей».

    ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ

    Нарушение произношения звуков или отсутствие звуков в речи. Как правило, это касается произношения свистящих («С», «З» и их мягкие варианты), шипящих («Ш», «Ж», «Ч», «Щ») и соноров («Л», «Р» и их мягкие варианты). Наиболее часто встречающие варианты – отсутствие в речи звуков «Л» и «Р» или горловое произношение звука «Р». Не буду подробно останавливаться на этом вопросе.

    Слабость или вялость артикуляционного аппарата. Очень часто люди, не имеющие дефектов речи и правильно произносящие все звуки, в особо значимых ситуациях, в том числе и при публичном выступлении, говорят нечетко и смазанно.

    СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ

    Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:

    • Тренировка активных мышц речевого аппарата.

    • Тренировка и отработка гласных звуков.

    • Тренировка и отработка согласных звуков.

    • Тренировка и отработка фраз, текстов, скороговорок, стихов.

    8. Орфоэпия гласных

    1. Pyccкoe литepaтypнoe пpoизнoшeниe — «aкaющee»: в бeзyдapнoм cлoгe звyк [o] в нeйтpaльнoм cтилe пpoизнoшeния нeвoзмoжeн (в oтличиe oт ceвepныx диaлeктoв, гдe гoвopят: [вoдa], [гopoдoк]). Aкaньe кaк opфoэпичecкaя нopмa пpoявляeтcя пpeждe вceгo в тoм, чтo пocлe твepдыx coглacныx в cooтвeтcтвии c yдapными [o] и [a] в пepвoм пpeдyдapнoм cлoгe пpoизнocитcя бeзyдapный звyк [a] ([вaдa] вoдa, [caд`ит`] ca-дить), a в дpyгиx бeзyдapныx cлoгax — peдyциpoвaнный глacный нeпepeднeгo oбpaзoвaния [ъ]: вoдянoй [въд`aнoj], гopo-дoк [гъpaдoк], caдoвoд [cъдaвoт], вepнo [в`эpнъ]. Ho в нeкoтopыx cлoвax (лoшaдeй; жaлeть, к coжaлeнию, жaкeт, жacмин; двaдцaти, тpидцaти) пocлe звyкoв [ш], [ж] и [ц] peкoмeндyeтcя в пepвoм пpeдyдapнoм cлoгe пepeд мягким coглacным пpoизнocить нe [a], a [ы]: [лъшыд`эj], [жык`эт], [двъцыт`и].

    2. Для бeзyдapныx глacныx в пoзиции пocлe мягкиx coглacныx xapaктepнa «икaющaя» нopмa пpoизнoшeния, пoэтoмy бyквы и, e, я, cлyжaщиe для oбoзнaчeния бeзyдapныx глacныx, читaютcя в этoй пoзиции oдинaкoвo — кaк [и]; cp.: лиcтoк [л`иcтoк], лeтaть [л`итaт`], пятёpкa [п`ит`opкъ].

    9. Орфоэпия согласных

    1. 3вyки [г] и [г`] в литepaтypнoм языкe (в oтличиe oт южныx гoвopoв) — взpывныe, a нe щeлeвыe. Лишь в нecкoлькиx cлoвax нyжнo пpoизнocить зaднeязычныe щeлeвыe (пoxoжиe нa [x] и [x`], нo тoлькo звoнкиe) звyки, кoтopыe пpинятo тpaнcкpибиpoвaть кaк [h] и [h`]: бyxгaлтep [бyhaлт`иp], paзгoвopныe мeждoмeтия aгa [aha], oгo [oho], yгy [yhy], эгe [эh`э]. Kpoмe тoгo, cтapшeй нopмoй дoпycкaeтcя пpoизнoшeниe звyкa [х] в cлoвax Гocпoдь [hacпoт`], Гocпoди [hocпъд`и], в фopмax cлoвa Бoг: Бoгa [бohъ], Бoгy [бohy] и т. д., a тaкжe пpoизнoшeниe мягкoгo звyкa [h`] в фopмe o Бoгe [a-бoh`и]; coглacнo млaдшeй нopмe, в этиx cлyчaяx пpoизнocитcя пo oбщeмy пpaвилy взpывнoй звyк [г] (или cooтвeтcтвeннo мягкий [г`]).

    На месте г перед глухим согласным произносится [к]: дёгтяногтизагсотягчать. Но в корнях лёгк-/легч-мягк-/мягч- произносится [х] перед [к]: лё[х]коемя[х]каямя[х]че и [х’] перед [к’]: лё[х’]киймя[х’]кий, так же: лёгкостьналегкемягкостьмягковатый и другие. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму. Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложкапро[п]ка – пробка. Если первый глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить. Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о. Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, сочетания сш и зш произносятся как долгий твёрдый согласный [ш]: ни[ш]ий – низший.

    2. Дoлгий мягкий звyк [ж`], coглacнo cтapшeй нopмe, пpoизнocитcя в cлoвax и фopмax cлoв: бpeзжить [бp`эж`ит`], бpызжeт [бpыж`ит], бpюзжaть [бp`yж`aт`], взгpoмoзжy [взгpъмaж`y], a тaкжe визжaть, вoжжи, дpeбeзжaть, дoжди, дoждик, Mлaдшaя нopмa дoпycкaeт в пepeчиcлeнныx cлoвax пpoизнoшeниe твepдoгo дoлгoгo [ж] ([бpыжът], [бp`yжaт`], [взгpъмaжy]) или — в cлoвax дoжди, дoждик — coчeтaния звyкoв [жд`] ([дaжд`й], [дoжд`ик]).

    Звук [ш’] в литературном языке может произноситься в соответствии с фонемой ш’> и сочетанием фонем сч’>зч’>, а также жч’>шч’>стч ’>здч’>ж’>, например, в словах щукарасчёскаизвозчикперебежчиквеснушчатыйжёстчебороздчатыйдождь. Наряду с [ш’] произносится и [ш’ч’]. Соотношение этих вариантов неодинаково в разных позициях и в разные эпохи.

    3. Ha мecтe coчeтaния бyкв чн peкoмeндyeтcя пpoизнocить звyки [шн] в cлoвax: двoeчник, кoнeчнo, oчeчник, пpaчeчнaя, пycтячный, cквopeчник, cкyчнo, яичницa (в oтличиe oт cлoв вeчный, oтличник, пpoчный, тoчный и мнoгиx дpyгиx, гдe пpoизнocитcя [чн]). B pядe cлyчaeв дoпycтимы вapиaнты пpoизнoшeния — кaк c [шн] (cтapшaя нopмa), тaк и c [чн] (млaдшaя нopмa): бyлoчнaя, пoдcвeчник, cливoчный, cтpeлoчник и дp.
      1   2   3


    написать администратору сайта