Главная страница
Навигация по странице:

  • «Право Государственно-правовых дисциплин» Юридического факультета 1 курс

  • Третий аспект проблемы бытия

  • Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они

  • Так как, на основе категории бытия в философии даётся самая общая характеристика мироздания

  • Виды бытия.

  • К материальному бытию

  • объективная реальность

  • Духовное (идеальное) бытие

  • 4 нед. Эссе. Бытие онтология и метафизика


    Скачать 16.52 Kb.
    НазваниеБытие онтология и метафизика
    Дата06.10.2022
    Размер16.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 нед. Эссе.docx
    ТипДокументы
    #717998

    Alikhan Bokeihan University

    ЭССЕ

    По дисциплине: «Философия»

    на тему: «Бытие онтология и метафизика»



    Выполнила студентка группы

    «Право Государственно-правовых дисциплин»

    Юридического факультета

    1 курс

    Мустафина Ильсия Габдулгазизовна
    Семей 2022

    Возникновение философии связано с пониманием мира как целого, как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Первые философские системы миропонимания основывались на метафизике (от греческого metaphysika – то, что за физическим, сверх, помимо физического). Метафизика – это учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Она анализирует существующее как таковое, выявляет логику реального мира. Метафизику называют «первой философией» (Аристотель) и зачастую используют этот термин как синоним философии. Во второй пол. XIX – ХХ вв. проявился, подход к метафизике. Он выразился в позитивистской попытке распространить на метафизику естественнонаучные критерии опытной проверяемости, точности и др., в результате чего метафизика была объявлена излишней. С другой стороны, для ХХ в. характерны попытки построить метафизику как строгую науку (Гуссерль); разработать метафизику на основе прояснения фундаментальной связи человека с миром (Хайдеггер и др.) Гегель дал начало новой философской традиции, в соответствии с которой метафизика рассматривается как метод, противоположный диалектике.

    Онтология – это учение о бытии, безотносительно к существованию тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Это вопросы о том, как проявляет себя единое во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и др. Понятие бытия является исходным понятием, на основе которого строится философская картина мира. Бытие – самое широкое, а значит и самое абстрактное понятие. Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда она попыталась достичь истины независимо от опоры на опыт. Основатель учения о бытии – Парменид (V в. до н.э., Элейская школа). Он сделал объектом философского анализа сущее. Бытие не представимо, а мыслимо. Отсюда: «бытие есть, небытия же нет». окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Итак, второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека: бытие есть, т.е. нечто существует как реальность и с этой реальностью человеку приходится считаться. Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Так как, на основе категории бытия в философии даётся самая общая характеристика мироздания: всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме ещё не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ и течений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания. Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”), и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием. “Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

    Виды бытия. Реальное многообразие бытия может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. Взятые в совокупности, они исчерпывают все реальные формы и конкретности бытия. К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни. Дело в том, что даже различные духовные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, знаки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-материальные носители. Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, так как в своем существовании оно испытывает определенную зависимость от материального бытия. Однако в реальной человеческой жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Единство природы, культуры и человека обусловлено, во-первых, их историко-генетической связью. Эволюция природы объективно подготовила условия возникновения человека и общества. Во-вторых, природа есть объективная основа существования человека и общества. В-третьих, деятельность человека приводит к возникновению так называемой «второй природы», общества и культуры, она приводит не только к изменению мира вообще, но и мира человеческой жизни, и самого человека. Таким образом, проблема бытия как совокупность реальности приобретает особый смысл при решении вопроса о человеке и его месте в мире.

    Итак, фундаментом философской системы знаний выступает онтология (спекулятивная или индуктивная метафизика) – учение о бытии. Принципы, разрабатываемые в онтологии, определяют соответствующую модель реальности, картину мира. Индуктивная метафизика стремится набросать картину мира посредством обозрения результатов всех частных наук. Ведущим направлением индуктивной метафизики является диалектический материализм. Фундаментальной категорией диалектического материализма является «материя», обозначающая объективную реальность, субстанциональную основу многообразия мира. Фундаментальным принципом современной индуктивной метафизики является принцип материального единства мира.


    написать администратору сайта