Роль интуиции в работе педагога-хореографа. Эссе Старуновай Е.В. ЗФ-107-211-2-2. Роль интуиции в работе педагогахореографа
Скачать 20.28 Kb.
|
Эссе на тему «Роль интуиции в работе педагога-хореографа» Эта тема достаточно обширна и дает простор для размышления. Выбор данной темы продиктован моими практическими действиями в своей работе с детьми в качестве педагога-хореографа. И достаточно тесно связан с моей профессиональной деятельностью. С началом моей работы в детском коллективе, у истоков моей педагогической деятельности, я всегда размышляла над важностью и ролью интуиции в обучении хореографии и воспитании детей. Ведь педагогическая деятельность, наравне с некоторыми другими видами профессиональной деятельности, наиболее тесно взаимодействует с интуицией. По мнению учёных, психологов и педагогов, интуиция может и должна выступать как важная часть педагогической деятельности, так как она играет ведущую роль не только в чувственной сфере психики, но и в творчестве человека, может влиять на творческое поведения педагога. Для меня это определение является верным. Соглашусь с этим высказыванием и считаю актуальным вопрос рассмотрения интуиции для творческой деятельности человека. Определение места, роли, функций, особенностей проявления интуиции позволяет раскрыть возможности педагогов, повысить эффективность, как обучения, так и воспитания, способствовать формированию профессиональной компетентности учителей. В новой эпохе образования и воспитания детей все больше должного внимания уделяется личностно-ориентированным подходам к обучению учеников. Методы, применяемые при индивидуальном подходе в образовании, в личностно-ориентированных и перспективно-опережающих технологиях обучения, основываются, по моему мнению, на интуиции. Как на способности подсознательно определять состояние учеников или инстинктивно понимать, предсказывать и предвидеть дальнейший ход событий. В условиях применений этих подходов и технологий в педагогической деятельности возрастает роль импровизационности и педагогической интуиции. Прежде чем делать выводы о функциях и особенностях проявления интуиции педагогов-хореографов, сначала разберем, какими качествами и знаниями должен обладать педагог, и ответим на вопрос - какие требования предъявляются к хореографам в настоящее время. Наряду с танцевальными способностями наиболее важными являются педагогические способности, профессиональные качества и мастерство, знание психологии и общая культура поведения. Педагогические способности выявляются не у всех людей. Не каждый танцор может стать педагогом-хореографом и не каждый успешный педагог-хореограф был раньше великим танцором с шикарными данными и танцевальными способностями. Известны примеры, когда талантливые и эрудированные танцоры не могли добиться убедительных результатов в педагогической работе, в то время как хореографы более скромных возможностей вели успешную педагогическую деятельность. В структуре педагогических способностей главными являются конструктивные способности, позволяющие видеть перспективу развития ученика и строить на этой основе учебно-воспитательный процесс, организаторские способности, благоприятствующие управлению познавательной деятельности учащихся, и коммуникативные способности, облегчающие контакты с учащимися разных индивидуальностей. В педагогических способностях, как вижу, тесно переплетается связь с интуицией - разглядеть перспективу развития ученика поможет интуиция, коммуникативные способности в индивидуальном и личностно-ориентированном плане общения с детьми также связаны с личными качествами педагога, в частности его интуитивными способностями. Чтобы успешно преподавать, необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями. Чем больше их у педагога, чем свободнее он владеет ими, тем выше его квалификация. Профессиональные знания и умения приобретаются в годы учения, а в дальнейшем пополняются и совершенствуются путем самообразования. Функция носителя знаний, наиболее традиционная для педагогической профессии, определяет ее академическую сторону. Другая функция преподавателя – умение передавать знания своим ученикам и обучать их способам хореографической деятельности. Чтобы успешно осуществлять ее, нужно знать способы передачи знаний и обучения умениям и свободно владеть ими. В современных условиях возрастает роль преподавателя как организатора и руководителя познавательной деятельности учащихся. Эта функция признается ныне как ведущая в профессиональной квалификации педагога. Научиться правильно организовать учебный труд учащихся и умело им руководить – дело сложное. Для этого мало знать специальные приемы, владеть соответствующей методикой и иметь достаточно практики. Нужно постигнуть закономерности познавательной деятельности подопечных. Руководство познавательной деятельностью предполагает контроль преподавателя за работой учеников. Это дает возможность корректировать познавательный процесс, направляя его в нужное русло. Одновременно преподаватель корректирует и свою работу с тем, чтобы лучше управлять обучением и добиваться высокой познавательной и творческой активности детей. Решающим условием профессиональной компетентности преподавателя является мастерство. Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и опытом. Профессиональные знания рассматриваются в качестве теоретической основы мастерства. Но в понятие мастерства входит и совершенное практическое владение своей профессией, рациональные и к месту применяемые приемы труда. Мастерство педагога направлено на то, чтобы максимально развивать активность учеников. К профессиональным знаниям, общепедагогическим умениям добавляется и ряд специфических для его труда навыков. Прежде всего, это умение находить контакт с учениками разного возраста и уровня общего и танцевального развития, обладающими своими неповторимыми чертами личности и различной способностью к хореографическому обучению. В таких условиях мастерство преподавателя проявляется в быстроте реакции и развитой интуиции, в умении оценить ситуацию и применить оптимальные средства воздействия, понять ученика, определить его возможности. Многое здесь подскажет изучение психологии. Чтобы управлять общим и танцевальным развитием ребенка, необходимо всесторонне знать его – только тогда в полной мере осуществим индивидуальный подход к нему. У каждого ребенка свой характер, темперамент, различная нервная система. Учащихся воспитывает не только преподавание и внеклассное общение, но и его культура поведения, личные качества педагога. Включая интуитивные способности. Очень точно роль интуиции в педагогической деятельности описал психолог и доктор педагогических наук, профессор С. Д. Полякова, автор многих известных работ по проблемам воспитания. Не могу не согласиться с его мнением, привожу вкратце его высказывания: - без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка; - педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь на интуицию в данный момент; - интуиция быстрей помогает разобраться в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость; - интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке; - интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех; - интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»; - интуиция - необходимое условие педагогического творчества. Важно знать и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить: желание и умение педагогов овладеть приёмами и методами профессиональной педагогики; равное умение прислушаться как к своему «внутреннему голосу», так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой. Поэтому педагогов условно можно разделить на «рационалистов» - педагоги, владеющие на высоком уровне педагогической техникой, и «интуитивистов» - педагоги, работающие творчески. обращающиеся к чувствам воспитанников, стремящиеся к душевному контакту с ними. Чаще всего проявляется интуиция в педагогической деятельности как способность педагога владеть всеми методами педагогического воздействия, способности работать с высоким эмоциональным накалом, неистощимым вдохновением, артистизм, основанный на проявлении подлинных, искренних чувств, исключающих какое бы то ни было лицедейство. Поэтому в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования необходимо уделять внимание развитию интуиции. Для педагога важно обладать острой наблюдательностью, хорошей памятью и развитой интуицией. Он должен быть активным и сдержанным, эмоциональным и уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь концентрировать свое внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяя непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяет своей интуиции, работают более успешно. |