Главная страница

Томас Роберт Мальтус. Биография Роберт Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери, Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье Дэниэла и Генриетты Мальтус.


Скачать 18.9 Kb.
НазваниеБиография Роберт Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери, Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье Дэниэла и Генриетты Мальтус.
Дата30.10.2022
Размер18.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТомас Роберт Мальтус.docx
ТипБиография
#762864

Томас Роберт Мальтус (1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения может приводить к снижению благосостояния и массовому голоду.

Биография

Роберт Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери, Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье Дэниэла и Генриетты Мальтус. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо, был лично знаком с обоими. Мальтус был младшим сыном в семье, поэтому, согласно традициям Англии того времени, он остался без наследства, ему не достались земельные владения его родителей.

В 1784 году Роберт поступил в колледж Иисуса Кембриджского университета, где изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. Окончил его в 1788 году. Год спустя был посвящён в духовный сан дьякона англиканской церкви и получил место второго священника в приходе в деревне Окевуд графства Уоттон. В 1791 году рукоположен в священники и назначен пастором в церковь города Уэльсби , графство Линкольншир. В 1793 году стал преподавателем колледжа Иисуса и оставался им до своей женитьбы (условием членства в колледже было безбрачие). В 1796 году стал священником в городке Олбери (Суррей). В 1804 году женился на своей двоюродной сестре — в этом браке родилось трое детей (однако внуков у Мальтуса не будет). В 1805 году получил кафедру профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, исполнял там обязанности священника. Томас Мальтус умер 29 декабря 1834 года из-за сердечно-сосудистого заболевания.

Научная деятельность

В 1798 году он опубликовал свою книгу «Очерк о законе народонаселения».

Основные последующие сочинения:

«Наблюдения о последствиях законов о кукурузе» (1814) — в защиту хлебных законов;

«Исследование природы и прогресса арендной платы» (1814) — теория земельной ренты, в основных чертах сходная с позднее развитой теорией Давида Рикардо;

«Принципы политической экономии» (1820) — в основном содержит полемику с Рикардо и Сэем, доказывается возможность общего перепроизводства товаров и даётся объяснение промышленным кризисам.

Мальтус был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба политической экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.

В своём научном методе Мальтус придерживался «доктрины пропорций», суть которой состояла в том, что он всегда старался избегать крайностей и придерживался золотой середины.

Мальтус решительно поддерживал принципы laissez-faire и свободы торговли: «богатство нации будет лучше всего обеспечено тогда, когда каждому человеку позволено, до тех пор, пока он придерживается правил справедливости, преследовать свои собственные интересы», «правительства не должны вмешиваться в регулирование потоков капитала и промышленность, но предоставить каждому человеку свободу деятельности и получения прибыли, пока он подчиняется законам справедливости». Эти положения Мальтус описал как «великий принцип» и как одно из самых общих правил политической экономии.

Теория родонаселения

Три основных тезиса «Очерка о законе народонаселения»:

  1. Из-за биологической потребности человека к продолжению рода, численность населения постоянно растёт, пока есть источники средств существования.

  2. Народонаселение строго ограничено средствами существования.

  3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии (удваивается каждые четверть века в отсутствие войн и болезней), а ресурсы Земли ограничены (в частности, производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии), потому если не сдерживать рост населения, то рано или поздно их перестанет хватать на всех. Свои взгляды он иллюстрировал примерами из истории Англии, когда реальные доходы работников выросли после чумы, сократившей население в XIV веке в Европе почти наполовину, а затем, по мере того, как население постепенно восстанавливалось, доходы падали и рождаемость снижалась. Ситуация, когда рост населения опережает рост производства (чаще всего сельскохозяйственного в доиндустриальной экономике из-за ограниченности площадей и плодородности пахотных земель), называется мальтузианской ловушкой. В качестве мер по обеспечению благосостояния общества Мальтус предлагал различные варианты контроля рождаемости.

Основной целью своего «Очерка...» сам Мальтус считал обоснование необходимости класса собственников (землевладельцев, рантье) и рабочего класса, хотя и признавал, что социальное неравенство - это зло. Он считал, что в любом цивилизованном обществе должен быть класс собственников и рабочий класс. В то же время он полагал нецелесообразным вмешательство государства в распределение доходов между богатыми и бедными, так как господствующий класс очень незначительный, в сравнении с огромной массой бедняков, и попытки перераспределения богатств господствующего класса в пользу бедных не решат проблему бедности, из-за слишком большой численности бедняков. Класс собственников является основным потребителем избытков продуктов труда рабочего класса, тогда как предел потребления рабочего класса — это только прожиточный минимум. Единственный способ, которым бедняки могут заработать себе на жизнь — это продажа своего физического труда, причём рост числа (избыточное размножение) бедняков обесценивает этот труд. Увеличение доходов бедных, по мнению Мальтуса, лишь подстегнёт размножение низших классов, усилив «борьбу за существование», а увеличение населения приведёт к обратному падению доходов и сокращению численности населения.

Вклад в эволюцию

Видение Мальтуса впервые рассматривается человечеством в целом, а не просто как личностью. Таким образом, он подтвердил, что группы людей подвержены одинаковым поведенческим параметрам. Этот подход был аналогичен тому, который использовали экологи для анализа любого растения или животного, до такой степени, что он утверждал, что в отношении фауны и флоры также действуют принципы роста, как в группах людей. Эти параллели между животным миром и человеческим миром позволили Чарльзу Дарвину адаптировать мальтузианские принципы к теории эволюции, в то время как человечество также должно эволюционировать, как это сделали другие существа.

Экологический вклад

Подход Мальтуса стал питательной средой для всех течений окружающей среды, которые способствуют заботе об окружающей среде, а также рациональному использованию природных ресурсов. Это потому, что они утверждают, что ускоренный рост популяции ставит под угрозу естественную среду обитания вида, что в будущем приведет к экологическому кризису, который может поставить под угрозу выживание вида.

Опять же, их теории служат основой для прогнозирования того, что забота об окружающей среде - это способ сбалансировать равновесие, но не единственное решение, учитывая, что оно несколько отличается от контроля населения.

Вклад в планирование семьи

Поскольку одной из его рекомендуемых мер по сдерживанию необузданного роста населения было контроль над сексуальными отношениями, индустрия контрацепции нашла в его мысли новаторскую идею развития. Основываясь на исследованиях Мальтуса, были проведены важные кампании по контролю за населением мира, что позволило замедлить рост населения. Однако есть те, кто утверждает, что из-за своей религиозной принадлежности Мальтус был бы полностью против этих методов..

Критика

В то время как Мальтус считался ученым, его постулаты также вызвали неисчислимую критику.

Верным критиком работы Мальтуса был Карл Маркс, который в своем тексте Столица Он утверждал, что часть мальтузианской теории была плагиатом того, что было написано другими мыслителями разных типов, такими как Бенджамин Франклин, Дефо и Альфред Рассел Уоллес.

Кроме того, Маркс указал, что с прогрессом науки и техники можно увеличить ресурсы, чтобы можно было избежать тех моментов кризиса выживания, которые предсказывал Мальтус..

Ошибки представлений Мальтуса

В этом смысле Мальтус ошибся в своих предсказаниях. Это может быть подтверждено, потому что развитие индустрии контрацепции, а также технологии производства продуктов питания увеличили количество средств к существованию, в то время как рост населения в развитых странах контролировался.

Тем не менее, его постулаты продолжают оставаться поддержкой многих исследований, которые разрабатываются в различных областях знаний, поскольку они основаны на подходе роста населения.


написать администратору сайта