Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. Происхождение и жизнь Аввакума до знакомства с деятелями кружка благочестия.

  • Протопоп Аввакум. текст. Цель курсовой работы заключается в изучении жизни и деятельности Аввакума


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеЦель курсовой работы заключается в изучении жизни и деятельности Аввакума
    АнкорПротопоп Аввакум
    Дата06.04.2023
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатекст.docx
    ТипДокументы
    #1040792
    страница1 из 3
      1   2   3

    ВВЕДЕНИЕ
    В истории русского старообрядчества что ни человек — то яркая личность. Но даже на фоне других выдающихся деятелей старообрядческого движения протопоп Аввакум выделяется своей поистине исполинской фигурой, по силе проповеди приближающейся к новозаветным апостолам, а в «огнепальной ревности» по вере — к ветхозаветным пророкам. Вся его многострадальная жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за истину, была мученическим и исповедническим подвигом за Христа. Не только словом, но и всей своей жизнью доказал «богатырь-протопоп» преданность вере Христовой и заветам своих благочестивых предков. Жизнь его исключительна, слово его — гениально, вера его — невероятна.

    Цель курсовой работы заключается в изучении жизни и деятельности Аввакума.

    Исходя из цели курсового сочинения, мы ставим перед собой следующие задачи:

    1. Рассмотреть детство и начало церковной деятельности Аввакума до середины XVI в.

    2. Исследовать отношение Аввакума к церковной реформе Никона.

    3. Охарактеризовать старообрядческую и литературную деятельность протопопа Аввакума в Пустозерской ссылке.

    Объект исследования – личность протопопа Аввакума.

    Предмет исследования – деятельность протопопа Аввакума как противника реформы Никона.

    Хронологически рамки нашей работы составляют 62 года. Нижняя хронологическая рамка определяется годом рождения Аввакума – 1620 г., верхняя – 1682 г.- т.е. когда протопоп Аввакум был казнен на костре.

    Территориальные рамки курсового сочинения: деятельность Аввакума охватила всю Центральную Россию, север России, Поволжье и Западную Сибирь.

    Источниковую базу курсовой работы составляют законодательные материалы, делопроизводственная документация, источники личного происхождения, статистические источники, религиозная публицистика – богословские сочинения.

    К первой группе относятся Указ царя Алексея Михайловича о наказании бывших протопопов Аввакума, симбирского Никифора, попа Лазаря и Епифания за то, что они не просили прощения и благословления у Освященного собора1

    К делопроизводственной документации относится грамота царя Федора Алексеевича пустозерскому воеводе П.Г. Львову о переводе протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания из Пустозерска в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри.2

    К статистическим источникам относится Переписная книга Пустозерского острога переписи воеводы Г.Я. Тухачевского, составленная во время пребывания там протопопа Аввакума.3 В переписной книге приводятся сведения о населении и служилых людях Пустозерского острога, а на время содержания в нем протопопа Аввакума (1667–1682 гг.) и других ссыльных.

    Четвертую группу составили источники личного происхождения, автором которых является сам Аввакум. Все они написаны в период с 1664 по 1682 год, в основном когда протопоп отбывал ссылку в Пустозерской тюрьме.

    Основным источником является памятник древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума»4. Под «Житием» обычно подразумевают автобиографическое сочинение с жизнеописаниями святых. Но в данном случае это автобиографическое сочинение самого Аввакума, которое дает нам практически полные сведения о жизни протопопа.

    Сочинения Аввакума Петрова. Единого полного издания его сочинений не существует до сих пор. Наиболее полным и научным является издание в 39 томе Русской Исторической Библиотеке, осуществленное крупным исследователем идеологии раннего старообрядчества П. С. Смирновым1.

    Кроме того, все новые открытия единичных писем и даже отрывков, принадлежащих перу Аввакума, опубликовывались в Трудах Отдела Древнерусской Литературы и некоторых других периодических изданиях2.

    Большая часть сочинений Аввакума, исключая некоторые письма и «Книгу Обличений», челобитные, является памятниками агитационного характера, предназначенными непосредственно для пропаганды раскольничьей идеологии. Поэтому, несмотря на многочисленные преднамеренные или невольные неточности фактического плана, в идейном отношении они представляют собой надежный источник. Тенденциозность Аввакума в освещении событий несомненна, — достаточно указать на ярую антиниконовскую клевету, однако тенденциозность эта убедительно вскрыта историческими исследованиями и теперь сама может быть рассмотрена как часть идеологии Аввакума3.

    Письма, проповеди, догматические сочинения - являются литературным наследием Аввакума. Значительная часть его сочинений датирована путем сопоставления данных фактического характера с известными нам событиями. Это дало возможность исследователям заметить определенное изменение интересов Аввакума. Заранее отметим, что многие аспекты его писательской деятельности, однако, безразличны для его пропаганды как вождя раскола.

    Текст послания боярину Ф.М. Ртищеву имеет точную датировку – «во 172-м году, июля в 27 день» - 27 июля 1664г. Письмо было написано после возвращения Аввакума весной 1664 г. из сибирской ссылки.4

    Как известно, Аввакумом было написано пять челобитных царю Алексею Михайловичу, все они представляют несомненный интерес, но нами используется «первая» челобитная, написанная Аввакумом после его возвращения из сибирской ссылки в Москву в 1664г. Аввакум рассчитывает на встречу с царем, надеясь обсудить с ним проблему церковных реформ. И возможно, вскоре после того как на престол в январе 1676г. вступает старший сын Алексея Михайловича, царь Федор Алексеевич Аввакум обращается к нему в надежде на изменение отношения властей к старообрядцам.1

    Аввакум постоянно переписывался с Ф.П. Морозовой, своей верной сподвижницей. Письмо, использованное нами в качестве источника для нашей курсовой работы, относится к тому времени, когда боярыня Морозова была еще на свободе, т.е. до ноября 1671г.2

    До нас дошло три письма Аввакума своему ученику и сподвижнику Симеону, из них нам наиболее интересно второе письмо. Семен Крамешников (после пострижения Сергий) вел активную пропаганду старообрядчества и участвовал в стрелецком бунте 1682 года, проходившем отчасти под лозунгами старообрядчества. Второе письма судя по его содержанию было написано после смерти Алексея Михайловича в 1676г., когда ожидалось начало войны с Турцией.

    В своей записке «О последних увещеваниях Аввакума», автор освещает события, которые происходили в то время, когда его снова привезли в Москву после заточения в Угремском и Паорнутьевском монастырях. С 5 июля по 24 августа 1667г. Аввакума «уговаривали» высшие иерархи церкви и приближенные царя Алексея Михайловича.3

    Послание сибирской «братии» предположительно датируется летом 1681г. Оно было, по-видимому, реакцией на известие о самосожжении в январе 1679г. около двух тысяч человек в Нижегородских лесах.

    Последнюю группу источников составили богословские сочинения протопопа Аввакума, которые опубликованы в сборнике «Протопоп Аввакум. Собрание Творений»1. Из «Книги Толкований», данный источник нам интересен тем, что здесь Аввакум дает свое толкование псалм, и на их основе можно предположить, что Аввакум сам был недалек от еретичества.2

    Степень изученности темы. В дореволюционной историографии Аввакум, конечно же, признается вождем старообрядчества, но в большинстве случаев отношение к нему негативное.

    С.М. Соловьев в своем 29-томнике «История России», в 13 томе приводит биографию Аввакума на основе «Жития» протопопа. XVII век Соловьев считает веком переломным, веком движения России от Востока к Западу, и Аввакум для него прежде всего традиционалист, человек попытавшийся встать против этого движения.3

    В «Истории русского раскола старообрядчества» вышедшего в 1854 году, ее автор митрополит Макарий обличает старообрядников и их вождей, которые по его мнению опирались на решения Собора 1550г., которые он считал губительными для русской церкви.4

    А.П. Щапов в своем труде «Земство и раскол», пришел к оценке Раскола как движения социального, в «Русском расколе старообрядчества»», считает Раскол результатом косности и невежества вождей старообрядцев.5

    Одним из первых и объемных таких исследований стал труд А.К. Бороздина «Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке». А.К. Бороздин подробно излагает жизнеописание протопопа Аввакума на фоне событий раскола Русской православной церкви в XVII веке, дает историко-культурную характеристику этого времени и публикует документы, связанные с жизнью и деятельностью главного героя своих исследований.6

    Подобный же характер носит работа В.А. Мякотина «Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность». Исследователь связывает всю деятельность протопопа Аввакума со старообрядческим движением.1

    Одним из фундаментальных исследований о протопопе Аввакуме стала работа французского историка и переводчика Пьера Паскаля (1890-1983) «Протопоп Аввакум и начало Раскола». П. Паскаль впервые после А.К. Бороздина исследовал жизнь и творчество протопопа Аввакума в целом: от религиозно общественной деятельности протопопа, до таких его ипостасей, как проповедник, отец и глава семейства. П. Паскаль написал самую полную на настоящий день биографию лидера старообрядческого движения делу спасения.2

    По мнению Н.Ф. Каптрева Аввакум не знал за что боролся, его подвиг был внешне великим, но внутренне не ценным. Аввакума волновала лишь обрядовая сторона, а не сама сущность христианства, а сам Аввакум – грубый, безнравственный человек, но с сильным характером и твердой волей. Свои мысли Каптерев изложил в первом томе сочинения «Патриарха Никон и царь Алексей Михайлович».3

    В советской историографии Раскол и личность Аввакума, рассматривается через призму классового учения, а сам раскол прежде всего явление социальное. Среди историков советского периода можно выделить биографа Аввакума В.И. Малышева, который в своей работе «Летопись жизни протопопа Аввакума» опирался на печатные материалы и найденные документы, его интересует Аввакум прежде всего как личность.4

    С.А. Зеньковский в труде «Русское старообрядчество» также восхищается Аввакумом, ставит его на одно место с такими людьми, как Лютер, Кальвин, но осуждает Аввакума за поддержку массовых самосожжений.5

    А.Е. Катунский же, в своей монографии «Старообрядчество», ставит религиозный вопрос на второе место, а сам Аввакум для него представитель народных чаяний на улучшение положения простого труженика, но в тоже время автор подчеркивает, что Аввакум по своему складу был ближе к боярской среде, чем к крестьянству.1

    А.П. Богданов в сочинении «Перо и крест: Русские писатели под церковным судом», ставит Аввакума как обличителя существующих порядков, и его борьба с этими порядками, по мнению Богданова, вылились в движение против церковных реформ.2

    В 2011 г. была опубликована работа Кожурина К.Я. «Протопоп Аввакум: Жизнь за веру». Представленная в серии «ЖЗЛ» книга о нём во многих отношениях необычна. Прежде всего потому, что она принадлежит перу старообрядческого историка и даёт именно старообрядческий, во многом непривычный и неожиданный для неподготовленного читателя взгляд и на биографию «огнепального» протопопа, и на церковный раскол второй половины XVII века, и на всю русскую историю этого и последующего времени.

    Следует отметить стать Е.О. Шацкого, цель которой является - выяснить причины смертного приговора протопопу Аввакуму в 1682 году. Статья содержит историографию проблемы. Автор приходит к выводу, что Аввакум был казнён за свои религиозные воззрения.3

    В работе Р.Ю. Аторина рассматриваются основополагающие мировоззренческие концепции протопопа Аввакума, его взгляды на роль и место русского православия во Вселенской Церкви, на взаимоотношения государства и церкви, делается критический анализ церковной реформы патриарха Никона.4

    В серии ЖЗЛ в 2011 г. вышла работа Кожурина К. «Протопоп Аввакум. Жизнь за веру». Работа построена на основе опубликованных источников и раскрывает жизнь и деятельность протопопа Аввакума.1

    Работа С.А. Демченкова посвящена протопопу Аввакуму – одной из самых ярких и загадочных фигур в истории Древней Руси. Оценки его личности и деятельности крайне противоречивы: пустозерского узника называют и величайшим на Руси еретиком и святым; и дерзким литературным новатором, и последовательным традиционалистом.2

    Монография Лаврова А. С., Морохина А.В посвящена изучению религиозного движения ревнителей благочестия, в состав которых входил протопоп Аввакум.3

    Практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения отечественной истории XVII века, при реализации данной темы в учебной и внеурочной деятельности.

    Структура курсовой работы подчинена цели и задачам исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Введение раскрывает анализ данной работы, ставит цели и задачи работы. В первой главе рассматривается происхождение и жизнь Аввакума до знакомства с деятелями кружка благочестия. Во второй главе рассматривается отношения Аввакума и Никона касательно церковной реформы. В третьей главе исследуется церковный собор 1666-1677г и жизнь Аввакума в Пустозерске, анализируются богословские и литературные произведения Аввакума.

    ГЛАВА 1. Происхождение и жизнь Аввакума до знакомства с деятелями кружка благочестия.
    25 ноября 1620 года у священника села Григорова Закудемского стана Нижегородского уезда Петра Кондратьева родился сын, который, согласно православной традиции, на восьмой день (2 декабря) наречён был Аввакумом, поскольку именно на этот день по святцам приходилась память ветхозаветного пророка Аввакума.

    Не только дата, но и место рождения было по-своему знаменательно в судьбе будущего протопопа Аввакума. «Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою…» — писал он в своём «Житии».

    Родиной самого Аввакума, как уже говорилось выше, было большое село Григорово, принадлежавшее воеводе Фёдору Васильевичу Волынскому. В 15 верстах от Григорова находилось село Вельдеманово, в 1613 году пожалованное царём окольничему Алексею Ивановичу Зюзину. Именно здесь в 1605 году у крестьянина-мордвина Мины родился сын Никита — будущий патриарх Никон. 1

    О детских и юношеских годах Аввакума мы практически ничего не знаем. Родители его являли собой полную противоположность друг другу. В своём «Житии» Аввакум не осуждает своего отца — священника Петра Кондратьева, — но вместе с тем, вспоминая о нём, находит не много слов: «Отец мой жизнь жил слабую, прилежаше пития хмельнаго…»

    Пётр Кондратьев был потомственным приходским священником, вероятно, уроженцем Нижегородчины. Он обосновался в селе Григорове незадолго до рождения Аввакума, поскольку в 1620 году здесь находился и другой священник — Артамон (или Афтамон) Иванов. Согласно писцовой книге XVII века, Григорово выглядело так: «Село стоит на трех усадах, а между усадов ключь; а в селе церковь… Бориса и Глеба древяна» . В григоровской церкви Святых Бориса и Глеба отец Пётр прослужил 15 лет. После Аввакума у него было ещё четверо сыновей — Герасим, Козьма, Евфимий и Григорий. Этот-то последний вместе с Евфимием скончался в Москве во время чумы 1654 года. Герасим и Козьма были ещё живы в 1666 году.

    Воспитанием детей в семье приходилось заниматься матери — Марии. Большая постница и молитвенница, она сумела передать детям свою горячую веру во Христа, всегда уча их «страху Божию». Под её влиянием у Аввакума с юных лет развивается стремление к аскетической жизни. Мать строго соблюдала не только традиционно постные дни — среду и пятницу, но ещё и понедельник — по иноческому примеру.

    Жизнь человека в Московской Руси была подчинена определённому, некогда в незапамятные времена заданному ритму. Люди жили в атмосфере религиозности, монастырский уклад жизни был принят в каждой благочестивой семье. Часы отсчитывали по церковным службам: вечерня, павечерница, полунощница, заутреня, обедня.

    Так размеренно, неспешно протекала повседневная жизнь русского человека в дониконовской Руси. Во всем царили чин, благочиние и благолепие. Иностранец-современник пишет: «Войдя в комнату, русский ни слова не скажет присутствующим, сколько бы их тут ни было, но обращается к иконам, крестится, делает три поклона и только потом обращается к присутствующим». «Домострой» учил, дабы походка у человека была кроткая, голос умеренный, слово благочинное; пред старшими надо было сохранять молчание; к премудрым — послушание; перед сильными — повиновение; лучше мало говорить, а более слушать; не быть дерзким на словах, не слишком увлекаться беседой, не быть склонным к смеху, украшаться стыдливостью, зрение иметь долу, а душу — горе; избегать возражений, не гнаться за почестями…

    Матери Аввакум был обязан и своей любовью к чтению книг. С детских лет перечитал он все книги, которые имелись в доме его отца и в григоровской церкви. Он изучил Священное Писание, творения Отцов Церкви, практически всю литературу, которая была доступна в то время грамотному русскому человеку. Обладая прекрасной памятью, он мог целыми страницами цитировать полюбившиеся ему места из Писания — из Псалтыря и Песни песней, из Евангелия и Апостола. Ссылался он и на выдержки из исторических и святоотеческих сочинений — «Хронограф», «Четьи минеи», «История Иудейской войны», «Маргарит», «Повесть о Белом клобуке», «Великое зерцало» и многие другие.1

    Но не только Книга Божественного Откровения привлекала пытливый ум Аввакума. С любопытством и восхищением всматривался он в страницы другой книги, написанной Всевышним, — Книги Природы, в которой, словно в прозрачных водах, отражался порою лик Самого Творца… Не раз на страницах произведений Аввакума будут возникать описания природы, диковинных животных и растений тех мест, где оказывался он по Воле Божией. Эти описания — словно воспоминания об утраченном некогда Рае, где дикие животные мирно уживались рядом с человеком, дававшим им имена. Образ Райского сада, насаждённого «во Едеме на востоце», должен был напоминать христианину об истинном его отечестве…

    Аввакум рос впечатлительным ребёнком. Очень любил животных, особенно голубей («…я их смолода держал, поповичь я, голубятник был» )2. Как-то раз, увидев у соседа на дворе умершую скотину, он был настолько поражён зрелищем смерти, что с тех пор жизнь его решительно изменилась. Глубоко потрясённый увиденным, Аввакум встал среди ночи перед образами и долго плакал, помышляя о своей собственной душе и о предстоящей с неизбежностью смерти.

    Мысли о конце своего существования, об исчезновении из земной жизни навсегда и о том, что произойти это может в любой момент, не покидали отрока и находили выход лишь в горячей, живой вере в Бога, Своею смертию победившего смерть и даровавшего людям жизнь вечную.

    В 1636 году священник Пётр Кондратьев скончался. В осиротевшей семье пятнадцатилетний Аввакум оказался старшим мужчиной. Надо было кормить семью — как-никак шесть человек! К этому времени будущее призвание уже ясно определилось для него — Аввакум хотел посвятить свою жизнь служению Богу. Однако оставить семью и уйти в монастырь он не мог. Был другой путь — не удаляться в иночество от суетного мира, но идти в мир и бороться с его соблазнами, проповедуя Слово Божие и помогая слабым спасаться. Для того чтобы служить Богу в миру, стать белым священником, по церковным правилам требовалось сначала жениться, тем более и помощница в доме была нужна… В 1638 году, семнадцати лет от роду, Аввакум по настоянию своей матери женится. Ещё до женитьбы он не раз молился в ночи, чтобы даровал ему Бог жену «помощницу ко спасению». И молитвы его были услышаны: выбор пал на скромную, набожную односельчанку Анастасию, которой было тогда всего четырнадцать лет. Отец её — кузнец Марко — был «богат гораздо», однако после его смерти всё имущество пошло прахом, и юная Настя «в скудости живяше». Потом она признавалась: часто видя в церкви Аввакума, молилась по ночам, чтобы он стал её мужем. «И бысть по воли Божии тако» . «Марковна» станет верной помощницей и соратницей Аввакума, поддерживая его в самые тяжёлые минуты жизни и безропотно разделяя все выпавшие на их долю лишения. Она родит ему пятерых сыновей (Ивана, Прокопия, Корнилия, Афанасия и ещё одного, родившегося и умершего в Сибири, имя которого осталось неизвестным) и трёх дочерей (Агриппину, Акулину и Аксинию). Ей суждено будет пережить своего мужа на 28 лет…

    Вскоре умерла мать Аввакума, «в подвизе велице», перед смертью приняв иночество с именем Марфы. Не поладив по каким-то оставшимся для нас неизвестными причинам со своими односельчанами, Аввакум был изгнан из Григорова и переселился в село Лопатищи (Лопатицы) Нижегородского уезда, являвшееся вотчиной боярина Василия Петровича Шереметева, а впоследствии — его сына Петра Васильевича Большого. В 1642 году, на двадцать первом году жизни, Аввакум был рукоположён в диаконы. Прослужив два года в диаконском сане, он был поставлен в 1644 году в попы к местной церкви Рождества Христова.

    В 1644 году двадцатитрехлетний Аввакум стал священником при храме Рождества Христова в Лопатищах. В этом же году у них с Анастасией Марковной родился старший сын Иван. В 1645 году родилась дочь Агриппина. Видимо, тяжёлые жизненные обстоятельства подтолкнули Аввакума к тому, что он едва не последовал по накатанному пути своего покойного отца — об этом вскользь говорится в Прянишниковском списке его «Жития». Однако всё та же «память смертная», перевернувшая его сознание в детстве, заставила его вовремя одуматься. 1

    Вступив на путь служения Богу, Аввакум очень ответственно относится к своим пастырским обязанностям и к строгому соблюдению церковного благочиния.

    Аввакум служит в лопатищинской церкви, активно проповедует Слово Божие, поучает свою паству.

    При этом Аввакум начинает вести поистине подвижнический образ жизни. Вся его жизнь превращается практически в непрерывное богослужение. Перед тем как служить Божественную литургию, Аввакум почти не спал, проводя время за чтением. Когда подходило время заутрени, он шёл благовестить в колокол, а когда на звонницу прибегал проснувшийся пономарь, передавал колокол ему и сам шёл в церковь читать полунощницу. Пока читалась полунощница, в церковь сходились крылошане, и начиналась достаточно продолжительная заутреня, во время которой читались четыре поучения (а в воскресенье даже шесть) с толкованиями самого Аввакума. Проводимая таким образом повседневная утреня длилась обычно 4 часа, праздничная — 5 часов, а всенощное бдение под воскресенье или под великий праздник — 10 часов.

    Утреня сменялась правилом ко Святому причастию, которое Аввакум также вычитывал сам. Затем только начиналась литургия, или обедня. На службе Аввакум учил прихожан стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. По окончании обедни ещё в течение часа читалось душеполезное поучение.

    Пообедав и отдохнув два часа, Аввакум снова брался за книгу и читал до вечерни. Затем служилась вечерня, а после ужина — павечерница и ещё читались дополнительные каноны и молитвы. С наступлением ночи, уже в потёмках Аввакум клал земные поклоны: сам делал 300 поклонов, говорил 600 молитв Исусовых и 100 молитв Богородице; супруге же, которая была такой же строгой подвижницей с юных лет, делал снисхождение: «понеже робятка у нее пищат» — 200 поклонов и 400 молитв.

    Столь добросовестное и ревностное исполнение своих священнических обязанностей и строгость нравственных требований к себе и к своей пастве привлекали к Аввакуму множество людей, желавших быть его духовными чадами.

    Аввакум очень гордился своей большой духовной семьёй. Более тридцати своих духовных детей он называет по именам. В их числе люди самого разного общественного положения: боярыни и княгини, воеводы и священники, диаконы и иноки, юродивые и простые люди, девицы и вдовицы, наконец, собственные его дети.1

    Вместе с тем ревностная пастырская деятельность Аввакума нажила ему не только множество духовных детей, но и немало врагов, негодовавших на его суровые обличения и строгие нравственные требования. Аввакум смело обличал недостатки и нравственную распущенность прихожан, невзирая на их богатство и знатность.

    Первый конфликт в Лопатищах произошёл из-за обличения власть имущих. Местный начальник отнял у вдовы дочь, а когда Аввакум стал его умолять, чтобы он возвратил сиротину матери, начальник пришёл в ярость и, придя вместе со своими людьми к церкви, избил священника до полусмерти. Более получаса пролежал Аввакум без чувств. Наконец «Божиим мановением» пришёл в себя, и тогда устрашённый начальник «отступился девицы». Однако через некоторое время передумал и, «по наущению диаволю», вновь пришел в церковь. Он стал избивать Аввакума и волочить по земле за ноги прямо в священнических ризах. При этом обессиленный Аввакум даже не мог сопротивляться, а только творил Исусову молитву.

    В другой раз (было это летом 1647 года) другой начальник — некто Иван Родионович — «рассвирепел» на Аввакума за то, что тот пел церковную службу «по уставу, не борзо», то есть не торопясь, прибежал к нему в дом и, избив, «у руки отгрыз персты, яко пес, зубами». «И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошел в дом свой»2. Но этого ему показалось мало. Когда Аввакум с перевязанной рукой шёл в церковь служить вечерню, начальник снова напал на него «со двема малыми пищальми» и пытался застрелить.

    Тогда разгневанный начальник отнял у Аввакума двор, всё имущество и выгнал из села, не дав даже хлеба на дорогу. Пришлось Аввакуму вместе со всеми домочадцами и только что родившимся сыном идти искать защиты в Москву.

    Таким образом, Аввакум родился в 1621 году в селе Григорово Нижегородского уезда в семье попа. Отец его сильно пил и умер, когда мальчику едва исполнилось 15 лет. Напротив, мать Аввакума, Мария, была, как он сам о ней пишет, «молитвенница и постница». Во многом под ее влиянием Аввакум пристрастился к чтению духовных книг и приобрел в этой области глубокие познания. Он вообще был юноша очень способный - имел врожденный дар слова и исключительную память. Его церковная карьера (к которой он был предназначен во многом уже своим рождением в семье священника) развивалась успешно: в 21 год Аввакума рукоположили в дьяконы, в 23 года избрали попом, а в 31 год – протопопом (старое название протоиерея). Повсюду, где довелось служить Аввакуму (вначале это было село Лопащи, а потом город Юрьевец-Повольский), молодой священник требовал от паствы безусловного благочестия и боролся с многоголосием. Он смело уличал в мздоимстве местных «начальников», унимал от «блудни» баб и налагал на провинившихся прихожан строгие наказания. Возмущенные его непомерной строгостью жители Лопащи несколько раз избивала Аввакума батожьем прямо посреди улицы, а юрьевцы изгнали его из города.

      1   2   3


    написать администратору сайта