Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕКАРТ (Descartes), Рене

  • Дуализм Р. Декарта. Биография философа 6 Дуализм философии Р. Декарта 7 Приоритет разума 12 Основа бытия 13


    Скачать 43.45 Kb.
    НазваниеБиография философа 6 Дуализм философии Р. Декарта 7 Приоритет разума 12 Основа бытия 13
    АнкорДуализм Р. Декарта
    Дата21.04.2023
    Размер43.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДуализм Р. Декарта.docx
    ТипБиография
    #1079285


    Оглавлени

    Введение 2

    1.Биография философа 5

    2. Дуализм философии Р. Декарта  6

    2.1. Приоритет разума 11

    2.2. Основа бытия 12

    2.3. Принцип мышления 13

    2.4. Когнитивный принцип 13

    2.5. Способ реализации 14

    2.6. Производственные субстанции 15

    2.7. Познание 16

    2.8. Сущность философского метода 17

    Заключение 18

    Список использованной литературы: 21

    Введение 3

    1. Биография философа 6

    2. Дуализм философии Р. Декарта 7

    2.1. Приоритет разума 12

    2.2. Основа бытия 13

    2.3. Принцип мышления 13

    2.4. Когнитивный принцип 14

    2.5. Способ реализации 15

    2.6. Производственные субстанции 16

    2.7. Познание 17

    2.8. Сущность философского метода 18

    Заключение 19

    Список использованной литературы: 22

    Введение


    Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, связанных с функциями науки. Наряду с такими важными функциями, как обобщение, интеграция, синтез всех видов знания, открытие наиболее общих законов, отношений, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая шкала философского разума позволяет ему выполнять функции прогнозирования, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не разработанных специальными научными методами.

    На основе общих принципов рационального мировоззрения философская мысль группирует обыденные, практические наблюдения за различными явлениями, формулирует общие предположения об их природе и возможных путях познания. Функция «интеллектуальной разведки» служит для восполнения когнитивных пробелов, возникающих постоянно из-за неполноты, разной степени изученности тех или иных явлений, наличия «белых пятен» в когнитивной картине мира. Конечно, в конкретном научном плане эти пробелы придется восполнять специалистам-ученым, но их первоначальное осмысление осуществляется в той или иной общей системе мировоззрения. Философия наполняет их силой логического мышления. Кант объяснил, что схема опыта должна быть сначала набросана мыслью.

    Человек устроен так, что его не удовлетворяют плохо связанные фрагменты знания; он испытывает сильную потребность в полном, непрерывном понимании мира как целого и единого. Индивидуальное, конкретное понимается гораздо лучше, когда осознается его место во всей картине. Это невыполнимая задача для частных наук, каждая из которых занимается своей областью исследований со своими методами. Философия также вносит значительный вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

    Интеграция, универсальный синтез знаний также связан с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки в их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, логических парадоксах, когнитивных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в понимании и преодолении которых философская мысль играет весьма значительную роль.

    В конечном счете такие трудности связаны с проблемами соотношения мышления (языка) и действительности, то есть относятся к вечным философским проблемам.

    Помимо задач, связанных с наукой, философия выполняет и свои особые функции: постижение самых общих основ культуры вообще и науки в частности. Наука сама по себе достаточно широкая, глубокая и масштабная не понимает, не оправдывает.

    Специалистам, изучающим все виды конкретных явлений, нужны общие, целостные представления о мире, о принципах его «устройства», общих законах и т. однако сами они таких идей не развивают. В конкретных науках используются универсальные средства мышления (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением когнитивных приемов, средств. Мировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки изучаются и практикуются в области философии. Наконец, наука не оправдывает себя с точки зрения ценности. Возникает вопрос: можно ли включить в науку положительные, полезные или отрицательные, вредные для человека явления? Трудно дать однозначный ответ, потому что наука - нож, который в руках хирурга творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: она не может служить универсальным духовным проводником человеческой истории, хотя и нуждается в ценностном обосновании. Проблема понимания ценностных основ науки и общественно-исторической жизни народа в целом решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

    Человеческие знания об окружающей реальности развивались постепенно на протяжении большого промежутка времени. То, что сейчас воспринимается как скучная заурядность, когда-то выглядело в глазах современников радикальным прорывом, величайшим открытием в истории человечества. Вот так когда-то, в далеком средневековье, была воспринята философия дуализма Декарта Рене. Одни возносили ее, другие проклинали.

    Но прошли века. Сейчас о Декарте говорят достаточно редко и очень мало. А ведь из теории этого французского мыслителя когда-то появился рационализм. Кроме того, философ был также известен как превосходный математик. Многие ученые создавали свои концепции на тех размышлениях, которые когда-то записал именно Рене Декарт. А его главные труды вплоть до настоящего времени входят в сокровищницу человеческой мысли. Ведь Декарт – автор теории дуализма.[1]

    1. Биография философа


    ДЕКАРТ (Descartes), Рене , 31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650 г. 
    Французский философ, физик, математик  и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

    Р. Декарт появился на свет в конце шестнадцатого века во Франции в семье именитых и богатых дворян. Будучи представителем привилегированного французского сословия, Рене в детстве получил великолепное (как для того времени, так и для современности) образование в лучших образовательных учреждениях в стране. Сначала он обучался в иезуитской коллегии Ла Флэш, затем окончил университет Пуатье. Ему присвоили степень бакалавра права.

    Постепенно у него вызревала мысль о всевластии науки (не Бога!) в этом мире. И в 1619 году Р. Декарт окончательно и бесповоротно принял твердое решение заниматься только наукой. Уже в это время он сумел заложить основы философии. При этом Рене Декарт особо отмечал тезис плотной взаимосвязи всех естественных и гуманитарных наук. После этого он был представлен ученому-математику Мерсенну, который оказал на Декарта большое влияние (как на философа и как на математика). Началась его плодотворная деятельность как ученого. В 1637 году была опубликована его самая знаменитая работа, написанная на французском языке, - «Рассуждение о методе». Именно с этого момента дуализм Рене Декарта стал обоснован, начала развиваться новоевропейская рационалистическая философия нового времени.[1]

    2. Дуализм философии Р. Декарта 


    • ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

    Дуализм Декарта

    Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью ума можно получить Знание (духовное царство), которое применимо в материальном царстве. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью Бога. Это гарант синхронности веществ.

    Часы и часовщик (создавший их). Когда часы идут, это не зависит от Творца, Бог настроил часы (две субстанции), которые идут синхронно, и не зависят от Творца. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог - творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с самого рождения существуют простейшие идеи, заложенные Богом.[4]

    • Дедуктивный метод

    Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры освободиться от старых догм и построить новую науку и саму жизнь «с нуля». Критерием истины, говорит Декарт, может быть только «естественный свет» нашего ума. Декарт не отрицает познавательной ценности опыта, но видит его функцию исключительно в том, что он пришел на помощь разуму там, где его собственных сил недостаточно для познания.

    Размышляя об условиях достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», по которым можно прийти к истине. Первоначально мысли Декарта очень многочисленны, в «Рассуждении о методе» они сведены им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:

    1) начать с несомненного и самоочевидного, то есть с противоположного тому, о чем нельзя думать,

    2) разделите любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,

    3) Начните с простого и постепенно переходите к сложному,

    4) постоянно перепроверяйте правильность выводов.

    В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материя отождествлялась с протяженностью (или пространством), движение сводилось к движению тел. Общей причиной движения, согласно Декарту, является Бог, создавший материю, движение и покой. Человек - соединение безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мыслью и волей. Безусловным основанием всякого знания, согласно Декарту, является непосредственная определенность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Он рассматривал существование Бога как источник объективного значения человеческого мышления.[5]

    Главной чертой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела, «мыслящей и протяженной» субстанции. Отождествляя материю с протяженностью, Декарт понимает ее не столько как субстанцию физики, сколько как пространство стереометрии. В отличие от средневековых представлений о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) бесконечна и однородна; она не имеет пустот и делима до бесконечности (это противоречило возродившимся во времена Декарта идеям античной атомистики, считавшей мир состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотой). Декарт рассматривал каждую частицу материи как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к движению тел, всегда происходит только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей причиной движения в дуалистической концепции Декарта является Бог, Который создал материю с движением и покоем и сохраняет их.

    В решении главного вопроса философии Декарт является представителем так называемого дуализма, когда в качестве исходных берутся два принципа - материальный и идеальный. Более того, Декарт был материалистом в своей физике, то есть с точки зрения объяснения природы, он считал, что достаточно только материи и движения: дайте мне материю и движение, сказал он, и я покажу, как устроена Вселенная, то есть здесь не требуется никакой сверхъестественной силы, Бога. То же самое и с объяснением животных. Животное, - думал Декарт, это просто сложная машина.[11]

    Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек - реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мыслью и волей. Взаимодействие между телом и душой осуществляется, по Декарту, через особый орган - так называемую шишковидную железу. Из всех способностей человеческой души Декарт ставил волю на первое место. Согласно Декарту, главное действие аффектов или страстей состоит в том, что они побуждают душу желать того, к чему подготовлено тело. Сам Бог соединил душу с телом, тем самым отличив человека от животных. Декарт отрицал существование сознания у животных. Как автоматы, лишенные души, животные не могут мыслить. Человеческое тело (как и тело животных) есть, по Декарту, лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, благодаря механическому воздействию окружающих предметов, совершать сложные движения.[2]

    Декарт изучал строение различных органов животных, а также строение их эмбрионов на разных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Декарт считал рефлекторными не только сокращения скелетных мышц, но и многие вегетативные акты.

    Но что касается человека и его души, то здесь невозможно обойтись без нематериальной души и Бога. Деятельность человеческой души, считал Декарт, не может быть объяснена механическими принципами. И именно эти принципы во времена Декарта были основой всего естественнонаучного и научного объяснения вообще. Особенность человеческой души и ее деятельности - мышления, состоит в том, что последняя абсолютно пластична. Декарт согласен с тем, что человеческая душа способна принять абсолютно любое содержание и приспособиться к любой доступной форме реальности. В этом его специфика. И именно поэтому душа, согласно Декарту, есть особая нематериальная сущность, духовная субстанция божественного происхождения. Ведь никакое материальное образование не может обладать такими свойствами.[1]

    В связи с этим, однако, возникает другая проблема - как возможно, чтобы способ движения нашего мышления, то есть деятельность души, совпадал с формами самого внешнего мира, наиболее объективным содержанием. Как они совпадают, если совпадают? А если они не совпадают, то само знание невозможно, а объективное знание недостижимо.

    Что же тогда и кто, быть может, примирит движение нашего разума с движением самой действительности? А Бог его знает, ответил Декарт. И это так, потому что не кто иной, как Бог, согласует с Декартом порядок и связь идей с порядком и связью вещей. Именно он в учении Декарта является гарантом объективности нашего знания.

    Декарт считает, что ничего другого быть не может, потому что душа и материя, мысль и протяженность - совершенно разнородные субстанции, которые не могут взаимодействовать по законам естественной причинности. Их взаимодействие - чудо, и только Бог может творить чудеса. Поэтому именно Бог, который не может быть «обманщиком», у Декарта гармонизирует логику нашего мышления с объективной логикой вещей.

    Проблема взаимодействия души и тела была позже названа психофизической проблемой. Эта проблема остается в значительной степени актуальной в психологии, которая часто не может превзойти Декарта. Во всяком случае, именно Декарт ввел понятие мышления, до которого не дошли многие современные философы, психологи и особенно натуралисты. Здесь Декарт далеко отходит от своего собственного механицизма и очень точно определяет существенные различия, отличающие человеческое мышление от машинного.[7]

    Как уже не раз говорилось, главным отличием человеческого мышления в классической философии является его универсальность. «В то время как разум является универсальным инструментом, способным служить при различных обстоятельствах, - пишет в этой связи Декарт, - органы машины нуждаются в особом расположении для каждого отдельного действия. Поэтому немыслимо, чтобы в машине было так много различных механизмов, чтобы она могла действовать во всех случаях жизни так, как заставляет нас действовать наш разум».

    Второе различие между человеческой мыслью и машиной, согласно Декарту, хотя он и называет его первым, - осмысленная речь. «С помощью тех же двух средств, - пишет он, - можно узнать разницу между человеком и животным; ибо замечательно, что нет людей настолько глупых и глупых, не исключая полоумных, которые не способны связать несколько слов и составить из них речь, чтобы передать мысль. Напротив, ни одно животное, каким бы совершенным оно ни было и при каких бы счастливых условиях оно ни родилось, не может совершить ничего подобного. Это происходит не из-за отсутствия органов, ибо сороки и попугаи могут произносить слова так же, как мы, но не могут, однако, говорить так, как мы, то есть показывая, что они думают то, что говорят, тогда как люди, рожденные глухонемыми и лишенные, подобно животным, органов, которые служат другим людям для речи, обычно сами изобретают некоторые знаки, которые они объясняют»

    Но Декарт, в отличие от своих предшественников, и в частности Помпонацци, утверждает, что мышление не может быть отождествлено ни с каким телесным органом, а разумная душа «не может быть выведена из свойств материи». Но что такое душа, которая не привязана ни к какому материальному органу, кроме чистого духа?

    Итак, в этом вопросе мы имеем типичный спиритуализм Декарта. В то же время он признает независимое существование материальной субстанции, которая существует независимо от Бога и души по своим собственным законам. Это дуализм философии Декарта, дуализм двух субстанций - мысли, идеального и протяженного, материального. Из этого дуализма исходят и последователи Декарта - картезианцы.

    2.1. Приоритет разума


    Дуализм в философии – это одновременно и противопоставление, и союз идеализма и материализма. Это такое мировоззрение, которое рассматривает в человеческом мире проявление и борьбу двух антагонистических друг другу факторов, их антагонизм образует все то, что есть в реальности. В этой неразрывной паре существуют противоречивые начала: Бог и сотворенный им мир; белое добро и темное зло; такое же противоположное белое и черное, наконец, присущие всему живому свет и тьма - именно это дуализм в философии. Он является философской базой теории психофизического параллелизма. При этом концепция превосходства разума и его базовый приоритет в основе научного познания и обычного бытия доказывалась Декартом так: на свете чересчур много разных явлений и произведений, содержание которых постигнуть нельзя, это затрудняет жизнь, но зато позволяет выставлять сомнения по поводу того, что видится простым и ясным. Из этого нужно вывести тезис, что сомнения будут во все времена и при любых условиях. Сомнение проявляется уделом мысли – умеющий рационально сомневаться человек умеет размышлять. Вообще, мыслить способен лишь человек, который существует в реальности, а значит, способность мышления будет базой одновременно и бытия, и научного познания. Умение мыслить – это функция человеческого разума. Из этого нужно сделать вывод, что именно человеческий разум будет главной первопричиной всего существующего. Так сближались рационализм и дуализм Декарта.[10]

    2.2. Основа бытия


    Как и многие тезисы Декарта, учение о дуализме раскрывается философски расплывчато. При изучении философии человеческого бытия Декарт какое-то время искал базовое определение, которое дало бы возможность определить все стороны этого термина. В итоге продолжительных размышлений он выводит фактор философской субстанции. Субстанция (по его мнению) – это то, что умеет существовать без чужой помощи – то есть для присутствия субстанции не надо принципиально ничего, кроме существования ее самой. Но этим свойством может располагать только единственная субстанция. Именно ее и определяют как Бога. Он существует всегда, он непонятен для человека, всесилен и является абсолютной основой всего существующего.[3]

    Так рассуждал Декарт. Дуализм в этом отношении показывает свою двойственность не как слабость, а, наоборот, как сильную сторону концепции.

    2.3. Принцип мышления


    Человеческое мышление ученый делает основой всех принципов общей философии и науки. Он проводит преобразования, имеющие тайный смысл и исключительно важное значение для человеческого развития и его подлинной культуры вплоть до нашего времени. Сущность этих действий характерна для философского дуализма Декарта. В базу человеческой жизни и деятельности, существования и действия с этого времени поставлены не только такие важные ценности, как духовность – основа человека, но и безусловно бессмертная, нацеленная на путь к Богу человеческая душа (это было признаком всей средневековой концепции). Новым в этом выступало то, что подобные ценности были непосредственно связаны с активностью человека, его свободой, самостоятельностью, а вместе с тем и ответственностью каждого члена общества. Важность подобного поворота в человеческой мысли четко и понятно отметил Гегель, который указал на поиск Декартом сущности самого ученого на основе его научных и даже нравственных принципов. Гегель указал, что подавляющее число мыслителей в качестве нормализирующего признака находили авторитет христианской церкви, Декарт же этого не сделал.

    Таким образом, дуализм в философии стал одной из первых и мягких попыток оттеснить религиозную составляющую в философии.[1]

    2.4. Когнитивный принцип


    «Я мыслю, следовательно, я существую». Подобным образом философская наука опять нашла свою собственную реалистичную почву. Постановили, что человеческое мышление происходит из такого же мышления, как из чего-то нужного, в самом себе материально достоверного, а не из туманного внешнего.[4]

    Умозрительная философская форма рационалистического дуализма Рене Декарта, в которую была обтянута эта глобальная для человеческой сущности реформа, не отгородила от нее для современников и некоторых потомков действительно всеобъемлющие реальные социальные и большие духовно-нравственные итоги. Мышление помогало мыслящему человеку сознательно формировать свое собственное Я, остаться свободным и в то же время ответственным в размышлениях и работе, при этом считая себя не скованным моральными узами и ответственностью за любое другое мыслящее существо на Земле. Пусть ученый сделал только одно бесспорное утверждение - о непосредственном существовании мыслящего, но в этом тезисе философии дуализма Декарта объединено большое количество идей, некоторые из них (в частности, математические) имеют высокое понимание, как идеи человеческого мышления.

    2.5. Способ реализации


    Французский средневековый философ Р. Декарт решал проблему соотношения реального и идеального следующим методом: в рамках нашего мышления есть концепция Бога как абсолютно Совершенного Существа. Но весь предыдущий опыт живущих людей говорит о том, что мы, люди, хотя и разумные, но существа все же ограниченные и далеко не совершенные. И возникает вопрос: "Как эта не совсем простая концепция получила такое признание и дальнейшее развитие?" Декарт считает единственно правильной мысль, что сама по себе эта идея была внушена человеку извне, а ее автор, созидатель, и есть всемогущий Бог, создавший людей и вложивший в человеческий разум понятие о самом себе как об абсолютно Совершеннейшем Существе. Но из этого понятного тезиса следует и необходимость наличия внешнего мирового окружения как предмета человеческого познания. Ведь Бог не может лгать своим детям, он сотворил мир, повинующийся постоянным законам и понятный человеческому разуму, который он также сотворил. И он не может не разрешить людям изучать его творение. Таким образом, сам Бог делается у Декарта определенным гарантом понимания в будущем человеком мира и объективности этого познания. Слепое благоговение перед всемогущим Богом вытекает в большее доверие к существующему разуму. Таким образом у Декарта проявляется вера в Бога. Дуализм выступает как вынужденная слабость, оборачивающаяся сильной стороной.[5]

    2.6. Производственные субстанции


    Концепция эта рассматривалась достаточно широко Декартом. Дуализм рассматривался им не только с материальной стороны, но и с идеалистической составной. Всемогущий Бог некогда был созидателем, сотворившим окружающий мир, который, как и Бог, делится своей сущностью на субстанции. Сотворенные им собственные субстанции также в состоянии быть сами по себе, независимо от прочих производных. Автономны они, лишь касаясь друг друга. А по отношению к всемогущему Богу – только производны.

    Концепция Декарта разделяет вторичные субстанции на следующие направления: материальные субстанции; духовные составляющие. В дальнейшем он выделяет признаки обоих направлений существующих субстанций. Например, для материальных субстанций это обычное материальное притяжение, для духовных же – мышление. Рене Декарт дуализм души и тела соединяет и разделяет одновременно. В своих размышлениях ученый отмечает, что человек образуется и из духовных, и из обычных материальных субстанций. Именно подобными признаками люди отделяются от прочих живых неразумных существ. Эти размышления подталкивают к идее дуализма или двойственности природы человека. Декарт указывает, что не существует особой причины искать непростой ответ на интересующий многих людей вопрос о том, что может быть первопричиной появления мира и человека: их сознание или приобретенная материя. Обе эти субстанции объединены только лишь в одном человеке, а поскольку тот от природы (Бога) дуалистичен, они по факту не могут быть реальной первопричиной. Существовали они все время и могут быть всевозможными сторонами одного и того же бытия. Их взаимозависимость четко обнаруживается и видна всем.[5]

    2.7. Познание


    Одним из вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, был о методе познания. Рассматривая проблемы о человеческом познании, философ свою главную базу поиска знаний сооружает как раз на научном методе. Он предполагает, что последний уже достаточно долго используется в таких сферах, как математическая, физическая и прочие науки. Но в отличие от них, в философии такие способы не применяются. Следовательно, продолжая мысль ученого, вполне допустимо указать, что при использовании методов других естественнонаучных дисциплин в философии удастся увидеть нечто неведомое и полезное. В качестве научного способа Декарт брал на вооружение дедукцию.[6]

    В то же время сомнение, с которого начинал ученый свои размышления, есть не твердая позиция агностика, а лишь предварительный методический способ познания. Можно не верить в то, что есть внешний мир, и даже в то, что есть в наличии человеческое тело. Но ведь само сомнение в этих терминах, несомненно, существует. Сомнение же можно воспринять как один из методов мышления: я не верю, т. е. мыслю, а так как я мыслю, значит, я еще существую. В этом отношении важнейшая проблема заключалась в том, чтобы увидеть очевидные истины, находящиеся в основе всего человеческого знания. Здесь Декарт предлагает решать задачу, взяв за основу методическое сомнение. Лишь с его помощью можно найти истины, усомниться в которых нельзя априори. Надо указать, что проверке на несомненность даются очень жесткие требования, заранее превосходящие те, что совершенно удовлетворяют человека, хотя бы даже при изучении математических аксиом. Ведь и в правильности последних можно легко усомниться. В данном же случае надо определить такие истины, в которых усомниться никак нельзя. Аксиомы Философская концепция Декарта в своей основе базируется на течении о врожденных принципах учения о бытии. Дуализм Декарта, его понимание сущности - в том, что, с одной стороны, часть имеющихся знаний люди получают в ходе какого-то обучения, но с другой - есть и такие, которые бесспорны без познания, для их понимания не надо проводить ни обучения людей, ни даже искать факты и доказательства. Такие врожденные факты (или тезисы) получали у Декарта названия аксиом. В свою очередь, такие аксиомы подразделяются на понятия или суждения. Ученый приводил примеры подобных терминов: Понятия: всемогущий Бог, человеческая душа, обычное число. Суждения: существовать и не существовать одновременно невозможно, целое в объекте будет всегда больше его части, из ничего может удаться только лишь обычное ничего. В этом проявляется концепция Декарта. Дуализм виден и в понятиях, и в суждениях.

    2.8. Сущность философского метода


    Свое учение о методе Декарт определяет в четырех четких тезисах: нельзя верить ничему без проверки, особенно если в чем-то не совсем уверен. Необходимо сторониться любой торопливости и предубеждений, брать в содержание своей теории лишь то, что видится уму так понятно и отчетливо, чтобы ни в коем случае не спровоцировать какую-нибудь причину к сомнению. Дробить любую проблему, взятую для исследования, на такое количество частей, которое необходимо для самого лучшего ее разрешения. Ставить свои идеи в конкретной последовательности, начиная с наиболее нетрудных и легко познаваемых тезисов, и понемногу усложнять текст словно по определенным ступеням, до представления наиболее трудных мыслей, предполагая наличие четкой структуры даже среди тех предложений, которые в естественном виде не связываются друг с другом. Постоянно создавать списки описаний такие тщательные и обзоры такие четкие, чтобы быть убежденным, что ничего не оставлено в стороне.[3]

    Заключение


    В чем заключается дуализм Декарта? У этого ученого часто трактуемое «мышление» пока только достаточно туманно объединяет в себе такие понятия, которые в будущем будут четко очерчены как сознание. Но рамки зарождающейся концепции сознания уже вырисовываются на философском научном горизонте. Понимание своих будущих действий - главная в свете декартовой концепции отличительная черта мышления, разумных актов человека. Тезиса о том, что человек имеет тело, Декарт и не собирается отрицать. Как специалист-физиолог он всегда изучал человека. Но как философ своего времени он твердо утверждает, что значение людей состоит отнюдь не в том, что они владеют материальным, «вещественным» телом и могут, как автомат, производить чисто физические действия и отдельные движения. И пусть природное течение жизни человеческого тела - причина, без которой не способно идти любое мышление, наша жизнь приобретает определенное значение только тогда, когда начинается мышление, то есть «движение» разумной мысли. А дальше идет и очередной, четко предопределенный шаг исследования Декарта - переход от тезиса «Я мыслю» к определению сущности Я, то есть сущности всего человека разумного. Стоит отметить, что этот французский философ был представителем прагматического, а не отвлеченного, «теоретического» познания. Он полагал, что сущность человека надо улучшать. Главным образом, философ Декарт в истории науки известен тем, что обосновал важность разума в ходе познания, сформировал теорию о рожденных мыслях, выдвинул учение о субстанциях, принципах и атрибутах. Также он стал автором концепции дуализма. Скорее всего, публикуя эту теорию, ученый пытался сблизить яростно отстаивающих свои взгляды идеалистов и материалистов.

    Подводя общие итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что значение и влияние идей Декарта на дальнейшее развитие философской и психологической мысли было огромным. Одним из важнейших достижений французского мыслителя для психологии стало его рефлексивное учение, которое привело к отказу от идеи души как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что раньше называлось, начиная с Аристотеля, растительной и животной душами, стало проявляться как действие рефлекторной машины, как деятельность телесного организма, устроенного и работающего по законам механики. Эта новая точка зрения сосредоточила усилия последующих ученых на объективном изучении явлений органической природы, а также выведенного из них большого спектра психических явлений.[7]

    Понятие души или психического было также наполнено новым содержанием у Декарта. Только то, что сам субъект непосредственно осознает, было принято за психическое. Сведя психическое к сознанию и самосознанию, прежнее разделение души на растительную, чувственную и рациональную было устранено, и началось интроспективное понимание предмета и метода психологии. Согласно Декарту, психология трактовалась не как наука о душе, а как наука о сознании, и поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то рефлексивная деятельность человека или интроспекция провозглашалась ведущим способом познания психического.[9]

    Противопоставление методов изучения души и тела было вызвано общими дуалистическими установками в философии Р. Декарта, резко отличающими и отделяющими физику от метафизики, реальный мир и природу от Бога, животных от человека и, наконец, душу от тела в человеке. Очевидное разделение и противоречия философско-психологической системы Р. Декарта не могли не оставить глубокий след в последующем развитии философии и психологии. Они стимулировали развитие материалистических учений Т. Гоббса в Англии и Б. Спинозы в Голландии. Картезианская философия послужила отправной точкой для критических размышлений Д. Локка, положившего начало английскому эмпиризму XVIII века. Во многом взгляды Декарта были идейными источниками для формирования французского материализма в XVIII веке. Особенно заметно влияние картезианской доктрины на Ж. Ламетри - основателя французского материализма. Метафизические размышления Р. Декарт оказал непосредственное влияние на развитие идеалистических направлений в немецкой философии и психологии и почти всех интроспективных учений и направлений в европейской психологии и философии XVIII-XIX вв.

    В честь ученого назвали его родной город, кратер на Луне и даже астероид. Также имя Декарта носит ряд следующих терминов: декартов овал, декартов лист, декартово дерево, декартово произведение, декартова система координат и так далее. Физиолог Павлов поставил памятник-бюст Декарта возле своей лаборатории.[7]

    Список использованной литературы:


    1. Асмус В.Ф. Декарт // М., 1956. С.299.

    2. АВТ.КОЛЛ. "Философия:Учебное пособие для студентов вузов".- К.:Фита,1994.--384 c. 
    3. Алексеев П.В.; "Философия".- М.:Проспект,1997.--568 c. 

    4. Бессонов Б.Н. Философия Рене Декарта // Социально-гуманитарные знания, 1999, №6, С.76-91.

    5. Быховский Б. Философия Декарта // М., 1940. С.35.

    6. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, т. 1, с. 253-261.

    7. Розеншток-Хюсси О. Прощание с Декартом // Вопросы философии, 1997, №8, С.139-147.

    8. Ростошинский Е.Н. Очерки философии. Часть II. СПб., 2003. С.31

    9. Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Т. М., 1988. С. 328.

    10. Ляткер Я.А. "Декарт".- М.:Мысль,1975.-198 c.

    11. Соколов В.В. "Философия духа и материи Рене Декарта"-1987.

    12. Учебные материалы по психологии и психологические статьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/ (Дата обращения: 03.12.2019)


    написать администратору сайта