Главная страница
Навигация по странице:

  • Басслан Камила Тамеровна Преподаватель: Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры Антюшин Сергей Сергеевич

  • 1.Содержание категории Бытие

  • 2.Основные формы Бытия

  • 4. Реальное и кажущееся Бытие

  • Сознание

  • Философия. Контрольная работа по философии. Бытие, материя, сознание


    Скачать 22.7 Kb.
    НазваниеБытие, материя, сознание
    АнкорФилософия
    Дата29.04.2022
    Размер22.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по философии.docx
    ТипКонтрольная работа
    #504770

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине

    «ФИЛОСОФИЯ»

    Тема «Бытие, материя, сознание»


    Выполнила:

    студентка 1 курса бакалавриата

    очно-заочной формы обучения

    группа № 1
    Басслан Камила Тамеровна
    Преподаватель:

    Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры

    Антюшин Сергей Сергеевич


    Дата представления работы:
    «20» апреля 2022 г.

    Москва

    2022

    Бытие

    В современной философии проблема бытия остается прежде всего одной из самых важных проблем, как и во всей истории философия.

    Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции. Поиски бытия – это не узкопрофильные занятия небольшой группы людей, занимающихся своими кастовыми интересами и разговаривающих на специфическом языке, а поиски человеком, говоря словами, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.

    Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

    Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных – одно.

    Плюрализм в философском смысле означает признание множество субстанций. Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные философы, например В.С.Соловьев, считал, что краеугольным камнем "философии единства" должно быть признание своего одушевленным. Факт внешнего, материального отношения есть внутреннее отражение внутреннего, психического состояния существа.

    Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое.

    Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает "уплывать", становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

    Все-таки идея о непреходящем существовании природы более стабильно в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны. Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их осознание, их действий.

    1.Содержание категории Бытие

    Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

    1)Мир есть, существует как безпридельная и неприходящяя целостность;

    2)Природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

    3)Их различное по форме существования предпосылка единство мира;

    4)Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

    2.Основные формы Бытия

    Формы бытия различны:

    1)Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

    2)Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое Бытие);

    3)Бытие духовного (идеального), которое делится на:

    индивидуализированное духовное

    объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

    4)Бытие социального, которое делится на:

    - индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) - Бытие общества.

    4. Реальное и кажущееся Бытие

    Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого "поите поп"), вещь сама по себе, "действительное".

    Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), "иллюзорное", или просто "явление". Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

    Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа "геоцентрическая" система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерии не может быть найден. Он следует из рассуждений И.Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л.Винтгенштейн утверждавший, что признание некоторых "очевидных" вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мы как-то жить отталкиваясь от "несомненных" вещей. Вместе с тем, нельзя не отметить,что познаваемость мира, как черта многих философских систем (гегелевский, марксистской и т.д.) означает, что Критерий – это практика. Самолет отрывается от земли и совершает перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательных аппаратов.

    Материя


    В философии материя является наиболее общей категорией, в которой фиксируется материальное единство мира. Главное свойство окружающего нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это самостоятельное существование мира, независимое от нашего познания и ощущений.

    В материализме она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания.

    В определении материи решается один из основных вопросов философии – вопрос о соотношении материи и сознания.

    Среди свойств материи выделяются ее атрибуты – изменяющиеся характеристики того или иного материального объекта. К числу атрибутов материи относятся пространство, время и движение.

    В современной науке пространство, движение и время рассматриваются не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсолютного пространства или времени, пространство и время возникают в результате движения и взаимодействия материальных тел. В то же время сами материальные тела могут рассматриваться как искривления пространственно-временного континуума.

    Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. В эпоху Античности сознание понималось как связь между человеком и окружающим его миром, космосом. Платон выразил это в метафоре «воск и печать».

    В Средние века была открыта новая грань проблемы сознания. Теперь оно понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление человеком его собственного внутреннего мира. Так возникает проблема самосознания.

    Сознание

    В Новые века формируется новое представление о человеческом сознании. Оно становится центральной проблемой философии. Даже само бытие человека доказывается наличием у него сознания. Так, французский философ Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую».

    Говоря о свойствах человеческого сознания, немецкий философ И. Кант определял пространство и время как формы чувственности и рассудка познания. Еще дальше в утверждении значимости человеческого сознания пошел другой немецкий мыслитель И.Г. Фихте. Он писал, что мир существует лишь как представление в сознании человека.

    К. Маркс решительно критиковал попытки считать сознание первичным, а весь остальной мир – вторичным, порождением сознания. Он полагал, что сознание определяется бытием, т. е. практикой и общественными отношениями, в которые люди вступают между собой. Таким образом, можно говорить об искаженном классовом сознании, идеологии.

    В конце XIX в. у проблемы сознания появился новый аспект. Австрийский ученый З. Фрейд выявил в психике человека до тех пор не известную составляющую – бессознательное влечение. Бессознательные влечения влияют на поведение человека, но лишь с трудом могут быть им осознаны.

    Подводя итог выше сказанному, можно сказать о том, что бытие,материя и сознание является важным аспектом современной философии.

    Список литературы:

    1. Антюшин С.С. Философия : учебник для студентов юридического вуза / Антюшин С.С., Горностаева Л.Г.. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2016. — 515 c.

    2.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:

    Норма, 2005. — 928 с.


    написать администратору сайта