Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть Раздел 1 Быт и деятельность киммерийцев

  • Раздел 2 Быт и деятельность скифов

  • Раздел 3 Быт и деятельность сарматов

  • Заключение

  • Литература

  • Быт и деятельность кочевых племен. реферат 1. Быт и деятельность киммерийцев


    Скачать 32.71 Kb.
    НазваниеБыт и деятельность киммерийцев
    АнкорБыт и деятельность кочевых племен
    Дата03.11.2022
    Размер32.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат 1.docx
    ТипРеферат
    #769347


    Содержание

    Введение……………………………………………………………...

    3

    Основная часть




    Раздел1 Быт и деятельность киммерийцев………………………….

    5

    Раздел 2 Быт и деятельность скифов………………………………...

    6

    Раздел 3 Быт и деятельность сарматов………………………………

    10

    Заключение…………………………………………………………...

    13

    Литература……………………………………………………………


    14


    Введение

    Настоящая работа посвящена изучению быта и деятельности древних племён (скифов, сарматов и киммерийцев).

    Эпоха раннего железного века, которая на юге Восточной Европы приблизительно охватывает период с IX века до н. э. по IV век н. э., стала своеобразным рубежом в древней истории этого региона. Впервые на историческую арену выходят могущественные кочевые племена, самоназвания которых, отложившись в десятках письменных источников, дошли до наших дней. Это — киммерийцы, скифы, савроматы, сарматы.

    С открытием и распространением железа началась новая эра в истории племен, которые населяли современную территорию Украины. Завершался процесс разложения первобытнообщинного строя.

    Древнейшим из народов Восточной Европы, чье название нам точно известно, были киммерийцы (VIII–VII вв. до н.э.). В источниках термин "киммерийцы" используется как собирательное название неоднородного кочевого населения степей от низовьев Волги и предгорий Северного Кавказа до низовьев Дуная. Среди этих родов и племен как наиболее сильное, видимо, выделилось племя (или союз племен) киммерийцев. Место его локализации является спорным; согласно наиболее аргументированной версии, киммерийцы обитали на Северном Кавказе, в Приазовье и восточной части Северного Причерноморья. Из истории киммерийцев нам известны лишь отдельные эпизоды. Около 714 г. до н.э. они, видимо, двинулись на юг, напали на закавказское государство Урарту и начали совершать набеги на Переднюю Азию. При ассирийском царе Саргоне II (721–705 до н.э.) орды киммерийцев вторглись в Каппадокию (восточная часть полуострова Малая Азия). Они успешно воевали с соседними государствами – Ассирией, Лидией, Фригией. Часть киммерийских орд в те же годы откочевала севернее, в районы Северного Причерноморья. Причиной вытеснения киммерийцев с исторической арены было появление скифов.

    Сарматы или савроматы впервые упоминаются у Геродота, он говорит, что «за рекой Танаисом (т.е. Доном) уже не скифские, те земли принадлежат савроматам».

    Согласно древнегреческому историку Диодору Сицилийскому, сарматы истребили жителей Скифии, либо присоединили их к своему народу. Новые владыки Скифии становятся особенно популярны в Античном мире, когда римляне покоряют Фракию и дунайские страны, и становятся, практически, их соседями.

    Основная часть

    Раздел 1 Быт и деятельность киммерийцев

    К началу I тысячелетия до н.э. киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения и курганы. В течение IX – VIII вв. до н.э. произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическими находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие. По найденным в могилах вещам киммериец представляется нам как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча и кинжала, круглой фигурной булавы. Важнейшим предметом вооружения служил сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а поздней из железа. Лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности.

    Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено. Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображали широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств. При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили на Кавказ, вдоль восточного побережья Черного моря в Азию. А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это в

    VII в. до н.э.
    Раздел 2 Быт и деятельность скифов

    Относительно происхождения скифов существует две версии.  Согласно первой из них прародина скифов находилась в Восточной и Средней Азии. По второй версии скифский этнос сформировался в Северном Причерноморье в результате смешения пришедших из Азии иранских племен с киммерийцами. Скифы впервые упоминаются в связи с войнами в Азии в 770-е гг. до н.э. как союзники страны Мидия. Их предводителем был царь Ишпакай. Об их происхождении и взаимодействии в VII в. с киммерийцами (враги или союзники; киммерийцы как союзники Урарту, а скифы как военные партнеры Ассирии?) существует множество версий и гипотез. Очевидно лишь, что в ходе сложных военных и политических процессов в районе Кавказа, Малой и Передней Азии к началу VII в. киммерийцы были разбиты своими противниками. Частично они ассимилировались скифами, частично растворились среди других племен (ушли на Северный Кавказ и в Северную Каппадокию в Малой Азии). Период с 612 по 585 г. до н.э. (с падения Ниневии до заключения мира между государствами Мидией и Лидией) древнегреческий историк Геродот называет временем господства скифов чад Азией. Ученые корректируют сведения Геродота, определяя этот период как 652–625 гг. до н.э. или 625–585 гг. до н.э. Остается дискуссионным вопрос, было ли у скифов в VII–VI вв. до н.э. в Азии свое царство или же скифы совершали набеги на Азию издалека, чуть ли не из самого Северного Причерноморья.

    Начиная с VI в. до н.э. скифы четко локализуются в причерноморских степях и уже не совершают дальних походов в азиатские земли. Здесь и была создана Великая Скифия, простиравшаяся от Дуная до Дона и от Черного моря до границы леса и степи. Входившие в Великую Скифию племена делились на царских скифов (саи), по Геродоту, господствовавших над всеми остальными; скифов-земледельцев (скологов, которые жили по берегам Днепра и потому назывались борисфепитами) и скифов-кочевников. Их окружали другие племена: на востоке – савроматы, по легенде происходившие от скифов и амазонок; на северо-востоке – фиссагеты и иирки (предки финно-угров), на севере – меланхлены ("черноплащники"), андрофаги ("поедающие людей"), будины (возможно, предки прибалтов), гелоны и невры (по разным версиям – предки балтов или славян). Западнее скифов обитали агафирсы и различные гетские племена: тирангеты, каподаки, фракийцы и др. Южнее, в Крыму, жили тавры, в Приазовье – синды и меоты. Около 514 г. до н.э. Скифия выдержала нашествие грозного врага: в нее вторгся знаменитый завоеватель – персидский царь Дарий I (522–486 до н.э.). Но персы бесславно покинули Скифию. С тех пор, если верить античным авторам, скифы стяжали себе славу непобедимых. Расцвет Скифии наступает в IV в. до н.э. при царе Атее, сумевшем объединить под своей властью большинство кочевых племен от Дуная до Дона. Атей разбил фракийские племена трибаллов и двинулся дальше во Фракию, где столкнулся со сферой интересов Македонского царства, находившегося в зените могущества. В 339 г. до н.э. Атей пал в битве с македонским правителем Филиппом II на р. Истре (Дунае). По легенде, в плен тогда попало 20 тыс. скифских женщин, чьи мужья полегли на поле боя. Не следует преувеличивать масштабы ослабления скифов: в 331 г. до н.э. под Ольвией они уничтожили армию Зопириона – полководца Александра Македонского и наместника Фракии, вторгнувшегося в Северное Причерноморье. Однако затем военное счастье изменило народам Причерноморья, и в 313 г. до н.э. они потерпели жестокое поражение от следующего правителя Фракии – Лисимаха. К середине IV в. до н.э. относятся и первые известия о начале вытеснения скифов сарматами на восточном направлении: сарматские кочевья достигают берегов Азовского моря (Меотиды).

    Скифы отличались воинственностью, вольным нравом и тем, что первыми приручили лошадь и поставили ее под седло, а не просто запрягли в повозку; судя по всему, и колесо со спицами тоже изобретение вольных кочевников из донских степей.

    Есть мнение, что и железо ковать начали скифы. Согласно уверениям историков, которых все чаще опровергают археологи, почти не имели городов, потому как вели кочевой образ жизни. Но все же раскопанные скифские города Причерноморья поражают воображение. В них даже обнаружились двухэтажные здания со всеми удобствами.

    Как и киммерийцы, скифы были кочевниками. Основным занятием скифов было кочевое животноводство. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая его отрасль - обработка железа. Вторым основным занятием скифов были военные походы. Основу скифского войска составляла легковооруженная пехота. Но главной ударной силой были отряды тяжело вооруженных всадников, защищенных панцирями, шлемами и щитами. Скифы были превосходными стрелками, мастерски владели коротким мечом. Быт скифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4-х или 6-ти колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде. В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, которые выполняли заказы богатых скифов. Замечательные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы. Среди самых известных скифских курганов - Толстая Могила на Днепропетровщине (здесь нашли известную золотую пектораль), Солоха возле с. Большая Знаменка на территории Запорожской области (здесь нашли золотой гребень), Чертомлык - недалеко от г. Никополя Днепропетровской области (здесь нашли оружие). В IV в. до н.э. скифы вели борьбу с могущественной Македонией за влияние на Балканах и в юго-западном Причерноморье. В решающей битве в 339 г. до н.э. скифы потерпели поражение. В жестоком бою погиб и Атей, которому к тому времени исполнилось около 90 лет. После этого скифское государство начало приходить в упадок, и в III в. до н.э. Великая Скифия прекратила свое существование. Скифы отошли на юг и создали Малую Скифию со столицей в Неаполе Скифском (близ современного Симферополя). Во II в. до н.э. скифы были окончательно разгромлены сарматами, готами и другими племенами. Развитая материальная культура скифов вобрала в себя достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Греции и позже Рима. И в свою очередь Скифия существенно повлияла на экономику, общественное устройство, материальную культуру населения лесостепной Украины.

    Раздел 3 Быт и деятельность сарматов

    В IV–III вв. до н.э. племена сарматов движутся в южнорусские степи с востока, из Поволжья и Приуралья, оттесняя скифов все более на запад. Скифы теряют свои некогда обширные земли и сосредоточиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Сильный удар по скифам нанесло государство Понт, которым правил царь-завоеватель Митридат Евпатор (121–63 до н.э.). В войне 110–107 гг. до н.э. его полководец Диофант разбил скифов. В 107 г. До н.э. скифы подняли антипонтийское восстание под руководством Савмака, вскоре подавленное. В 80 г. До н.э. военачальник Неоптолем потопил в Керченском проливе скифский флот, а зимой на льду там же была уничтожена скифская конница. К рубежу I в. До н.э. – I в. Н.э. в былых владениях скифов окончательно утвердились сарматы. Однако ученые продлевают позднескифский период до III в., указывая на сохранение в ряде местностей локальных скифских общностей. В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии. В III веке до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н.э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён. Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устьев Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту, женщины сарматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. На войну они отправляются вместе с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги – свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины. В I в. До н.э. сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, мидийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сарматы оставались непредсказуемыми соседями, начинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов. Верования сарматов Сарматы верили в загробную жизнь, а поэтому большое значение в их верованиях имел культ мертвых Заслуга сарматов заключается в том, что, переняв элементы религиозной системы скифов, они передали их славянам Так под влиянием сарматской культуры у славян меняется тип захоронений и ритуал захоронения. Умерших хоронят в грунтовых ямах. В погребальном ритуале передаются жертвоприношения и тризна. Подобно скифам сарматы наделяли особой магической силой зеркало. Сарматский обычай ломки зеркал при захоронении был отголоском различных древних представлений, по которым зеркало – вместилище души – противопоставлялось.

    В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде. Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки. Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также просяной кашей. Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым распространенным был плащ греческого типа, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык. Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом. Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий, простой глиняной посуды. Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения и другие изделия.

    Заключение

    Образ жизни кочевых племён и широкие торговые связи содействовали вовлечению их в сферу разнообразных культурных влияний Востока, античного Юга и Запада, наложивших особый отпечаток на сарматскую культуру. С приходом сарматов во многом изменился состав населения Крыма, включавшего в себя новые этнические элементы. Об этом свидетельствует увеличение количества «варварских» слов в надписях Пантикапея, Херсонеса и других черноморских городов. Проникновение сарматов в причерноморские города и вхождение их в число правящих династий на Боспоре привело к дальнейшей сарматизации античной культуры.

    Кочевые древние племена оказали большое влияние на экономику и общественную жизнь, способствовали изменению общего облика костюма, распространению нового типа вооружения и применению новых приемов ведения войны.


    Литература

    1. Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины. Учебное пособие для школ.-Донецк.1995г.

    2. Арматов М.И. - Киммерийцы и скифы. Л.1974.156с.

    3. История Отечества : учебное пособие для студентов вузов / [Т. Ф. Ермоленко и др. ; под ред. В. Н. Шевелева]. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 603 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://findout.su/4x20526.html (дата обращения: 14.09.2020). → Печатное издание со ссылкой на электронный ресурс (учебное пособие)

    4. Рыбалова В.Д. К вопросу о хронологии некоторых групп памятников эпохи бронзы и раннего железа на Украине.- АС, вып. 2, 1961, с. 9.


    написать администратору сайта