Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока Организация класса

  • Ш. Работа над темой урока

  • Урок литературы в 11 классе на тему «Богатство поэтической речи,. Богатство поэтической речи, народнопесенное начало, философичность как основные черты есенинской поэзии


    Скачать 32.38 Kb.
    НазваниеБогатство поэтической речи, народнопесенное начало, философичность как основные черты есенинской поэзии
    Дата13.04.2022
    Размер32.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок литературы в 11 классе на тему «Богатство поэтической речи,.docx
    ТипДокументы
    #471526

    Тема: «Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэзии».

    Цели:

    -воспитательные: способствовать дальнейшему формированию и развитию коммуникативных компетенций обучающихся; развитие личностных ориентиров обучающихся;

    -развивающие:  дальнейшее развитие устной и письменной речи обучающихся; создать условия для развития общеобразовательного кругозора посредством изучения художественной литературы;

    -обучающие: актуализация способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала; постижение учащимися произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

    Оборудование: видеозапись романса на слова С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»; сборники стихотворений С.А.Есенина; Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных уреждений.Ч.1/ В.А.Чалмаев, С.А.Зинин; тетради обучающихся по литературе; раздаточный материал для экспресс-опроса; презентация.
    Ход урока

    1. Организация класса:

    - приветствие в соответствии с правилами;

    - учёт посещаемости; фиксирование опоздавших на урок;

    - положительный психологический настрой.

    -целеполагание, вступительное слово учителя.

    II. Проверка домашнего задания:

    1. Слушание романса на слова С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    2. Выразительное чтение наизусть обучающимися стихотворения С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

    3. Слово учителя (во время выступления учителя идёт презентация фотографий поэта в разные моменты жизни):


    -По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «мёртвых душах». Возможно, гоголевское восклицание «О, моя юность! О, моя свежесть!» и сожаление по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Н. В. Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из романа «мёртвые души», безусловно, не был единственным источником стихотворения. Традиционны и сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны-молодости и осени-старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.

    4. Выступления обучающихся, занимавшихся индивидуальной работой

    на тему «Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею…» :

    1-ый обучающийся:

    Содержание стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» конкретно и в то же время условно. Стихотворение наполнено поэтическими деталями гармоничного реального земного мира ("белых яблонь дым", "страна березового ситца", "весенней гулкой ранью").

    В то же время в стихотворении присутствует и образ символический – образ розового коня. Розовый конь – символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.

    Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:
    Все мы, все мы в этом мире тленны,

    Тихо льется с кленов листьев медь...

    2-ой обучающийся:

    Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:
    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

    Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст – "последняя точка". В этом же стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове "умереть", акцентируется в последней строке все-таки емкое слово "процвесть" (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово "процвесть" тоже из мира природы. Это стихотворение – благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Само слово "умереть" звучит "мягче", приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение... И. Бунин в "Жизни Арсеньева" утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: "Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)". По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.

    По своему философскому содержанию – размышление о жизни в предчувствии смерти – есенинское стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу..." перекликается с пушкинским "Вновь я посетил тот уголок земли..." Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

    Ш. Работа над темой урока:

    1.Вступительное слово учителя по теме:

    -Одна из главнейших, определяющих черт поэзии С. А. Есенина — полное слияние с народной жизнью. Родная земля дала ему большее — народный взгляд на жизнь, народную мудрость, те представления о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом столетиями.

    С детства в его душу впитался обиход родного села, с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые были источником его творчества. Владел этим неоценимым богатством он свободно и непринуждённо. Сергей Есенин говорил и пел теми словами, которыми поёт народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя всё многообразие чувств и переживаний народа.

    Для создания стихов С. А. Есенин брал поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь.

    2. Выступления обучающихся, занимавшихся исследовательской работой по творчеству поэта:

    1-ый обучающийся:

    М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. «Какой чистый и какой русский поэт!» — так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирикепоэта нашли отражение образы родной природы, черты национального характера. В его стихах звучат фольклорные интонации, в полной мере проявились в ней традиции народной поэзии. В первых же стихах С. Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне. По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» С. Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне:

    Погуляйте ратнички, Вам последние праздники. Лошади запряжены, Сундуки уложены.
    2-ой обучающийся:

    С. Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, поэт не мог пройти мимо этой формы народной культуры. Масленичные обряды, Фомина неделя, магия Ивана Купалы прочно вошли в поэтический мир С. Есенина:

    Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила... Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

    Больше всего С. Есенин любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре: им свойственны распевность, своеобразная мелодика, четкий ритм:

    Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари, Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло.

    3-ий обучающийся:

    В своей поэзии С. Есенин часто использует песенные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразуя их порой до неузнаваемости. Например, в основераннего стихотворения «Хороша была Танюша, краше не было в селе...» — сюжет народной лирической песни об измене милого, так же, как и народная песня этого типа, стихотворение построено в форме диалога. Однако С. Есенин добавляет трагическую развязку, вводит мотив убийства из ревности, не характерный для народных песен. Изучая фольклор,

    С. Есенин уловил не только многие формальные особенности народной поэзии, но и ее душевный настрой. Главный элемент этого настроя — одушевление природы:

    О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякши тишины.

    В этом фрагменте стихотворения «О красном вечере задумалась дорога...», написанного молодым поэтом, ясно видно, какими путями идет освоение фольклорных приемов. Одушевление природных явлений рождает у поэта новый образ, гораздо более сложный и отражающий не только коллективное, но и индивидуальное поэтическое видение. Таких образов в поэзии С. Есенина множество. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна» и т. д.

    3. Слово учителя:

    Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти. Человек — дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью. А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Я видел, как цветы ходили, И сердцем стал с тех пор добрей, Когда узнал, что в этом мире То дело было в Октябре. Цветы сражалися друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругой Они сразили палачей. Красный цвет революции — символ прекрасного в жизни — таким видится Есенину теперь октябрь семнадцатого года. Для поэта-гуманиста, каким он был всегда, революция — это, прежде всего, людские судьбы, их настоящее и будущее, о котором поэт говорит в «Цветах» с романтической окрыленностью. И потому, что я постиг, Что мир мне не монашья схима, Я ласково влагаю в стих, Что все на свете повторимо. И потому, что я пою, Пою и вовсе не впустую, Я милой голову мою Отдам, как розу золотую. Общечеловеческое содержание, казалось бы, глубоко личных, индивидуальных образов, за которыми чаще всего угадывается фигура самого автора, его мир дум и чувств, безыскусная, самобытнейшая метафоричность стиха; наконец, сочетание в поэме земной, конкретной романтической реальности с вселенско-глобальным охватом явлений действительности — таковы характерные черты и особенности поэтики «Цветов». Есенин по своим убеждениям и идеям — мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко вслушивающийся в биение народного сердца, в могучее дыхание родной Руси, улавливающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек. Эти строки автора наполнены гордостью и радостью, болью и тревогой за человека, его судьбу, будущее, они по праву могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству поэта. Пророческими стали слова И сколько зароют еще...

    Гуманизм Есенина, его неотступные тревоги и заботы о судьбе миллионов соотечественников — судьбе народной рождены великой любовью поэта к Родине. О край дождей и непогоды. Кочующая тишина, Ковригой хлебною под сводом Надломлена твоя луна. За перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива, Златится спелая звезда. Уже в ранних стихах поэта нет идиллии, а слышатся боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного — равнодушия к судьбам соотечественников, к человеку. И это не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта. Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником, близким и доступным миллионам! Таков Есенин. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу?

    В стихах и поэмах он говорит о непримиримом столкновении двух морально-нравственных начал в современной ему общественной жизни, о двух концепциях человека, одна из которых родилась в старом, буржуазном мире, а другую принесла революция. После зарубежной поездки Сергей Александрович писал: ...Места нет здесь мечтам и химерам. Отшумела тех лет пора. Все курьеры, курьеры, курьеры. Маклера, маклера, маклера... Если хочешь здесь душу выржать, То сочтут: или глуп, или пьян. Вот она — мировая биржа! Вот они — подлецы всех стран. Именно за границей возник у Есенина замысел поэмы «Черный человек». «Прескверный гость» — «Черный человек» у автора — это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле. Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал — эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. Высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы

    IV. Работа с литературными терминами:

    1. Экспресс-опрос (письменно):






    Литературоведческий термин

    Краткая характеристика литературоведческого термина

    1

    Имажинизм




    2

    Метафора




    3

    Олицетворение




    4

    Аллегория




    5

    Анафора




    6

    Эпифора




    7

    Риторический вопрос







    1. Эссе (устно) на тему «В чём секрет песенной популярности С.А.Есенина?».

    V.Рефлексия.Подведениеитоговурока

    Обобщающее слово учителя:

    — Сергей Александрович Есенин был яркой личностью. По словам Р. И. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределённым словом «обаяние»… любой собеседник находил в Есенине что-то своё, привычное и любимое,— и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

    VI. Домашнее задание:

    1. Чтение и осмысление поэмы С.А.Есенина «Пугачев».

    2. Поисковое задание (индивидуально): подготовка исторической справки о событиях, описанных в произведении.

    3. Изучение критической статьи на страницах учебника 435-438.


    написать администратору сайта