Главная страница
Навигация по странице:

  • Ленинградский театр имени Ленинского комсомола

  • Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького

  • Другие театры

  • Основные режиссеры. Режиссеры. Биография Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933, Москва 28 сентября 2019, там же) советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель.


    Скачать 37.27 Kb.
    НазваниеБиография Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933, Москва 28 сентября 2019, там же) советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель.
    АнкорОсновные режиссеры
    Дата16.10.2019
    Размер37.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРежиссеры.docx
    ТипБиография
    #90324

    Режиссеры

    1)Марк Захаров

    Биография

    Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933, Москва — 28 сентября 2019, там же) — советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель. Художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») (1973—2019).

    В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа , где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли

    С осени 1955 года — актёр Пермского драматического театра. Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета; некоторые из его учеников получили известность. В 1959 году вернулся вместе с супругой Н. Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр под руководство В. С. Полякова (1960—1964), где играла Н.Лапшинова, после — в Студенческий театр МГУ.

    С 1965 года — режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола, хотя у режиссёра был выбор: Ленком или Московский театр оперетты. Марк Захаров выбрал театр, который через много лет будет официально назван коротко «Ленком», туда он пришёл на смену возглавлявшей театр великой русской актрисе и режиссёру Серафиме Бирман.

    Известные театральные постановки:

    В 1965 году Захарова пригласили на должность режиссера Театра сатиры, где он проработал восемь лет. За это время поставил известные столичным театралам спектакли:

    • «Доходное место»;

    • «Банкет»;

    • «Проснись и пой»;

    • «Мамаша Кураж и ее дети»;

    • «Чудак-человек».

    За 45 лет работы в «Ленкоме» Марк Захаров поставил почти сорок спектаклей, лучшие из которых:

    • «Иванов»;

    • «Парень из нашего города»;

    • «Оптимистическая трагедия»;

    • «Поминальная молитва»;

    • «Безумный день, или Женитьба Фигаро»;

    • «Чайка»;

    • «Королевские игры»;

    • «Шут Балакирев»;

    • «Вишневый сад»;

    • «Пер Гюнт».
      Среди последних постановок знаменитого режиссера – «Вальпургиева ночь» (2015) и «День опричника» (2016).




    В 1973 году режиссер Захаров возглавил столичный театр «Ленком». Один за другим он представлял на суд московским зрителям свои шедевры: «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «В списках не значился»


    Режиссерский подчерк

    Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
    2)Роман Виктюк

    Роман Григорьевич Виктюк (род. 28 октября 1936, Львов, Польша) — советский, российский и украинский театральный режиссёр, художественный руководитель Театра Романа Виктюка. Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации (2009).

    Биография

    Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове (ранее — Польша, ныне — Украина) в семье учителей. Уже в школьные годы проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.

    По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса.

    В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970—1974 годах.

    Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).

    Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

    В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.

    Спектаклем «М. Баттерфляй[en]» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана[en], открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).

    С 2001 по 2006 год работал на телеканале ТВЦ: был ведущим ночной разговорной программы «Поэтический театр Романа Виктюка» (2001—2006)[1] и ток-шоу «Человек из ящика» (2005)[2]. Покинул телеканал после прихода команды Александра Пономарёва[3]. В 2014 году — член жюри шоу «Театр эстрады» на «Первом канале»[4].

    Владеет русским, украинским и польским[5] языками.

    Режиссерский подчерк:

    Роман Виктюк – эстет и продолжатель традиций Александра Яковлевича Таирова, универсальный мастер, которому подвластны любые театральные жанры. «Как ставится спектакль? Как пишутся стихи? Я думаю, что в этом много общего, это вещи одной и той же природы. Я думаю, что и в спектаклях, и в стихах есть ритм, размер и рифма».

    В своих спектаклях Роман Григорьевич в первую очередь затрагивает серьезнейшие философские проблемы и предлагает зрителям иной, как правило, очень неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. Он – самый настоящий театральный сказочник. Режиссер придумывает и воплощает на сцене свои истории, сплетая в них реальность и вымысел, сон и явь, грезы и факты. Спектакли мастера раскрашивают жизнь в невероятные цвета, они помогают зрителям преодолеть собственные страхи, переосмыслить жизненные ценности и найти ответы на самые разные вопросы.

    3) Георгий Товстоногов

    Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915, Тифлис — 23 мая 1989, Ленинград) — советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950—1956) и Большого драматического театра (1956—1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР

    Биография

    Согласно официальным данным, Георгий Товстоногов родился в Тифлисе Тифлисской губернии Российской империи (ныне Тбилиси, Грузия).

    В 1931 году при поступлении на режиссёрский факультет ГИТИСа Товстоногов подправил дату рождения в документах, прибавил себе два года, чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриентов. С тех пор на протяжении всей жизни официально его годом рождения считался 1913-й, от этого года отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды — официально и неофициально

    В 15 лет Георгий окончил школу[4]. Ещё школьником много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец заведовал кафедрой[4], но вскоре понял, что его призвание — театр.

    В 1933 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, где его учителями были Андрей Лобанов и Алексей Попов; при этом он сам продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль, дебютировав в 1933 году постановкой «Предложения»

    После окончания ГИТИСа в период с 1938 по 1946 год работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра, предоставил ему руководство актёрским курсом[7], где он проявил себя незаурядным педагогом.

    В 1946 году по личным мотивам покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948) и режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском театре драмы в Алма-Ате.
    В 1949 году переехал в Ленинград для работы режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а уже через год был назначен главным режиссёром театра. Именно здесь он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его работы становились событиями в театральной жизни страны. Наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия», поставленного им в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина, за который Товстоногов был удостоен Ленинской премии в 1958 году. Спектакль впечатлил не только театральную публику в стране и за рубежом, но и партийное руководство: будучи показан делегатам XX съезда КПСС, он сыграл важную роль в новом назначении режиссёра[8].

    В начале 1956 года ему было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни

    Театральные постановки

    Ленинградский театр имени Ленинского комсомола

    • 1949 — «Из искры…» Ш. Н. Дадиани

    • 1951 — «Дорогой бессмертия» В. Г. Брагина и Г. А. Товстоногова по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее». Спектакль поставлен совместно с А. Г. Рахленко

    Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького

    • 1957 — «Эзоп» Г. Фигейредо

    • 1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и Г. А. Товстоногова

    • 1959 — «Варвары» М. Горького

    • 1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина

    • 1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова

    • 1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Инсценировка П. Дёмина

    • 1965 — «Три сестры» А. П. Чехова.

    • 1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Художник С. С. Мандель (спектакль быз запрещён на стадии генеральной репетиции)

    • 1966 — «Мещане» М. Горького

    • 1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Литературная композиция В. Э. Рецептера.

    • 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя.

    • 1972 — «Ханума» А. А. Цагарели

    • 1974 — «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову

    • 1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина.

    • 1975 — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер». Инсценировка М. Г. Розовского.

    • 1983 — «Смерть Тарелкина». Опера-фарс А. Н. Колкера по мотивам комедии А. В. Сухово-Кобылина.

    • 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.

    • 1987 — «На дне» М. Горького

    Другие театры

    • 1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. ВишневскогоАкадемический театр драмы имени А. С. Пушкина, Ленинград.

    • 1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Театр «Современник», Москва.


    Режиссерский подчерк
    4)Евгений Вахтангов

    Биография

    Евгений Богратионович Вахтангов (1 (13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913—1922), с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года — как Театр имени Евгения Вахтангова.

    Учился во Владикавказской гимназии, увлекался танцами, игрой на мандолине, печатал статьи и рассказы в гимназической газете «Нус». С 1901 года участвовал в любительских драмкружках в качестве актёра и постановщика спектаклей. Особенно любил острохарактерные роли, в том числе женские[7]. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек».

    В 1903 году по окончании гимназии отец направил его для поступления в Рижский политехнический институт, где учился его двоюродный брат. Вахтангов тут же устроился актёром в местный драмкружок и в итоге провалил вступительные экзамены. После чего уехал к дяде Петру Васильевичу в Москву и поступил в Московский университет на естественный факультет, затем перевёлся на юридический[7]. Параллельно с учёбой продолжал играть в самодеятельности, в том числе в популярном у московской интеллигенции Михайловском драмкружке, организованном матерью Юрия Завадского[8][9]. Периодически ездил во Владикавказ, где ставил спектакли.

    В 1909 году Вахтангов, наконец, решился связать свою жизнь с театром и поступил в московскую театральную школу Александра Адашева. Его учителями были Леопольд СулержицкийВасилий ЛужскийЛеонид ЛеонидовВасилий Качалов. Учился вместе с Серафимой Бирман, позже вспоминавшей их быт во время учёбы[10]:

    В 1913 году вместе с группой студентов основал и возглавил Студенческую студию, позже преобразованную в 3-ю студию МХТ[11]. Руководство МХТ не разрешало Вахтангову работать на стороне, и первое время студия существовала «подпольно»: ставили спектакли на съёмных квартирах, декорации изготавливали из мешковины. Только в 1917 году театр публично заявил о себе как Московская драматическая студия Вахтангова

    С необычайной активностью развернулась после революции режиссёрская и преподавательская деятельность Вахтангова. В 1919 году по предложению Ольги Каменевой он возглавил Режиссёрскую секцию при Театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса[11]. Помимо работы в мхатовских и родственных им студиях (ОпернаяШаляпинскаяАрмянская студии, «Габима»), сотрудничал с Пролеткультом, Пролетарской студией, Пречистенскими рабочими курсами, Народным театром[12]. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.

    Театральные постановки

    «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г. — 1-я Студия)

    «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)

    «Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918

    «Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)

    «Чудо Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия)

    «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)

    «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922)

    «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)

    Режиссерский подчерк

    Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идеи неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единства художника и народа, острое чувство современности, определяющее неповторимую сценическую форму, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие у последователей и учеников Вахтангова — Рубена СимоноваБориса Захавы, актёров Бориса ЩукинаИосифа ТолчановаМихаила Чехова и других.
    5)Всеволод Мейерхольд
    Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Мейергольд; н 28 января (9 февраля) 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва) — русский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).

    Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе).

    В 1895 году он окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин (историческое здание гимназии по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения; в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы).
    После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина[4].
    В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.

    В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского.
    В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплёва, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Г. Гауптмана.

    В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма (Товарищество новой драмы). В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Сeвaстoпoля, Николаева.
    В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве[5]. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение[6]. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику[7]. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу»[8]. В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию[7].
    В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России.

    В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении; но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») очень занимала Мейерхольда[9].

    Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве в 1920-м первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа[13], с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус государственного[14].
    В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.
    В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться[15]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр[15].

    В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве.
    8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В. Э. Мейерхольд высоко ценил дарование композитора С. С. Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой «Семён Котко».


    написать администратору сайта