Главная страница
Навигация по странице:


  • Список литературы.

  • музыка. богатыркая тема в музыке. Богатырская тема в музыке


    Скачать 18.34 Kb.
    НазваниеБогатырская тема в музыке
    Анкормузыка
    Дата06.06.2022
    Размер18.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабогатыркая тема в музыке.docx
    ТипДокументы
    #571948

    МАОУ "Средняя школа № 24"

    Тема: « Богатырская тема в музыке»

    Ученика 6 класса «А»

    Любчего Михаила

    2020-2021 г.г.

    Непревзойденными мастерами эпического сказительства на Руси являлись скоморохи. Они были не только носителями традиции, но и субъектами культуры, формировавшими и продуцировавшими ее. Искусство скоморохов сохраняло тесную связь с язычеством, а в сценках и глумах зачастую содержалась острая социальная сатира. Эти факторы стали причиной преследований со стороны церкви и светской власти. В 1648 г. вышел указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», запрещавший выступления скоморохов. Со временем скоморохи как социальная группа были практически истреблены. Частичное забвение коснулось многих жанров народного творчества, в том числе эпической поэзии. Долгое время искусство исполнения былин сохранялось в крестьянской среде (преимущественно на Русском Севере). Но в XX в., вследствие глобальных социально-культурных изменений в обществе, происходит необратимое угасание традиции.

    Еще в советское время в России существовали династии сказителей, в которых былинные тексты передавались из поколения в поколение (Рябинины, Крюковы, Суриковы и др.)

    Сейчас можно утверждать, что преемственность в этом виде искусства практически утрачена.

    Современные исполнители былин учатся своему искусству по книгам, архивным записям, тогда как в народной среде передача культурного опыта происходила от учителя к ученику в живом общении, «из уст в уста».

    Сегодня исполнение эпических сказов под гусли – это не более чем музыкально-этнографическая «реконструкция». А.М. Астахова еще в 30-е гг. поднимала эту научную проблему; так, было выявлено, что репертуар династии Крюковых уже во многом зависел от печатных изданий. Впрочем, аутентичное исполнение былин, вторичное или нет, интересно, в первую очередь, знатокам народного искусства и не востребовано широкой аудиторией. Многочисленные сборники былинных текстов – это в большинстве случаев издания, ориентированные на специалистов или же пересказы для детей. В связи с этим следует заметить, что былинный текст никогда и не предназначался для чтения. Стихи с многочисленными повторами, архаичными выражениями неподготовленному читателю кажутся скучными и затянутыми; поступки, мотивы героев также не всегда понятны. Люди, воспитанные на образцах масскультуры, предъявляют определенные требования к темпу произведения, динамике развития сюжета и образов.

    Говоря о богатырских образах в музыкальной культуре, нельзя не упомянуть былины – героические народные песни. Былины обрисовывали какое-либо событие, которое происходило в истории, и исполнялись, как правило, под гусли, зачастую под одну из закрепленных мелодий.

    Для былин характерны повторения, эпитеты, абстракции, особенно при описании места действий.Нашедшие свое отражение в жанре былины богатырские образы продолжили свое существование в академической музыке. Можно назвать «Богатырские ворота в стольном граде Киеве» (из цикла «Картинки с выставки», 1874) М. П. Мусоргского; опера-фарс «Богатыри» (1876) – пародия на псевдоисторическую оперу, симфония № 2 «Богатырская» (1876)

    А.П. Бородина; Симфония № 3 «Илья Муромец» (1909–1911) Р. Глиэра. Менее популярны оперы К.А. Кавоса «Илья-Богатырь» (1806) (либретто И. Крылова) – одна из первых попыток создания национальной русской оперы и «Добрыня Никитич» (1818); «Илья Муромец» (1899) В. Серовой; «Добрыня Никитич» (1903) А. Гречанинова – опера-былина, объединившая несколько сюжетов о Добрыне и пр.

    “Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева)

    Не стоит недооценивать и деятельность Могучей кучки, П. Чайковского и других просветителей. Их работа по собирательству и записи фольклора привела не только к формированию прекрасной сокровищницы народных произведений, но и в значительной степени повлияла на творчество композиторов того времени. Можно сказать, что включение народных образов,

    в том числе, богатырских, в свои произведения стало данью моды. Так появляются оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Руслан и Людмила» М. Глинки и многие другие произведения, эксплуатирующие образы традиционной русской культуры.

    В XX и XXI вв. столь пристальное внимание к русскому эпосу в академической музыке постепенно сошло на «нет» (хотя образы богатырей периодически появляются в творчестве известных композиторов – например, «Фатима богатырь» Д. Тухманова). В современной же музыке, особенно в «фолк» и «рок» направлении, интерес к богатырским образам значительно возрос.

    Список литературы.

    1.Былины. Русский героический эпос. Вступительная статья, редакция и примечания Н. П. Андреева, - М.: 1938. Сов. писатель.

    2. Былины /Сост., вступ.ст., обраб. текстов, примеч. и слов. Ю. Г. Круглова.- М.: Просвещение, 1993.

    3. Былины /Сост., вступительная статья, подготовка текстов и комментарий, Н. М. Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1988.


    написать администратору сайта