Главная страница

Целью учебной технологической практики является закрепление знаний, полученные во время обучения в вузе и использование их в рабочей среде. Основной задачей является создание образовательного портала


Скачать 55.44 Kb.
НазваниеЦелью учебной технологической практики является закрепление знаний, полученные во время обучения в вузе и использование их в рабочей среде. Основной задачей является создание образовательного портала
Дата03.09.2022
Размер55.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPraktika.docx
ТипДокументы
#660669

Введение

Целью учебной технологической практики является закрепление знаний, полученные во время обучения в ВУЗ’е и использование их в рабочей среде. Основной задачей является: создание образовательного портала. Место проведения учебной технологической практики – Кубанский государственный технологический университет. Дата проведения – с … по ….

Основной частью работы во время выполнения задания являлось изучение серверных языков программирование и написание веб-страниц, а также изучение и поддержание работы базы данных образовательного портала. Таким образом, был изучен скриптовый язык PHP.

Основная часть

В современном обучении доля использования различных цифровых образовательных ресурсов с каждым годом возрастает. Появляются как отдельные разработки виртуальных тренажеров, презентаций, тестов, игровых приложений и пр., так и целые образовательные платформы. Но часто возникает необходимость сконцентрировать все накопленные образовательные ресурсы в одном месте, причем сделать это таким образом, чтобы получился ресурс и для поддержки самостоятельного освоения учебного материала учащимися с обратной связью и для обмена опытом преподавателями. Решением такой проблемы может стать образовательный портал, в котором используются всевозможные сервисы представления информации без использования программирования, представления учебного мультимедийного материала в структурированном виде, получение обратной связи и многое другое.

Что нужно для создания образовательного портала с нуля? Первоначально следует рассмотреть несколько примеров образовательных порталов других ВУЗов, которые были созданы ранее другими разработчиками.

На первом этапе было рассмотрено несколько разных сайтов:

  1. Официальный сайт Кубанского государственного технологического университета – kubstu.ru

  2. Официальный сайт Кубанского государственного университета.

  3. Официальный сайт Тюменского индустриального университета.

При первичном рассмотрении данных сайтов, можно заметить, что самым простым клиентским интерфейсом владеет Кубанский государственный технологический университет. Это не является отрицательным фактором, если судить об этом как о положительной части загруженности страницы, но с другой стороны обладает излишней простотой в определенных моментах. Средним уровнем загруженности обладает сайт Кубанского государственного университета, однако видно, что данный сайт не подходит для компьютеров с большим разрешением экрана. Самым же загруженным среди всех сайт является Тюменского индустриального университета. Вдобавок ко всему, сайт не пользуется верхней частью, так называемой «шапкой» и в отличие от двух остальных рассмотренных сайтов, вся основная часть была переведена в левую часть и занимает огромное место, что не является положительным фактором.

Таким образом, можно выделить несколько основных особенностей хороших образовательных порталов:

  1. Общая визуальная простота. Отсутствие загруженности текстом и гиперссылками большинства страниц,

  2. Оптимизация визуальной части веб-страницы под разные разрешения экранов,

  3. При общей визуальной простоте – обладание специальными возможностями, для уменьшения общего количество веб-страниц.

К сожалению, более подробно нет возможности просмотреть техническую часть сайта, кроме как со стороны клиента, поэтому все дальнейшие рассуждения о составе образовательных порталов не представляется возможными.

Со знаниями, полученными во время обучения на направлении 09.03.01, можно создать образовательный портал невысокой сложности, без особых проблем. Для этого потребуются знания PHP или CMS (Системы управления контентом), HTML, CSS, Javascript, а также знание принципов работы с базами данных. Также дополнительно может быть полезно изучить AJAX (дополнительный подход к построению пользовательских интерфейсов, позволяющий в фоновом режиме обмениваться данными между браузером и сервером), а также jQuery.

Одной из мощнейших систем управления контентом, на основе которой можно реализовать образовательный портал, является WordPress – одна из популярнейших платформ для создания не только сайтов, но и тематических социальных сетей и порталов. Интерес к данной платформе проявляют не только программисты и разработчики сайтов, но и ученые, преподаватели.

WordPress – это бесплатная система управления содержимым сайта (Content Management System – CMS), позволяющая в кратчайшие сроки без использования программирования разработать полноценный сайт. Такие системы стали появляться после 2000 года в ответ на запрос пользователей: интернет широко развивался, носители контента, обычные пользователи, хотели сами публиковать и продвигать свой контент. В середине нулевых появляются социальные сети, блоги. Но создание сайта в то время было на уровне искусства – дано было не всякому. Нужно было знать особенности создания макета сайта в графических редакторах, освоить сложный и кропотливый процесс верстки сайта, программирование сайта. Все это ложилось на плечи веб-программистов. И каждый раз, каждый новый проект, приводил к примерно одному и тому же алгоритму. Постепенно из искусства процесс создания сайта перешел в технологию, объединил в себе нескольких специалистов, которые досконально знали технические тонкости своей части проекта: дизайнера, верстальщика, программиста, менеджера проекта. Такое деление весьма условно, для крупных проектов команда была еще больше. Когда же сайт готов, главная его ценность – контент (содержимое сайта) – должен регулярно пополняться, публиковаться, редактироваться. И процедура работы с контентом должна быть максимально простой. Ведь все мы умеем работать с текстовыми редакторами: придумал и написал текст, отформатировал, добавил изображений – интересный материал готов. Вот и публикация контента в сети Интернет должна быть максимально простой. Изначально CMS WordPress задумывалась как платформа для блогов, но в дальнейшем и пользователи, и разработчики так полюбили эту платформу, что стали реализовывать на ней форумы, интернет-магазины, тематические социальные сети, публиковать научный контент с различными интерактивными графиками. Постепенно среди множества подобных систем для создания сайтов WordPress завоевала лидерство и вот уже много лет возглавляет различные рейтинги популярности платформ для создания сайтов. И какие бы интересные проекты не реализовывались в последнее время, например, Wix, Tilda, Ucoz и др., WordPress будет обладать важным преимуществом – можно реализовать любую функциональность как с помощью бесплатных и платных плагинов, так и собственными силами (если вы знаете, что такое PHP).

WordPress написана на языке программирования PHP и работает с базой данных MySQL. На момент написания есть версии WordPress 5.4.2, работающие с версией PHP 7.4 и выше. WordPress развивается сообществом разработчиков, которое заинтересовано в открытости, доступности, производительности и безопасности своей системы. Обновления выпускаются регулярно, коллекция плагинов (функциональных расширений системы) пополняется. По данным официального сайта поддержки системы WordPress, в репозитории находится более 55 000 плагинов.

Для работы с WordPress понадобится веб-сервер, например, Apache или IIS. Также необходим сервер баз данных MySQL и интерпретатор PHP. Существуют сборки всех этих ресурсов в виде дистрибутивов, наиболее популярным является дистрибутив Denwer Дмитрия Котерова. Также установку можно осуществлять на OpenServer. Процесс установки WordPress подробно описан на официальном сайте, здесь его приводить не будем.

PHP, а позже названный PersonalHomePageTools — «Инструменты для создания персональных веб-страниц») — скриптовый язык общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений. В настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг-провайдеров и является одним из лидеров среди языков, применяющихся для создания динамических веб-сайтов.

Язык и его интерпретатор (Zend Engine) разрабатываются группой энтузиастов в рамках проекта с открытым кодом. Проект распространяется под собственной лицензией, несовместимой с GNU GPL.

В области веб-программирования, в частности серверной части, PHP — один из популярных сценарных языков (наряду с JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET).

Популярность в области построения веб-сайтов определяется наличием большого набора встроенных средств и дополнительных модулей для разработки веб-приложений[15]. Основные из них:

  • автоматическое извлечение POST- и GET-параметров, а также переменных окружения веб-сервера в предопределённые массивы;

  • взаимодействие с большим количеством различных систем управления базами данных через дополнительные модули (MySQL, MySQLi, SQLite, PostgreSQL, Oracle Database (OCI8), Microsoft SQL Server, Sybase, ODBC, mSQL, IBM DB2, Cloudscape и Apache Derby, Informix, Ovrimos SQL, Lotus Notes, DB++, DBM, dBase, DBX, FrontBase, FilePro, Ingres II, SESAM, Firebird и InterBase, Paradox File Access, MaxDB, интерфейс PDO, Redis);

  • автоматизированная отправка HTTP-заголовков;

  • работа с HTTP-авторизацией;

  • работа с cookies и сессиями;

  • работа с локальными и удалёнными файлами, сокетами;

  • обработка файлов, загружаемых на сервер;

  • работа с XForms.

По состоянию на 2010-е годы используется сотнями тысяч разработчиков; согласно рейтингу корпорации TIOBE, базирующемуся на данных поисковых систем, в мае 2016 года PHP находился на 6 месте среди языков программирования.

Входит в LAMP — распространённый набор программного обеспечения для создания и хостинга веб-сайтов (Linux, Apache, MySQL, PHP).

Среди сайтов, использующих PHP — Facebook, Wikipedia, Yahoo!, Baidu.

PHP является языком программирования с динамической типизацией, не требующим указания типа при объявлении переменных, равно как и самого объявления переменных.

К скалярным типам данных относятся:

  • целочисленный тип (int)

  • число с плавающей точкой (float)

  • логический тип (bool)

  • строковый тип (string)

К нескалярным типам относятся:

  • массив (array)

  • объект (object)

  • внешний ресурс (resource)

  • неопределённое значение (null)


HTML — стандартизированный язык разметки документов для просмотра веб-страниц в браузере. Веб-браузеры получают HTML документ от сервера по протоколам HTTP/HTTPS или открывают с локального диска, далее интерпретируют код в интерфейс, который будет отображаться на экране монитора.

Элементы HTML являются строительными блоками HTML страниц. С помощью HTML разные конструкции, изображения и другие объекты такие как интеракивная веб-формы могут быть встроены в отображаемую страницу. HTML предоставляет средства для создания заголовков, абзацев, списков, ссылок, цитат и других элементов. Элементы HTML выделяются тегами, записанными с использованием угловых скобок. Браузеры не отображают HTML-теги, но используют их для интерпретации содержимого страницы.

Язык XHTML является более строгим вариантом HTML, он следует синтаксису XML и является приложением языка XML в области разметки гипертекста.

В HTML можно встроить программый код на языке программирования JavaScript, для управления поведением и содержанием веб-страниц. Также включение CSS в HTML описывает внешний вид и макет страницы.

Язык гипертекстовой разметки HTML был разработан британским учёным Тимом Бернерсом-Ли приблизительно в 19861991 годах в стенах ЦЕРНа в Женеве в Швейцарии. HTML создавался как язык для обмена научной и технической документацией, пригодный для использования людьми, не являющимися специалистами в области вёрстки. HTML успешно справлялся с проблемой сложности SGML путём определения небольшого набора структурных и семантических элементов — дескрипторов. Дескрипторы также часто называют «тегами». С помощью HTML можно легко создать относительно простой, но красиво оформленный документ. Помимо упрощения структуры документа, в HTML внесена поддержка гипертекстаМультимедийные возможности были добавлены позже.

Первым общедоступным описанием HTML был документ «Теги HTML», впервые упомянутый в Интернете Тимом Бернерсом-Ли в конце 1991 года,. В нём описываются 18 элементов, составляющих первоначальный, относительно простой дизайн HTML. За исключением тега гиперссылки, на них сильно повлиял SGMLguid, внутренний формат документации, основанный на стандартном обобщенном языке разметки (SGML), в CERN. Одиннадцать из этих элементов всё ещё существуют в HTML 4.

Изначально язык HTML был задуман и создан как средство структурирования и форматирования документов без их привязки к средствам воспроизведения (отображения). В идеале, текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться на оборудовании с различной технической оснащённостью (цветной экран современного компьютера, монохромный экран органайзера, ограниченный по размерам экран мобильного телефона или устройства и программы голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от его изначальной задачи. Например, тег  предназначен для создания в документах таблиц, но иногда используется и для оформления размещения элементов на странице. С течением времени основная идея платформонезависимости языка HTML была принесена в жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.

Текстовые документы, содержащие разметку на языке HTML (такие документы традиционно имеют расширение .html или .htm), обрабатываются специальными приложениями, которые отображают документ в его форматированном виде. Такие приложения, называемые «браузерами» или «интернет-обозревателями», обычно предоставляют пользователю удобный интерфейс для запроса веб-страниц, их просмотра (и вывода на иные внешние устройства) и, при необходимости, отправки введённых пользователем данных на сервер. Наиболее популярными на сегодняшний день браузерами являются Google ChromeMozilla FirefoxOperaMicrosoft Edge и Safari.

CSS — формальный язык описания внешнего вида документа (веб-страницы), написанного с использованием языка разметки (чаще всего HTML или XHTML). Также может применяться к любым XML-документам, например, к SVG или XUL.

CSS используется создателями веб-страниц для задания цветовшрифтов, стилей, расположения отдельных блоков и других аспектов представления внешнего вида этих веб-страниц. Основной целью разработки CSS являлось отделение описания логической структуры веб-страницы (которое производится с помощью HTML или других языков разметки) от описания внешнего вида этой веб-страницы (которое теперь производится с помощью формального языка CSS). Такое разделение может увеличить доступность документа, предоставить большую гибкость и возможность управления его представлением, а также уменьшить сложность и повторяемость в структурном содержимом.

Кроме того, CSS позволяет представлять один и тот же документ в различных стилях или методах вывода, таких как экранное представление, печатное представление, чтение голосом (специальным голосовым браузером или программой чтения с экрана), или при выводе устройствами, использующими шрифт Брайля.

Применение CSS к документам HTML основано на принципах наследования и каскадирования. Принцип наследования заключается в том, что свойства CSS, объявленные для элементов-предков, почти всегда наследуются элементами-потомками.

Принцип каскадирования применяется в случае, когда какому-то элементу HTML одновременно поставлено в соответствие более одного правила CSS, то есть, когда происходит конфликт значений этих правил. Чтобы разрешить такие конфликты, вводятся правила приоритета.

  • Наиболее низким приоритетом обладает стиль браузера;

  • Следующим по значимости является стиль, заданный пользователем браузера в его настройках;

  • И наиболее высоким приоритетом обладает стиль, заданный непосредственно автором страницы. И далее, уже в этом авторском стиле приоритеты расставляются следующим образом:

  • Самым низким приоритетом обладают стили, наследуемые в документе элементом от своих предков;

  • Более высоким приоритетом обладают стили, заданные во внешних таблицах стилей, подключённых к документу;

  • Ещё более высоким приоритетом обладают стили, заданные непосредственно селекторами всех десяти видов (см. подраздел "виды селекторов"), содержащимися в контейнерах style данного документа. Нередки случаи, когда к какому-нибудь элементу имеют отношение, задают его вид, несколько таких селекторов. Такие конфликты между ними разрешаются с помощью расчёта специфичности каждого такого селектора и применения этих селекторов к данному элементу в порядке убывания их специфичностей. Расчёт специфичности будет описан ниже.

  • Специфичность селекторов делится на 4 группы — a, b, c, d:

  • Но, самым высоким приоритетом обладают стили, объявленные автором страницы или пользователем, с помощью сопроводительного правила !important. Если таких свойств несколько, то предпочтение отдаётся в первую очередь стилям, заданным автором или пользователем, а для остальных свойств, которые будут являться задаваемыми автором страницы, потребуется определить их специфичности по принципам, описанным выше, и применять эти свойства в порядке убывания этих специфичностей.


JavaScript — мультипарадигменный язык программирования. Поддерживает объектно-ориентированныйимперативный и функциональный стили. Является реализацией спецификации ECMAScript (стандарт ECMA-262[7]).

JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.

Основные архитектурные черты: динамическая типизацияслабая типизацияавтоматическое управление памятьюпрототипное программирование, функции как объекты первого класса.

На JavaScript оказали влияние многие языки, при разработке была цель сделать язык похожим на Java. Языком JavaScript не владеет какая-либо компания или организация, что отличает его от ряда языков программирования, используемых в веб-разработке.

Название «JavaScript» является зарегистрированным товарным знаком корпорации Oracle в США.

В 1992 году компания Nombas (впоследствии приобретённая Openwave) начала разработку встраиваемого скриптового языка Cmm (Си-минус-минус), который, по замыслу разработчиков, должен был стать достаточно мощным, чтобы заменить макросы, сохраняя при этом схожесть с Си, чтобы разработчикам не составляло труда изучить его. Главным отличием от Си была работа с памятью. В новом языке всё управление памятью осуществлялось автоматически: не было необходимости создавать буфера, объявлять переменные, осуществлять преобразование типов. В остальном языки сильно походили друг на друга: в частности, Cmm поддерживал стандартные функции и операторы Си. Cmm был переименован в ScriptEase, поскольку исходное название звучало слишком негативно, а упоминание в нём Си «отпугивало» людей. На основе этого языка был создан проприетарный продукт CEnvi. В конце ноября 1995 года Nombas разработала версию CEnvi, внедряемую в веб-страницы. Страницы, которые можно было изменять с помощью скриптового языка, получили название EspressoPages — они демонстрировали использование скриптового языка для создания игры, проверки пользовательского ввода в формы и создания анимации. EspressoPages позиционировались как демоверсия, призванная помочь представить, что случится, если в браузер будет внедрён язык Cmm. Работали они только в 16-битовом Netscape Navigator под управлением Windows.

Самая первая реализация JavaScript была создана Бренданом Эйхом (Brendan Eich) в компании Netscape, и с тех пор обновляется, чтобы соответствовать ECMA-262 Edition 5 и более поздним версиям. Этот движок называется SpiderMonkey и реализован на языке C/C++. Движок Rhino создан Норрисом Бойдом (Norris Boyd) и реализован на языке Java. Как и SpiderMonkey, Rhino соответствует ECMA-262 Edition 5.

JavaScript является объектно-ориентированным языком, но используемое в языке прототипирование обуславливает отличия в работе с объектами по сравнению с традиционными класс-ориентированными языками. Кроме того, JavaScript имеет ряд свойств, присущих функциональным языкам — функции как объекты первого класса, объекты как списки, карринг, анонимные функции, замыкания — что придаёт языку дополнительную гибкость.

Несмотря на схожий с Си синтаксис, JavaScript по сравнению с языком Си имеет коренные отличия:

  • объекты с возможностью интроспекции;

  • функции как объекты первого класса;

  • автоматическое приведение типов;

  • автоматическая сборка мусора;

  • анонимные функции.

В языке отсутствуют такие полезные вещи, как:

  • стандартная библиотека: в частности, отсутствует интерфейс программирования приложений по работе с файловой системой, управлению потоками ввода-вывода, базовых типов для бинарных данных;

  • стандартные интерфейсы к веб-серверам и базам данных;

  • система управления пакетами, которая бы отслеживала зависимости и автоматически устанавливала их.


JavaScript используется в клиентской части веб-приложений: клиент-серверных программ, в котором клиентом является браузер, а сервером — веб-сервер, имеющих распределённую между сервером и клиентом логику. Обмен информацией в веб-приложениях происходит по сети. Одним из преимуществ такого подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, поэтому веб-приложения являются кроссплатформенными сервисами.

JavaScript используется в AJAX, популярном подходе к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающемся в «фоновом» асинхронном обмене данными браузера с веб-сервером. В результате, при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью и интерфейс веб-приложения становится быстрее, чем это происходит при традиционном подходе (без применения AJAX).

AJAX, Ajax— подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером. В результате при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью, и веб-приложения становятся быстрее и удобнее. По-русски иногда произносится транслитом как «аякс». У аббревиатуры AJAX нет устоявшегося аналога на кириллице.

AJAX — не самостоятельная технология, а концепция использования нескольких смежных технологий. AJAX базируется на двух основных принципах:

  • использование технологии динамического обращения к серверу «на лету», без перезагрузки всей страницы полностью, например с использованием XMLHttpRequest (основной объект);

  • через динамическое создание дочерних фреймов;

  • через динамическое создание тега


написать администратору сайта