Главная страница
Навигация по странице:

  • Стадия донашивания – шлюз между мирами

  • Через насыщение к независимости

  • Когда потребность полностью, глубоко удовлетворена, за нее нет необходимости держаться.

  • Программа привязанности диалогична

  • Именно полностью удовлетво- ренная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к незави- симости и к способности обходиться без помощи.

  • Кто на свете всех милее

  • Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия

  • Опора. Л.-Петрановская-Тайная-опора. Близкие люди Людмила Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка аст 2015


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеБлизкие люди Людмила Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка аст 2015
    АнкорОпора
    Дата03.09.2022
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛ.-Петрановская-Тайная-опора.pdf
    ТипРеферат
    #660190
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    привязанность – психологическая
    пуповина, глубокая эмоциональная связь между родителем и ребенком.
    Как-то на детской площадке наблюдала сцену: малыш лет двух с половиной начал
    испуганно оглядываться – маму потерял из виду, отошла куда-то, уже и палец в рот пошел,
    и губы задрожали, сейчас заревет. И тут девочка чуть постарше обернулась к стоящим
    вокруг взрослым и требовательно так спросила, даже ногой притопнув: «Где от этого
    мальчика мама?!»
    Так дети видят устройство мира. Каждому ребенку полагается его собственная
    мама, вместе они – одно целое, комплект.
    Но мы все о маме. А как же папа? И другие члены семьи? Примерно так же. Их с ребен- ком взаимозависимость меньше обусловлена физиологически, но принцип тот же: каждый акт защиты и заботы со стороны взрослого завязывает ниточку, каждый раз, когда ребенок просит помощи и получает ее, каждый раз, когда ему отвечают взглядом на взгляд, улыб- кой на улыбку, объятием на протянутые ручки – завязывается нить. И с папой, и с бабуш- кой-дедушкой, и с сестрами-братьями. И с приемными родителями, если так случилось, что ребенок остался без матери.
    Формирование привязанности не только к матери, но и к другим заботящимся взрос- лым – это стратегия природы, обеспечивающая выживание младенца. Мы рожаем редко и тяжело, вынашиваем обычно по одному плоду. Цена ребенка для нашего вида очень высока,
    поэтому на заботу ориентированы не только женщины фертильного возраста, но и мужчины,
    и чуть подросшие дети, и старики. На них тоже неотразимо действуют и крик, и улыбка,
    и внешний вид младенца, и они также прочно привязываются к малышу, обеспечивая ему защиту и заботу всей семьи.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    14
    Стадия донашивания – шлюз между мирами
    В большинстве культур, в самых разных странах мира, новорожденный пока не счита- ется полностью пришедшим в мир. Часто ему не дают имени в первые месяц-два, не пока- зывают посторонним, не выносят из дома.
    В некоторых традициях даже запрещено говорить о том, что родился ребенок, и все делают вид, что ничего такого не произошло, поздравлять родителей начинают только после сорокового, а то и сотого дня. Чтобы злые духи не прознали и не причинили вреда.
    Основания для опасений у наших предков, конечно, были, детская смертность всегда была высокой. Злые духи и опасные инфекции не дремали. Но к суевериям и страхам все не сводится. Новорожденные действительно выглядят как бы «не от мира сего». Они кажутся глубоко погруженными в себя, или витающими в каких-то дальних сферах, большую часть дня спят, окружающим не интересуются, понять их тоже непросто: плачет – чего хочет, что не так? Если честно, новорожденный больше похож на что-то не вполне одушевленное под названием «плод», а не на ребенка. Он еще не вполне здесь, он еще не пришел в наш мир по-настоящему.
    Помните, в детстве, а иногда и взрослые такое переживают, пробуждение в каком-
    то новом месте, в поезде, в гостях, в новом доме? Вы слышите голос: «Вставай, пора», и
    вроде ты уже проснулся, но еще не совсем, ты еще больше там, чем здесь, еще длится сон
    и не сразу понимаешь, что это вокруг, где ты и кто ты, тело не сразу слушается, и нужно
    какое-то время полежать, побыть между мирами, чтобы «прийти в себя». Хорошо, если
    будят неспешно и ласково, если мама погладит сначала, на ручках подержит. Если оладуш-
    ками пахнет. Если солнце из-за занавески светит. Тогда можно постепенно впускать в себя
    мир, свет, звуки, запах. Тихонько перейти по мостику из любви и заботы оттуда – сюда,
    чуть-чуть поваляться, пощуриться и войти в день и мир спокойным и полностью присут-
    ствующим.
    А если из такого сна выдергивают резко, и приходится сразу вскакивать и действо-
    вать? Потому что «нечего разлеживаться», или «проспали, опоздали», или случилось что-
    то? И мир вокруг темный, холодный, ничего радостного не сулящий. У взрослых такое очень
    часто в жизни, у некоторых каждый день. После такого пробуждения еще долго оста-
    ются проблемы с координацией, вниманием, словно какая-то часть сознания не вернулась,
    где-то застряла, и нам бывает нужен допинг в виде кофе или холодного умывания, чтобы
    полностью очнуться. Каждое такое пробуждение – стресс для организма, если это проис-
    ходит изредка – ничего, переживем, если постоянно – стресс отразится на здоровье. Все
    программы тонкой настройки и переналадки работы внутренних органов, которые дей-
    ствовали во сне, в условиях отключения от внешнего мира, не будут корректно завершены,
    они будут грубо, принудительно прерваны, а такое даже обычному компьютеру неполезно,
    что уж говорить о таком сложном устройстве, как человеческий организм.
    Состояние новорожденного очень похоже на зависание между мирами при пробужде- нии, только он полностью просыпается к жизни дольше, примерно два-три месяца. Ино- гда этот период называют четвертым триместром беременности, настолько ребенок еще не выглядит полностью присутствующим здесь. Задача взрослых – обеспечить ему плавный и полный переход, без стресса и мучительного состояния «подняли, а разбудить забыли».
    Ребенок словно медлит на пороге, и его нужно пригласить в жизнь, встретить запахами еды, теплом, лаской, заботой и покоем. Его пока не нужно ни развивать, ни воспитывать, ни
    «приучать» к чему бы то ни было. Его нужно просто донянчить, доносить. В буквальном смысле слова. Поэтому беременность – вынашивание – сменяется донашиванием, а роль пуповины постепенно начинает брать на себя психологическая пуповина – привязанность.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    15
    В этот период ребенок почти не изменил своего положения по сравнению с беременностью,
    он все там же, тесно слит с матерью, только переместился по внешнюю стенку живота. И
    там ему надо побыть еще какое-то время.
    Здесь и далее на схемах мы рисуем маму, но имеем в виду любого значимого для ребенка взрослого: маму, папу, дедушку, бабушку и даже старшего брата или сестру.
    Сегодня баталии на тему «не приучать к рукам» уже воспринимаются как анахронизм.
    А вот нашим родителям (и нам вместе с ними) досталось по полной программе. Не знаю,

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    16
    описаны ли в художественной литературе страдания молодой матери, которая стоит за две- рью детской и слушает разрывающий сердце крик своего ребенка, но не подходит и не берет его из кроватки, потому что «нельзя приучать к рукам», потому что «он маленький манипу- лятор», потому что «потом на голову сядет». Молодая женщина готова биться головой об эту дверь, вся ее инстинктивная природа требует немедленно схватить детеныша, прижать к себе, укачать, утешить, все внутри нее кричит, что ребенок не должен так плакать, это неправильно, ненормально, это не может быть хорошо, но в книжке написано, что «крик развивает легкие», строгий участковый педиатр рассказал, что от ношения на руках «у него искривится спина», ее собственная мама, когда-то вынужденная отдать дочь в ясли через две недели после рождения и вернуться на работу, твердит: «не балуй, потом сама пожале- ешь», а муж, хотя и сам нервничает, старается приводить аргументы: «ты же его покормила и переодела, он здоров, с ним все хорошо, покричит и успокоится, не переживай». Целые поколения матерей прошли через это.
    Тут, пожалуй, подошел бы жанр трагедии. В ней обычно действуют и страдают хоро- шие люди, которые мучают и даже убивают друг друга не потому, что злодеи, а потому, что оказались втянуты в колесо Рока. В роли Рока – сложный сплав научных ошибок, трагиче- ской истории поколений, экономических процессов, призвавших женщин на производство,
    модных советов гуру от воспитания, ставших маркетинговыми брендами, и еще много каких могучих сил, которые сейчас прокатываются по этой женщине – и по ее младенцу.
    Им потом расхлебывать последствия. Чувство вины и несостоятельности, которое прочно укоренится в ее душе и обернется или гиперопекой и тревожностью, или защитной привычкой отстраняться от боли ребенка: «сам разберись, не маленький», «не драматизи- руй, это пустяки».
    Отчаяние, которое накроет его, когда он так и не докричится и заснет в изнеможении.
    Раз накроет, два, десять, а потом это отчаяние обживется внутри, да и останется с ним навсе- гда, накрывая в моменты жизненных трудностей невесть откуда взявшимся иррациональ- ным убеждением, что «все бесполезно, никто не поможет, я обречен».
    Нашим предкам довольно странной показалась бы идея положить ребенка одного в нечто вроде деревянной клетки и уйти. Как можно оставить такого беспомощного детеныша в одиночестве? Да, мы живем не в пещере и даже не в избе, младенца из прекрасной детской,
    в которой все подобрано по стилю и цвету, не утащит в лес дикий зверь и не загрызут крысы.
    Но он-то этого не знает! Его инстинкт, за сотни тысяч лет выращенный эволюцией ради его безопасности, говорит одно: либо ты рядом со своим взрослым, либо пиши пропало.
    Инстинкт матери, который теми же сотнями тысяч лет подогнан к инстинкту ребенка, как две сложнейшие детали одного механизма, твердит то же самое: не оставляй его, не позволяй ему долго кричать, это опасно для него и для тебя. Саблезубый тигр придет на крик и скушает вас обоих. Крик ребенка вызывает у взрослого непереносимый стресс, и вот этот-то стресс,
    цель которого – заставить действовать, срочно что-то предпринять, чтобы крик прекратился
    – наша культура заставляет оттормаживать, гасить в себе усилием воли.
    Ужасно грустно это все, ужасно всех жаль. И хорошо, что эти выморочные представ- ления о том, что ребенка можно «избаловать», «испортить», просто давая ему необходи- мое, сегодня уходят в прошлое. Хочется надеяться, что даже в годы самых строгих запретов в большинстве случаев природа брала свое, и молодые мамы потихоньку их нарушали, и прижимали к себе детей, и кормили «не по часам», и целовали, несмотря на «риск занести инфекцию».
    Когда появился на свет мой сын, мало кто слышал о слингах, а верхом прогрессивности
    в доступной литературе по воспитанию детей была знаменитая книга Бенджамина Спока,
    где среди прочего, часто вполне разумного, было вот это самое «покричит и привыкнет».

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    17
    Так вышло, что через три недели после родов я осталась с ребенком дома одна: у мамы
    кончился отпуск и она уехала, а муж угодил в больницу. Была самая середина зимы, темно
    и холодно.
    Но, как ни странно, я вспоминаю это время как прекрасное. Мне не хотелось спус-
    кать ребенка с рук – и я не спускала. Просто держала все время и все. Мы спали вместе,
    ели вместе, читали, ходили за хлебом, замачивали пеленки и варили суп. Иногда посещали
    мысли: может, не стоит с ребенком у плиты-то стоять, мало ли. Но я просто не могла
    его положить. Его место было возле меня, так, чтобы нюхать, целовать, трогать, что-
    то говорить ему – столько, сколько хочется, то есть почти постоянно. Это было так
    естественно.
    А может быть, в те неласковые годы «режима» и «неприучения к рукам» на помощь молодым матерям приходили их собственные бабушки, чьи представления о выращивании детей счастливо сложились в доиндустриальную эпоху. Эти бабушки – а иногда и дедушки
    – брали несчастного орущего младенца на руки, прижимали к себе покрепче, и начинали расхаживать с ним по комнате, потряхивая, покачивая, затягивали бесконечные «аа-аа-аа-а»
    или «шшшш», и маленький страдалец наконец успокаивался и затихал.
    Когда дочери исполнился месяц, к нам прилетела – за три тысячи километров – моя
    бабушка, посмотреть на правнучку. И однажды днем ребенок что-то очень раскричался,
    кормили-качали – ну, ничего не помогает. И вот тут на сцену вышел настоящий мастер.
    Бабушка детку взяла покрепче и начала укачивать, вверх-вниз, энергично, и песню
    петь, ту самую, которую я с детства помню, ее собственного сочинения, а может, еще ее
    мамы: «Ты моя роднулечка, ты моя курулечка, а бай-бай, а бай-бай, мою деточку качай» –
    и так много раз с вариациями. Каждый звук, каждую интонацию помню и сейчас.
    Мы к тому времени уже, конечно, устали от ночных пробуждений и всей обычной
    круговерти с новорожденным, спать хотелось постоянно. И вот дочь начала затихать –
    дай, думаю, и я пока прилягу, хоть немного подремать.
    А бабушка все поет. Через пять минут пришел муж, тоже рядом лег и мгновенно
    уснул.
    Потом появился сын, ему было почти десять, и вообще-то он днем никогда не спал.
    Но тут он решительно залез между нами – и затих. Сопротивляться невозможно было
    этому «а бай-бай, а бай-бай…» Все спали до вечера, выспались до глубины души.
    Это одно из самых счастливых воспоминаний в моей жизни, как мы спим все, вповалку,
    а над нами бабушкин голос, которому так сладко отдаваться во власть, доверяться пол-
    ностью и каждой клеточкой чувствовать покой и защищенность. Древняя магия донаши-
    вания.
    ПВ: Смысл донашивания прост и понятен, если только вспомнить, что ребенок еще не вполне родился: нужно дать ему снова побыть в условиях, похожих на привычные, на его жизнь в матке, ведь другой он пока не знает. Тесно, со всех сторон, охватить мягким и теплым (руками, пеленками), качать, как покачивается живот женщины при любом движе- нии, отгородить от мира коконом монотонных, но довольно громких звуков, как это было в животе у мамы, когда прямо над ухом стучало сердце, бурлил кишечник, шумела кровь в артериях. Дать немного побыть еще там, в полубытии, доспать, дозреть в тепле и покое. Не выдергивать в одиночество раньше времени, это не прибавит ребенку «самостоятельности»,
    а родителям покоя.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    18
    Через насыщение к независимости
    Во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят при- жавшись к матери, она держит ребенка на руках, или носит, привязав на спине. Кормит, не отрываясь от дел, спит тоже с ребенком. Если бы опасения про «избалуются, приучится»
    были верны, их дети должны были бы чуть не до взрослого возраста настаивать на том,
    чтобы их носили. Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники. Они не склонны ныть, канючить, постоянно дергать мать и «висеть» на ней, они полны радостной любо- знательности и вовсе не выглядят «избалованными». А дети из современных мегаполисов,
    которых очень боялись «приучить к рукам», или чьи мамы не могли с ними быть, нена- сытно требуют внимания взрослых, капризничают, изматывают родителей своим вечным недовольством и прилипчивостью.
    Потому что все устроено совсем не так, как казалось строгим педиатрам, уверявшим:
    приучите – будет всегда требовать. А ровно наоборот.
    Развитие ребенка похоже на путь по сложному извилистому лабиринту, как в компью- терной игре-квесте. На пути много развилок, в моменты развилок нужно получить ответ на вопрос. От ответа – не полностью, но существенно – зависит выбор пути.
    Период новорожденности – первая развилка, когда ребенок словно решает: укоре- няться в мире или не стоит? ждут тут его или нет? Есть вообще шансы-то выжить, или и стараться нечего? Он задает вопрос – криком. Он вопит, и перевести это можно примерно как «Есть тут на кого рассчитывать, а? Я тут нужен кому или некстати? Тут у вас как все устроено: можно спокойно жить и развиваться, или все время бороться за жизнь придется?
    Дайте знать скорее!»
    Самый лучший ответ: «Привет, малыш, мы тут тебя очень ждали, можешь на нас поло- житься, расти спокойно, мы уж тебя не подведем. Все, что тебе нужно, у нас есть – расти,
    живи, радуйся!» Конечно, ребенку нужны не слова, а поступки и действия: постоянное при- сутствие матери, теплые объятия, молока сколько хочешь и когда угодно, внимание к его потребностям, которые сам он пока не может ни назвать, ни даже осознать. Тогда ребенок растет спокойно, и как только какая-то потребность насыщается, перестает быть актуальной,
    он с ней просто расстается. Настанет время – слезет с рук, и не удержишь. Вырастет боль- шой – затребует отдельную комнату и будет в ней счастлив. Если мы наелись, мы не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, мы не будем весь день искать возможность прилечь. Когда потребность полностью, глубоко удовлетворена, за нее нет
    необходимости держаться. Удовлетворенная потребность освобождает.
    И наоборот: если в какой-то значимой потребности нас ограничивают, она стано-
    вится все сильнее. После строгой диеты мы готовы съесть все содержимое холодильника.
    Человек, который в молодости очень нуждался, может потом быть зависим от денег и доро- гих вещей. Если нас сильно испугало какое-то происшествие, мы можем долгое время быть излишне осторожны и склонны к перестраховке. Так же ребенок, если на свой вопрос: «Эй,
    я тут нужен, меня ждут?» он получает – действиями взрослых – неуверенный ответ; если к нему то подходят, то нет, если его кормят не когда он голоден, а «по расписанию», если его оставляют одного, когда он к этому совершенно не готов, он вспоминает про правило
    № 2: борись, раздобудь себе внимание и заботу взрослых любой ценой! И вот тогда уже в ход идут цепляния, плач по каждому поводу и без, нытье, капризы, беспомощность, а то и болезни. Потребность не удовлетворена, ребенок напуган пережитым «голодом привязан- ности». После этого, даже получая внимание родителей, он уже не может насытиться, пове- рить, что ему всего хватит, он перестраховывается, просит слишком много, поскольку уже

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    19
    знает: сколько надо – не дадут, чтобы получить самое необходимое, надо просить больше.
    Как в книжке про Чебурашку и Крокодила Гену: чтобы дали машину кирпичей, надо просить две машины кирпичей.
    Каждый родитель младенца знает этот феномен: если тебе некуда спешить, если,
    укачивая ребенка, ты сам не прочь передохнуть и полежать с ним в обнимку, он заснет
    довольно быстро. Но если тебя ждет срочная работа, если на кухне кипит суп, если идет
    любимый фильм, в соседней комнате сидят и ждут тебя гости – укачивание может затя-
    нуться. Вроде все, заснул – но стоит положить в кроватку или попытаться встать и уйти,
    как снова плачет. Как ни старайся двигаться осторожно – словно чувствует, что взрос-
    лый хочет поскорее отделаться. И не отпускает.
    Точно по такому принципу формируется устойчивое капризное, зависимое поведение:
    если ребенок часто чувствует, что взрослому не до него, он не может расслабиться, он все время должен быть начеку, проверять прочность связи. Родители устают, разражаются, окру- жающие их уверяют, что ребенок «слишком избалован», они начинают проявлять строгость,
    «не идти на поводу» – и дело становится еще хуже, ведь он пугается еще больше и борется еще отчаянней. Образуется замкнутый круг, в котором все несчастны и недовольны.
    Программа привязанности диалогична: запрос ребенка (мне нужно! мне страшно!) – ответ взрослого (я помогу! я защищу!). Если на запрос надежно следует ответ,
    цикл программы закрывается и процесс идет дальше. Когда потребность щедро и с радостью удовлетворена родителем, ребенок освобождается от нее. Именно полностью удовлетво-
    ренная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к незави-
    симости и к способности обходиться без помощи. У вас есть только один способ сделать сосуд полным – заполнить его.
    Но если ответ на запрос ребенка не получен, или он дается через неприязнь и раздра- жение, «на, только отвяжись, зла на тебя не хватает» – запрос «застревает», как поломанная шестеренка, цикл прокручивается вхолостую снова и снова, освобождения не происходит.
    Ребенок не становится самостоятельным: он остается в плену у потребности, даже если по возрасту уже не должен ее так остро испытывать. Дольше будет проситься на ручки как раз тот ребенок, кого в этом ограничивали. Если, конечно, он не вовсе разочаровался в способ- ности родителей отвечать на его потребности и не сдался – но это уже серьезная травма привязанности, о которой пойдет речь не в этой книжке.
    NВ! Не надо воспитывать новорожденного. Не надо мучить себя и его. Природой заду- мано, чтобы мать в первые месяцы жизни почти не расставалась с ребенком. Это на самом деле очень короткое время, оно быстро пройдет, и его потом не вернешь. Все может подо- ждать: работа, друзья, хозяйство, всё это никуда не денется, а для будущих отношений с ребенком эти месяцы бесценны.
    Конечно, женщине в современном мире донашивание дается сложнее. В архаичных культурах мать, быстро оправившись после родов, сразу же возвращалась в привычный круг общения, к обычным делам и развлечениям. Просто к ней был теперь привязан – буквально привязан – ребенок. Она могла кормить, качать, мыть его промеж других дел. В современном городе женщина с младенцем оказывается в изоляции: она не ходит на работу, ей сложнее выбраться к друзьям, приходится отказаться от привычных удовольствий вроде похода в кино или по магазинам. Это может быть тягостным, особенно если нет родных и друзей,
    приходящих в гости.
    Понемногу современный город перестраивается, соглашается «принять» мать с мла- денцем в свои бурные потоки. Все больше общественных мест с пеленальными комнатами и

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    20
    кафе с детскими стульчиками, комнаты матери и ребенка появляются в офисах крупных ком- паний, популярны слинги и рюкзачки-кенгуру. Стоит использовать эти возможности, чтобы не расставаться с ребенком в его первые месяцы, ведь время донашивания так кратко, его не вернешь и ничем не заменишь, и вряд ли на свете есть много вещей, на которые стоило бы его променять.
    Кто на свете всех милее?
    Время идет, и к концу «четвертого триместра» мы видим, наконец, ребенка как ребенка:
    он держит головку, он улыбается, любопытно смотрит по сторонам, он тянет ручки к родите- лям. Новорожденный для родителей во многом «черный ящик» – не поймешь, почему пла- чет, чему улыбается, куда смотрит. А вот трехмесячный – совсем другое дело. Его мимика нам понятна, его взгляд становится «включенным», мордашка – симпатичной, тело упругим,
    словом, можно начинать сниматься в рекламе. Малыш всем своим видом показывает: а вот и я, привет, ка-а-ак тут у вас интересно, это я, пожалуй, удачно зашел, давайте скорее жить!
    С этого времени общение, обмен взглядами, улыбками, звуками, жестами становится важнейшим содержанием жизни ребенка. И каждый акт этого общения, каждый взгляд и улыбка становятся еще одной тонкой нитью, связывающей ребенка со своим взрослым,
    нитью в прочном канате привязанности.
    Само это общение устроено очень интересно. То, как мы разговариваем с младенцами,
    подробно изучено и описано учеными, этот особый стиль общения называют «материн- ской речью», и ее черты одинаковы для разных культур и народов. Везде и всегда взрос- лые разговаривают с младенцами, повышая тембр голоса и растягивая гласные, используя много уменьшительно-ласкательных форм и утрированную интонацию, активно используя мимику и касаясь ребенка во время разговора. Так поступают и женщины, и мужчины, и подростки, и старики, и те, у кого есть дети, и те, у кого их не было никогда. Это модель поведения, которую мы усваиваем в собственном раннем детстве и бессознательно вклю- чаем, когда видим малыша.
    Но особенно интересно подумать о содержании «материнского разговора», том что именно говорится, дословно. Если вдуматься, содержание выглядит довольно странным.
    «Кто это тут у нас такой хороший мальчик? А это Васенька у нас такой хороший мальчик!
    А что это наш Васенька глазки трет? Он спать уже хочет, наш маленький. А почему у нас
    Васенька расстроился? О, это соска упала, вот какая беда, куда же она укатилась? Что такое,
    что случилось? Ах, вот оно что, надо Васеньку помыть. Вот какой у нас стал чистый мальчик красивый! А какая у него новая рубашечка, с кисками. Киски говорят: «мяу-мяу», хотят с
    Васенькой дружить. Очень красивый чистый мальчик у нас сейчас пойдет баиньки» – и все в таком роде, непрерывно, каждый день и час. Согласитесь, в написанном виде это выгля- дит… скажем так, странно. Во всяком случае, во всех других наших актах общения мы не имеем обыкновения непрерывно сообщать собеседнику, как его зовут, его половую принад- лежность, во что он одет, чего хочет и какое у него сейчас настроение. Если бы мы попробо- вали в такой манере общаться с людьми, они бы, определенно, решили, что мы нездоровы.
    Однако с младенцами все люди, разных культур и социальных слоев, общаются ровно так.
    Более того, вокруг младенца в первые месяцы жизни крутится вообще большинство коммуникаций в семье, в том числе и между взрослыми. Они говорят о нем, беспокоятся о нем, хвалят его, образуя вокруг эдакий хоровод восхищенных поклонников.
    Такой «хоровод» описан в стихотворении Агнии Барто глазами десятилетнего маль-
    чика, и ему он кажется довольно странным:

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    21
    Моей сестрёнке двадцать дней,
    но все твердят о ней, о ней:
    она всех лучше, всех умней.
    И слышно в доме по утрам:
    – она прибавила сто грамм!
    – Ну девочка, ну умница!
    Она водички попила —
    за это снова похвала:
    – Ну девочка, ну умница!
    Она спокойно поспала:
    – Ну девочка, ну умница!
    А мама шепчет: «Прелесть!»
    В восторге от Алёнки.
    «Смотрите, разоделись мы в новые пелёнки!»
    «Смотрите, мы зеваем,
    мы ротик разеваем! – кричит довольный папа.
    И он неузнаваем.
    Он всю цветную плёнку
    истратил на Алёнку.
    При этом самому ребенку такая своеобразная манера общения с ним не то что нравится
    – он ее ждет и требует. В знаменитом эксперименте «неподвижное лицо» мамы младенцев по команде психолога прекращали материнский разговор со своими детьми, замолкали и держали лицо непроницаемо-неподвижным. Реакция ребенка на это быстро миновала ста- дии изумления, тревоги и протеста и переходила в откровенную панику с громким ревом,
    так, что эксперимент ни разу не удалось продлить более двух минут. Кажется, малыши бук- вально жить не могут без постоянного с ними «сюсюканья».
    В чем суть этого особого типа общения? Взрослые, прежде всего родители, постоянно сообщают ребенку о нем самом, о его потребностях и чувствах. Словно говорят ему: мы тебя видим, ты существуешь для нас, ты важен. В самом деле, откуда бы еще ребенку узнать о том, что он – существует, что он есть как таковой, сам по себе? Это совсем неочевидное знание. Его надо получить от другого – больше никак.
    Помните, в фильме «Аватар» жители Пандоры при встрече приветствовали друг
    друга словами: «Я тебя вижу»? Это не фантазия, во многих языках ровно так и звучит
    приветствие при встрече. Я тебя вижу, ты существуешь, я признаю твое бытие в мире.
    А после этого можно уже и о делах.
    И наоборот: один из самых страшных для человека сюжетов, вся мучительность
    которого показана в фильме «Призрак»: ты есть, ты чувствуешь, думаешь, чего-то
    хочешь, но тебя никто не видит, не признает твоего существования, ты исключен из мира
    живых.
    На этой зависимости человека от признания окружающими строится жестокая и
    крайне действенная практика бойкота: никто тебя не трогает, не причиняет вреда, тебя
    просто игнорируют – а жизнь становится немила.
    Мы общественные создания, мы так не можем. Нам нужно «быть видимым» окружа- ющими, знать, что они нас слышат и понимают.
    Только от окружающих взрослых младенец может узнать, что он существует, только отразившись в их глазах, только увидев свои чувства отзеркаленными на знакомых лицах

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    22
    и услышав их описание от взрослых. Неудивительно, что дети, которые растут в домах ребенка, лишенные постоянного общения с любящими их взрослыми, на много месяцев, а то и лет позже, чем обычные младенцы, начинают узнавать себя в зеркале. Так же они гораздо позже переходят от называния себя в 3-м лице «Ваня хочет», «Дайте Ване» к употреблению слов «я», «мне». В каком-то глубоком смысле они для себя не существуют.
    Итак, взрослые служат постоянными зеркалами для ребенка, но зеркала эти – не холод- ное стекло, равнодушно отражающее ровно то, что перед ним. «Материнская речь» полна ахов-охов и восторгов, ласковых слов, нежных интонаций, улыбок и мягких прикосновений.
    Она словно обволакивает ребенка невидимым светящимся коконом любования и одобрения
    – каждое его проявление, каждый звук, каждое отразившееся на его мордашке чувство мать приветствует, понимает, называет вслух, утрированно повторяет на своем лице и подчерки- вает важность. Она не просто служит зеркалом – она служит зеркалом, в котором ты всегда хорош, любим и важен. Такое общение называют позитивным отзеркаливанием, то есть это неравнодушное, любящее, одобряющее зеркало.
    Какой же вывод сделает ребенок, которому весь первый год жизни все окружающие постоянно сообщают о нем самом, о его потребностях, при этом постоянно нахваливая и умиляясь? Вывод очень важный, фундаментальный для всего развития его личности: «Я
    существую, и это хорошо». Сама мама сказала. Сам папа дал понять. И все с ними согласны,
    и бабушка, и соседка, и даже случайный прохожий.
    Подумайте, насколько важное знание: «Я существую, и это хорошо. Это означает – я в этом мире по праву, легально, он мне рад и принимает меня. Я ровно такой, как нужно,
    я принят и любим полностью, без условий. «И это хорошо» – как знак сотворения личного мира, микрокосма, личной вселенной человека. Дальше он будет в ней жить, обустраивать,
    распоряжаться по своему, но в основе – «и это хорошо».
    Это то самое чувство, которые психологи называют базовым доверием к миру, и оно очень сильно определяет будущие отношения человека с собой и с жизнью. Есть версии, что именно сложности с базовым доверием лежат в основе некоторых депрессий, зависимостей и других малоприятных состояний. Потому что, к сожалению, далеко не всем детям везет в начале жизни купаться в позитивном отзеркаливании. Если родители держатся отстра- ненно, холодно, если мать страдает от послеродовой депрессии или переживает горе, если она слишком переутомлена, тяжело болеет, если он слишком рано оказывается в яслях, где ему уделяют мало внимания, – базовое доверие может не сложиться.
    Позитивное отзеркаливание закладывает основы самооценки, становится стержнем внутри личности, образующим самую ее сердцевину. Если в основе личности – прочный, как из титана, стержень убеждения «я существую и это хорошо», человек гораздо меньше зави- сит от внешней оценки. Стрелы критики, осуждения не разрушат его. А значит, будучи спо- койным за свою безопасность на самом глубинном уровне, взрослый человек сможет отне- стись к критике разумно, что-то принять, что-то отвергнуть, виноват – исправить и принести извинения, сделать выводы на будущее. Критика воспринимается как субъективное сужде- ние другого человека, которое может быть как верным, так и ошибочным, как важным, так и не имеющим особого значения. Тоже и с положительной оценкой, похвалой. Она приятна,
    но не остро необходима, в самые потаенные глубины личности не проникает, не существует такой похвалы, которая была бы сильнее и важней той базовой убежденности «я хороший»,
    усвоенной в младенчестве.
    А если титанового основания, прочного позитивного отношения к себе, нет? Тогда критика, особенно от близких или значимых людей воспринимается как угроза личности в целом, как послание мира: «Ты недостаточно хорош. Лучше бы тебя не было». И хотя разум понимает, конечно, что критика сама по себе не может убить, отменить, вышвырнуть их жизни, подсознательно осуждение воспринимается как смертный приговор. Стоит ли удив-

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    23
    ляться, что человек в этом случае не может извлечь из критики пользу, он будет либо обо- роняться любой ценой, как раненый гладиатор, не церемонясь в средствах, нападая и раня в ответ, либо опять же любой ценой избегать всякой активности, впадать в паралич, чтобы не рисковать совершить ошибку. Как ни странно, похвала тоже не идет впрок: она либо крайне смущает, воспринимается мучительно, поскольку всегда кажется «незаслуженной». «неис- кренней». либо превращается в необходимый допинг, и тогда человеком легко можно управ- лять с помощью лести и комплиментов.
    И то, и другое в жизни встречается, и, увы, чаще, чем хотелось бы. А в самых тяжелых случаях принимает форму болезненной зависимости от оценок окружающих – нарциссиче- ского расстройства личности.
    Сколько их вокруг нас, людей, которые словно не уверены, что существуют, что они
    в мире по праву? Не обязательно бывших сирот, но почти всегда обделенных в свое время
    вниманием и принятием самых значимых в своей жизни людей.
    Мы просыпаемся среди ночи от рева мотоцикла, который без глушителя несется по
    спящим улицам города. Что заставляет ездока так агрессивно сообщать миру о своем
    существовании, почему в другой способ заявить о себе он не верит?
    Мы видим толпы людей, на кастингах в глупые телешоу, людей, готовых утратить
    на потеху публики не только приватность, но и чувство собственного достоинства только
    ради того, чтобы «круто попасть на ТВ» и, появившись на тысячах экранов, хоть на время
    поверить, что они существуют.
    Сколько мелодрам заканчиваются хэппи-эндом, который состоит в том, что герой
    видит себя на первых полосах газет – только после такого радикального подтверждения
    социумом своего существования он начинает верить в себя, в свое право жить и быть
    таким, какой есть.
    Сколько людей бесконечно постят в соцсетях фото и отчеты о каждом своем дне,
    о любой детали своей жизни, словно без ответных лайков не вполне уверены, что у них
    и правда есть лицо, фигура, машина, дача, кошка, ребенок и пирог с ягодами на десерт.
    Помните, еще у Гоголя: «Передайте государю императору, что есть на свете такие Доб-
    чинский и Бобчинский»…
    Конечно, позитивное отзеркаливание не заканчивается в младенчестве, мы продол- жаем и дальше давать ребенку понять, что он любим, важен, что мы рады его присутствию в нашей жизни. Потребность в таком «теплом душе» может вновь обостряться в кризис- ные периоды жизни, в периоды тяжелых испытаний или возрастных трудностей, например,
    в подростковом возрасте. В эти момент ребенку вновь бывает очень важно увидеть в гла- зах родителя, услышать в его словах понимание, одобрение и безусловное принятие, чтобы вновь убедиться: «я существую – и это хорошо».
    Хотя само по себе позитивное отзеркаливание младенцев распространено повсе-
    местно и устроено универсально, степень его выраженности может очень различаться в
    разных культурах.
    Один мой знакомый рассказывал, как у его маленького сына появилась няня – женщина,
    только что приехавшая из кавказского села. Добрая, заботливая – она очень понравилась
    молодым родителям и ребенку, и папа с мамой были удивлены, когда через пару недель няня
    сказала: «Я чувствую, что чего-то не знаю про ребенка. Что вы от меня скрываете? Кля-
    нусь, я его не брошу, но скажите: чем он таким болен?» Родители были в шоке, но слово
    за слово выяснилось, откуда возник вопрос.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    24
    Няне, которая провела всю свою жизнь среди эмоциональных, открытых в общении
    соотечественников, там вырастила детей и внуков, было совершенно непонятно поведе-
    ние жителей Москвы при виде ребенка. Она привыкла, что если идешь по улице, и у тебя
    в коляске – симпатичный пухленький младенец, буквально каждый встречный-попереч-
    ный считает совершенно необходимым остановиться и разразиться бурными восторгами:
    «Вах, какой красавец! Какой богатырь! Какое счастье для родителей! Дай Бог здоровья!» –
    и все в таком духе. Когда в Москве встречные люди скользили по лицу ребенка взглядом
    и молча отворачивались, не меняя обычного для жителя мегаполиса отстраненно-депрес-
    сивно-раздраженного выражения лица, женщина нашла для себя только одно объяснение:
    наверное, по ребенку видно, что он тяжело, ужасно, неизлечимо болен. Все это сразу видят,
    и деликатно отворачиваются, и лишь она одна чего-то не замечает.
    История эта скорее грустная, чем смешная – она показывает, насколько, на самом
    деле, обделены наши дети позитивным отзеркаливанием, этим постоянным теплым пото-
    ком любования, в котором купаются их сверстники, растущие не только на Кавказе, но и в
    Турции, Италии, Таиланде – в разных концах света, где лучше сохранилось непосредствен-
    ное отношение к детям, где любоваться ими, своими или чужими, нахваливать и ласкать их
    – совершенно естественно и само собой разумеется. Российские же молодые мамы, путе-
    шествуя с ребенком, частенько бывают шокированы и даже возмущены – чего это они все
    лезут к моему ребенку? И только мамы на самом деле больных детей, наоборот, стремятся
    при любой возможности попасть в те края, где их малыш будет с утра до вечера слышать,
    что он «сладкий», «красавец» и «чудесный малыш», где его будут тискать, тормошить и
    стараться вызвать его улыбку, а не шарахаться от него и не мерить саму маму осужда-
    юще-жалеющим взглядом.
    Похоже, что так же, как есть территории с дефицитом каких-то важных для здо-
    ровья веществ, например, йода или витаминов, так же есть территории с дефицитом
    позитивного внимания к детям.
    Кстати, встречаются люди, которых «сюсюканье» с детьми ужасно раздражает, кажется фальшивым, они предпочитают говорить даже с младенцами «как со взрослыми» или не общаться с ними вовсе. Чаще всего, если узнать побольше про детство такого человека,
    мы найдем там либо дефицит общения с родителями, либо отстраненных, «замороженных»
    родителей. Позитивное отзеркаливание – бессознательно усваиваемая модель поведения, и если ее неоткуда было взять, она и не включается в моменты общения с детьми. И грустная эстафета передается дальше.
    NВ! Понимая роль позитивного отзеркаливания в развитии ребенка, мы можем оце- нить, насколько важно психологическое, эмоциональное состояние матери в это время. Ее болезнь, усталость, конфликты с мужем, страх за будущее могут привести к тому, что уха- живать за ребенком она сможет, а позитивно отзеркаливать – нет. Поэтому самое лучшее,
    что могут сделать для младенца члены семьи, близкие – помочь его маме быть отдохнувшей,
    спокойной счастливой и проводить в общении с ребенком больше времени. Лучше не сидеть вместо нее с ребенком, а позаботиться о ней самой: освободить от домашних дел, вкусно накормить, сделать массаж, наполнить ароматную ванну. Когда мама сама хорошо себя чув- ствует, она будет общаться с ребенком естественно и с удовольствием.
    С мамой не пропадешь.
    Сколько раз мать подходит к младенцу, отзываясь на его плач, в течение первого года жизни? Три тысячи? Десять? Раз за разом между маленьким ребенком и ухаживающим за ним взрослым происходит один и тот же «диалог»:

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    25
    – Аааааа! Мне плохо!
    – Я уже здесь, чтобы тебе помочь. Сейчас покормлю (помою, укачаю, возьму на ручки).
    Вот так.
    – Чмок-чмок. Жизнь-то наладилась!
    Раз за разом повторяясь, эта последовательность действий формирует круг заботы:
    у ребенка возникает дискомфорт – он подает сигнал – приходит родитель, что-то делает –
    наступает комфорт, и так до следующей проблемы.
    Круг заботы сначала немного буксует, в первые дни родителям сложно бывает угадать,
    чего хочет младенец, особенно если это первенец. Иногда его не удается утешить ничем:
    ни грудью, ни сменой пеленок, ни ношением на руках. Живот болит, погода меняется, еще какой-то дискомфорт – что про такого маленького поймешь, орет и все тут. Но уже к двум- трем месяцам «диалог» налаживается. Родители и ребенок приспосабливаются друг к другу,
    мама начинает различать оттенки плача и выражения лица, она уже хорошо догадывается,
    есть он хочет, спать или просто на ручки. Колесо крутится дальше, с каждым поворотом добавляя ребенку доверия к родителям: вот и на этот раз помогли, и на этот, и еще, и всегда. И
    никто не знает, через сколько точно поворотов, но где-то к концу первого полугода жизни мы видим, что происходит нечто очень значимое в отношениях между ребенком и его взрослым.
    Ребенок начинает доверять.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    26
    Как плачет от голода новорожденный? Так, словно его режут. Словно он вот прям сей- час умирает. Это резкий крик, сквозь который не пробиться никакими уговорами, его глаза зажмурены, он закрыт от контакта с миром, заперт в своем страдании. И это понятно: голод –
    витальное чувство, имеет прямое отношение к жизни и смерти, опыта у ребенка еще совсем мало, откуда ему знать, что его наверняка покормят, не оставят умирать с голоду? Вот он и орет, и только когда в рот попадут первые капли молока – замолчит, чтобы приступить к еде.
    Никак его не утешить, кроме прямого немедленного удовлетворения его потребности.
    А вот полугодовалый. Он тоже проголодался. Мама ушла в магазин, задержалась, а уже очень кушать хочется, и он ревет на руках у папы или бабушки. И вот – что это? Мамин голос в прихожей! Пауза. Разворот всем телом – туда. Мокрые от слез глаза ищут маму, ручки тянутся к ней. Он чувствует голод по-прежнему, но уже не орет, скорее нетерпеливо хнычет.
    Мама еще не подошла к нему, еще не успела дать грудь – а ему уже не так плохо и страшно.
    Почему? Да потому, что за прошедшие полгода круг заботы провернулся столько раз, столько раз мама приходила и кормила, и противное страшное чувство голода отступало, что его маленький мозг сделал вывод: тенденция, однако. С мамой не пропадешь. Если я ее вижу и слышу, значит, УЖЕ спасен.
    Пройдет еще год, и когда он проголодается в свои полтора, мама сможет сказать ему:
    «Подожди, милый, сейчас я сварю тебе кашу», и он будет ждать 10–20 минут, не впадая в истерику, потому что мама же вот она, а значит, все будет хорошо.
    Так формируется волшебное свойство привязанности: успокаивать и утешать
    самим фактом присутствия «своего» взрослого. Рядом с ним – не страшно, потому что он всегда как-нибудь, да сделает так, что мне будет хорошо.
    Это убеждение ребенка иррационально, объективный уровень комфорта его мало инте- ресует, ну, кроме явного голода, холода и боли. Есть поговорка «с милым рай и в шалаше»,
    хотя ее часто подвергают сомнению, когда речь идет о взрослых. Мол, любовь пройдет, а шалаш останется, и как бы тут любовная лодка не разбилась о быт. Для детей поговорка справедлива на все сто процентов. Им хорошо в любом шалаше, с любым бытом – если они со своей семьей, и семья о них заботится.
    Ребенок беженцев, которые остались без кола и двора, побывали под обстрелами и
    пережили нехватку еды, живут в лагере для переселенцев, не зная, что с ними будет дальше,
    может быть безмятежно счастлив, если родители с ним и сами не теряют присутствия
    духа.
    И наоборот, ребенок, живущий в дорогом богатом доме, с самыми лучшими матери-
    альными условиями, находящийся в полной безопасности, может быть совсем неблагопо-
    лучен, потому что у папы бизнес и любовница, и дома он почти не бывает, мама в депрес-
    сии, и уже раз пыталась выпить упаковку снотворного, а малышом занимаются постоянно
    меняющиеся домработницы и няньки. И именно он, а не его сверстник из семьи беженцев
    имеет все шансы на невроз, энурез, нейродермит и прочие последствия тяжелого длитель-
    ного стресса.
    Сколько раз приходилось слышать недоуменные рассказы сотрудников детских домов
    и приютов. «Как же так, забрали ребенка у мамы, он был весь во вшах и чесотке, они ноче-
    вали в каком-то подвале на груде тряпья, но в целом ребенок был здоров. А у нас, в прекрас-
    ных условиях, с хорошим питанием, в теплой одежде – третья госпитализация за год, то
    пневмония, то пиелонефрит.»

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    27
    Вот так и есть. Потому что с мамой в подвале было не страшно, если она хоть и не
    имела дома и работы, но о ребенке старалась заботиться, кормила его, качала
    2
    . А без мамы,
    в тепле и уюте, но среди чужих людей – постоянный стресс, подрывающий иммунитет.
    С каждым поворотом колеса заботы привязанность получает подтверждение, крепнет,
    каждый акт заботы, как и каждый акт позитивного отзеркаливания, ласки – еще одна нить,
    связывающая ребенка с родителем. Ребенок по умолчанию уверен, что колесо заботы срабо- тает снова и снова. С мамой не пропадешь. С папой ты можешь быть за себя спокоен. Скла- дываясь, сплетаясь, эти нити образуют все более прочный и надежный канат привязанности,
    и чем он надежней и прочней, тем большей волшебной силой обладает родитель. Его поце- луи снимают боль, его прикосновения и голос прогоняют прочь страх. Он теперь способен буквально «тучи развести руками».
    Для любого ребенка родители – демиурги, могущественные боги его мира. Он пока не представляет себе, что могут существовать проблемы, с которыми они не в силах справиться.
    Что у них может не быть денег или сил, что они могут бояться за свое или его здоровье,
    могут не быть уверены в будущем благополучии – ребенок всего этого счастливо не знает,
    может не задумываться, как именно они о нем позаботятся, что придумают, чем для этого пожертвуют. Его это не интересует. Он просто доверяет и ждет помощи – всегда. Тот, к кому
    ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия.
    Живет ли семья в роскошном особняке или в трущобах, в мегаполисе или в джунглях,
    живет ли она как все семьи вокруг, или сильно отличается от социальной нормы – ребенку все равно. Родители есть, они рядом, они смотрят на меня с любовью, они отзываются на мой плач – все в порядке. Вокруг может быть экономический кризис, глобальное потепле- ние, эпидемия гриппа, наводнение или война – если сами родители в порядке, если они с ребенком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокой- ными – ему хорошо. Потому что благополучие ребенка зависит не от условий, в которых
    он живет, а от отношений, в которых он находится.
    NВ! Не стоит считать себя плохими родителями на основании того, что вы живете в тесноте, покупаете одежду в сэконд-хенде или у вас не всегда есть деньги на фрукты. И
    уж тем более, если у вас нет отельной детской как на картинке, детских одежек известной фирмы, десятка приспособлений для ухода «специально разработанных лучшими специа- листами для того, чтобы сделать вашего малыша счастливым». Они не сделают его счаст- ливым.
    Если честно, ребенку не нужно примерно три четверти из всего, что ему покупает типичная городская семья со средним уровнем доходов. Есть возможность – почему бы и не купить, ведь это так радует родителей. Но вот доводить себя до истощения дополни- тельными заработками, выходить на работу раньше времени, чтобы «все было на уровне» –
    зачем? Не стоит жертвовать общением с ребенком ради того, чтобы «дать ему все самое лучшее». Лучше вас и ваших объятий на свете все равно ничего нет, доверие и душевное спокойствие ребенка не купишь ни за какие деньги.
    2
    Если забота о ребенке была явно недостаточной, можно говорить о травме пренебрежения. Подробно о ней пойдет речь в книге «Дети, раненные в душу»

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    28
    В воде и без воды
    Не думаю, что в этой главе вы нашли что-то совершенно для себя новое и неизвестное.
    Привязанность настолько естественна, настолько обычна – ну, конечно, дети нуждаются в родителях, в их любви и заботе. О чем тут говорить, что изучать?
    Альберт Эйнштейн сказал как-то: «Рыба будет последней, кто обнаружит воду». Ведь вода – ее мир, ее способ жить. Вот так и с привязанностью. Она настолько естественна и настолько глубоко в нас вшита, что подумать о ней отстраненно, осознать ее как особое явление, начать изучать людям почти всю историю науки в голову не приходило.
    Но в какой же ситуации рыба все же обнаружит воду? Если воды не станет. Точно так же и привязанность как явление была обнаружена при наблюдении за детьми, лишившимися родителей.
    Основатель теории привязанности английский психиатр и психоаналитик Джон
    Боулби, работал с детьми, живущими в сиротских приютах, и детьми, которых разлучила с родителями Вторая Мировая (их отправляли в эвакуацию из английских промышленных городов, подальше от бомбардировок). Именно Боулби впервые осознал и сформулировал,
    что быть рядом со своим взрослым – отдельная и очень значимая потребность маленького ребенка, и в разлуке он страдает, даже если сыт, одет и находится в безопасности. Боулби пер- вым увидел эволюционную суть привязанности – как программы, обеспечивающей эмоци- ональную связь между ребенком и взрослым, буквально «привязывающей» их друг к другу,
    чтобы ребенок не остался один и не пропал. Присутствие «своего» взрослого само по себе означает для ребенка защиту и покой, ребенку нужна мама как таковая, а не только ее грудь или руки, что-то для него делающие. Казалось бы, такая естественная мысль, но Боулби пришлось отстаивать ее в ожесточенных спорах с господствующей в те годы психоаналити- ческой теорией о том, что младенец воспринимает мать лишь как продолжение груди, как источник пищи и удовольствия от сосания. «Младенцу неотъемлемо присуща потребность
    прийти в соприкосновение с человеком и привязаться к нему. Потребность в объекте при-
    вязанности независима от потребности в пище, потребность в объекте является такой
    же первичной, как и потребности в питании и тепле» – писал Боулби (1958)
    После Боулби привязанность изучали тоже в ситуациях «рыба без воды». Только когда ребенок лишается столь необходимой для него эмоциональной связи со своим взрослым, мы видим по последствиям, насколько эта связь для него важна.
    Англичане Джеймс и Джойс Робертсон, продолжая начатое Боулби, изучали влияние разлуки с родителями на маленьких детей. Они сняли знаменитый фильм «Джон» о малень- ком мальчике, всего на девять дней попавшем в дом ребенка, пока его мама была в роддоме и фильм «Лора» – о двухлетней девочке, которая лежит в больнице и родителей пускают к ней лишь ненадолго. Эти фильмы, снятые подчеркнуто спокойно, невозможно смотреть без слез – такова сила страданий человеческого детеныша, разлученного с матерью и отцом,
    хотя объективно дети находились в хороших условиях и в безопасности.
    Классические эксперименты ученицы Боулби – Мэри Эйнсворт – построены на том,
    что малыш ненадолго остается без матери в незнакомой комнате с незнакомым человеком –
    она выходит, и возвращается спустя некоторое время. То, как по-разному остро переживают дети эту ситуацию, связано с качеством их привязанности к матери, с тем, считают ли они мать источником защиты и поддержки и уверены ли в ней.
    Чешский психолог Зденек Матейчик изучал привязанность, работая с детьми в детских домах и круглосуточных яслях, а также с детьми, рождение которых было нежеланным для их родителей. Ниже я буду рассказывать о некоторых его наблюдениях.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    29
    Книга канадского психолога Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей» посвя- щена детям, которые подпадают под слишком сильное влияние сверстников, поскольку их привязанность к родителям недостаточно глубока и надежна.
    Я тоже заинтересовалась теорией привязанности и оценила всю ее методологическую и практическую мощь в практике работы с приемными родителями, которым приходится выправлять, лечить травмированную программу привязанности у своих детей. Основопола- гающие идеи и методы других подходов просто не работали с детьми, лишенными удовле- творения самой базовой витальной потребности. Зато понимание того, как влияет на поведе- ние и развитие ребенка его опыт привязанности, нередко действительно позволяет творить чудеса в реабилитации детей, чья привязанность была травмирована.
    После того, как были очерчены основные положения теории привязанности, когда о них стали писать книги и снимать фильмы, после знаменитого доклада Боулби в английском парламенте, в котором он обобщил свои исследования, доклада, переведенного на десятки языков мира, стало меняться отношение к детям и их потребности быть вместе со своими родителями.
    Родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные ясли и сады перестали считаться нормой, детей, оставшихся без родителей стали не держать в казенных сирот- ских домах, а устраивать в приемные семьи, во многих странах удлинились оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. Право ребенка быть со своим взрослым стало осознаваться как базовое право, наравне с правом на безопасность или образование.
    Можно надеяться, что в результате всех этих изменений дети сегодня вырастают более защищенными, спокойными и душевными. Научное подтверждение этих ожиданий требует серьезных длительных исследований, но мне, например, кажется, что сегодняшние молодые родители, те, кому 35 и меньше, стали добрее к детям, лучше чувствуют их потребности,
    думают не только об уходе за ними, но и о их чувствах. Эти родители сами были рождены и росли уже в те времена, когда в стране стало считаться нормальным сидеть с ребенком первые два-три года его жизни, а не отдавать в ясли вскоре после рождения, они получили больше семейной заботы, и, возможно, это дает им ресурс лучше заботиться о своих детях.

    Л. В. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
    30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта