Главная страница

русский язык. Русскии_ язык сессия жауаптары-1. Блок 1 Формы речевого этикета, используемые при знакомстве


Скачать 477.52 Kb.
НазваниеБлок 1 Формы речевого этикета, используемые при знакомстве
Анкоррусский язык
Дата05.01.2023
Размер477.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРусскии_ язык сессия жауаптары-1.docx
ТипДокументы
#873815
страница1 из 3
  1   2   3

Блок 1

1.Формы речевого этикета, используемые при знакомстве

Процесс любого общения строится на применении определенных правил, главной задачей которых является помощь в выражении вежливости, культурности, в придании речи окраса грамотности, лаконичности. Эту функцию выполняют различные формулы речевого этикета. Речь идет о так называемых заготовках, фразах, стандартных конструкциях, систематически употребляющихся во время общения. Использование типовых формул содействует выстраиванию этикетных ситуаций, связанных с различными факторами (психосоциального, возрастного характера) и коммуникативными сферами.

По словам лингвистов, основные формулы речевого этикета подразделяются на 3 большие группы, которые относятся к:

* началу беседы/знакомства/приветствия;

* основной части разговора;

* завершающему этапу разговора.

Завязывая разговор (приветствуя кого-либо, знакомясь с кем-то), мы используем формулы приветствия. Выбор определенных фраз зависит от целого ряда факторов: возраста собеседника, его пола, статуса, а также от ситуации.

2.Употребление предлогов.

Употребление предлогов может вызывать целый ряд проблем, так как существуют случаи, когда другие слова с предлогами звучат так же, как предлоги, а пишутся по-разному. Написание предлогов может вызвать затруднения только в том случае, если не знать несколько простых правил, которые помогут понять, что именно перед вами: существительное с предлогом или отдельный предлог.

Итак, существует три способа написания предлогов: слитно, через дефис и раздельно.

Слитное написание предлогов.

Слитное написание будет правильным в случае со следующими производными предлогами: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и другие. Наибольшие затруднения возникают при непонимании того, какая часть речи перед нами – предлог или существительное с предлогом? Давайте рассмотрим предлоги и примеры.

 Раздельное написание предлогов.

Раздельно пишутся следующие производные предлоги: в течение, в отношении, в продолжение, в отличие, по причине, за исключением, за счёт, по поводу, в меру, в области, в виду и другие.

В течение или в течении? В продолжение или в продолжении?

Словосочетания в течение и в продолжение также провоцируют много ошибок при написании. Ошибки эти допускаются из-за незнания всего одного правила: если это предлог – то на конце пишется –е, если существительное с предлогом – то –и.

 

3.Предложно-падежная система (именительный падеж со значением «событие, действие во временной фазе», родительный падеж со значением «время действия или события»).

Русская предложно-падежная система является одним из наиболее сложных разделов грамматики, и ее освоение занимает значительное место при формировании лингвистической компетенции и в частности способности учащегося воспринимать, понимать и употреблять в речи предложно-падежные формы. Студенты, изучающие русский язык, должны овладеть формой, обобщенной семантикой формы и ее функцией, что составляет необходимое условие правильного построения речи. Поэтому общепринятую идею формирования лингвистической компетенции «от формы к функции» или «от функции к форме» необходимо в практике работы с иностранным учащимся дополнить третьей составляющей — семантической: «от формы — к семантике — к функции» или наоборот.

Наименование русских падежей раскрывает их обобщенную семантику: именительный падеж называет лицо, предмет, вещь и т.п.; родительный порождает, обозначает принадлежность чего-либо кому-либо; дательный определяет адресат действия; винительный падеж В.В. Виноградов определил как предметный падеж, так как этот падеж называет предмет, на который направлено действие субъекта; творительный выражает идею, осуществляемую с помощью какого-либо орудия действия; предложный, названный так М.В. Ломоносовым, не употребляется без предлогов

Предложно-падежные формы в речи употребляются в различных функциях — в функции субъекта, предиката, объекта, обстоятельств и др.

В отличие от других языков русский выражает субъектные отношения не только именительным падежом, но и формами других падежей: Студент болеет. — У студента грипп. — Студента знобит. — Студенту плохо.

Формы родительного падежа на функциональном уровне обозначают отсутствие субъекта: Студента не было на лекции; наличие или отсутствие у субъекта какого-либо объекта: У студента есть телефон — У студента нет телефона; состояние субъекта: У студента грипп; качественную характеристику субъекта: У студента прекрасные способности.

Объектные отношения в родительном падеже определяют лицо, которому принадлежит предмет: книга друга; лицо, совершающее действие: пение артиста; лицо как носитель признака: человек приятной наружности; признак, свойственный лицу или предмету: красота картины; часть предмета: ручка двери, точное—неточное количество чего-кого-либо: три книги, много студентов, большинство избирателей.

Обстоятельственные отношения представляют сложную картину употребления падежей в сочетании с предлогами для выражения времени, причины, следствия, цели, сравнения, условия, местоположения и направления движения лица или предмета в пространстве и др.

На функциональном уровне в русском языке прослеживается еще и взаимодействие падежей. Под взаимодействием падежей в данном случае понимается их употребление в составе предложения (высказывания) в качестве синонимических или антонимических конструкций.

Так, по принципу синонимии взаимодействуют именительный и родительный, именительный и дательный, именительный и предложный падежи в значениях:

— состояния субъекта: Иван болеет гриппом. — У Ивана грипп;

— качественной характеристики субъекта: Студент имеет прекрасные аналитические способности. — У студента прекрасные аналитические способности; Русская живопись характеризуется яркой выразительностью образов. — Для русской живописи характерна яркая выразительность образов;

— субъекта модальных отношений: Мы нуждаемся в помощи и поддержке друзей. — Нам нужна помощь и поддержка друзей; Я хочу поехать в Петербург. — Мне хочется поехать в Петербург;

— субъекта восприятия: Вчера я видела страшный сон. — Вчера мне приснился страшный сон;

— субъекта обладания: Библиотека имеет большое собрание древних рукописей. — В библиотеке имеется большое собрание древних рукописей.

По принципу антонимии взаимодействуют именительный и родительный падежи в предложениях, выражающих категорию наличия — отсутствия субъекта: Иван дома. — Ивана нет дома. Деньги были. — Денег не оказалось.

Наличие или отсутствие у субъекта какого-либо объекта также отражает взаимодействие именительного и родительного падежей: У меня есть книга. — У меня нет книги.

Категория одушевленности-неодушевленности проявляет себя во взаимодействии винительного и дательного, родительного и родительного падежей с разными предлогами: пришел в деканат — пришел к декану; вышел из деканата — вышел от декана, а также форм винительного падежа: вижу брата — вижу стол. При выражении категории одушевленности-неодушевленности прослеживается взаимодействие родительного и предложного падежей. Одушевленный субъект со значением наличия (обладания) стоит в родительном падеже, а неодушевленный — со значением наличия (существования) — в предложном: У меня дача под Москвой. — В лесах водятся зайцы.

Категория определенности-неопределенности при выражении объектных отношений в одном из своих проявлений различает винительный и родительный падежи: Я не купила сапоги. — Я не купила сапог, а форма имени в родительном падеже в значении части чего-либо используется как вариантная форме винительного падежа в значении целого: купить молоко — купить молока, дать деньги — дать денег, испечь пироги — напечь пирогов.

При выражении категории утверждения прямого объекта используется винительный падеж имени, а при выражении категории отрицания — родительный падеж: Студент понял вопрос. — Студент не понял вопроса.

При обозначении неточного (приблизительного) или точного часового времени взаимодействуют родительный и дательный падежи, выражая приблизительное время, и винительный падеж со значением точного времени: приду около шести часов — к шести часам — в шесть часов.

Пространственные отношения с семантикой перемещения в пространстве в русском языке выражаются винительным падежом, а отношения местоположения — предложным падежом: еду в Москву — живу в Москве.

Семантика благоприятной причины оформляется дательным падежом имени, а неблагоприятной причины — родительным: Благодаря тебе я сдала все экзамены. — Из-за тебя я не сдала все экзамены.

4.Прямая речь

Ответ:

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно».

Прямая речь не является членом предложения.

Слова автора перед прямой речью

Править

  1. Точка находится после кавычек.

Слова автора разрывают прямую речь

Править

В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

«Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать».

«Ну, Заяц! — закричал Волк. — Ну, погоди!»

Диалог

Править

Кавычек нет (даже если в какой-то реплике есть слова автора). Каждая реплика диалога начинается с красной строки, перед репликами ставится тире.

Кто там?

Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится двоеточие.

Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький).

(сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

Диалог, вытянутый в строку

Править

Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке, в кавычках. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

«Кто там?» — спросил дядя Фёдор. — «Это я!»

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно воспроизведённые чьи-то слова. Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью[2].

5. Предложно-падежная система (творительный падеж со значением места, времени, объекта мысли).

Ответ: Творительный падеж это косвенный падеж, отвечает на вопросы Кем? Чем?

Существительное в Творительном падеже с предлогами над, под, рядом с, перед, за, между имеет обстоятельственное значение места и отвечает на вопрос - Где?

Например:

Где летит самолёт? - Самолёт летит над полем.

Где гараж? – Гараж рядом с домом.

Где стул? – Стул перед столом.

6. Родительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений, порядковых числительных.

Ответ:

  1. В родительном падеже окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе пишутся совсем не так, как слышатся. Практическая работа, которую ребята могут выполнить под руководством профессора Грамматейкина, и последующая проверка помогут ребятам запомнить эти окончания.


Пример:

«Возле замёрзшива леснова озера я увидел кое-что необычное. Около старава трухлявава пня сидел гномик. Я хотел рассмотреть гнома поближе, но он внезапно исчез. Возле пня не стало настоящева живова леснова гномика».
Определяем его падеж. Увидел (возле чего?) возле озера – родительный падеж. У озера (какого?) замёрзшего, лесного. Имена прилагательные «замёрзшего» и «лесного» тоже стоят в родительном падеже. 

Теперь рассмотрим имена прилагательные «старого» и «трухлявого». Оба они связаны с именем существительным «пня». Это существительное мужского рода. Определяем его падеж. Сидел (около чего?) около пня – родительный падеж. Около пня (какого?) старого трухлявого. Имена прилагательные тоже стоят в родительном падеже, отвечают на тот же вопрос, что и прилагательные среднего рода, – какого? 

В третьем предложении имена прилагательные – «настоящего», «живого», «лесного» – связаны с существительным мужского рода «гномика». Не стало (кого?) гномика – родительный падеж. 

2. Притяжательные местоимения — это слова, которые указывают на признак предмета по его принадлежности к чему-либо или кому-либо.

Вопросы притяжательных местоимений: «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

В словосочетаниях и предложениях притяжательные местоимения чаще всего согласуются с существительными по роду, числу и падежу.

Местоимение «мой» показывает, что предмет принадлежит самому рассказчику. «Мой» значит «такой, который принадлежит мне»:

Мой друг не бросил меня в сложной ситуации.

Местоимение «твой» показывает, что предмет принадлежит собеседнику. «Твой» — это такой, который принадлежит тебе:

Твой образ вызвал много вопросов.

«Наш», «ваш» указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам. Слово «наш» значит, что предмет принадлежит нам, а «ваш» — вам:

Сегодня наш дом пуст.

Ваш телефон выключен.

«Свой» показывает принадлежность предмета говорящему, его собеседнику или третьему лицу, которое выступает в роли подлежащего:

Я давно выбрал свой карьерный путь.

Ты вызываешь волнение своей непредсказуемостью.

Товарищ Владимир — желанный гость со своей гитарой.

3. Список указательных местоимений

К разряду указательных местоимений-прилагательных, которые указывают на признак предмета, относятся слова:

  • этот,

  • тот,

  • такой,

  • таков.

Некоторые указательные местоимения-прилагательные в русском языке уже устарели, но их можно встретить в литературе:

  • экий,

  • этакий,

  • сей,

  • оный.

Указательные местоимения-наречия:

  • там,

  • тут,

  • здесь,

  • туда,

  • откуда,

  • отсюда,

  • затем,

  • оттого

Местоимение «столько» указывает на некоторое количество предметов, поэтому его можно назвать указательным местоимением-числительным.

Падежи



Единственное число


Множественное число




Муж.род Ср.род Жен.род




Р.п.

Этого этой
Того той
такого такой

Этих стольких
тех
таких














7. Деепричастный и причастный обороты.

Ответ:

Дееприча́стие — особая форма глагола или самостоятельная часть речи в русском языке,обозначающая добавочное действие при основном. Соединяет в себе признаки глагола и наречие.

Деепричастие ― частный случай конверва.Отвечает на вопросы «Что сделав?», «Что делая?».

Причастие — это особая неспрягаемая глагольная форма, обозначающая признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.

ехать — едущий на поезде;

лежать — лежащий на столе;

написать — написавший письмо;

смывать — смываемый дождем;

опустить — опущенные шторы.

-Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами.

В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?

Эта синтаксическая конструкция чаще всего является обособленным определением.

Например: Уставшие к концу дня, вечером они не стали ничего обсуждать.

-Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении.

Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.

Например: Как-то летом, набрав полные корзинки земляники, мы возвращались в деревню.

8. Предложно-падежная система (дательный падеж со значением «лицо, испытывающее какое-либо состояние», творительный падеж со значением «местонахождение (над, под, рядом с)», предложный падеж со значением места).

Русская предложно-падежная система является одним из наиболее сложных разделов грамматики, и ее освоение занимает значительное место при формиро- вании лингвистической компетенции и в частности способности учащегося вос- принимать, понимать и употреблять в речи предложно-падежные формы.

Несмотря на отсутствие падежей и падежных окончаний, понятия о том, кто совершает действие, когда, где, по какой причине и др., существуют в сознании че- ловека носителя любого языка.

Категория одушевленности-неодушевленности проявляет себя во взаимодей ствии винительного и дательного, родительного и родительного падежей с разны- ми предлогами: пришел в деканат пришел к декану, вышел из деканата - вы- шел от декана, а также форм винительного падежа: вижу брата вижу стол. Категория определенности-неопределенности при выражении объектных от- ношений в одном из своих проявлений различает винительный и родительный па- дежи: Я не купила сапоги. Я не купила сапог, а форма имени в родительном падеже в значении части чего-либо используется как вариантная форме винитель- ного падежа в значении целого: купить молоко - купить молока, дать деньги дать денег, испечь пироги напечь пирогов

При выражении категории утверждения прямого объекта используется винн- тельный падеж имени, а при выражении категории отрицания родительный падеж: Студент понял вопрос. Студент не понял вопроса. При обозначении неточного (приблизительного) или точного часового време- ии взаимодействуют родительный и дательный падежи, выражая приблизительное время, и винительный падеж со значением точного времени: приду около шести часов - к шести часам в шесть часов.

9.Собирательные числительные.

Ответ:

Собирательные числительные — это слова, которые обозначают количество лиц или предметов как единое целое.

К разряду собирательных числительных в русском языке принадлежат 11 слов:оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Собирательные числительные «двое» — «десятеро» являются производными от однокоренных слов, обозначающих целые числа. Числительные «двое», «трое» образованы с помощью суффикса -ой-, а все остальные — с помощью суффикса -ер-:

 два → дв[ой’э]

три → тр[ой’э]

четыре → четверо

пять → пятеро.

Все собирательные числительные не изменяются по числам, а только по падежам.

Среди собирательных числительных только слова «оба», «обе» имеют категорию рода:

 

сигнал — оба сигнала;

здание — оба здания;

ступень — обе ступени.

Числительное «оба» сочетается с существительными мужского и среднего рода, а слово «обе» — с существительными женского рода.

Понаблюдаем, как изменяются эти собирательные числительные с одушевленными и неодушевленными существительными:

 

и. п. оба сына, оба знака, обе девочки, обе монеты

р. п. обоих сыновей, обоих знаков, обеих девочек, обеих монет

д. п. обоим сыновьям, обоим знакам, обеим девочкам, обеим монетам

в. п. обоих сыновей, оба знака, обеих девочек, обе монеты

т. п. с обоими сыновьями, с обоими знаками, с обеими девочками, с обеими монетами

п. п. об обоих сыновьях, об обоих знаках, об обеих девочках, об обеих монетах

10. Падежная система существительных .

Падеж существительного в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существи- тельных. Падежи существительных – это грамматические формы одного и того же слова, которые выражают различные отношения существительного к другим словам в предложении.

Падежей в русском языке шесть. Каждый падеж употребляется в определённом значении и отвечает на вопросы:

ПАДЕЖ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВОПРОС

1. Именительный / кто? что?

2. Родительный /нет/ кого? чего?

3. Дательный /дать /кому? чему?

4. Винительный/ вижу /кого? что?

5. Творительный /горжусь /кем? чем?

6. Предложный/ думаю /о ком? о чём?

Запомните! а) Вопросы где? куда? откуда? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж.

Именительный падеж называется прямым падежом, все остальные – косвенными падежами. Изменение одного и того же слова по падежам называется склонением. Имя существительное в косвенных падежах употребляется с предлогом и без предлога. Исключение составляет предложный падеж. Слова, стоящие в этом падеже, употребляются только с предлогами. Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин. п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса. Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека. Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

11.Совершенный и несовершенный вид глагола .

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

прошедшее время;

будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

действие, которое ограничено каким-либо пределом;

результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

прошедшее время;

настоящее время;

будущее сложное время.

Они обозначают:

действие в протяженности, без указания на его предел;

незаконченность действия.

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

что делать? говорить, красить, бегать;

что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

12. Функциональные стили языка

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Обычно в современном русском языке выделяют следующие виды функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и художественный.

Разговорный стиль—общаться в непринуждённой

Обстановке (с друзьями,родными,знакомыми)

Научный—сообщать о явлениях жизни, природы и общества, объяснять их.

Официально-деловой— передавать официальную и деловую информацию.

Публицистический—сообщать новости, рассказывать об интересных людях и событиях.

Художественный—Возбудить у читателя воображения ,чувства с помощью словесных образов.

13. Функционально-смысловые типы речи:описание,рассуждение,повествование (рассказать о типах речи)

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;

  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;

  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

  2. Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.

  3. Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:

    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;

    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;

    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смертитише воды ниже травы, словно испуганная птица;

    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;

  2. синтаксических:

    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;

    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;

    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;

  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.


Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;

  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;

  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;

  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;

  • однородные сказуемые;

  • прямой порядок слов в предложении.


Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <...> Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.


Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;

  • доказательства – аргументы за и против;

  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.


Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.


Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

14. Имя прилагательное

И́мя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.

Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.

Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.

Различают три типа склонения прилагательных в зависимости от основы:

* твёрдый: красный, красного, красному

* мягкий: синий, синего, синему

* смешанный: большой, большого, большим.

15. Местоимения (краткое сообщение).

Местоиме́ние (лат. pronomen) — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное.

К местоимению можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и другие. Местоимения употребляются вместо имён существительных, прилагательных или числительных, поэтому часть местоимений соотносится с существительными (я, ты, он, кто, что и другие), часть — с прилагательными (этот, твой, мой, наш, ваш, всякий и другие), часть — с числительными (сколько, столько, несколько). Большинство местоимений в русском языке изменяется по падежам, многие местоимения — по родам и числам. Конкретное лексическое значение местоимения приобретают только в контексте, выступая в значении того слова, вместо которого употребляются.

Местоимения, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каким образом? близки по своим синтаксическим и семантическим свойствам к наречиям, и иногда их выделяют в особый класс местоименных наречий.
  1   2   3


написать администратору сайта