история бурдье. 29 5 15 00 Реферат История Бурдье 2020 АП 90 К.. Бурдье Экономическая социология
Скачать 41 Kb.
|
Бурдье «Экономическая социология» Бурдьё Пьер (1930—2002) — выдающийся французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса. Французский социолог, философ и политический публицист написал много статей и прочёл лекций. В издательском доме «Дело» вышел сборник лекций Пьера Бурдьё «Экономическая антропология».1 В нем Пьер Бурдьё доказывает, что государство создаёт пространство экономических отношений, которое гарантирует бесперебойную работу его власти. Связь экономического поля и государства в этом курсе лекций представлена весьма ограничено. Прежде всего, Бурдьё намеревался помыслить государство в историко-генетической перспективе. Сложность этой задачи состояла в том, что процесс мышления о государстве выполняется категориями самого государства. Поэтому основное место отводилось символическим аспектам, «эффектам теории», внутри которой юристы и бюрократы создавали такой объект, как государство. «Экономическая антропология» отчасти восполняет упущение, связанное с вопросом корреляции экономического поля и метаполя государства. Бурдьё рассматривает все аспекты фундаментального поля экономики, придающему власти государства «реальный» вес посредством «практической практики и практики теории». Рефлексивность ‒ несомненное достоинство П. Бурдьё. Автор не только рассуждает о себе как о субъекте объективации в рамках собственной области, но и говорит о представителях других дисциплин. «Социология, последняя из сложившихся наук, есть наука критическая, критикующая как себя, так и другие науки, как власти, так и власти от науки»,2‒ заявлял Бурдьё в другом месте. Разумеется, наибольшей властью в научном поле производства обладают экономисты, которые представляют взгляды самого государства на экономику, хозяйствующие субъекты и то, что им следует делать. Бурдьё, как бы извиняясь, в начале первой лекции говорит, что не собирается заниматься критикой экономической науки.3 Звучит не слишком убедительно. Если не содержание лекций, то постановка проблем, само «содержание формы», используя выражение Х. Уайта, оказывается преимущественно имплицитной критикой. За что и как следует критиковать экономистов? Основное «белое пятно» экономической науки, безапелляционно следующей маржинализму, это ставка на рационального субъекта, чьё поведение объясняется исключительно максимизацией выгоды. Проблема в том, что рациональный субъект экономического дискурса, являясь «схоластической выдумкой», нерефлексивно атрибутируется в онтологию действующих. Субстантивистская рациональность экономического действия ‒ иллюзия самих экономистов. Кроме того, и это важное упущение, экономисты не знают собственного основания дискурса, что облегчает их пребывание в созданном ими же «эффекте теории». «Каковы их философские предпосылки?» ‒ спрашивает Бурдьё. Пространство экономической теории универсально и внеисторично. Внутри него ‒ вменённый «cogito» агент. Отсюда неосознаваемое экономистами основание легитимно следует подвести под картезианскую философию, из которой, к слову, экономика черпает дедуктивистский метод.4 Против картезианского экономического «космоса», где «Deux» ‒ бухгалтер «cum calculator machina», Бурдьё выдвигает отработанный приём историзма. По словам социолога, именно с ним Б. Паскаль ‒ далёкий предтеча концепта поля ‒ выступил против Декарта. С позиции историзма, субстраты экономического ‒ это исторические изобретения, как, например, рынок. Бурдьё удивляет, что экономисты так и не дали ему концептуального понятия, не говоря уже о рациональном субъекте. Символическое как власть представления и классификации определяет и управляет структурой экономического обмена.5 Этот глубокий теоретический тезис разбирается в самих лекциях и комментируется в послесловии к ним, написанному Робертом Буайе. Такая постановка проблемы позволяет понять, например, практику неолиберальной теории. Буайе полагает, что неолиберальные критики вмешательства государства в экономику «на самом деле апеллировали ‒ вполне определенным и удивительным образом ‒ к власти государства».6 Они выступали за исключительное право вмешательства для своей теории, наделённой символической потенцией государственной власти. «Экономическая антропология» проясняет ремесло социолога, который в рамках «чужой» дисциплины приводит в движение такие концепты, как габитус и поле. Не стоит забывать, что лекции ‒ это учебная форма занятия. «Всё то, что я проговариваю слишком быстро, следовало бы развивать»,7‒ замечает Бурдьё. Социолог оставляет множество отправных точек как для эмпирического, так и для теоретического исследования. По материалам работы можно сделать вывод, что в лекциях, вошедших в книгу «Экономическая антропология»., излагаются его идеи о необходимости критического анализа средств социологического познания и связи социальной позиции социолога с его исследовательской стратегией, о соотношениях экономики, знаний, социальных правил и норм, о социологии и роли экономистов и социологов в развитии общества. Пьер Бурдье – один из самых авторитетных и значимых социологов прошлого века. Можно констатировать, что все исследования Пьер Бурдьё собранные в книге объединяет сочетание комплекса подходов и приемов из области экономики, антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики. Этак книга и ее материалы попытке Бурдьё критиковать экономистов в их собственном поле. Она доказывает, что даже в рамках «чужой» дисциплины анализ социолога не теряет убедительности. Источник: Пьер Бурдьё. Экономическая антропология: курс лекций в Коллеж де Франс (1992—1993)./Пер. с фр. Д. Кралечкина.М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 1 Бурдьё П. Экономическая антропология: курс лекций в Коллеж де Франс (1992–1993), М. : Издательский дом Дело РАНХиГС, 2019. 2 Там же. С. 18. 3 Там же.С. 11. 4 Там же. С. 186-187. 5 Там же. С. 283. 6 Там же. С. 283. 7 Там же. С.284. |