Протопоп Аввакум. текст. Цель курсовой работы заключается в изучении жизни и деятельности Аввакума
Скачать 0.77 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аввакум Петрович – протопоп, идеолог и один из вождей старообрядческого раскола, отличался редкими духовными дарованиями, энергией и упорной волей. Родился в с. Григорово "в Нижегороцких пределех" в семье священника. Рано потерял отца и воспитывался богомольной матерью. В возрасте 19 лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни; у них родилось 5 сыновей и 3 дочери. Переехав в с. Лопатищи того же уезда, Аввакум в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г. – во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований критикуемого им местного "начальника" в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева, поборника благочестия, после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени Аввакум начал поддерживать активные контакты с московским "кружком ревнителей благочестия" и последовательно осуществлять их планы исправления нравов. Из-за этого вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями, вызывав всеобщее недовольство. Был не раз бит и изгнан вместе с женой и малолетним сыном. Ища защиты, в мае 1652 г. Аввакум вновь направился в Москву, там получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопы. И на новом месте протопоп Аввакум своими требованиями также восстановил против себя мирян и духовенство, через 8 недель был жестоко избит толпой и бежал в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом которого был его покровитель – глава "ревнителей благочестия" протопоп Иоанн Неронов. Он представил Аввакума Царю Алексею Михайловичу. Протопоп Аввакум был привлечен к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом Патриархом Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652 г., после смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было Патриархом Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были отстранены. Властный же Патриарх, не владея греческим языком, полностью доверял грекам и требовал от всех безпрекословного послушания, не снисходя до терпеливых разъяснений и переубеждений. Обладая огромной энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил против с "огнеопальною ревностью", за что уже в сентябре 1653 г. был заключен в подвал Андроньевского монастыря, затем сослан с семьей в Тобольск, но так как и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию. Шесть лет провел Аввакум в скитаниях по Даурской земле, вплоть до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался наказаниям. В эти годы от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В 1658 г. отношения Царя и Патриарха стали конфликтными, и в 1661 г. Царь разрешил Аввакуму вернуться в Москву, возможно, надеясь привлечь его на свою сторону как уже знаменитого противника Никона. В Москве Аввакуму сулили должность справщика на Печатном дворе и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Он спорил с царским духовником Лукьяном Кирилловым, видными царедворцами и архиереями – «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф.П. Морозовой, ее сестры княгини Е.П. Урусовой и многих других московских "старолюбцев". Собор 1667 г. объявил старый обряд "еретическим" и решил наказать "еретиков" гражданскими казнями, – чем и закрепил раскол официально. Аввакуму, попу Лазарю и соловецкому иноку Епифанию за их упорство вынесли приговор – ссылка в Пустозерский острог на Печоре, в «место тундрявое, студеное и безлесное», причем Лазарю и Епифанию урезали языки. В марте 1670 Г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. Сыновей Аввакума Ивана и Прокопия также приговорили к повешению, но они "повинились" и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 14 апреля того же года состоялась вторая "казнь" пустозерских "тюремных сидельцев" (Лазарю, Федору Иванову и Епифанию вторично резали языки и рубили правые руки), Аввакума было указано "вместо смертной казни" держать в тюрьме на хлебе и воде. Ухудшение положения пустозерских узников произошло по причине распространения их писаний. 15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений, в том числе знаменитое свое "Житие" – первый в русской литературе опыт православной автобиографии, где живым разговорным языком описаны судьба автора и Русь XVII в. Это произведение не раз переводилось на иностранные языки. В 1682 году бывший священник был заживо сожжен в деревянном срубе вместе со своими ближайшими соратниками. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022) Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979. Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/libgen_00325645/mode/2up (Дата обращения: 21.04.2022) Малышев В. И. Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем [Текст] / В. И. Малышев. – Л., 1951. - С., 256-266. Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022) Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. - М., 1989. Пустозёрские узники — свидетели Истины: Сборник/ Сост., предисл., коммент., оформл. под общ. ред. епископа Зосимы. - Ростов н/Д., 2009. Литература Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом / А. П. Богданов. - М., 1990. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке / Бороздин А.К. - СПб., 1900. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/protopop_Avvakum__ocherk_iz_istorii_umstvennoi_zhizni_russkogo_obshchestva_v_XVII_veke/page/n3/mode/2up (Дата обращения: 24.04.2022). Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество / Зеньковский С.А. – М., 1995. Демкова Н.С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования / Демкова Н.С. - СПб., 1998. Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума) / Демченков С.А. — СПб., 2018. Кирилэ Ф. Протопоп Аввакум Петрович – вождь и идеолог движения русского староверчества / Кирилэ Ф. – Бухарест, 2013. Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1. / Каптерев Н.Ф. – М., 1996. Катунский А.Е. Старообрядчество / Катунский А.Е. – М., 1972. Лавров А. С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности / Лавров А. С., Морохин А.В. — СПб., 2021. Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк / Мякотин В.А. – М., 2002 Макарий митрополит Московский. История русской церкви / 2-е изд. / Макарий. - СПб.,. 1886. Т. 4. Кн. 1. – Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi / (Дата обращения: 24.04.2022). Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме / Малышев В.И. – СПб., 2010. Никольский Н.М. История русской церкви / Никольский Н.М. – Мн., 1990. Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало Раскола / Паскаль Пьер. - М., 2011. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13 / Соловьев С. М. - М., 1988. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство / Шахов М.О. – М., 1998. Щапов А.П. Сочинения. Т.I / Щапов А.П. - М., 1906. – Режим доступа: URL: http://sergeyhry.narod.ru/txt/shapov_a_p/shapov_tI_17.htm (Дата обращения: 24.04.2022). Шацкий Е.О. За что сожгли протопопа Аввакума? / Шацкий Е.О. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258—267. ПРИЛОЖЕНИЕ Аввакумъ Петровъ Поволжская старообрядческая икона, конец XVII — начало XVIII вв. Сожжение протопопа Аввакума Пётр Мясоедов, 1897 год Памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и поминальный старообрядческий крест на предполагаемом месте сожжения пустозерских узников. 22 октября 2020 г. в Боровске состоялось торжественное открытие памятника свщмч. Аввакуму. Скульптор – Олег Молчанов. 1 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. - С. 146. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022) 2 Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерусской литературы. АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.-Л., 1965. Т. 21. С. 331–332. 3 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. - С. 152. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022) 4 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979. 1 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022) 2 Малышев, В. И. Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем [Текст] / В. И. Малышев. – Л., 1951. - С., 256-266. 3 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva(Дата обращения: 21.04.2022) 4 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 691-196. 1 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://avvakum.rusarchives.ru/chetvertaya-chelobitnaya-protopopa-avvakuma-caryu-alekseyu-mikhaylovichu (Дата обращения: 27.04.2022) 2 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 437-447. 3 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. - С.,703-705. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022) 1 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 7-74. 2 Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/libgen_00325645/mode/2up (Дата обращения: 21.04.2022) 3 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13 / Соловьев С. М. - М., 1988. 4 Макарий, митрополит Московский. История русской церкви / 2-е изд. / Макарий. - СПб.,. 1886. Т. 4. Кн. 1. – Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (Дата обращения: 24.04.2022). 5 Щапов А.П. Сочинения. Т.I / Щапов А.П. - М., 1906. – Режим доступа: URL: http://sergeyhry.narod.ru/txt/shapov_a_p/shapov_tI_17.htm (Дата обращения: 24.04.2022). 6 Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке / Бороздин А.К. - СПб., 1900. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/protopop_Avvakum__ocherk_iz_istorii_umstvennoi_zhizni_russkogo_obshchestva_v_XVII_veke/page/n3/mode/2up (Дата обращения: 24.04.2022). 1Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк / Мякотин В.А. – М.: 2002 2 Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало Раскола / Паскаль Пьер.. - М., 2011. 3 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1. / Каптерев Н.Ф. – М., 1996. 4 Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме / Малышев В.И. – СПб., 2010. 5 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество / Зеньковский С.А. – М., 1995. 1 Катунский А.Е. Старообрядчество / Катунский А.Е. – М., 1972. 2 Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом / А. П. Богданов. - М., 1990. 3 Шацкий Е.О. За что сожгли протопопа Аввакума? / Шацкий Е.О. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258—267 4 Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011. 1 Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011. 2 Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума) / Демченков С.А. — СПб., 2018. 3 Лавров А. С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности / Лавров А. С., Морохин А.В. — СПб., 2021. 1 Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011. - С. 6. 1 Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011. – С. 42. 2 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979. – С. 26. 1 Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк / Мякотин В.А. – М., 2002. – С. 26. 1 Мякотин В.А. Указ. соч. - С. 27. 2 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. – С., 93. 1 Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом / А. П. Богданов. - М., 1990. – С., 152. 1 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022) 1 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979. –С., 45. 1 Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство / Шахов М.О. – М., 1998. – С., 112. 1 Никольский Н.М. История русской церкви / Никольский Н.М. – Мн., 1990. – С., 153. 1 Лавров А. С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности / Лавров А. С., Морохин А.В. — СПб., 2021. – С., 83. 1 Макарий митрополит Московский. История русской церкви / 2-е изд. / Макарий. - СПб.,. 1886. Т. 4. Кн. 1. – Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (Дата обращения: 24.04.2022). 1 Житие протопопа Аввакума… С., 54. 1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13 / Соловьев С. М. - М., 1988. – С., 120. 1 Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме / Малышев В.И. – СПб., 2010. – С., 72. 1 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество / Зеньковский С.А. – М., 1995. – С., 72. 1 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 27.04.2022) 1 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. – С., 153. 1 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 27.04.2022) 1 Шацкий Е.О. За что сожгли протопопа Аввакума? / Шацкий Е.О. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258 1 Кожурина К. Указ. соч. – С., 163. 1 Кожурина К. Указ. соч. – С., 142. 1 Демкова Н.С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования / Демкова Н.С. - СПб., 1998. – С., 72. 1Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. - М., 1989. – С., 112. 2 Демкова Н.С. Указ. соч. – С., 78. 1 Мякотин В.А. Указ. соч. – С., 139. 1 Демкова Н.С. Указ. соч. – С., 80. |