Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический метод

  • «Богатые люди – подлинные святые»

  • Радикальный коллективизм

  • «Существуют два главных типа человеческого общества. Первый из них – коллективистское общество, второй индивидуалистическое. Между двумя этими полосами движется человеческая история»

  • Лекция Традиционные ценности. Быть достойным Нравственные эталоны и образцы поведения


    Скачать 21.93 Kb.
    НазваниеБыть достойным Нравственные эталоны и образцы поведения
    Дата24.03.2023
    Размер21.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция Традиционные ценности.docx
    ТипДокументы
    #1012900

    Быть достойным: Нравственные эталоны и образцы поведения.

    Культура, нравственность, идеал, добро и зло, долг, нормы, смысл жизни и тд. , но эти – определяющие. Методы исследования традиционны так же для социально-гуманитарных наук.

    1) Исторический метод«Если вы хотите понять смысл явления – изучайте его историю» Гегель. В нашем случае об истории нравственности.

    2) Метод сравнительного анализа – заключается в процедуре сравнения одного явления с другим. Если речь идет о разных эталонах и образцах, сравнивать придется очень много.

    Феномен культуры


    Основатель теории межкультурной коммуникации Герт Хофстеде на феномен культуры сказал, что это программы, у животных тоже есть программы, но они закладываются на генном уровне еще до рождения и они получили названия – инстинкты. У человека формируются после рождения в ходе его социализации и называются – культурами.
    Специфика нравственного в культуре социализация играет большую роль в жизни человека – это процесс интеграции индивида в соц систему через владение ее нормами, правилами, знаниями, иначе говоря овладение опытом ее предыдущих поколений. Именно поэтому человеком в отличии от животного не рождаются, а становятся. Накопленный обществом опыт это не только наши знания об окр. мире – это общение с другими людьми, именно так человек знакомится и осваивает поведенческие модели, правила, получает представление о ценном и должном. Это и есть сфера нравственного. Определение нравствен. в научной литр. достаточного много. Определим для себя, что нравственность – соблюдение человеком моральных принципов и норм поведения в обществе. Интересно и происхождение слова «нравственность» Оно рождается в 18 веке, в попытке молодой российской науке дать эквивалент словам «этика» и «мораль» которые к тому моменту прочно и надежно вошли в научный оборот. Если следовать правилам языкознания, то в переводе с греч. слова «этика» и лат. слова «мораль» точнее было бы использовать слово «нравы» но решили действовать иначе. По аналогии с деятельностью, мораль превратили в нравственность, чтобы получилось созвучно. Нравственность-деятельность. На сегод. день все немного поменялось и этикой называют наукой, которая изучает мораль и нравств. Как уже видно из определения нравств. она соотнесена с нормами, те с конкретными правилами, которые и определяют поведение человека. Формируется такая регулятивная система, она отражает богатство наиболее продуктивных отношений между людьми, накопленные за жизнь многих поколений. Само существ общества доказывает эффективность правил жизнедеят на которые оно опирается. Современное многообразие норм морали указывает на тот сложный путь которое прошло человеч в своем развитии и подчеркивает уникальность вклада в это развитие каждой социокультурной общности. Эти нормы или правила поведения выстраиваются вокруг того, что для людей представляется чрезвычайно важным, в чем они серьезно заинтересованы. Это то что обеспечивает воспроизводство общества и выстраивает особые соц. институты такие как безопасность, образование и семья. Осознание человеком этих фундаментальных потребностей получило в этике название ценностей.

    Эталоны, с которыми люди сверяют своих поступки с позиции нравственного.

    Когда человек выполняет нравственные требования общества, он соответствует принятыми в обществе образцам или идеалам. Деятельность человека в отличии от поведения животного целесообразно, а идеалы — это наглядные цели и ориентиры в нравтсв деятельности людей. С понятием идеала может быть сопряжен как отдельный человек, так и общество в целом. В первом случае идеалом является тот, кто обществом воспринимается как герой, жизнью которого освещается принятая обществом система нравств норм и правил. Фактически это персонификация, предлагаемого человеку нравств кодекса. Так, выполняя христианские заповдеи, верующие приближаются к Христу, а проходя восьмеричный путь, буддист становится ближе к Будде. Наша история богата героями, тему чья жизнь была нравств образцом. И чаще всего проявить себя таким героем можно было в переломные момент. (например подвиг монахов Пересвета и Ослябя, крестьянин Сусанин, советский летчик Николай Гастелло) Сегодня герои рождаются ежеднесвно (например Жога, Ольга Качура) оони всегда с нами.

    Примеры сопряженности нравств идеала не с отдельной личностью, а с обществом, могут служить представления мыслителей об идеальном гос-ве, таком гос-ве в котором будут соответ пониманию должного соц уровня при условии выполнения ими нравств требований. В истории таких эталонов много (например идеально гос-во Платона, небесный Иерусалим нового завета, город солнце Кампанелле)

    Нравственная деятельность традиционно оценивается в координатах добра и зла, речь о полож и отриц оценки того, что делается людьми. Понятия добро и зло определяет нравтсв аспект деятельн человека. В далёкой древности нравств была связана только с религиозными представлениями людей, а добро для верующего обусловлено божественным миром, в некоторой степени трансцендентно. Что считалось нравств или безнравтсв, 3 или 4 тысячи лет назад мы сможем понять изучая труды Гомера Илиада или Одиссея. Главная нравств скрепа – родственные узы. Общество гомогенно, его дифференциация слаба, хотя руководящая верхушка уже имеет место, что подтверждается определёнными правилами поведения. Ценным для архаичного общества является – трудолюбие, дружелюбие, семейственность, уважение к старшим, верность племенным богам. Именно боги дали все самое ценное. Выдающийся отечественный мыслитель А.Ф. Лосев, исследуя творчество Гомера отмечает: «Нравственный человек – это любимец богов»

    С осложнением общественной жизни усложняется и нравтсв жизнь. В зрелых цивилизациях возникают многоярусные иерархии и теперь представителям сословий приписывают определённые достоинства (например при формировании кастовой системы в древней Индии, трудолюбие в первую очередь оказывается добродетелью крестьян, мужество воинов, мудрость - мудрецов Брахманов) Неравенство соц статусов определено неравнозначностью нравтсв добродетелей, - эта система иерархична.
    Древние считают что их соц статус определяет божественное начало, значит что соц неравенство людей отражает их природное неравенство, за которым Боги.
    Например учение Аристотеля о «Золотой середине» Нужно по его утверждению, благо связано с разумным выбором между двумя пороками - в одном есть избыток чего-либо, а во втором недостаток. Важна именно середина, ибо крайности исчерпывают себя, что верно в отношении, как человеческих страстей, так и наших действий. По Аристотелю , каждый из добродетелей иерархично связан с отдельным сословием и сословная мораль опирается на волю иного мира. Знаменитый рационализм античной этики играет в пользу этого нравств неравенства.

    Идея Аристотеля о природном нравств неравенстве людей в области педагогике.
    Педагогическая наука считает Аристотеля своим основателем, многие преподаватели и учителя сейчас берут его идею о том, что с малого возраста нужно развивать мышление ребенка, взрослея ребенок должен знакомиться с основами логики, философии.
    Педагогика – наука об обучении и воспитании любого человека, прежде всего в юном возрасте. Если посмотреть на нравственные эталоны древних культур, не увидим высоконравственного образца труженика.

    Еще одно свойство нравственной жизни с точки зрения древности.
    Нравственная жизнь делает человека счастливым. В этике для такого понимания благостного состояния есть специальное понятие – эвдемонизм (философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим человеч благом является счастье) Истоки идут из религии. Подводя итоги, можно отметить важность этого периода в жизни человечества трудно переоценить – это время перехода от родовых общин к возникновению первых цивилизаций. Это время переходов от обычаев предков к первым нравственным кодексам. В этих кодексах привычные ценности. Лучшие люди управ обществом обладают лучшими нравств качествами. Древняя нравственность не претендует на универсальность.

    Этап «Средние века»

    Период становления и расцвета мировых монотеистических религий – христианства и ислама. Одной из особенностью является равенство всех людей. Их соц и природные отличия отступают на задний план. Апелляция не к природе, а к свободе человека, выражается в нравств принципах мировых религий. В отличие от древности средние века дают новый идеал высоконравств чел – этот человек не блаженствует, но страдает, поэтому немецкий философ 19 века Ницше с пренебрежением относился к христианству. Ригоризм - строгое проведение какого-либо принципа в действии. Если древность эвдемонистичны – средние века ригористичны.


    Средневековое мировоззрение настолько захвачено социальным парадоксом, что генерирует его в разных формах. Появляются легенды и тд. Заповеди блаженства, которые формулирует Иисус обращены не к блаженствующим хозяевам жизни, но к страдающим, кротким, смеренным нищим духам. Средние века дали новые качества достоинства человека, эти качества связаны с приматом свободы над природой. Это отразилось в общественной жизни.

    Новация в понимании феномена нравственной жизни, несли те, кого называют представителями нового времени. С конца 16 века, в европейское мировоззрение входит представление о том, что моральная ценность поведения человека определяется его полезностью. Утилитаризм – выгода (добрый поступок) – это направление в этике согласно которому моральная ценность поведения определяется полезностью. Теперь выгода стала нравственно полезной, в отличии от других эпох. Примерно в это же время возникает капитализм. Утилитаризм так же возникает на основе развития религиозной нравственности, с этой точки зрения данное направление христианства по новому переосмысляет библейские тексты. (например библейская притча о талантах, которая в те времена означала миру – золото)

    Смысл в том, что верующие, умножающие честным трудом свое богатство – угодны богу. Вкладывать капитал в производство. . Макс Вебер отмечал «Богатые люди – подлинные святые»
    Новое время заявляет новые нравственные идеалы человека труда, в будущем во многом повлияло на религиозный характер (люди становились светскими) (например марксизм)

    Субъект марксисткой этики – рабочий класс – пролетариат

    Исторический анализ показал, что с глубокой древности в культуре формируется явления нравственности, позволяющие регулировать жизнедеятельность общества, среди его ключевых элементов: труд, дружба, семья и другие фундаментальные ценности. Развитие нравственности было сложным и неоднозначным. Эволюция мировой культуры показала, как минимум 3 больших эпохи: древность, средние века и новое время. Для каждого историч периода характерны своя иерархия ценности, свои идеалы и нормативные конструкции.

    Следующий этап лекции (это не переписывать, для ориентира)

    Общественный идеал в этической теории.
    Понимание, что в разных культурах существуют разные образы состояния идеального общества.
    В одном конце радикальный коллективизм - в другом радикальный индивидуализм. Между ними были промежуточные варианты.

    Радикальный коллективизм исходил из образа идеального общества, как общества родственников (для стран Азии, Африки, Таиланда, Индии)
    Радикальный индивидуализм - образ идеального общества, как общество чуждых друг другу людей (для стран Европы, Северной Америки)
    Промежуточные варианты – общества, где был и коллективизм и индивидуализм, а золотой серединой стали представления об отношениях общества между людьми, основанными на морали. (для стран Арабских, Латинской Америки, России)

    А.А. Ивин говорил: «Существуют два главных типа человеческого общества. Первый из них – коллективистское общество, второй индивидуалистическое. Между двумя этими полосами движется человеческая история»



    написать администратору сайта