Реферат_Проблема бытия в философии. Для достижения данной цели необходимо раскрыть следующие вопросы
Скачать 43.18 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………….…….2 1. Становление и эволюция понятия бытия в истории философии……..……3 2. Основные формы бытия, их единство и специфика……………….…..……7 3. Бытие человека, его основные формы……………………………………….. (природное, социальное, духовное)……………………………………………10 4. Проблема смысла бытия человека, его смерти и бессмертия…………….12 Заключение……………………………………………………………………...15 Список использованной литературы………………………………………..…16 Введение Природа и стабильная жизнь постоянно меняются и дают человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира. И все же идея о вечном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя личность, отдельные вещи, процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует перед сознанием, перед бытием отдельных людей, их осознанием, их действиями. Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания. Философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается самой актуальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Объектом данной работы является бытие, предметом – проблемы бытия. Цель работы – рассмотреть проблематику понятия «бытия» и его эволюции, форм, смысла и их взаимосвязей. Для достижения данной цели необходимо раскрыть следующие вопросы: - дать характеристику взглядов на «бытие» в масштабе истории философии; - определить в чем заключается единство и специфика форм бытия; - рассмотреть основные формы бытия человека: их сущность и особенности; - выявить в чем состоит проблема смысла бытия человека, его смерти и бессмертия. В ходе выполнения работы применялись методы исследования: сравнительного анализа, синтеза. 1. Становление и эволюция понятия бытия в истории философии Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных для мировоззрения вопроса. 1. Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или все же мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? Если мир все же целостен, что общее можно найти, например, у камня и человека, произведения искусства и явления природы, мудрости и безумия? 2. Ничто из видимого нами не является вечным: все возникает изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто, существующее всегда, то, что никогда не изменяется и всегда равно себе, или все, что есть, обречено на распад и гибель?1 Ответом на первый вопрос является слово «есть». И камень, и человек, а также мудрость и безумие – все это есть. Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Именно это общее, объединяющее свойство и получило название бытия. Быть – значит находиться в наличии, обладать бытием. Хотя отдельные вещи разрушаются и гибнут, мир в целом существует, поскольку за всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что они есть. Значит, несмотря на всю пространственную разобщенность и временное непостоянство, в мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное – бытие, лежащее в основе мира. Бытие есть важнейшая категория философии, которая необходима для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность. Только после признания ее существования можно серьезно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали1. В целом бытие можно определить как предельно общее понятие о реальности. Следует иметь в виду, что всякое определение бытия условно – это самая широкая и всеохватная из всех имеющихся категорий, для которой невозможно поставить пределов или границ. Это чистое, самодостаточное существование, не нуждающееся ни в каких основаниях, поскольку оно само по себе является основанием для всего существующего. В философии часто для того, чтобы подчеркнуть различия между окружающими нас преходящими вещами и бытием как неизменной основой мира, употребляют также понятие «сущее». Сущее есть совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира. Можно сказать, что сущее есть конкретное проявление бытия, возникающее и гибнущее. На протяжении развития философии бытие рассматривалось под разными углами зрения, что позволяет проследить эволюцию представлений о бытии. Как самостоятельное понятие «бытие» возникает в античности, в учении древнегреческого философа-элеата Парменида. Исторической предпосылкой введения этого понятия стала необходимость преодоления ситуации общественного кризиса в Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не казал ось достаточно стабильным. Гарантом стабильности и должно было выступить новое понятие. Согласно Пармениду, бытие выглядит так: «Бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть все целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно целокупно и неподвижно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах». Соответственно подлинное бытие в его философском значении стало обозначать то, что находится за миром чувственных вещей. В дальнейшем идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире идей» и «мире теней»1. В Средневековье бытие рассматривается с религиозных позиций. Единственным истинным бытием объявляется бог; мир и человек обладают вторичным, несамостоятельным, сотворенным бытием, которое исчезнет без божественного попечения. В Новое время, т. е. с развитием научного знания, бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реальностью, противостоящей человеку. Постепенно происходило «обесценивание» понятия бытия: оно практически слилось с понятием сущего. В конце XIX в. многие философы уже призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки. В XX в. философ-экзистенциалист М. Хайдеггер предпринимает попытку реабилитации категории бытия, требуя поворота от «только сущего» к «самому бытию». Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о «сущем» - вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому. В «просвете бытия», по Хайдеггеру, обнаруживается совершенно иной, полнокровный и объемный взгляд на мир. Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в философской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических героях или богах, фантастических существах хотя и не существуют в физической действительности, однако есть в реальности психической: следовательно, и они обладают особым бытием. Таким образом, можно говорить о различных формах бытия. Английский философ Карл Поппер (1902-1994) выделил три такие формы (которые он называет мирами): о мир физических явлений – атомы, поля, тела (материальные предметы); о мир психических явлений – различные состояния сознания; о мир объективного содержания мышления – модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства. «Третий мир» есть проявление человеческого мышления и сознания, но при этом он находится вне самого сознания, воплощен в конкретных предметах (опредмечен) или идеях, представляя собой как бы «освободившееся от человека» объективное знание1. Мы видим, что «бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда речь шла о том, чтобы решить, способна ли теоретическая мысль давать истинные результаты, не зависящие от опоры на опыт. Идея бытия как такового рассматривалась греческими философами как точка соприкосновения мысли и бытия, обеспечивающая автономию философии. 2. Основные формы бытия, их единство и специфика Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном разнообразии проявлений и форм, включает бесконечное количество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития определенного конкретного вида существа, который определяется предметом этой науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные формы бытия: 1. Существование вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на существование вещей, процессов, состояний природы. Бытие природы в целом; 2. Бытие второй природы - вещи, созданные человеком. 3. Быть духовным (идеальным), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное; 4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие индивида в обществе и процесс истории) и бытие общества1. Единство форм бытия проявляется в том, что существо вещей, явлений и состояний природы или бытие первой природы существует до, вне и независимо от человеческого сознания. Существование каждого конкретного природного явления ограничено во времени и пространстве, оно заменяется их несуществованием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и нетленного. Бытие индивида – это диалектическое единство тела и духа. Человек для себя является одновременно первой и второй натурой. Не случайно в традиционной, классической философии человека часто определяли как мыслящую вещь. Но существование человека как мыслящей и чувствующей вещи в природном мире было одной из предпосылок возникновения и общения, т. е. предпосылкой формирования специфики человеческого существования. Специфика бытия проявляется, например, в том, что: - без нормального функционирования в человеке его духовного психическая структура человека в целом не завершена; - здоровый, нормально функционирующий организм – необходимое условие духовной, умственной деятельности. Однако хорошо известно, что дух может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на жизненно важные функции человеческого тела; - человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все остальные естественные тела, в том числе высшие животные, функционируют вполне предсказуемо. Разумная деятельность человека часто регулируется не биологическими инстинктами, а духовными, нравственными и социальными потребностями, мотивами. Человек в целом – это реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может влиять на него. Особое место среди других форм бытия в мире занимает духовность. Он развивается и оформляется в недрах человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного существа, связующим звеном которого является язык. Язык – это не только средство самовыражения личности, но и высшая форма проявления объективного духа. Как средство общения язык – это эффективный инструмент познания мира. Язык, связывающий сознание и объективную (физическую) реальность мира, в равной степени делает дух телесным, а мир духовным. Через слово физическая реальность открывается нашему знанию. Она вступает в диалог и рассказывает о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание той или иной ойкумены. Реальность духовного существа – особого рода. Он дает индивидуальный опыт и обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящего и определяют будущее данного общества, влияя на жизнь человека. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается человек: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе. Завершает список форм бытия – бытие социального. Это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, как совокупности четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его осознании сущности, природы, различных подходов к пониманию общественной жизни, тенденций ее изменения и развития – предмет анализа социальной философии. 3. Бытие человека, его основные формы (природное, социальное, духовное) Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия: 1) Природное бытие человека: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого (первая природа); Первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия. Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека. б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком (вторая природа); Человек не удовлетворяется тем, что ему дает первая природа. Соединяя свой труд с веществом природы, он создает как бы «вторую природу», которая определяет его жизнь и развитие. В предметах «второй природы», с одной стороны, воплощен материал первой, как объективной и первичной реальности, а с другой - «опредмечены» труд и знания человека. В них воплощено и то, что называется «социальной душой» этих предметов, т. е. их социальное предназначение и социальные функции. «Вторая природа» - это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Вместе с тем «вторая природа» также дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, она также существует вне и независимо от их сознания, а значит, не может считаться независимой от сознания человека и человечества1. 2) Духовное бытие человека. Оно делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя прежде всего сознание индивида. Но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне», и тогда возникает духовное второго типа – объективированное (вне индивидуальное) духовное. Оно обязательно материализуется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. 3) Социальное бытие человека: а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т. е.: процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху; механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий б) бытие общества, т. е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества в единстве материально-производственной, духовной сфер, общественно-исторического развития2. 4. Проблема смысла бытия человека, его смерти и бессмертия Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоретическом, так и в индивидуально-личностном аспекте, ибо несмотря на значительное количество концепций, единого и окончательного ответа на нее до сих пор нет. Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл – в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте), в служений обществу (Н.С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро)1. Существуют различные подходы к решению смысло-жизненной проблемы, из которых можно выделить следующие: - смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни; - смысл жизни выносится за пределы самой жизни; - смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь; - не существует смысла жизни. В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни в-сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной. Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно. В философии определение явления смерти как полного прекращения процессов в живом организме не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Рассуждение на тему бессмертия встречалось у всех древних народов. Греки и евреи понимали под бессмертием переход человеческой души после гибели в «царство теней». В Древней Индии и Египте верили в переселение душ. В иудаизме говорится о воскрешении мёртвых. В античной и восточной философии бессмертие является вознаграждением за достойную жизнь. Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX-XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства1. Заключение В результате работы были рассмотрены все вопросы, которые были поставлены в качестве задач во введении. По итогам можно сделать следующие выводы: Как и любая философская проблема, проблема бытия осмысливается в контексте культуры своего времени. В истории философской мысли выдвигались различные концепции бытия, причем эволюция учений о бытии шла от предельно общих и абстрактных представлений ко все более конкретным и содержательным интерпретациям бытия. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В общефилософском учении о бытии важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. Главный вывод, который делает философия, обобщая духовный опыт человечества – сохранить перед лицом смерти духовно-психическую уверенность и стойкость, остаться в этой трагической ситуации достойным своей человеческой природы. Это идеал реального философского гуманизма, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и социальных параметрах. Лишь в бессмертии разума и гуманности человека заключается бессмертие человека. В этом состоит глобальное предназначение человека и человечества, их ответственности за сохранение жизни и разума на нашей планете. Список использованной литературы 1. Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Фолиант, 2021. – 280 с. 2. Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М., 2002. – 222 c. 3. Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки. Учебник. – М.: Юрайт. 2020. – 452 с. 4. Шуталева А. В. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 164 с. 5. Новая философская энциклопедия. – В 4 т. – Т.1. – М.: Мысль, 2020. – 720 с. 6. Баранов Г. В. Бытие как проблема в философии / Международный научно-исследовательский журнал, №7 (49), ч.1, 2016. – с. 108-111. 7. Деникин А.В., Деникина З.Д. Бытие права как проблема современной философии / Вестник ТвГУ, Серия «ФИЛОСОФИЯ», 2016, № 243. – с.36-43. –URL:http://eprints.tversu.ru/7575/1/Вестник%20ТвГУ.%20Серия%20Философия.%202017.%204.%20С.%2036-43.pdf (дата обращения: 31.12.2022). 1 Баранов Г. В. Бытие как проблема в философии / Международный научно-исследовательский журнал, №7 (49), ч.1, 2016. – с. 108. 1 Шуталева А. В. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – с.105. 1 Баранов Г. В. Бытие как проблема в философии / Международный научно-исследовательский журнал, №7 (49), ч.1, 2016. – с. 109-111. 1 Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Фолиант, 2021. – с.157. 1 Новая философская энциклопедия. – В 4 т. – Т.1. – М.: Мысль, 2020. – с.458. 1 Деникин А. В., Деникина З. Д. Бытие права как проблема современной философии / Вестник ТвГУ, Серия «ФИЛОСОФИЯ», 2016, № 243. – с.38-39. – URL:http://eprints.tversu.ru/7575/1/Вестник%20ТвГУ.%20Серия%20Философия.%202017.%204.%20С.%2036-43.pdf (дата обращения: 31.12.2022). 2 Деникин А. В., Деникина З. Д. Бытие права как проблема современной философии / Вестник ТвГУ, Серия «ФИЛОСОФИЯ», 2016, № 243. – с.40-43. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=225 (дата обращения: 31.12.2022). 1 Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М., 2002. – c.172. 1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки. Учебник. – М.: Юрайт. 2020. – с.317-318. |