Бытие как предмет онтологии.. Бытие как предмет онтологии
Скачать 31.39 Kb.
|
СПбУТУиЭ Институт: ИГСН Кафедра: Перевод и переводоведение Контрольная работа Тема: «Бытие как предмет онтологии» Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Перевод и переводоведение Выполнил __________________________Холодилов Д.С. Руководитель ____________________ Санкт-Петербург 2021 г. Содержание: Введение……………….……………………………………………………………….3 1.Что такое бытие?……………………………………………………………………………….4-6 1.1 Виды бытия: объективное и субъективное……………………..…………….7-9 2. Материя, время, пространство – основные составляющие бытия………….10-13 Заключение…………………………………………………………………………….14 Список литературы……………………..……………………………………….…….15 Введение Онтология (в переводе «учение о бытие») является разделом философии. В его рамках изучается вопрос бытия, его характеристик, концепций. Специалисты в этой области работают над фундаментальными принципами данного понятия. Онтология как наука содержит ряд подразделов: существование, реальность, сознание, субстанция и бытие. Именно данный раздел философии считают наиболее абстрактным. Дело в том, что взгляд на мироздание, роль человека в нем, смысл жизни и другие разделы этой науки вызывают массу вопросов у людей. Из-за этого формируются разные учения, которые, безусловно, находят последователей и сопутствующее одобрение или неодобрение со стороны общества. Существует мнение, что именно этот раздел философии возник первым. Люди испокон веков интересовались смыслом своего пребывания на земле, целью своей жизни и ее ролью в масштабе Вселенной. Онтология началась с вопроса о том, что такое бытие, и продолжилась множеством других. Актуальность данного раздела философии очевидна – людей интересуют эти вопросы, они задают их постоянно. На разных этапах жизни человек спрашивает себя о том, в чем цель его существования. Многие из них обращаются за ответами к философии и находят в ней своего рода ответы или точку зрения, которая больше всего их устраивает. 1.Что такое бытие? Бытие – центральная категория онтологии. Рассуждения о бытии и небытии проходят через всю историю философии. Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет. Для Демокрита реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых. Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосновывает и другой тезис, согласно которому бытие – это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия. Аристотель определяет, в чем суть бытия как бытия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него – это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие». Вместе с тем в эту эпоху, значение и величие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, возникшая на почве христианского средневековья. В Новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век Просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактическое существование; с другой – строится система абсолютного бытия. Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом. Большой заслугой Г. Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, как взаимосвязанных и взаимопереходящих друг в друга. Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускорение, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это, безусловно, сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позитивизм и др. Однако многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.). В постклассической философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В своей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенциализм «очеловечивает» проблему бытия. Экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто наличествуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования, он есть возможное бытие, проект. Заслуживают внимания идеи русских философово цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей не на социально-экономической или идеологической основе, а на экологической. Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных системах именно таким универсальным (несмотря на различие конкретных интерпретаций) понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности. 1.1 Виды бытия: объективное и субъективное Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов. В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием чего бы то ни было материального. В идеалистической философии говорят о чистом существовании (Абсолюта, Логоса, Бога) и причастных ему сущностях. Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природное, и духовное начала. Поэтому бытие нельзя сводить либо к материально-предметному миру, либо к идеальной реальности в ее объективной или субъективной форме. Первоначально нерасчлененное бытие может проявляться как в форме объективной реальности, так и в форме реальности субъективной. В данном случае под объективной реальностью понимается не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа, мир культуры. Субъективная реальность как факт онтологии во многом формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту. Способность отражать мир как объективную реальность предопределяет появление человеческой субъективности (психики, сознания). С развитием компьютерной техники особым миром измененного состояния человеческого сознания становится виртуальная реальность. Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека и социальное бытие. Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность - тот внутренний мир, который он сам создает, - а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые "витают в воздухе". Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие. Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, т.е. формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний. Онтологические категории - это наиболее общие и первоначальные определения бытия объектов познания. Они с различных сторон характеризуют содержание и всевозможные проявления бытия и представляют собой единую систему, в которой фиксируется всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего. Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть. Бытие соотносится с ничто. Бытие и ничто не существуют друг без друга. Ничто - это отсутствие, небытие конкретного сущего. Ничто как абсолютное небытие является ключевой категорией лишь объективно-идеалистических систем онтологии, в то время как материалистическая философия, которая утверждает неуничтожимость материального мира, отрицает чистое несуществование, абсолютное небытие. Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях "единичное" и "общее". Единичное - это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие черты, которые объединяют их в определенный класс. Общее - это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений. 2.Материя, время, пространство – основные составляющие бытия Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Бытие это и есть материя. Основной признак материи – неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира – мир материален, следовательно, различные формы материи связаны (жидкое, твердое, газообразное состояния), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Важнейший атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи – внутреннее движение перерастает во внешнее. Движение – есть вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное движение мира – закон развития и вечности. Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения. Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны. Бытие есть движение. Мир не может существовать без движения. Любой объект существует только потому, что в нем существует определенный тип движения. При прекращении движения объект распадается и переходит в другой объект, с другим типом движения. Одни формы движения превращаются в другие. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Формы движения: механическая - химическая - биологическая - социальная. Появление нового качества – это появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития. Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, существование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из сменяющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время - есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных противоположных друг другу объектов в один и тот же момент времени; а в положении времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. Специальная теория относительности, построение которой было завершено Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Следовательно, пространственно временной интервал всегда сохраняется. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми, но пространственно-временные интервалы остаются постоянными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, так как само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, каково движение материи. Следовательно, хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей. Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира, а также неисчерпаемости строения и свойств материи была подтверждена достижениями науки XX в., и прежде всего физики. В квантовой механике было открыто такое свойство материи, как её одновременно корпускулярное и волновое строение. За внешней формальной противоречивостью учёные увидели отражение сущностных свойств единой материальной субстанции, которая вместе с тем не исчерпывалась и этими корпускулярно-волновыми представлениями. Субстанция едина во всех своих формально противоречивых свойствах – это отныне неоспоримый, теоретически и экспериментально подтверждённый факт. Вопрос “откуда” в своём качественном аспекте относится к качествам созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект не возникает из небытия, а возникает как самосущее бытие. Современная физика показала, что не существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемся пустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы и затем аннигилируют друг с другом. Подобно этому явлению, принципиальным отличием созидательной оценки является спонтанное возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все качества. Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от качеств, приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое - хорошо забытое старое относится к созидательной оценке явлений. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира. Заключение Онтология является разделом философии, который изучает основные аспекты такого понятия как бытие. Его по праву признают одним из самых древнейших и спорных. В основе понимания, чем на самом деле является бытие, лежит в осознании, что Вселенная и мир в целом существовали до нас и будут существовать после нас. Только человек решает, в чем смысл его жизни и как ее прожить. Именно в этом и заключается парадокс, связанный с изучением онтологии – правильный ответ на главные вопросы зависит от человека, их задающего. Необходимо рассматривать бытие как единство природы, мыслей, осознания, духовного мира и физического состояния человека. Только таким образом можно приблизиться к пониманию того, что значит «бытие», «существование». Список литературы: 1. Арлычев А. Н. Онтология и теория познания : учеб. пособие / А. Н. Арлычев. – М. : URSS, 2010. 2. Владимиров Ю. С. Метафизика / Ю. С. Владимиров. – М. : БИНОМ, 2009. 3. Зуев В. В. Проблема реальности в философии и науке : учеб. пособие / В. В. Зуев. –Новосибирск : Новосибирский гос. ун-т, 2010. 4. Классен Э. Г. Сознание: становление разума / Э. Г. Классен. – Уфа : Изд-во Уфимского гос. нефтяного технического ун-та, 2009. 5. Феизов Э. З. Пространство и время : учеб. пособие / Э. З. Феизов. – Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2010. |