Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии в индустрии досуга Выполнила

  • Информационно-просветительское

  • Художественно-развивающее (творческое) направление

  • Социально защитное, или реабилитационное, направление

  • Культурный продукт это завершенная единица культурно-досугового производства.

  • Цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии в инд. реферат творческо-производчтеная деятельность. Цели и приоритеты творческопроизводственной деятельности учреждений культуры, реализующих социальнокультурные технологии в индустрии досуга


    Скачать 23.19 Kb.
    НазваниеЦели и приоритеты творческопроизводственной деятельности учреждений культуры, реализующих социальнокультурные технологии в индустрии досуга
    АнкорЦели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии в инд
    Дата16.12.2020
    Размер23.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат творческо-производчтеная деятельность.docx
    ТипРеферат
    #161092

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    Высшего образования

    «Алтайский государственный институт культуры»

    Факультет художественного творчества

    Кафедра социально культурной деятельности

    Реферат

    Цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии в индустрии досуга

    Выполнила: студентка гр.СКТиД-172 з

    Г.В.Агафонова
    Проверила: к.п.н., доцент

    Т.Т.Фисюк

    Барнаул 2018

    Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, предопределяет необходимость более глубокого освоения и дальнейшего развития рыночных форм хозяйствования. Переход на новую систему хозяйствования вынудил, в частности, учреждения культуры и искусства заняться поисками новых направлений управленческой, хозяйственной и творческой деятельности. В результате в социально-культурной сфере возникли экспериментальные площадки современных форм искусства, новые коммерческие учреждения, агентства, получили развитие многообразные проектные формы творческо-производственной деятельности.

    Вопросы творческо-производственной деятельности на протяжении десятка лет привлекают пристальное внимание научной общественности.

    Теории и технологиям культурно-досуговой деятельности, продюсированию и постановке шоу-программ посвящены работы А. Д. Жаркова, А. А. Жарковой, И. Пригожина, Е. И. Ждановой, А. Ф. Конович и др. Технологические основы социально-культурной деятельности находятся в поле зрения Г. Н. Новиковой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова и др.

    Проблемы менеджмента в социокультурной сфере, отдельные его направления деятельности нашли отражения в исследованиях В. 3. Дуликова, Л. С. Жарковой, Г. Я. Тульчинского, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова и др.

    Умение разрабатывать и создавать интересные, глубокие по содержанию, острые по тематике, находящие живой отклик в сердцах участников, яркие формы творческо-производственной деятельности становятся мерилом профессиональной компетентности современных специалистов.

    Творческо-производственная деятельность учреждений культуры представляет собой процесс созидания качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Она пронизывает все виды, формы и направления деятельности учреждений культуры.

    Творческо-производственный процесс носит целостный характер. С одной стороны, для него характерен определённый набор операций (действий), а с другой — присущ комплексный характер, который и обуславливает воспитательное воздействие в ходе самой творческо-производственной деятельности и в результате полученного продукта или оказанной услуги.

    Технологии творческо-производственной деятельности имеют как общие этапы создания конечного продукта, так и общие рубежи воспитательного воздействия. Выделить эти узлы и найти пути решения поставленных воспитательных задач с использованием наработанных технологических приёмов и творческого подхода в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей становится приоритетной задачей.

    Творческо-производственная деятельность учреждений культуры осуществляется по нескольким направлениям, которые, исходя из сложившихся социально-экономических и технологических условий, постоянно корректируются, расширяются, уточняются, сужаются или ликвидируются. На современном этапе можно выделить такие направления, как информационно-просветительское, культурно-охранное, художественно-творческое, культурно-досуговое, физкультурно-оздоровительное, социально защитное и реабилитационное. Каждое из этих направлений обладает огромным потенциалом. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современного этапа развития.

    Одним из самых актуальных направлений творческо-производственной деятельности сегодня становится информационно-просветительское. Это направление связано с тенденцией постоянного увеличения и обновления информации, чему способствуют повсеместное внедрение компьютерных технологий, изобретение все новых и новых форм и средств их доставки пользователю.

    Информационно-просветительское направление творческо-производственной деятельности связано с разработкой как единичных проектов по отдельному направлению (организация познавательных циклов кинолекций, бесед, встреч с ведущими специалистами по отраслям знаний и интересными людьми, имеющими богатый жизненный опыт, просмотр и обсуждение новинок художественного и документального кино), так и комплексных проектов, которые могут быть связаны, например, с поисковыми работами на местах военных событий и созданием по результатам поиска музеев или комнат боевой славы, а также экспозиций в краеведческих музеях. Не менее интересными могут стать информационно-просветительские творческие проекты по проведению праздничных мероприятий, связанных с памятными юбилейными событиями, возрождением народных традиций и обрядов, разработкой туристских маршрутов, экологических десантов и т.д.

    Учреждения культуры в зависимости от материальной базы, кадровых ресурсов и видов деятельности разрабатывают эксклюзивные творческие проекты, присущие данному учреждению. Так, при современных библиотеках открываются «Интеллект-центры», оснащённые читальными, компьютерными классами и классами для творческой деятельности. Разрабатываются сайты учреждений, формируется база информационных данных, разрабатываются проекты (например, «Военная история моей семьи», «Маленький читатель библиотеки большого города» и др.).

    Современные музеи (Эрмитаж, Русский музей в Петербурге, Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина и мн. другие) с помощью информационных компьютерных технологий знакомят своих посетителей с коллекциями и даже проводят для них виртуальные экскурсии по залам музея.

    Повторим, что в творческо-производственной деятельности учреждений культуры проекты довольно часто соединяют в себе несколько направлений. В них удачно сочетаются информационно-познавательное и культурно-охранное направления, когда деятельность информационных проектов переплетается с поисковой, охранной и возрожденческой деятельностью. К примеру, проекты поисково-исследовательской деятельности по изучению и возрождению традиционных народных промыслов и ремёсел совмещаются с деятельностью по созданию базы данных народных промыслов и мастеров, проектами организации коллективных и персональных выставок, открытием мастерских, проведением мастер-классов, аукционов, художественных лотерей.

    Создание информационного банка памятников истории и культуры, картотеки народных мастеров, реставраторов, коллекций, народных ремёсел и промыслов региона, с одной стороны, может стать отдельным творческим проектом, а с другой — служить источником вдохновения для поиска и разработки очередного проекта.

    Художественно-развивающее (творческое) направление является одним из наиболее востребованных в разработке проектов творческо-производственной деятельности учреждений культуры. Это направление имеет общие черты, характерные для всех видов самодеятельного творчества: полифункциональность, активность, добровольность, нерегламентированность, комплексность, самодеятельность и т.д. Среди особенных черт можно выделить такие, как использование многообразия форм содержательного воздействия, социально-психологических механизмов, конкретизация реальных героев, отбор художественных образов.

    Являясь частью народной культуры, самодеятельное творчество выполняет организаторские, культуротворческие, информационно-познавательные, рекреационно-оздоровительные, художественные, коммуникативные, педагогические и др. функции. В зависимости от видов и типов культу-роориентированной и культуротворческой деятельности самодеятельное творчество подразделяется на музыкальное, театральное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное творчество, цирковую деятельность, киноискусство, техническое творчество, исполнительское, импровизационное творчество. Особое место занимают коллективы, ориентированные на фольклористику, профессиональные виды и жанры искусства, оригинальные жанры, авторскую самодеятельность, смешанные жанры: народные театры, хоровые коллективы, театры малых форм, КВН, театры буффонады и т.п.

    К самодеятельному творчеству тесно примыкают техническое творчество, коллекционирование, поисково-исследовательская деятельность, связанная с получением новой информации и поиском предметных ценностей. Коллекционирование предполагает определённую подготовку в конкретной области знаний и освоение приёмов комплектации и систематизации коллекционируемого материала.

    Созидательная сила художественно-творческого направления творческо-производственной деятельности формирует активную жизненную позицию человека и служит мощным фактором его развития и включения в социально значимые отношения. Можно назвать много интереснейших проектов, направленных на развитие самодеятельного художественного творчества, осуществлявшихся по всей России. Значительным культурным явлением стал фольклорный проект канала «Культура» «Вся Россия», собравший лучшие профессиональные и самодеятельные фольклорные коллективы страны.

    Следующее направление творческо-производственной деятельности — культурно-досуговое направление. Ускорение ритма жизни, тотальная технологизация образа жизни, интенсификация рабочего времени, которое может продолжаться и в домашних условиях, постоянные разъезды, загруженный трафик — все это обуславливает потребность организма в психофизиологической разрядке. Смена видов деятельности и её контрастность с производственной и бытовой деятельностью становятся необходимыми условиями существования человека, снятия накопившейся усталости и преодоления стрессового состояния. Одновременно традиционные формы отдыха и развлечений сегодня становятся полем культурного развития личности, создания жизнерадостного настроения, так как включают так необходимые современному человеку факторы, способствующие рекреации: природные условия, общение с искусством, физические движения, интеллектуальные упражнения, традиции, обряды и ритуалы, интеллектуальные, игровые, зрелищно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные компоненты.

    Широко востребованным становится поиск новаторских решений при использовании традиционных форм: карнавалов, спортивных фестивалей, презентаций косметической и модной продукции, праздников детского и юношеского творчества. Поэтому современные учреждения культуры используют в рекреационных и оздоровительных мероприятиях широкую палитру новых средств, методов, форм: разрабатывают музыкально- и театрально-оздоровительные проекты, фитнес-программы, библиотерапию, психогимнастику, вводят элементы экс-трима в развлекательные программы и др.

    В частности, игра в организации и проведении досуга становится особенно востребованной формой активной деятельности, любимым развлечением, упражнением в общении, средством удовлетворения интересов, поддержания высокого морального и жизненного тонуса, духовного подъёма личности.

    Творческо-производственная деятельность при разработке игровых проектов строится исходя из вида и типа игрового проекта, выбора аудитории, учёта её возрастных, социальных, психологических и личностных особенностей, характера моделируемой ситуации, игрового процесса, способа передачи и переработки информации.

    При этом необходимо учитывать три компонента игровых технологий: зрелищно-организационную форму, социально-педагогическую значимость процесса игры, квалификацию ведущего игровой программы.

    Социально защитное, или реабилитационное, направление творческо-производственной деятельности сложилось в ответ на необходимость помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (по разным причинам). Для этого разрабатываются программы, направленные на социальную защиту и социальную реабилитацию в зависимости от типа социальной незащищённости. Это могут быть инвалиды детства, военных событий, случайных трагедий; малообеспеченные семьи, неполные семьи, временно безработные и т.д.

    Цели и задачи социально защитных технологий: социальная реабилитация, расширение круга общения, развитие творческого потенциала, самореализация и самовыражение, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, профилактика дезадаптивных форм поведения.

    Социально защитные технологии реализуются в сферах культуры, искусства, образования, досуга, физической культуры и спорта. Артистическая и культуротерапия в структуре социально защитных технологий становится важным направлением формирования пакета услуг для этих категорий населения. Социально защитные методики включают: аутотренинги, танцевальную, музыкальную, библио-, фото-, сказко-, леготе-рапии, игры, средства искусства. Интересны массовые реабилитационные проекты: фестивали слабовидящих и слабослышащих, встречи, конференции, симпозиумы, спортивные состязания и параолимпийские игры и др. Часто реабилитационные, социально защитные проекты довольно дороги, так как нуждаются в специальном оборудовании, хорошей технике, специально подготовленных кадрах. Поэтому поиск учредителей, меценатов и попечителей становится важной задачей на самых первых этапах разработки и реализации социально защитных, реабилитационных проектов.

    Творческо-производственная деятельность включает в себя элементы воспитания и обучения, связана с освоением норм поведения, которые сложились в обществе, с формированием личностных черт и качеств личности. Однако достижение этих целей — процесс достаточно сложный, многоэтапный, постепенный. И в связи с этим возникает задача правильной постановки и «инструментовки» главной цели, серии частных целей и конкретизированных задач, поскольку решаются главная и частные цели на базе многофункциональной социально-культурной деятельности и целого комплекса потребностей личности.

    В связи с высокой техничностью, технологичностью, технической оснащенностью и тщательной проработки всех аспектов сервисной деятельности во многих сегментах индустрии досуга выработалось понимание культурных продуктов.

    Культурные продукты также как и сервисные продукты, представляют собой результат множества специалистов. Поэтому в отличие от конкретной услуги. Культурный продукт имеет комплексный технологически сложный характер.

    Культурный продукт это завершенная единица культурно-досугового производства.

    Культурный досуг существует в двух вариантах:

    - вещественные продукты. Это книги, компакт-диски, кинофильмы, записи телевизионных программ и так далее. Вещественные продукты можно копировать и продавать копии.

    - невещественные продукты. Заключают в себе нематериальные усилия и духовно-целостные аспекты деятельности творческих работников. Это театральный спектакль, транслируемая вживую телепередача, а также система услуг, оказываемая работниками фитнес-клуба, ресторана, казино, игровые программы и так далее. Невещественные продукты должны каждый раз возобновляться.

    Ключевыми единицами в процессе экономического исследования изучения организационно-управленческих аспектов досугового бизнеса служат такие понятия как: товары культурного назначения, культурно-досуговые услуги, культурные продукты.


    написать администратору сайта