Философ
| Годы жизни
| Взгляды
|
Фалес
| 640-550 гг. до н. э.
| Представитель материализма. Вода бесконечна и вечна.
|
Анаксимандр
| 610-547 гг. до н. э
| Ученик Фалеса. Первоосновой (архе) мира является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон – это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений.
|
Анаксимен
| 6 в до н.э.
| Ученик Анаксимандра. Первоосновой (архе) мира является «воздух». Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен.
|
Анаксимен
| 6 в до н.э.
| Астроном и метеоролог. Автор сочинения «О природе». Мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях.
|
Пифагор Самосский
| Ок 570-500 гг. до н. э
| Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью. “Бог – это число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл.
|
Ксенофан
| 570-478 гг. до н. э
| Бог един, Верховен среди богов и людей, а не подобен смертным телом или умом.
|
Гераклит Эфесский
| 544—483 гг. до н. э.
| древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.
|
Левкипп
| 5 в до н.э.
| весь мир состоит из мельчайших, неделимых частиц, которые находятся в постоянном движении и количество которых бесчисленно. Такого рода частицы он назвал атомами (слово означает «неделимый»). Атомы бесконечны по форме, они характеризуются такими качествами как плотность, полнота.
|
Горгий
| около 480- 380 гг. до н. э
| древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э., «отец риторики». Один из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавший юношей из богатых семей выступать и логически мыслить.
|
Демокрит
| около 460 -- 370 гг. до н. э.
| Развивал учение Левкиппа. Описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм.
|
Зенон
| около 490-430 гг. до н. э.
| Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще.
|
Протагор
| 480-410 гг. до н.э.
| Виднейший представитель софистов. В числе их родоначальников, один из старших софистов. Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.
|
Сократ
| около 470/469-399 гг. до н. э
| Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление.
|
Зенон из Китиона
| около 334-262 гг. до н. э.
| Учение 3енона характеризуется преимущественным вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Этика строится на основе учения о природе, именуемого физикой. Согласно Зенону, миром управляет некая сила — фатум, однако сам мир есть живое целое, пронизанное пневмой — космическим дыханием. В человеческом поведении первичным является движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий.
|
Диоген
| около 404- 323 гг. до н. э.
| Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.
|
Аристотель
| 384-322 гг. до н. э.
| Аристотель был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками.
|
Эпикур
| 341-270 гг. до н. э.
| Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.
|
Эпиктет
| около 50— 138 гг.
| Его философия основывалась на четком различии тех вещей, которые находятся под вашим контролем, и тех, которые не находятся под вашим контролем. Таким образом, человек может сосредоточиться на изменении тех вещей, которые могут быть изменены, и принять то, что не может изменить, тем самым избегая агонии и несчастья.
|
Марк Аврелий
| 121- 180 гг.
| Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.
|