Прозвища и биография. Биография и прозвища правителей Рюриковичи и Романовы
Скачать 409.73 Kb.
|
Стал ли дядя Олег хорошим «отцом» князю Игорю?После смерти брата Рюрика узды правления великой державой перешли князю Олегу. С малых лет Игорь со своим дядей рвался в битвы. Когда племяннику было три года, Олег взял его покорять соседние земли. Поэтому ребенок провел детство в походной жизни. За трон борьбы не было. Олег, поклявшись брату Рюрику, уступил место возмужавшему князю Игорю. На протяжении жизни дядя всегда был рядом с племянником, последний всегда прислушивался к советам родственника. Князь Олег стал хорошим «отцом» Игорю и выполнил обещание, данное брату. Как князь Игорь познакомился с будущей женой. Есть несколько теорий знакомства князя Игоря с Ольгой. Первая гласит, что княгиня Ольга была родной дочерью Вещего Олега. Они росли вместе. Игорь, заметив ум, смекалистость и красоту Ольги не смог устоять. Дядя сыграл свадьбу племяннику с родной дочерью. Во второй легенде говорится, что при пребывании князя Игоря на охоте ему захотелось переплыть реку с одного берега на другой. Он подозвал человека, управляющего лодкой к себе, и попросил о переправе. Тот не смог отказать. Сидя на лодке, Игорь заметил, что с ним плыла девушка, одетая в мужскую одежду. Он начал приставать к ней, она сказала, что ее честь превыше жизни. Когда князь решил жениться, он решил взять в жены именно ее - красавицу с Пскова с Выборгской веси незнатного рода. Третий вариант легенды гласит о том, что князь Олег привез Ольгу рода Гостомыслова с Изборска. Миражный подвиг покорения Византии.Князь Игорь за время своего правления стремился повторить подвиг дяди - Вещего Олега, который был большим полководцем, покорившим Византию. Он хотел увековечить свое имя в веках. Несмотря на заключенный мирный договор с греками, Игорь начал промышлять поход на Царьград с войной. Но из-за войны в 921 году с печенегами он отложил свой поход. Свою мечту князь Игорь осуществил через двадцать лет. Из-за неимения денег платить дружине и отказа греков платить дань, он основательно решил пойти на них с войной. Игорь не смог врасплох застать войско Византии, последнее было предупреждено болгарами о нападении. Он потерпел поражение. Крах русского флотаВо время войны с Византией, видя неравенство боевых сил, князь Игорь решается на войну. Начинается бойня. Греки атаковали русские войска на суше, не обошлось без больших потерь с обеих сторон. Русичи скрылись с места боя ночью. Император Роман решил свести с ними счеты. Нанял кораблестроителей. Те на носу, корме и бортах разместили метающие огненные устройства, которые привели к краху русского флота. Как Игорь сохранил целостность государства?Древляне и уличи, после кончины Вещего Олега в 912 году, решили отколоться. Игорь собрал войско и разбил их и наложил огромную дань. Уличей он со своим войском осаждал около трех лет. Таким образом, князю Игорю удалось предупредить раскол Киевской Руси. Были ли дети у князя Игоря кроме Святослава?Однозначного ответа на вопрос: были ли дети у князя Игоря кроме Святослава - нет. По одним данным - Глеб (Улеб) и Володислав - это сводные братья Святослава. Святослав Игоревич первого казнил за христианские убеждения. Судьба последнего остается неизвестной. За другими данными - сын у князя Игоря был один, а Володислав -по материнской линии дядя Святослава, а племянник Ольги - Улеб(Глеб). Нелепая смерть князя ИгоряПосле сбора дани, по пути домой, князь Игорь решил, что собрал очень мало. Он решил вернуться с дружиной, отправив часть войска домой. Древляни не смогли смериться с наглостью князя и решили разбить его. Игоря Рюриковича жестоко казнили. Его привязали к деревьям, отпустили ветки. Князя порвало на две части. В дальнейшем стала править его жена — княгиня Ольга, которая в скором времени за смерть мужа отомстила древлянам. В итоге, можно сделать вывод, что князь Игорь был Великим воеводой, хорошими правителем и хранителем целостности Руси. Жена князя Игоря I, Ольга (Святая) Великая княгиня Ольга, История нарекла ее - мудрой, церковь - святой, а простой народ - хитрой называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Население Древней Руси исповедовало языческую веру, поклоняясь большому количеству божеств. Первой правительницей, способствовавшей распространению на восточнославянских земель христианства, была Ольга. Что мы знаем о княгине Ольге? Для ответа на этот вопрос достаточно открыть любой энциклопедический словарь. «Ольга - (христианское имя - Елена) (около 890-969, Киев), великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945-947 установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью». В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так: В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем. Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать. Прямо мороз по коже от простого изложения фактов. А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами. И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство. Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния. Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства -Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился. Что же на самом деле известно об этой женщине? В первую очередь - кто она по происхождению? История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых - что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи). В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства. Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других. Историк Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Описывает он и знакомство Ольги с Игорем: «…В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться…» Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах. Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам - в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «приходящим», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II. Возраст Ольги. Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа. В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава - 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством). Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно… В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня. Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у него сына-наследника. И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник - Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии - для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили… Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа. Или почти ничего. Если ссылаться на единственный источник «Повесть временных лет», то становится ясно, что древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет». Известны 4 ее расправы. Так, например, древляне приехали к Ольге на встречу - пока они мылись, княгиня приказала сжечь их в бане. В другой раз к ним она приехала сама - напоив древлян, Ольга приказала их рубить. В Летописи указано, что тогда было убито 5 тысяч древлян. После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах. Историки отмечают успешные дипломатические отношения Ольги во внешней политике, укрепившей международные связи с Германией и Византией. А отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. Правда, рассуждать на тему, что выше - христианская вера или язычество, что лучше, а что хуже - по меньшей мере невежественно. Для каждого человека выбор его собственной веры и религии индивидуален. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. И только после двух лет ознакомления, Ольга принимает обряд Таинства крещения. А по возвращению в Киев, встречает неповиновение сына в выборе матери новой веры. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником. По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы, распространяя или буквально навязывая язычникам на Руси новую веру -христианство. Однако Крещение Руси произошло через 31 год. Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду. Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина). Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города. Великая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу - Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен - премудрость. Если подытожить, получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам киевский монах-летописец Нестор, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги из года в год столь притягателен. Прозвище князя Святослава Игоревича - Барс, Храбрый. Великий Князь, правитель Киевской Руси (столица - город Киев), годы правления 945-972 гг. (самостоятельно с 966 г.). Прозвище такое получил из-за того, что всегда лично принимал участие в сражениях и своим примером вдохновлял воинов на подвиги. Это был бесстрашный витязь .Ходил быстро и легко, как «барс». Он является сыном князя Игоря и известной мудрой княгини Ольги. Святослав остался без отца в три года, поэтому Ольга пыталась воспитать умного и дипломатического сына. Интересные факты из жизни Святослава: - Княгиня Ольга пыталась обратить сына в христианство, но он предпочел остаться язычником. - У Святослава было трое детей - Ярополк, Олег и Владимир. - Перед каждым началом своей битвы с врагом он отправлял назад письмо с надписью - иду на Вы. Исследователи считают, что это первая в истории ведения психолого-информационной войны для того, чтобы запугать врага. - Святослав присоединил к Киевской Руси земли вятичей. А это такие области современной России как Московская, Смоленская, Воронежская и Тульская. - При достижении 10-летнего возраста он участвовал в сражениях, где закалялся его характер, приобреталась военная мудрость. - Был убит болгарами на острове Хортица во время возвращения из очередного военного похода. -Святослав не любил роскоши, поэтому носил самую простую одежду. Только золотая серьга с рубином и двумя жемчужинами, что висела у него в ухе, напоминала о его высоком положении - Историк Лев Диакон утверждает, что князь Святослав брил бороду и волосы, оставляя лишь небольшой пучок на одной стороне головы. - На дне реки Днепр, вблизи острова Хортица было найден меч Святослава (Х век). Сейчас ученые работают над расшифровкой его надписей. Прозвище Владимира Святославовича, ставшего в 978 году единовластным правителем всей Киевской Руси - Красное Солнышко. Величался Красно Солнышком, Святым, Крестителем. Последние два легко объяснимы: при Святославе было крещение Руси (988г.), которое приобщило Русь к новым культурным ценностям и имело огромное значение для всей её истории. Но почему именно Красное Солнышко, и менее известное прозвище князя Ласковый? Для народа, основным занятием которого является земледелие, солнце имеет первостепенное значение. Называя князя в его честь, люди ценили дела князя, направленные на создание и укрепление обороны границ от печенегов с помощью сооружения несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Ведь таким образом он защищал их «место под солнцем». Так в истории Руси появилась первая засечная черта. Кроме того, красный в народной поэзии и речи употребляется для обозначения чего-то хорошего, яркого, светлого. Так в летописях найдены примеры доброты и «светлости» князя: в каждое воскресенье на княжеский пир мог прийти любой бедняк и получить пищу, питьё, деньги. Часто по Киеву развозили на телегах различную снедь и раздавали немощным и убогим. - Владимир был младшим сыном великого русского князя Святослава. Да, того самого который расширил территорию русского княжества в несколько раз, отучил нападать на нас близлежащих кочевников и стал причиной распада Хазарского каганата - богатого и всесильного. Именно он так напугал византийцев, что они были вынуждены организовать его убийство печенегами. Печенеги кстати сделали из черепа князя-воителя кубок, так как считали, что испивая из него, пьют отвагу и силу непобедимого князя. Владимир был незаконнорожденный (сын ключницы Малуши, подарившей ласку знаменитому князю) и прав на престол не имел, но именно он победил в борьбе за власть. - Воспитателем и учителем Владимира был родной брат его бабушки княгини Ольги- Добрыня который и стал прототипом русского сказочного богатыря Добрыни Никитича. - Владимир был смел, жесток и искал приключений поэтому подался в викинги. Если кто не знает викинг - это не национальность, а профессия. Скандинавы в поисках пропитания уходили в военные, грабительские походы и таких людей называли викинги. Так вот Владимир поднабрался боевого опыта грабя европейские города и гоняя по дорогам и лесам французских и английских рыцарей. Причём дружина у него была отборная и многие лихие скандинавы предпочитали не переходить ему дорогу. -Князь был болезненно честолюбив и никогда не прощал своих обидчиков. Гостя у полоцкого князя Рогволда ему приглянулась его красавица дочь Рогнеда. Молодой человек предложил ей руку и сердце. Красавица рассмеялась над предложением (Владимир не был ещё киевским князем) и страшно оскорбила Владимира сказав, что никогда не выйдет за сына рабыни. Владимир обиделся и ушёл, но став киевским князем уничтожил Полоцкое княжество, Рогнеду обесчестил на глазах родителей перед их смертью, а затем посадил на цепь. - Князь был отличным воином. Умел как отец отлично сражаться двумя мечами (а это кстати требует более серьёзной боевой подготовки), но свободно владел и другим оружием. В бою, по свидетельствам источников стоил пятерых. Годы тренировок и боёв сделали из него опасного противника. Авторитет его как воина был настолько высок, что иногда конфликты решались лишь прибытием его на место схватки. -Выбор в пользу православия (византийский образец христианства) сделал так как князю претило любое вмешательство в его дела. Церковь в православии во всём поддерживает и подчиняется государству (традиция византийских кесарей), в католичестве же Папа Римский постоянно оказывал давление на европейских монархов и принимал решение зачастую сам. Европейские короли видать не носили в штанах, то что носят все мужчины.) - Определившись с верой, он решил креститься и попросил помощи у византийцев. В качестве ответной услуги братья императоры (правили в тот период двое) попросили помощи в подавлении мятежа в гвардии. Владимир поставил условием брак с сестрой императоров Анной бывшей на выданье. Мятеж подавлен был мгновенно, большая часть восставших сдалась сама, как только узнала кто будет их усмирять. Братья попытались обмануть Владимира и не отдать ему в жёны Анну. Тогда Владимир захватил Корсунь - византийский город в Крыму (теперь это наш город Херсонес) имевший большое экономическое значение для Византии. Когда византийцы одумались и разрешили брак, Владимир отдал им Корсунь обратно в качестве приданого. - Князь был отличным стратегом и тактиком. Решил многовековую проблему с набегами кочевников. Построил линию валов и заграждений в местах переправы степняков. Затем в точках вероятных проникновений поставил в степи цепь сигнальных вышек с постоянными дозорами (в случае набега они зажигали сигнальный огонь). А вот предупреждали вышки цепочку крепостей позади, которые отвечая на сигнал выводили навстречу противникам отряды русских ратников. Таким образом русские деревни оказывались прикрыты от набегов, а степняки изрублены. Всё это обошлось государству дёшево, крепости же со временем обросли инфраструктурой и превратились в города. Прозвище князя Святополка, сына Владимира, тоже получил прозвище, но уже негативное: Окаянный. Окаянный, то есть грешный, проклятый, отверженный; преисполненный греха. Если обратиться к этимологии слова, «окаянный» заимствовано из старославянского языка, где оно является страдательным причастием от «окаяти»: «проклясть, осудить». Но если проследить его историю ещё глубже, «окаяти» является префиксальной производной от «каяти», что означает каяться. Недаром в церковном понимании «окаянный» имело совершенно другой оттенок: бедный, отверженный, сожаления достойный, злосчастный, несчастный. Народная же этимология связывает это слово с именем Каина, который, согласно Библии, убил своего брата и был проклят Богом. Отсюда и народное прозвище. Ведь Святополк, подобно, Каину, убил своих братьев Бориса и Глеба, впоследствии причисленных к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа. Также он подсылал убийц брату Святославу и выступал с печенегами против Ярослава, который его потом победил. Однако, вопреки обычаю, после его смерти имя его не было вычеркнуто из родового списка княжеских имён вплоть до середины XII века. Некоторые историки считают, что это косвенное доказательство невинности Святополка в убийстве братьев, которые, кроме того, были единственными, кто признавали его законным правителем, а убил их сам Ярослав Мудрый. В широких массах неизвестно даже о наличии такой теории. При Ярославе Мудром (1019-1054) русские войска разгромили окончательно печенегов. Русь стала в один ряд с сильнейшими государствами Европы, а Киев мог даже соперничать с Константинополем. C семьей киевского князя пытались подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы. Был принят первый свод законов «Русская Правда». Да и сам князь был очень образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку, и ещё проявил себя и как выдающийся полководец. Таким образом, Мудрость стала его символом. Всё кажется логичным и понятным, но это была лишь первая версия из пяти. По второй версии Мудрым он стал не столько из-за своей собственной образованности, как, к примеру, византийский король Лев VI, а скорее за то, что он нёс знания в народ: открывал школы, библиотеки. Третья версия гласит, что Мудрым его прозвали за основание двух соборов Святой Софии в Киеве и в Новгороде. Так как князь посвятил главные храмы городов Софии - мудрости Божьей. Четвёртая версия гласит, что князя Ярослава не называли Мудрым ни современники, ни летописцы, а эпитет этот придумал писатель и историк Н. Карамзин, писавший его характеристику. Последняя теория основывается на взаимосвязи хромой - значит мудрый. Из-за реальной хромоты враги прозвали Ярослава Хромовцом. Во время его правления в Норвегии и Исландии расцвела поэзия скальдов - сказочников. В физических недостатках древние скандинавы видели признак близости к высшим силам. Поэтому норвежские и шведские короли получали такие прозвища, как Свинья, Синезубый, Толстый. За руку шведской принцессы Ингигерд боролись король Олаф и Ярослав Хромец, который стал Мудрым, когда принцесса вышла за него замуж. В 2004 году он был причислен к лику святых. Путь Ярослава Мудрого к власти был труден, и сопровождался долгой борьбой с братьями. Ярослав был князем новгородским, и киевским. Князь очень любил читать. Его полулегендарная библиотека до сих пор разыскивается историками и археологами. Ярослав Мудрый считал династические браки очень полезными для внешней политики. У него было десять детей, и он спустя годы стал отцом и дедом множества европейских правителей. В прошлом веке прах князя пропал из его саркофага, и до сих пор неизвестно, где он сейчас находится. Ярослав Мудрый приложил руку к составлению первого на Древней Руси свода законов, «Русской правде». Одним из внуков князя был Владимир Мономах. В бытность князем новгородским он активно привлекал на военную службу викингов, которым хорошо платил. Отряды северян представляли собой грозную военную силу. Одна из государственных наград Украины называется «Орден князя Ярослава Мудрого». Дочь Ярослава Мудрого по имени Елизавета, которую викинги звали «Элисиф», стала женой сперва одного из королей Норвегии, а затем и короля Дании Далёким потомком великого князя является американский президент Дональд Трамп. Его генеалогическое древо тянется от французской королевской династии, которая, в свою очередь, связана с Анной Ярославной. Два основанных Ярославом Мудрым города носят его имя - Ярославль в России и одноимённый город в Польше. Он положил начало практике переводов иностранных рукописей и книг на древнерусский язык. В эпоху правления Ярослава Мудрого Киев стал одним из наиболее крупных и развитых европейских городов. Именно этот князь положил начало предпосылкам объединения русских княжеств в цельное государство, которое и произошло спустя века. Владимир II (1113-1125) был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от которого он и получил свое прозвище. Владимир Мономах был инициатором съездов князей. Под его властью были вновь объединены до трех четвертей русских земель, прекратились княжеские усобицы. Он первый использовал тактику атаки кочевников на их же территории, и по другой версии слово «Мономах» происходит от греческого «monomachos» - «единоборец». История шапки Мономаха Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес. До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол. Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность. Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного - Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной. В 1328 году русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха. Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая (она хранилась в царской сокровищнице). В обычные дни царь пользовался «ежедневным венцом». В 1682 году шапка по назначению использовалась в последний раз - при восхождении на престол Ивана V. Здесь имелся один нюанс. Вместе с Иваном V на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром I Великим. Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, «шапка второго наряда». Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле. Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав (1125-1132) нарушил систему Ярослава Мудрого и занял престол незаконно. Однако против него никто не выступил, так как он пользовался поддержкой знати, да и при отце он уже успел прославиться талантливым полководцем. Из летописей сохранились записи о любви народа к нему за то, что он «много пота утер за землю русскую». За мудрость и обеспечение безопасности Мстислава величали Великим, а русская православная церковь канонизировала его. Шестого сына Мономаха, Юрия Владимировича, традиционно считающегося основателем Москвы, за постоянное посягательство на чужие земли прозвали Долгоруким. Самое популярное объяснение появления прозвища Долгорукий у одного из сыновей Владимира Мономаха, состоит в том, что был он князем рачительным и постоянно вел политику захватническую, стремясь прибрать к своим рукам все новые и новые земли. Для того времени это было обычном способом ведения политики и каждый, обладающий хоть какой-то силой князь старался прибрать к рукам земли соседей послабее. Съезд в Любиче был только в перспективе. Несколько раз Долгорукий пытался взять Киев, но там не задержался, штурмовал города Волжской Булгарии, также без особого успеха. Зато навсегда прославил свое имя как основатель целого ряда древних городов и в том числе Москвы. Андрей Боголюбский (1157-1174), его сын, также активно принимал участие в борьбе за Киев. В 1155 году, когда Юрий Долгорукий всё-таки стал великим киевским князем, своему сыну он даровал Вышгород, где в монастыре одном хранилась византийская икона Божьей Матери. Почему Боголюбский? По легенде икона стала ночами покидать своё место в монастыре, и для Андрея Юрьевича это был знак к возвращению в Суздаль. Однако по пути близ Владимира на Клязьме перевозившие икону кони остановились и отказывались идти дальше. Так же ночью у князя был вещий сон, где ему явилась Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Андрей Юрьевич на этом месте основал монастырь, а расположенное рядом села именовал Боголюбово. Сам же князь впоследствии стал Боголюбским, а икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской. В 1158 году 3 города: Владимир, Суздаль и Ростов одновременно объявили Боголюбского своим князем, хотя завещание его отца было другим. Резиденцией князя и, соответственно, столицей Северной Руси стал Владимир. С того момента Владимирские князья стали именоваться Великими князьями. Всеволод Большое Гнездо получил своё прозвище благодаря многочисленному семейству (у него было 8 сыновей и 4 дочери). По другой версии данное прозвище далось за то, что он смог удачно поставить всех своих сыновей на правление в других городах. В это время на Руси была феодальная раздробленность, а большая семья правителя означала только ещё бо́льшую раздробленность. И хотя каждое отдельное княжество развивалось быстрее и успешнее, одновременно выросла уязвимость извне, но главное негативное последствие раздробленности – изменение психологии людей: исчерпание патриотизма. И именно вследствие этих изменений появившиеся в 1223 году монголы во главе с Чингисханом осознают слабость данных земель и их правителей (на битву на Калке, первую встречу с монголами, почти все князи не дали своих солдат, не было сплочённости). Внук Ярослава Мудрого, основатель рода Ольговичей, Олег Святославович, получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя. Олег Святославович жаждал власти и считал, что цель оправдывает любые средства, даже самые грязные. Поэтому его прозвали Гореславич, что означает как приносящий горе. Рвался к власти всеми средствами, даже самыми грязными, прибегая даже к помощи врагов Руси - половцев. За это и получил прозвище "Гориславич" ("приносящий горе"). 25 августа в битве на реке Сожице Олег одержал победу над войском Владимира Мономаха и заставил последнего оставить Чернигов. После поражения, нанесенного ему в сражении на Нежатиной Ниве 3 октября 1078 года, Олег бежал в Тмутаракань к своему брату Роману. Великий полководец, князь киевский, владимирский и новгородский, Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, стал носить прозвище Невского после победы на берегах Невы. Там он, по легенде, собственным копьем «възложи печать» на лице будущего правителя Швеции. Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. Прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки. О судьбе правнука Юрия Долгорукого стоит рассказать подробнее - это не кто иной, как Александр Невский, князь новгородский (1236–1251) и великий князь Владимирский (1252–1263), которому довелось жить в сложное, неспокойное время. В 1223 году Русь столкнулась с неведомой дотоле силой, пришедшей из бескрайних азиатских степей: на нашу землю вторглись монголы. Разобщенные княжества не могли противостоять новому врагу. В 1240 году пал и был разрушен Киев, колыбель древнерусской государственности. Великая Русь превратилась в пустыню. Великокняжеский престол был закреплен теперь за Владимиром. Почти все русские князья стали вассалами ордынского хана, были вынуждены приезжать к нему в столицу (Сарай), чтобы получить так называемый ярлык - подтверждение их княжеской власти. Первым этой унизительной процедуре подвергся отец Александра Ярослав Всеволодович. С другой, западной, стороны тоже было неспокойно. 9 декабря 1237 года папа римский объявил крестовый поход против православной Руси и язычников финнов. В июле 1240 года шведские войска под предводительством ярла Биргера на ладьях вошли в Неву. «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою», -такое послание получил от Биргера Александр Ярославович. Но удача оказалась на стороне русских. По легенде, перед боем ижорскому старейшине Пелгую было видение: ладья с двумя витязями. «Брате Глебе, - сказал один другому, - вели грести да поможем мы сроднику своему Александру Ярославичу». Как нетрудно догадаться, это были святые князья - страстотерпцы Борис и Глеб. Победа русского воинства обросла впоследствии еще не одной легендой. По одной из них, например, после боя было найдено «многое множество избиенных от ангела Господня» врагов там, где прямой битвы не было. А заносчивый Биргер получил от Александра «печать на лице острым своим копием». 5 апреля 1242 года крестоносцы на льду Чудского озера решили снова попытать счастья в битве с русскими. Но силы небесные снова поддержали Александра - в его житии говорится о помощи «полка божьего в воздуси». Впрочем, подмога подоспела не только «сверху», но и «снизу». Лед Чудского озера не выдержал тяжелых доспехов тевтонских рыцарей. Исход битвы всем известен. Благодаря этим победам Александр получил прозвище Невский и стал народным героем, воплощением русской доблести. Однако в отношениях с Золотой Ордой Александр придерживался совсем иных принципов. Он забывал о гордости непобедимого полководца и превращался в искусного дипломата, всегда готового на компромисс ради блага своей земли. Александр понимал, что этого врага разобщенная Русь не одолеет. Батыю ничего не стоило стереть с лица земли не один русский город, поэтому великий князь нередко был вынужден лично подавлять восстания своего народа против монгольского ига. В 1262 году во Владимире, Переяславле, Ростове и многих других городах поднялся мощный бунт. Золотая Орда уже готова была занести над непокорными свой карающий кулак, но тут к хану явился Александр и сумел уладить дело миром. Более того, русские войска были освобождены от обязанности, участвовать в следующем походе монгольского хана. Но радостных вестей Александр домой не довез: в дороге он заболел и умер, успев перед смертью принять монашеский сан, а впоследствии был причислен к лику святых. Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи. Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита. Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды. Великий князь Московский и Владимировский Иван I Данилович (1283 - 1341) получил прозвище Калита, что означает "дорожная сумка или мешок, кошель для денег". Слово "калита" является заимствованием от тюркского "калта" (kalta) - дорожный кожаный мешок, карман. Своё прозвище он получил, поскольку был зажиточным и рачительным князем. Получив ханский ярлык на Владимирское княжение(1328), он очень усердно стал собирать дань с русских княжеств. Собирая огромные деньги для Золотой Орды, он накопил большие богатства, за что и был прозван "денежным мешком" - "Калитой". Накопленные средства он тратил достаточно разумно: покупал земли в чужих краях, усмирял недовольных, пресекал народное недовольство. Он жестоко расправлялся с политическими противниками (другими князьями), "подкармливал" союзников и церковь. При Иване Калите из Владимира была переведена резиденция митрополита в Москву, что способствовало дальнейшему укреплению могущества Москвы. При нем в Москве шло активное строительство. Особое внимание уделялось церквям, монастырям. У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что он жестоко расправлялся с ворами и разбойниками, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов. Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый. Князь суздальский - прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское. Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Дмитрий Донской (1359-1389), внук Калиты, стал Донским после великой победы на Куликовом поле в 1380 г. Как ошибочно считают наши современники. На самом деле во время Куликовской битвы был такой полководец Владимир Андреевич, который был в походах с 7 лет, фактически пополам с Дмитрием делил Москву. Именно он сначала стал Донским, но потом в потоках истории это прозвище «перехватил» Дмитрий, хотя Донской для Владимирского князя - это принижение и даже оскорбление. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен (выжгли глаза). Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим (Иван 3). Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича - Внуком. Иван IV Васильевич (1533-1584) был прозван Грозным за свою настоящую и ничем не ограниченную жестокость и безжалостность. Также первого русского царя в народе прозвали Мучителем. Как отметил позже Карамзин: «После смерти тирана народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и доныне именует его только Грозным, хотя первоначально это прозвище было дано народом его деду Ивану III более в похвалу, нежели в укоризну». Ивана IV корят во многом, но немногие задумываются над тем, почему так получилось. Ведь Грозный в 3 года теряет отца, в 8 лет мать, которую отравили бояре. И вот ребёнок растёт с состояние постоянной борьбы за власть боярских группировок, что приводит к пожизненной душевной болезни и виденью изменников во всех. Позже смерть его любимой жены и его самых близких людей из избранной рады, а также предательство Курбского. Финальные штрихи к появлению семилетней Опричнины (особый порядок управления страной): неудачи в Ливонской войне и голод (из-за частых неурожаев). Нельзя игнорировать тот факт, что царь сделал для своего государства очень много. Он был великим реформатором, но справиться со своей жестокостью и подозрительностью не мог. Лживые мифы об Иване 4: 1) (Убийство собственного ребенка.) Многие историки были возмущены, увидев картину кисти И. Репина, на которой изображено убийство царем своего сына. Выдуманный художником сюжет преподносился обществу, как факт. Митрополит Иоанн в своих трудах указывал, что царевич Иоанн умер после продолжительной болезни. Ни в одной, дошедших до нас рукописей тех дней, нет ни одного упоминания об убийстве царевича. Информация об убийстве Иваном Грозным своего сына поступила в Европу от иезуита, посетившего Россию. Возможно, это была своеобразная месть Запада за то, что русская церковь отказалась подчиняться Риму. В 1963 году были проведены исследования останков самого царя и его сына. В костях царственных особ нашли повышенное содержание ртути, что не исключало того, что и сын и отец были отравлены. 2) зверство. По имеющимся записям, за все время правления русский царь казнил за разные преступления около пяти тысяч человек? Данные для сравнения: Английский монарх за время своего правления казнил более семидесяти тысяч бездомных. В Германии уничтожили сто тысяч крестьян, участвовавших в восстании. В Нидерландах, герцог Альба уничтожил сто тысяч своих граждан. Во Франции за несколько дней зверски расправились с тридцатью тысячами иноверцев. И при этом европейские правители в истории почитаемыми людьми, а российский царь - чудовищем и злодеем. Европейцы предпочитают не вспоминать кровавые страницы своей истории, например, уничтожение Католической лигой всех жителей города Магдебурга да и самого города. А русский царь, во время своих военных походов, требовал от полководцев выпускать из окруженных городов жителей с вещами, запрещая грабежи и насилие. И после этого европейские монархи считаются чуть ли не святыми, а русский царь - преступником. 3)(Разгром немецкой слободы). Эту кровавую страницу из жизни царя выдумал пастор Одербон, который ни разу не был в России, и сочинил эту ложь, проживая в Германии. А вот очевидец тех событий, французский подданный, рассказывал так. Пленные ливонцы были вывезены царем в Москву, где им предоставили право исповедовать свою веру, разрешили торговать водкой, медом и другими хмельными напитками. Прибыль от торговли немцы получали колоссальную. А вот русским было строго запрещено торговать водкой. Основными посетителями ливонских питейных заведений были иностранцы, которым многое разрешалось в Москве. Но немцы стали завлекать в свои заведения русских, приучая их пить водку. Иван Грозный направил немецкую слободу опричников, чтобы навести порядок. Никаких убийств и пыток не было, опричники применяли против виновных только плети, да еще конфисковали имущество слишком обнаглевших ливонцев. Немцы нарушили договоренность с царем и поплатились за это. После смерти Ивана IV на престол входит Фёдор Иванович Блаженный (1587-1598). Вместо болезненного, слабого Фёдора фактически правит Борис Годунов. Сам Фёдор часто посещал разные обители, приглашал греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. В летописях сохранились записи о Фёдоре, как о «незлобливом» правителе, который многих миловал и «одарял» города, монастыри, села. Само слово «блаженный» и его история также достаточно любопытны. В современном языке одно из значений слова блаженный - «глуповатый, чудаковатый» - возникло из-за того, что святые, «почитаемые», часто были юродивыми. Юродивый от древнерусского «юродивъ» начиная с ХIV века, но до этого - «уродивъ», то есть связано со старославянским «ѫродъ» - «уро́д» (русско-восточнославянская форма, где приставка «у» означает «ущербность», «недостаток»). Поэтому юродивый: «слабоумный, психически ненормальный человек, иногда нищенствующий, по мнению глубоко верующих людей, обладающий даром ясновидения». Исходя из последнего факта, было бы логично посмотреть, кто же такой юродивый в церковном языке. Церковный словарь терминов даёт юродивым определение с другим оттенком, который, тем не менее, очень отличается по своей сути с остальными: «Юродивый (славянское: «безумный, глупый») - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения». Очень интересно делать вот такие, казалось бы, ненужные сравнения. Вернёмся к слову «блаженный». Это слово, заимствованное из старославянского, в ходе своего существования претерпело смысловые изменения - ведь образовано оно от глагола «блажити» - «восхвалять, почитать». Однако это ещё не всё. Блаженный, если снова обратиться к определению священников, - «умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни». Если обратиться ещё глубже, в Библейскую энциклопедию Брокгауза, слово блаженный (еврейское «ашре» и греческое «макариос», что буквально «счастливый») употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждёт блаженство на земле или в грядущем веке. В Евангелии от Иова есть слова: «Блаженными именуются и все, уповающие на Бога. Блажен и тот, кого Бог наказывает, потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения». Второе же значение: блаженный - спасённый от еврейского глагола «йаша» и греческого «содзеин» («спасать»). В связи со всем вышеизложенным, теперь становиться точно в полной мере понятным, почему набожный и религиозный Фёдор получил прозвище именно Блаженный В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть - Лжедмитрий I, II, III и IV. Ивана VI, формально правившего ровно один год, находясь в младенческом возрасте, называли Младенцем - императором. |