Главная страница

Реферат Твд. Биография 2 Теория М. Маклюэна 3 Заключение 4


Скачать 23.66 Kb.
НазваниеБиография 2 Теория М. Маклюэна 3 Заключение 4
АнкорРеферат Твд
Дата30.01.2022
Размер23.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Твд.docx
ТипБиография
#346253

Содержание


Введение 2

Биография 2

Теория М. Маклюэна 3

Заключение 4

Введение


Несмотря на существование разных школ коммуникативистики, в ХХ веке появились исследователи, чьи работы оказали влияние на развитие теории в целом и чьи идеи применимы для различных школ и направлений. Примером такого ученого является канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980).

Работы Герберта МакЛюэна представляют ценность для всех теорий коммуникации. Хотя предметом научных интересов Маклюэна были в основном телевидение и другие средства коммуникации, он стал не только «символом революции аудиовизуальных средств, шагающих по Уолл-стрит», «пророком эпохи информационных технологий», но и теоретиком в области массовой коммуникации.

Биография


Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) является одной из наиболее ярких - если не самой яркой - фигур интеллектуальной жизни США 60-70-х годов. Среди множества работ, принадлежащих его перу, могут быть выделены такие наиболее известные, как Галактика Гутенберга" ("The Gutenberg Galaxy", 1962), "Понимая медиа: продолжения человека" ("Understanding Media: The Extensions of Man", 1964), "Медиум - это Послание" ("The Medium is the Message", 1967), "Война и мир в глобальной деревне" ("War and Peace in the Global Village", 1968). В них Маклюэном наиболее полноценным образом были представлены его философские воззрения, изложена собственная культурологическая концепция и развита теория коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества. Репутации первопроходца и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярнейшего персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими мудрыми и остроумными изречениями "пророка из Торонто". На поддержание этого имиджа работало также и графическое оформление его книг, разительно отличавшихся по облику, благодаря усилиям лучших графиков, фотографов и художников того времени, от сухих и невзрачных научных работ. Редко упоминаемой является также религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития.


Теория М. Маклюэна


По теории М. Маклюэна, ось социальных преобразований проходит через массовые коммуникации. Средство или процесс нашего времени — электронная технология — изменяет форму и структуру моделей социальных взаимосвязей и каждого аспекта нашей личной жизни.

Это заставляет нас пересмотреть и переоценить практически каждую мысль, каждое действие, каждый общественный институт. «Все изменяется — вы, ваша семья, ваше образование, ваша работа, ваше отношение к «значимым другим». И все они изменяются драматически».

Эти изменения связаны непосредственно с новыми формами коммуникации, которые всегда оказывали решающее влияние на форму общества и психологию людей. «Общества всегда скорее были сформированы природой того средства, через которое люди коммуни- цируют, чем содержанием коммуникации.

Алфавит питал и поддерживал фрагментарный процесс, процесс специализации и отделенности. Электронная технология питает и поддерживает унификацию и вовлеченность». Алфавит и сама технология печати противопоставляются новым средствам коммуникации, «электронной технологии», как агенты различных социальных и психологических влияний. В современном употреблении из множества идей М. Маклюэна одна наиболее точно отражает современность — благодаря средствам массовой коммуникации мир превратился в одну большую «деревню».

Как рассуждает М. Маклюэн, телевидение и есть средство массовой коммуникации. Он называет его «робким гигантом», но не потому, что оно занимает нейтральную позицию по отношению к событиям и явлениям окружающей действительности, а потому, что люди, им пользующиеся, не понимают его действительной силы, его роли как «сообщения», настраивающего на себя и перестраивающего разные стороны человеческой жизни.

Свою задачу Маклюэн видит в том, чтобы продемонстрировать роль телевидения, которое «тотально подействовало на всю нашу жизнь во всех ее личных, социальных и политических аспектах».

Рассматривая телевидение как «сообщение», Маклюэн выделяет его следующие характеристики:

1) мозаичность двумерного изображения, складывающегося «на глазах» телезрителей из множества точек, конфигураций или совокупностей цветовых пятен, что, в свою очередь, требует от их сознания (независимо от содержания передачи) непрерывной и напряженной работы по структурной организации элементов поступающей телевизионной мозаики;

2) мозаичность телевидения как средства общения: собирая на экране «все времена и пространства сразу», оно сталкивает их в сознании телезрителя, отзываясь там резонансом, «возвещающим всемирное даже в том, что само по себе является тривиальным»;

3) крупный план как норма в телевизионном изображении (прибор, позволяющий наблюдать, на какие части изображения обращает внимание телезритель, показывает, что глаза детей даже при показе сцен насилия не отрываются от лиц актеров);

4) мозаичность формы того, что следует демонстрировать посредством телевизионного экрана, отдает предпочтение сюжетному действию малому и быстротекущему; телевизионное сообщение, появляясь на экране, предполагает быстрое появление следующего кусочка телевизионной мозаики;

5) когда телевидение, привлекая внимание к тому, что уже произошло, вначале сообщает аудитории о конечном результате, то это не может не вызывать у нее определенной реакции. Получается, что реакция здесь предшествует «акции», т.е. демонстрации самого действия, приведшего к данному результату. То есть происходит навязывание зрителю события, увиденного не им самим, а создателем телепередачи. Причем рассказ часто начинается с вывода, заключения, хотя в действительности именно такой причинно- следственной связи может и не быть.

Телезритель вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения во всех ее объективных измерениях (иначе он этого изображения просто не увидит); в результате она активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия. Так, поскольку телепрограмма новостей в сжатом виде дает все (заслуживающие ее внимания) события в мире вместе и сразу, телезрителю бессмысленно «нанизывать» сообщаемые факты на «линейно-перспективную ось», на логически последовательную зависимость (когда причина — это то, что идет в начале, а следствие — то, что в конце). Его сознание должно соотносить их между собой через взаимоотражения, формируя шарообразный «космос» мгновенно возникающих взаимосвязей (при этом активную роль играют жизненный опыт телезрителя, его память и прочие факторы).

Заключение


Некоторые концепции Герберта Маршалла Маклюэна превратились в аксиомы современной цивилизации. С появлением средств коммуникации баланс, присущий племенам первобытным, нарушается. Вся история человечества - это смена ведущих средств коммуникации и, соответственно, изменения одного типа восприятия, которое получает преимущественное развитие.

Список использованной литературы и источников

1. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации, Москва, 2003 год;

2. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс): учебник для вузов 2_е изд., переработанное и дополненное, Москва, 2005 год;

3.https://ru.wikipedia.org/


написать администратору сайта