Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников и литературы

  • Статья_Театрализация_муз_пространства. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями


    Скачать 32.5 Kb.
    НазваниеТеатрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями
    Дата10.05.2023
    Размер32.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья_Театрализация_муз_пространства.docx
    ТипСтатья
    #1119398

    Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями
    Theatricalization of the museum space in the format of entertainment with visitors

     В.В. Михович  V.V. Mikhovich
    Аннотация: Данная статья рассматривает процесс театрализации музейного пространства при взаимодействии с посетителями. Проводится анализ музейной экспозиции, как художественного образа, определение места экскурсовода в театральной экспозиции. Дается определение понятию «музейно-театральный спектакль» . В работе сравнивается структура театрального спектакля и музейной экспозиции. Также рассматривается переход от музея, собирающего коллекции к музею-событию.

    Ключевые слова: театр, музей, музейная экспозиция, музейное пространство, спектакль, театрализация музея. 

    Annotation: This article examines the process of theatricalization of the museum space in places of visit with visitors. The museum exposition is analyzed as an artistic image, the guide's place in the theatrical exposition is determined. The definition of the concept of "museum and theatrical performance" is given. The paper compares the structure of a theatrical performance and a museum exhibition. It also moves from a museum collecting a collection to a museum-event.

    Key words: theatre, museum, museum exposition, museum space, performance, theatricalization of the museum.

    Театрализация энергично вводится в музейную практику. Музей, стараясь привлечь гостей и конкурируя с другими способами проведения свободного времени, стремится стать «музеем-событием» и «музеем-со-бытием». Более зрелищно, «драматургически» подаются материалы в экспозиции, в ее «ткань» привносятся своеобразные «знаки», присущие для других «языков», применяются макетирование и принцип интерактивности, из года в год расширяется та программа мероприятий, которую еще по инерции называют «внемузейной» (концерты, вечера, демонстрации и т.д) В то же время дворцы-музеи, исторические крепости и парки, музейные залы и выставочные комплексы все чаще становятся не только местом для проведения концертных программ, писательских и музыкальных вечеров, но и «сценической площадкой» для реализации полноценных сценических проектов - спектаклей как музыкального, так и драматического театра. В связи с этим появляется потребность в исследовании следующих вопросов: что представляет собой процесс «театрализации музея» и музейной экспозиции? Чем чревата эта тенденция и каковы ее перспективы (она имеет среди музейных рабочих как защитников, так и противников, остерегающих от экспансии зрелища в музейную практику)? Каково место экскурсовода в пространстве театрализованной экспозиции? Чем вызван интерес театральных деятелей к своеобразному «нетеатральному» музейному пространству? Могут ли эти опыты рассматриваться как значительное явление в жизни музея и театра? Как наиболее плодотворно использовать имеющиеся театральные залы в дворцах-музеях, усадебные и садово-парковые комплексы (условия проката спектаклей, создание репертуара, решение творческих и

    организационных проблем) и т. При этом постановку спектаклей в «натуральном» историческом и, как правило, музейном пространстве, можно рассматривать в контексте существующей в современной культуре моды на аутентичность в разных ее проявлениях (увеличение количества экомузеев, историко-этнографических заповедников и музеев ремесел, доминирование консервации, а не воссоздания в процессе реставрации архитектурных памятников, создание оркестров старинной музыки, исполняющих произведения на исторических музыкальных инструментах и т.

    Очевидно, что сегодня музей может рассматриваться как коммуникативное пространство, открытое для художественной практики. В то же время становится актуальным взгляд на театр и театральный спектакль с позиций музееведения. Такой подход дает возможность рассматривать театральные традиции как объект музеефикации. Таким образом, реконструкция исторических театральных жанров и зрелищных форм становится не только театроведческой, но и музееведческой проблемой. В выбранной системе координат театральный спектакль как разновидность исполнительского искусства выступает в качестве одной из форм нематериального культурного наследия («поп material»; «intangible heritage»), сохранение и популяризация которой входит в задачи музея. («Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия», принята в 2003 году на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО). 

    Музейное пространство, на первый взгляд, не является подходящим местом для различного рода развлечениям, показам и активным представлениям. Но развитие музейного дела, ввиду его популяризации, продолжает совершенствовать инструменты работы с посетителями, включая театрализацию в одну из ключевых методик.

    Внедрение театрализации обусловлено наличием конкуренции у музея не только с ему подобными учреждениями культуры, но и в принципе с организациями предоставляющими качественный досуг. Борясь за это внимание, музейная среда стремится все больше обеспечивать разностороннюю деятельность для посетителя. Использование театрализации помогает заинтересованному лицу более красочно и ярко запомнить действующее событие, вовлекая его все больше в учреждение культуры.

    Музейная экспозиция, экспонат, это то, ради чего посетитель приходит в музейное учреждение. Качественно подобранный экскурсовод обладает знаниями, касательно того, чтобы соответствующую информацию донести до посетителя «понятным, простым» языком для правильной интерпретации выставки. Но, зачастую одного лишь текстового сопровождения бывает мало- это возможно в таких случаях, когда предлагаемая экспозиция тяжела для неподготовленного к ней человека; когда аудитория является детской; а также в целях глубокого понимания, используются методы театральности и сценического представления, именуемыми театрализацией.

    Необходимость применения способов театрализации обосновано в первую очередь её универсальностью и имеет возможность решать большое количество задач: эстетическую, просветительскую,воспитательную , а также коммуникационную, рекреационную, и даже маркетинговую. Данное утверждение показывает путь трансформации музея в многофункциональный социальный институт.

    Если же говорить о спектаклях, которые показываются в театрах, то можно разделить их на несколько категорий:

    -спектакли, поставленные на сцене старинных театров (в специально построенных театральных зданиях или театральных залах дворцов);

    - спектакли, идущие на «открытом воздухе» (внутренние дворы замков, дворцовые или усадебные парки, помосты у стен исторических крепостей);

    - спектакли, поставленные в залах музеев и музеев-заповедников (музейных или выставочных залах, приспособленных для показа спектаклей, в том числе в пространстве экспозиции).

    Второй вид систематизации подразумевает то, в какой мере авторы спектакля ориентированы на создание «музейного» зрелища, это:

    - аутентичные спектакли (полное воспроизведение всех художественных компонентов действия, использование подлинных декораций, сценической машинерии и костюмов, исполнение ролей в строгом соответствии с сохранившимися партитурами, использование исторических музыкальных инструментов и т.д.)

    - спектакли с элементами реконструкции старинного зрелища (воспроизведение некоторых художественных составляющих спектакля, акцент на одном или двух из его компонентов);

    - спектакли современные по своей стилистике и выразительным средствам, появление которых в музейном пространстве обусловлено стремлением достичь художественного результата, который не может быть получен и другом пространстве.

    С одной стороны, спектакль — не есть принадлежность некоего типа театрального здания, это свободная (конечно, в рамках своей структуры) система. С другой, очевидно, что театр - это не только искусство актера (хотя без него оно невозможно по определению), но и искусство организации пространства для игры, ее восприятия и соучастия. Спектакль нуждается в ограничивающих его «рамках», как переход «от мира реального к миру изображаемому» (Б.Успенский).  Спорный вопрос, можно ли использовать элементы спектакля в музее? Мне кажется да, но ограниченно, чтобы не заходить на рамки музея, ведь если не видеть границ, то музей может превратиться в театр, поэтому нужно включать лишь элементы спектакля, какую- то его часть. Если же мы рассматриваем музей на базе театра, так называемый «театрально-музейный» зал может стать площадкой для постановки пьес драматургов и литераторов ушедших столетий, в том числе тех, чьи имена непосредственно связаны с конкретным «театром-музеем» (на этой сцене когда-то шли произведения этого автора, автор был зрителем спектаклей, проходивших в этом зале и т.д.). Старинный театральный зал может стать и «лабораторией» для реконструкции зрелища другой эпохи, то есть сценической площадкой для постановки аутентичных спектаклей. Заметим, что особенно перспективен последний вариант использования театра, если в нем сохранились старинная машинерия и декорации.

    Большую роль в создании таких спектакля играет и установка посетителей на восприятие особого «музейного» театрального зрелища. Однако, для того, чтобы «реконструкция-стилизация» стала аутентичным спектаклем режиссеру, исполнителям и зрителям нужно максимально «раствориться» в реконструируемой эпохе. Этому процессу помогает выяснение исторических реалий того времени и аспектов построения театрального зрелища, кропотливая исследовательская работа, тот багаж исторических фактов и арсенал средств, который историки театра и музейные работники могут предложить режиссерам и актерам.

    Также можно рассмотреть примеры создания театральных спектаклей вне привычного театрального пространства. Они чрезвычайно разнятся по выбору выразительных средств, способу существования актеров, тематике, и, тем ни менее, их объединяет одно - они подчиняют законам театра неприспособленные, казалось бы, для этого помещения или открытые площадки. Эти постановки, как правило, характеризуются экспериментальным отношением режиссеров-постановщиков к пространству для игры, атмосфере зрелища, делается ставка на особые взаимоотношения актеров и зрителей. В качестве характерных примеров рассматривается деятельность петербургских трупп: Классического, Белого и Формального театров, опыты иностранных режиссеров.

    Создание исторического спектакля в любом репертуарном театре обязывает постановщика не только внимательно изучить эпоху, но и «прикоснуться» к ее вещному миру, поскольку «взаимоотношения с исторической вещыо затрагивают проблему создания нужного творческого самочувствия» (М.Ю.Дмитревская). Очевидно, что наиболее органичное «включение» «аффективной творческой памяти» (К.С.Станиславский)

    происходит при создании (переносе) исторического спектакля в аутентичной среде — во дворах и у стен крепостей и замков, которые сегодня являются музеями.

    Понятие «театр вне стен» или «открытый театр» (outdoor theater) в нашей стране активно используется с начала 1980-х годов и обозначает такой вид театрального зрелища, в котором задействован понятный всем язык пластики, музыка, узнаваемые визуальные образы.

    Построение такого спектакля отличается от мизансценирования в обычных условиях «театра в помещении». Часто они интегрированы в «ткань» праздничного действа. Основная задача постановщиков таких спектаклей состоит в том, чтобы максимально использовать особенности открытой, сценической площадки: стены крепостей, замков, природный ландшафт, «средовые» характеристики и символическое «звучание» определенного исторического памятника.

    Музыкально-драматические спектакли, как правило, не требуют создания постоянной труппы, чаще всего их играют в рамках фестивальной антрепризы. Выбор пьесы или литературного источника для сценария зависит от «площадки», конкретного «сценического» пространства.

    Требуется особый подход к использованию выразительных средств актера. Режиссеры добиваются того, чтобы величественная обстановка естественных декораций не подавляла актера, а помогала ему «напитаться» исторической атмосферой, аурой определенного места и передать свои эмоции зрителю. Зритель на таких спектаклях склонен отвлекаться на внешние помехи, поэтому действие строится так, чтобы удержать внимание публики.

    При перенесении спектакля, созданного в «театре-помещении», на открытую площадку психологические акценты уступают место зрелищности. Отсюда обязательное музыкальное сопровождение для драматических спектаклей, световые эффекты, цирковые трюки, яркие костюмы. Постановка таких спектаклей требует значительных усилий от их организаторов. Как правило, устанавливается специальная осветительная и усиливающая звук аппаратура. Организация сценической площадки часто связана с подновлением (реставрацией) замковых и крепостных стен.

    Несмотря на редкую повторяемость, музейно-театральные спектакли обогащают жизнь музея, позволяют по-новому взглянуть на творческое наследие и сюжеты биографий писателей. В то же время эти постановки расширяют представление о границах сценического искусства, дают возможность для неожиданных интерпретаций классических литературных произведений. Погружение актеров и зрителей в музейную, аутентичную атмосферу рождает совершенно новое ощущение общности между ними и автором литературного произведения. Мемориальный интерьер, аура музея очень многое определяют в этих постановках, а экспонаты становятся если и не «прямыми», то «средовыми» и в этом смысле полноправными участниками спектаклей.

    Особенность актерского существования в таком спектакле заключается не только в погружении в определенную атмосферу музея, но и в «возрождении» витавших в этих стенах образов. В пьесах и сценариях, по которым ставятся спектакли, как правило, переплетены мотивы литературных произведений и обстоятельства биографии писателя. Зрители, имеющие возможность до начала спектакля ознакомиться с экспозицией музея, настроены на восприятие театральной постановки через творчество писателя, перипетии его личной жизни, проходившей в этих стенах.

    Таким образом, в залах музеев спектакль может стать, с одной стороны, - полноценным театральным произведением, с другой, - образовательной акцией, более действенной, яркой и впечатляющей, чем экскурсия по музею.

    Список использованных источников и литературы:

    1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе /А.Д.Авдеев. -М.-Л.: Искусство, 1959. 266 с.

    2. Будылин И. Восприятие музея /И.Будылин //Мир музея. 2004. - № 5 (201).1. C.20-23.

    3. Давыдов Ю.Н. Литература и зрелищные искусства /Ю.Н.Давыдов //Искусство и общение : сб. науч. ст. Л., 1984.

    4. Гнедовский C.B. Театры и театральные залы малой вместимости : автореф. дис. канд. архитектуры : 18.00.02 /C.B.Гнедовский. М. - 16 с.

    5. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. канд. историч. наук : 17.00.07 /М.Б.Гнедовский; Рос. ин-т культурологии. М.  - 18 с.

    6. Йеркович С. Основополагающие принципы выбора форм работы с посетителями /С.Йеркович //Диалог: музей и общество : материалы международной научно-практической конференции. Якутск, 2004.  - С.68-70.

    7. Конович А.А. Театрализация, как метод активизации участников массовой культурно-просветительской работы : дис. . доктора пед. наук : 13.00.05 /А.А.Конович; ЛГИК им.Н.К.Крупской. Л. 148-169 с.

    8. Махлина С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции /С.Т.Махлина //Музей в современной культуре : сб. науч. тр. /СПбГАК. СПб., 1997. - Т. 147. -С. 109-119.


    написать администратору сайта