Биография и творческая деятельность Мариуса Иванович Петипа. Вопрос 17. Мариус Иванович Петипа(1818-1910). Биография и творческая деятельность Мариуса Ивановича Петипа в истории русского балета вторая половина 19 века это эпоха Петипа
Скачать 20.13 Kb.
|
Вопрос 17. Биография и творческая деятельность Мариуса Ивановича ПетипаВ истории русского балета вторая половина 19 века - это эпоха Петипа. Мариус Иванович Петипа (1818-1910) - балетмейстер невероятной продуктивности: за 56 лет создал 46 оригинальных спектаклей. Лучшие из них: Дон Кихот, Баядерка, Спящая красавица, Раймонда, первая и третья картины Лебединого озёра (вторая картина сочинена и поставлена Львом Ивановым). Кроме того он сохранил и обогатил балеты предшественников: «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда» и другие. Петипа осуществил союз балетного театра с великим композиторами – симфонистами Чайковским и Глазуновым. Он воспитал великих исполнителей петербургской и московской сцены и стал отражением противоречий своего времени. Он был сыном балетмейстера и драматической актрисы, обучался как танцам, так и музыке, с детства выступал на сцене. В 1839 году - гастроли в США, 1845-46 - танцовщик в Мадриде, 1847 - был приглашён танцовщиком в Петербург, но сразу дебютировал и как хореограф, поставив 2 балета: «Пахита»(1847) и «Сатанила»(1848). С 1862 года официально зачислен балетмейстером в Петербург, но до отъезда Сен Леона (1869) редко ставил балеты. Как артист он исполнил множество значимых ролей, но в 1869 году Петипа оставил исполнительскую деятельность и занял место главного балетмейстера. Именно Петипа установил каноны балетного академизма, он четко изучил принципы балетной драматургии предшественников, понятие сценарий и его воплощение и держался железных схем. Первой большой постановкой стал балет «Дочь Фараона»(1862) по роману Теофиля Готье, где он повторил романтические образы, но в отличие от балетов Жуля Перро и Тальёни они не были самой целью, хореография говорила о зрелости Петипа и его возможностях. Одна из главных целей его балетов в отличие от Сен Леона уступки зрелищности и находки деятельности и симфонической танцевальности. Петипа часто обращался к одноактным балетам, где сюжет развивался стремительно и танец преобладал над пантомимой, хотя задачи были в каждом случае свои. Особенным стал балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона по комедии Шекспира. Но идеалом хореографии Петипа многоактные балеты, действие происходило в чередовании пантомимных и танцевальных сцен. Типовая структура таких балетов открыла широкие возможности для того, что Петипа выделял главным – совершенствовать танцевальные формы. Для хореографа он был очень гибок. Внутри четкой схемы разворачивались различные драматические ситуации. Значительное место в творчестве Петипа занял балет «Дон Кихот» на музыку Минкуса. Гибкость ума, мышления Спокойствие Рациональность, грамотное распределение времени ПетипА создал схему «великолепного» зрелища, которая была приемлема и остаётся образцом всех академических спектаклей. К таким постановка (наиболее удачным) относилась Баядерка (1877г). Хореография была создана вне партитуры музыки Минкуса, а иногда даже шла вразрез и в противоречие с ней. Баядерка была поставлена через 30 лет после начала работы Петипа на русской сцене, но все же русская драма и симфоническая музыка плодотворно влияли на режиссерскую и хореографическую мысль Петипа. Петипа не переносил в балет готовые приёмы других искусств, он понимал, что необходим синтез драмы, музыки и хореографии, но все же считал, что хореография должна доминировать. Таким образом Мариус Петипа был готов к союзу с великим композитором Чайковским. К концу 1880 началу 1890-ых Россия стала оплотом «Большого» балета: в Италии Франции Англии балет переродился в феерию и эстрадное зрелище, где был утерян интерес к глубокому смыслу, внутреннему миру человека, потеряна цельная драматургия и тем более развитие симфонической музыки; танцу отводилась роль украшения и развлечения. Петипа порицался феерию: «Она развращает публику, отвлекая ее от серьёзных балетов». Свою правоту он доказал в 1890, когда на сцене Мариинского театра появился балет «Спящая красавица», его партитура помогла перевести в новый идейный план симфонизацию балетного танца. Для Петипа «Спящая красавица» осталась непревзойденным балетом, несмотря на ценность последующих работ. В ней четко была отражена программа и эстетика Петипа, и все дальнейшие находки были сделаны на основе «Спящей» и симфонизации танца. Новым шагом стал балет «Раймонда», который стал Лебединой песней уже пожилого хореографа, здесь последний раз была отражена эстетика спектаклей 19 века. «Раймонда» открыла дальнейшие пути к симфонизации танца и давала типовые варианты взаимодействия хореографии и сложной музыкальной основы. 1900 г - ставит два одноактных балета на музыку Глазунова: «Времега года» (бессюжетная сюита), «Испытания Дамиса». 1900г - Петипа создаёт последний шедевр - двухактный лирико-комедийный балет на музыку ДригО «Арлекинада», но вначале 20-го века привычная структура спектаклей Петипа стала казаться устаревшей, поэтому балет потерпел крах в 1903 году. Петипа столкнулся с трагедией хореографа, пережившего свою славу. И в 1903 был уволен из театра. В 1906 году вышли его мемуары, которые были признаны недостоверными, так как пожилой мастер часто путал события и факты длинной жизни. Время сохранило подлинные ценности и в историю балета Петипа вошёл, как великий хореограф. Он собрал и сохранил всё накопленное до него, упорядочил, подитожил, развил достижения предшественников (пример чему является балет Жизель) и сформировал принципы балетного академизма 19 века. Усовершенствовал типа большого многоактного спектакля, установил внутри академического стиля нормы жанров, он уточнил и оттачил структурные формы: классический, характерный, кардобалетный танец. Выделил роли главных героев, обозначил область ансамблей, гранд па, па де де, па де труа, па де катр, па де сикс и тд. Главной исторической заслугой Петипа стала симфонизации балетного действия. Мировой балетный театр хранит, как непререкаемую реликвию наследие Мариуса Петипа и в настоящее время. |