Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция имеет

  • Субъектом-носителем идеологии высту-пают рационально осознающие основы господствующей концепции идеологи.

  • Одним из проявлений первичных форм идеологии является язык

  • Эстетика как социальные представления о прекрасном и безобразном, изображае-мом и не изображаемом, гармоничном и дисгармоничном также является одной из базо-вых форм идеологии.

  • В. Михайлов. «Социальная свобода идеология и технология освобожд. Бода от общества


    Скачать 102.98 Kb.
    НазваниеБода от общества
    Дата07.12.2021
    Размер102.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ. Михайлов. «Социальная свобода идеология и технология освобожд.docx
    ТипДокументы
    #294408
    страница3 из 3
    1   2   3
    Глава 1. Структура социальных ограничений

    Структурные компоненты системы социальных ограничений являются формами прояв-
    ления
    системообразующего фактора социальных ограничений - воли общества к самосохра-
    нению и самоутверждению на разных уровнях культуры.


    Главным, с содержательной точки зрения, атрибутом системы социальных ограничений
    является концепция реализуемого этим обществом социокультурного проекта, содержа-
    щая его главные ценностно-целевые установки и константы,
    в особенностях которых концеп-
    ция и находит своё выражение. Концепция имеет статико-
    метафизический характер, т.к.
    в случае её изменения социокультурный проект не будет реализован. Уровень концептуальных
    социальных ограничений является высшим и одновременно наиболее скрытым уровнем соци-
    альных ограничений. Многие мыслители предпринимали попытки выявления концептуальных
    основ различных цивилизаций. Например, И. Л. Солоневич попытался выявить эти основы
    у России, а так как выявленное им показывало преимущество русской цивилизации над запад-
    ной и многими другими, то его работы стали замалчиваться. Сходные попытки выявления
    «русской идеи» как цивилизационной концепции предприняли Н. А. Бердяев, С. Л. Франк,
    А. С. Хомяков и другие авторы21. В настоящее время актуальным является выявление кон-
    цепции Западной цивилизации,
    принудительно навязывающей свою систему социальных огра-
    ничений всему миру. Интересные материалы об этом содержатся в работе А. Шлезингера22,
    обсуждающего достоинства и недостатки проекта «Цивилизации США». Более свежий мате-
    риал по теме можно найти в книгах А. Ачлея «Битва глобальных проектов»23. В качестве при-
    меров существования подобных концепций можно привести различные религии, в которых
    эти концепции содержатся имплицитно, поэтому их выявление требует аналитико-синтетиче-
    ской и герменевтической работы. Такие различные концепции жизнеустройства можно вычле-
    нить в Ветхом и Новом Заветах Библии, в Коране, Законах Ману, священных текстах других
    религий.

    В качестве примера попытки вычленения подобной концепции можно привести моно-
    графию В. Г. Тахтамышева «Библейская идеология: образ и реальность мира». «Завершение
    формирования корпуса священного текста свидетельствовало о том, что локальная цивилиза-
    ция завершила процесс своего осознания и дальнейший процесс состоит в полном проникно-
    вении учения в общественную реальность»24, - писал В. Г. Тахтамышев. Конечно, эта концеп-
    ция не обязательно носит религиозный характер. Так, библейский текст «своё содержание...
    выражает в религиозной форме. Хотя эта форма и противостоит религиозному догматизму,
    всё же последний примиряется с ней и признаёт её в качестве своей. Будучи признанной рели-
    гиозным сознанием и оказывая разрушающее воздействие на него (которое последним часто
    не осознаётся), Библия является уникальным средством управления религиозным сознанием
    и удержания его в позитивных для общественного целого рамках»25, - отмечал В. Г. Тахтамы-
    шев.

    Как видно из данной цитаты, по небезосновательному мнению В. Г. Тахтамышева, зало-
    женная в основу Библии концепция и выражающая её идеология носит нерелигиозный харак-



    21 Наш Путь. Стратегические перспективы развития России в XXI веке. - М.: Арктогея-центр, 1999. - 144с.,
    Чубайс И. Б. Идейно-идентификационная основа российского общества и государства: Автореф. Дисс. д-ра филос. наук. -
    Ростов /Дон, 2000 - 42с.


    22 Шлезингер А. М. -мл. Циклы американской истории. - М.: Прогресс, 1992. - 688с.


    23 Ачлей А. Битва глобальных проектов: В 3 ч. - М.: Волант, 2011.


    24 385. Тахтамышев В. Г. Библейская идеология: образ и реальность мира. - Росгов/Дон: ИРУ, 2000. - С.33.


    25 Там же, С.35.


    23





    В. Михайлов. «Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и сво-

    бода от общества»


    тер. Вообще, вопрос о границах религиозных и нерелигиозных (светских) учений и идеологий
    является спорным. Например, Р. Эпперсон считал, что религией является светский гуманизм,
    приводя в качестве одного из аргументов решение Верховного Суда США: «суд постановил:
    «Среди религий страны, которые не учат тому, что обычно рассматривается как вера в суще-
    ствование Бога - буддизм, даосизм, этическая культура, Светский гуманизм и другие»26. Р.
    Генон полагал, что существует всего три религии: христианство, иудаизм, ислам и множе-
    ство метафизических систем. Нередко светские идеологии подобные марксизму причислялись
    к псевдорелигиям. В принципе идеологические ограничения можно приравнять к религиозным
    в тех случаях, когда религия является не связью с трансцендентным, а культивированием
    отчуждённых от человека его собственных продуктов и потенций,
    как это показано у Л.
    Фейербаха. Примером такой псевдорелигии является описанный Д. Неведимовым, но плохо
    осознанный в обществе товаро-денежный фетишизм - «религия денег»27. Такая религия, пол-
    ностью имманентная и социальная, тождественна идеологии и является системой идеологиче-
    ских ограничений.

    Однако в любом случае различие являющихся основой идеологий религиозных и светских
    концепций порождает разнообразие исходящих из них систем социальных ограничений.


    Идеология, в отличие от концепции, носящей предельно абстрактный характер,
    является приспособлением концепции к условиям внешней — природной и социальной
    среды и особенностям подвергающихся идеологической обработке людей.
    Идеология имеет
    менее абстрактный и более детализированный характер по сравнению с концепцией и соответ-
    ственно более подвижна и подвержена изменениям. Субъектом-носителем идеологии высту-
    пают рационально осознающие основы господствующей концепции идеологи.
    «Только подавля-
    ющее меньшинство членов общества способно действительно рационально и в полном объеме
    постичь и осмыслить логику «правящих идей», их взаимосвязь, их гармонию. Массам же эта
    «элита» передает определенные готовые нормативы, выведенные из «правящей идеологии»28, -
    отмечалось в журнале «Элементы». Идеология находит своё выражение в системе специфи-
    ческих мировоззренческих представлений, способствующих реализации данной концепции.
    Например, в марксизме концептуальной цели пролетарской революции соответствовало миро-
    воззренческо-идеологическое представление об огромной роли ручного труда в становлении
    и развитии человека. Так как буржуазия не была занята ручным трудом, то подспудно получа-
    лось (хотя открыто этого не говорили), что она дальше отстояла от человеческого архетипа,
    чем пролетариат, была ближе к обезьяне и поэтому господствовала необоснованно. В кальви-
    низме по аналогичным причинам возникло представление о божественной благодати, якобы
    осеняющей богатых.

    Одним из проявлений первичных форм идеологии является язык, который опреде-
    ляет, что и как вообще можно высказать и описать. Социальные ограничения языка прояв-
    ляются в его грамматике, фонетике, орфографии, синтаксисе, пунктуации, количестве букв,
    иероглифов и прочих особенностях. Сложно согласиться с идеей В. фон Гумбольдта о том,
    что «мышление без языка попросту невозможно»29, что границы языка определяют границы
    мышления, как полагали некоторые позитивисты, не учитывая возможностей внеязыкового,
    несловесного, образного мышления30. Однако то, что невозможно или затруднительно выра-
    зить в существующем языке так и остаётся в форме туманных интуиций, мимолётных обра-
    зов, неясных чувств, эмоций и томлений, то есть фактически вытесняется за рамки куль-


    26 4 84. Эпперсон Р. Невидимая рука. - СПб.: СЗ Ф. ИНЭС, 1999. - С.420.


    27 Неведимов Д. Религия денег. - http:// www.libereya.ru. - 2003. - 736с. Дата обращения 20.05. 2007 г.


    28 Элементы. Евразийское обозрение. - 1993. - N°3. - С.1.


    29 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - С.408.


    30 Абрамова Η. Т. Несловесное мышление. - М.: ИФ РАН, 2002. - 236с.


    24





    В. Михайлов. «Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и сво-

    бода от общества»


    туры и общества, оставаясь невыраженной частью внутреннего мира людей. Таким образом,
    язык как первичная форма идеологии является матрицей возможных для выраже-
    ния состояний и чувств
    , определяющей их форму, взаимосвязи и комбинации. Что-то при
    этом получает возможность выражения, а что-то не получает, не случайно многие философы
    говорили о нехватке языка, о том, что у философии нет своего языка, и она по необходимости
    вынуждена косноязычно говорить на чужом (Г.-Г. Гадамер).

    В России широкомасштабная секуляризация языка осуществлялась в XVIII веке, начи-
    ная с правления Петра I. Ф. Прокопович рассматривал церковно-славянский язык как непро-
    свещённый и препятствующий просвещению, как язык ложного знания, стоящий на пути
    знания подлинного, как язык непонятный и мешающий пониманию31. Это показывает, что
    идеология Просвещения требовала для своего внедрения адекватного ей языка, который бы,
    в отличие от церковно-славянского, не мешал её усвоению.

    Язык как матрица возможностей развития внутренних сил человека и система первич-
    ного моделирования мировоззрения, хотя бы посредством акцентуации и связывания различ-
    ных проявлений мира, является очень важной формой социальных ограничений, предопреде-
    ляющей возможности выражения внутренних сил человека и акцентирующей (скрывающей) те
    или иные аспекты мироздания. Эти возможности и ограничения языка являются, по сути, кон-
    цептуально предопределёнными, поэтому любая оригинальная концепция пытается выстро-
    итъ свой язык, а иногда и навязать его
    обладателям других языков.

    Языковые социальные ограничения, являясь одной из базовых, первичных их форм бук-
    вально пронизывают всю культуру и все элементы системы социальных ограничений.

    Другой формой проявления идеологии, причём зависимой от языка, является
    этика.
    Этика определяет негативное и позитивное в действиях и мышлении людей и пред-
    писывает, как им следует себя вести в той или иной ситуации.
    Этика определяет основные
    морально-нравственные установки людей живущих в определённой культуре и находит своё
    выражение в содержании и структуре моральных норм. Этические социальные ограничения
    могут быть более примитивными, писанными, как 10 заповедей Моисея, а могут иметь и более
    сложный, не фиксированный характер. В последнем случае этические ограничения задаются
    в каждом конкретном случае исходя из ценностно-целевых установок соответствующей кон-
    цепции (идеологии) и не поддаются формальной рационализации
    подобно механистическим
    нормам Ветхого Завета.

    Этика как одна из форм идеологии является своеобразной и изменчивой в различных
    культурах и идеологиях. Так, в марксистской этике владение частной собственностью и осно-
    ванная на ней эксплуатация человека человеком считаются аморальными, а для Т. Гоббса
    наоборот, частная собственность - стержень свободы человека, а эксплуатация такое же есте-
    ственное явление как война всех против всех. По мнению одного из современных теоретиков
    либерализма Р. Дворкина, вопрос целей человеческой жизни и благой жизни для человека
    вообще не разрешимы, а правила морали и права не выводятся и не обосновываются в тер-
    минах более фундаментальной концепции блага для человека. Как отмечает А. Макинтайр,
    в этой позиции Р. Дворкина проявилась особенность современной этики в целом32. Это пока-
    зывает, что добро и зло для либеральной этики равноправны, то есть либерализм субстанцио-
    нально аморален.
    Отсюда закономерно вытекает пропаганда терпимости к наркомании, гомо-
    сексуализму и прочим порокам, закономерно сочетающаяся с попытками привлечения к суду
    активных оппонентов либеральной идеологии. Последними аргументами в этом случае оказы-
    ваются сила и манипулятивное убеждение. Поэтому, как констатирует в своём исследовании,
    посвящённом этической истории Запада А. Макинтайр, сегодня господствующей стала этика


    31 Безлепкин Η. П. Философия языка в России. - СПб.: Искусство, 2001. - 392с.


    32 Макинтайр А. После добродетели. -М.: Академ, проект, 2000. -С.163—165.


    25





    В. Михайлов. «Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и сво-

    бода от общества»


    своевольного индивидуалистического эмотивизма, ограниченного лишь эмотивизмом окружа-
    ющих. Подобная ситуация свидетельствует о распаде единого этического пространства зара-
    жённых этим явлением обществ, что в известной мере ограничивает его членов.

    Этические ограничения, носящие в общем внутренний, рекомендательный характер
    воплощаются в правовых ограничениях, имеющих уже обязательный характер. В отличие
    от этики, право имеет более механистичный и изменчивый характер, подобно всем низшим,
    вторичным социальным ограничениям по сравнению с высшими, первичными. Правовые
    ограничения часто запутаны, двусмысленны, противоречивы и не способны охватить собой
    все явления жизни, а потому нуждаются в корпусе истолкователей (юристов) и примените-
    лей (судей, чиновников и т.п.), которые при конкретном применении тех или иных право-
    вых норм руководствуются в конечном итоге именно этическими установками, в том числе
    и маскируемыми под «интересы» и «потребности». Этические социальные ограничения как
    представления о хорошем и плохом, допустимом и недопустимом, должном и не должном
    в очень значительной степени детерминируют не только правовые, но и экономические, поли-
    тико-управленческие, научно-технические, информационно-образовательные, военно-силовые
    сферы и отношения общества.
    Значение этических установок и ограничений хорошо пока-
    зано в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»33.

    Эстетика как социальные представления о прекрасном и безобразном, изображае-
    мом и не изображаемом, гармоничном и дисгармоничном также является одной из базо-
    вых форм идеологии.
    Эстетические нормы очень важны для материальной культуры в целом,
    а не только для искусства, ибо, в конечном счете, именно они определяют облик и формы
    большинства изделий материальной культуры, вид наших городов, одежды, всего рукотвор-
    ного мира. «Шапка-мурмолка, кепи и тому подобные вещи гораздо важнее, чем вы думаете;
    внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды, все эти разности и оттенки обществен-
    ной эстетики... вовсе не причуда, не вздор, не чисто «внешние вещи», как говорят глупцы,
    нет, они суть неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутрен-
    нем мире, это неизбежные пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых
    созреть.. ,»34, - писал К. Н. Леонтьев.

    Также как этические социальные ограничения, многие эстетические нормы принима-
    ются большинством людей бессознательно (что указывает на их неразумность). Как заме-
    чает Р. А. Уилсон, мало кто захочет есть из квадратной тарелки, но как можно добавить,
    мало
    кто и задумывается, почему тарелки круглые



    33 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808с.


    34 Леонтьев К. Н. Избранное. - М.: Рарогъ, 1993. - С.168


    26





    В. Михайлов. «Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и сво-

    бода от общества»


    Конец ознакомительного фрагмента.

    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию
    на ЛитРес.

    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета
    мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
    WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам спо-
    собом.


    27





    1   2   3


    написать администратору сайта