Учение о стремлении к смыслу Франкл. Учение о стремлении к смыслу. Биографический очерк
Скачать 37.08 Kb.
|
Виктор Эмиль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии. Биографический очерк Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений. Логотерапия Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию (Экзистенциальная фрустрация – это блокировка на пути к поиску смысла.) или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Они коренятся не в психической, а в духовной сфере существования индивида и возникают не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за противоречий между различными ценностями, т. е. являются результатом нравственных конфликтов. Главный тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации. Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т.е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологией. Озабоченность или даже отчаяние, испытываемые человеком в связи с никчемностью своей жизни, — это духовное страдание, но не психическое заболевание. Поиск смысла и ценностей скорее вызовет у человека внутреннее напряжение, нежели приведет его к внутреннему равновесию. Но именно это напряжение служит необходимым условием психического здоровья. С точки зрения В. Франкла, вряд ли в мире найдется что-то другое, кроме осознания смысла своей жизни, что так же эффективно помогало бы выдержать даже самые плохие условия существования. В качестве примера можно привести цитату В. Франкла, перефразировавшего Ф. Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»[1]. Следовательно, душевное здоровье основано на определенном напряжении между тем, что человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит осуществить; или тем, кто он есть, и тем, кем ему предстоит стать. Такое состояние внутренне присуще каждому и требуется для душевного благополучия. Поэтому не следует сомневаться, стоит ли вызывать у человека напряжение, связанное с возможностью осуществления смысла его жизни, — только таким способом можно пробудить его дремлющую волю к смыслу. Личность нуждается не в гомеостазе, а в «ноодинамике» — духовной движущей силе, которая порождается в поле напряжения, возникающего между человеком и его смыслом жизни. В XX веке экзистенциальный вакуум стал широко распространенным явлением. Это вполне понятно и может быть объяснено теми обстоятельствами, которые сопутствовали становлению человека. В начале своей истории люди утратили некоторые из основных животных инстинктов, которые определяют и обеспечивают их поведение. Теперь человеку приходится всякий раз решать, как поступить. В дополнение к этому он относительно недавно лишился и традиций, которые раньше служили опорой его поступкам и облегчали принятие решений. Сейчас человек руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все чаще оказываясь жертвой чьих-то корыстных манипуляций. Экзистенциальный вакуум проявляется, прежде всего, в ощущении скуки. За счет процесса автоматизации производства в современном обществе стало больше свободного времени, однако зачастую люди не знают, что с ним делать. Характерным примером является «воскресный невроз», проявляющийся в специфической форме депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни. С прекращением рабочей суеты для них становится очевидной их внутренняя пустота. Многие случаи самоубийств, алкоголизма и юношеской преступности можно объяснить экзистенциальным вакуумом. Это относится также к психологическим кризисам пенсионеров. Иногда фрустрированная потребность в смысле компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму — стремление к обогащению, в других случаях — стремлением к удовольствию, в частности через сексуальную сферу: с помощью беспорядочных сексуальных связей человек пытается заполнить экзистенциальный вакуум. Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов индивиду и проблему, которую он должен решить, вопрос о смысле жизни может быть поставлен в принципиально ином ракурсе. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а должен понимать, что он и есть тот, у кого спрашивают, поэтому никто за него на него не ответит. Человек может принять на себя ответственность только за свою жизнь. Этот акцент отражен в категорическом императиве логотерапии, который гласит: «Живи так, как если бы жил во второй раз и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас». С точки зрения В. Франкла, ничто так не стимулирует чувство ответственности, как эта максима, которая сначала предлагает представить, что настоящее уже стало прошлым, а затем изменить его. Такой прием ставит человека перед лицом конечности своей жизни и ответственности за то, какой он сделает ее и самого себя. В. Франки отметил, что подлинный смысл жизни следует искать скорее в окружающем человека мире, нежели в нем самом или его психике, как если бы она была закрытой системой. Точно так же подлинная цель человеческого существования не может быть достигнута посредством так называемой самоактуализации. Она, в сущности, представляет собой скорее самотрансцендирование (Самотрансцендирование - это глубинная жажда человека превзойти самого себя и устремиться к чему-то или кому-то что больше его самого.), превосхождение, выход за пределы, нежели осуществление наличного себя в действительности. Самоактуализация как таковая не может быть целью, поскольку чем больше человек будет стремиться к ней, тем больше будет от нее отклоняться. Он сможет актуализировать себя лишь в той мере, в какой будет посвящать себя осуществлению жизненной цели. Таким образом, самоактуализация недостижима, если становится самоцелью, она может быть лишь сопутствующим эффектом самотрансцендирования. Ошибочно рассматривать окружающий мир просто как проявление своего Я. Не следует считать его и всего лишь средством для самоактуализации. Согласно В. Франклу, существует три способа, с помошью которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. 1. Через деятельность (труд, творчество). 2. Через переживание ценностей, например, любви. Любовь — это единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности. Посредством этого духовного акта обретается способность видеть не только сущностные черты и свойства любимого человека, но и то, что содержится в нем потенциально, что еще не выявлено, но подлежит осуществлению. Кроме того, своим чувством любящий создает условия, которые помогают любимому воплотить эти возможности в действительность. 3. Через страдание. При столкновении с невыносимой и неизбежной ситуацией, с судьбой, которую невозможно изменить, например, с неизлечимой болезнью, стихийным бедствием или утратой близкого, человеку дается шанс осуществить высшую ценность, постичь глубочайший смысл — смысл страдания. Благодаря отношению к страданию мы принимаем и берем его на себя. Оно перестает быть тяжелым после того, как обнаруживается его смысл — такой, например, как смысл жертвенности. Разумеется, страдание будет бессмысленно, если его можно избежать. К примеру, рак, который может быть вылечен хирургическим путем, не должен приниматься пациентом как крест, который он вынужден нести. Это было бы мазохизмом, а не героизмом. Но если болезнь неизлечима и нет возможности облегчить участь больного, человек должен задействовать способность к постижению смысла своего страдания. В некоторых случаях люди лишены возможности заниматься своим делом или радоваться жизни и в то же время не могут избежать страдания. В мужественном принятии всех обстоятельств существование обретает и сохраняет смысл до конца. Таким образом, смысл жизни безусловен, поскольку включает даже потенциальный смысл страдания. Ценности представляют собой смысловые универсалии, появившиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. Можно выделить три группы ценностей: творчество, переживания и отношения. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, или интуитивная способность найти единственный смысл ситуации. В. Франки отмечал, что у индивида нет ни нравственного влечения, ни религиозной потребности. Каждый раз человек делает выбор: совершить нравственный поступок или нет. И он совершает его не для того, чтобы удовлетворить свое нравственное влечение и восстановить внутренний гомеостаз, а ради высших ценностей: дела, которому себя посвятил, человека, которого любит, или своего Бога. Если же субъект демонстрирует нравственное поведение исключительно ради психологического комфорта, то становится фарисеем и перестает быть нравственной личностью в полном смысле этого слова. Практическое применение теории В. Франкла: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Опросник является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крам-бо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда ее представлений, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым. На основе факторного анализа был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Резюме Теория личности В. Франкла состоит из трех частей: учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. |