Главная страница

Система воспитания спартиатов. Захаров_КР_ИДМ_ИПОБ-21-5. Цели и задачи системы воспитания в Спарте


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеЦели и задачи системы воспитания в Спарте
АнкорСистема воспитания спартиатов
Дата23.06.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗахаров_КР_ИДМ_ИПОБ-21-5.docx
ТипРеферат
#612097
страница2 из 5
1   2   3   4   5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ



В данной главе мы исследуем систему, содержание и методы спартанского воспитания, выделим причины и цели такого воспитания. А в связи с тем, что Спартанская система образования была очень четко рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет, она была разделена на несколько периодов, которые также будут рассмотрены в данной главе.

В VIII–IV веке до н.э., в связи с вышеописанной интенсивной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая концепция воспитания, о которой рассказывает Аристотель в некоем из своих трудов: «в Лакедемоне… почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели». Очевидно, что государство в качестве основной и единственной миссии обучения видело создание безусловной военнослужащей цивилизации и все свои силы направило на формирование нового поколения, физиологически сильного и приспособленного к выживанию в условиях воинственной политики, диктуемой Спартой. Принимая это во внимание, в полисе была установила серьезная общенациональная проверка процесса воспитания и образования. В программу обучения входили исключительно те предметы, которые способствовали развитию физиологических навыков, моральной выносливости и настойчивости, полностью вытеснив другие науки, связанные с развитием эстетической стороны человеческой души [10, с. 18 23].

Важными качествами, которые должны были отличать спартанцев от представителей других народов, были: сила, выносливость и готовность к любым жизненным трудностям. Такие качества закладывались и развивались в ребенке с первых дней жизни: в младенчестве ребенка никогда не пеленали, оставляя на солнце, ветру или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от

страха темноты и одиночества, запирали в темных комнатах на целый день, а также отучали от капризов и нытья, наказывали поркой. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, прививалось пренебрежение болью и страхом [9, с. 37 43].

Как уже говорилось ранее, в Спарте система образования была структурирована на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и была разделена на несколько этапов: от 7 до 15, от 15 до 20, от 20 до 30 лет. На каждом из этих этапов гражданам было строго запрещено воспитывать детей по своему усмотрению, это было связано с доминирующим влиянием интересов государства, которое хотело подчинить процесс воспитания своим военным потребностям.

Основными задачами в этот период были: развитие умения самостоятельно преодолевать жизненные трудности и воспитание основных моральных качеств настоящего воина: мужества, отваги перед лицом смерти и хладнокровия. Сам процесс обучения был организован под наблюдением общества, государства и всех граждан [9, с. 51 55].

В возрасте семи лет мальчиков забрали у родителей и, объединив их в группы, воспитывали вместе, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой группы, так называемых агелов, стоял мужчина-воин, который прославился на поле боя и с которого дети могли брать пример. Главной задачей этих мужчин было воспитать мужество будущих воинов. Чаще всего с этой целью «натравливали» один отряд на другой. Самая незначительная причина, приведенная учителем, могла послужить поводом для ссоры между детьми. Мужчины наблюдали за разгоревшимися потасовками, чтобы в конце похвалить самых способных и отличившихся, и наказать розгами тех, кто не особенно проявил себя в бою. Воспитание детей категорически не поручалось ограниченному кругу лиц, ведь вопросы воспитания молодежи являлся общим делом всего класса. И этот принцип «общественного контроля» был

основополагающим в системе спартанского народного образования. Аристотель писал: «Поскольку государство в целом имеет в виду одну конечную цель, ясно, что все нуждаются в едином и одинаковом воспитании, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом… То, что имеет общие интересы, должно решаться совместно». Именно поэтому представителей старшего поколения постоянно приглашали на испытания, проводимые в гимназиях, «потому что каждый считает себя в какой-то степени отцом, воспитателем и лидером любого из подростков». На этом основании любой старейшина мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не столько его правом, сколько долгом. Более того, на соревнования в качестве зрителей так же приглашались и девушки, которые стимулировали своим присутствием молодых юношей к победам. По мере того как мальчики росли, условия воспитания становились все суровее. «С двенадцати лет молодые люди ходили почти без одежды, босиком и с непокрытой головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватить на целый год. У детей были коротко подстрижены волосы. Им было запрещено мыться, за исключением определенных дней [19, с. 34 – 49].

Более того, молодые люди получали скудные пайки, что объяснялось необходимостью научиться бороться с трудностями и стать проворными и сильными воинами. Чтобы прокормиться, спартиаты часто воровали, проявляя величайшую осмотрительность и хитрость. Пойманных, в свою очередь, били кнутом и заставляли голодать. Поэтому дети стремились различными способами скрыть свои преступления.

Чтобы перейти в следующую возрастную группу, спартиаты должны были пройти ряд своеобразных испытаний в возрасте 15 лет. Одним из таких испытаний была показательная битва спартанской молодежи, на которой в качестве зрителей присутствовали все: от царя до простых выходцев из общины исходя из этого, можно сделать вывод, что государство очень серьезно относилось к образованию и его контролю. Демонстрация навыков

длилась два дня: в первый день спартиаты приносили жертвы богу войны, а уже на второй день началась битва, в которой юноши сражались на уничтожение. В бою позволялось использовать любые средства, но не оружие. Юноши обязаны были проявить смекалку и изобретательность. Мальчики дрались ногами, руками, грызли зубами, выцарапывали глаза, нападали поодиночке или в группе, сталкивали друг друга в ров, окружающий поле боя. Большинство людей погибали или остались калеками во время таких сражений, однако остальные перешли к следующему экзамену поперечному сечению у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Данное публичное испытание являлось одной из важнейших форм принципа «общественного контроля» над образованием и, имея в своей основе идею соперничества – основного принципа всего спартанского образования, – было своего рода соревнованием в терпении и выносливости. Суть испытания была такова: в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей бичевали зелеными ивовыми лозами. Юному спартанцу предстояло перенести весь процесс избиения без единого стона, в противном случае он и обрекал себя и свою семью на общественное презрение. В своих исторических свидетельствах Лукиан пишет об этом празднике: «Не смейтесь, если увидите, как спартанских юношей бьют плетьми перед алтарями, и они истекают кровью, а их матери и отцы стоят здесь и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдержат ударов, и умоляют их терпи боль дольше и сохраняй самообладание. Многие погибли в этом соревновании, не желая сдаваться перед своей семьей при жизни или показывать, что они ослаблены» [19, c. 147

165].

В 15 лет молодые люди вступали в так называемый «год испытаний». С этого возраста подростки получали право носить оружия, полученное в награду за прохождение испытания у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Год испытаний проходил вне земель Спарты. Отряды формировались из подростков и направлялись во все части страны для прохождения военной

службы. Древние философы отзываются о таких мероприятиях: «Ходить зимой босиком, спать без постелей, обслуживать себя без помощи слуг, бродить по стране ночью и днем, что помогало укрепить тело и дух, потому что соответствовало условиям настоящей военной кампании, - это также связан с ним (криптия).» Именно поэтому правительство Спарты объявляло «войну» илотам. Различные упражнения, коллективные военные игры, испытания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом – все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и развивало у детей чувство превосходства над более слабыми, а заодно и давало понятие о рабской идеологии. Побежденный враг считался низшим существом, заслуживавшем презрения в государстве, где грабеж и убийство считались доблестью и благородством [19, с. 165 188].

Поэтому, воспитанные в такой среде, юноши считали своим долгом во время криптии убивать любого илота, который казался подозрительным. Сотни рабов каждый год гибли в следствие такого террора, поддерживаемого законами государства.

«Испытательный год» оканчивался по возвращении в Спарту новому публичному бичеванию, подобно тому, что было у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь была зачислена в ирены - помощники руководителей образования. Главной задачей иренов было физическое наказание молодых членов агелы, и они справлялись с этим чрезвычайно старательно, потому что если порка была недостаточно суровой, то у самого старшего учителя был свой помощник. Кроме того, развитие речи и мышления у детей так же входило в обязанности иренов. Военная идеология не нуждалась в особой грамотности и использования сложных фраз и оборотов. На поле боя нужны были краткие ответы и четкие приказы. И эта способность прививалась детям с раннего возраста [16, с. 42 47].

«Ирен предложил ученикам вопросы, которые требовали размышлений и изобретательности, например: «Кто лучший среди мужей?» В ответе

предполагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекая мысль в самые короткие слова...». Детей учили говорить таким образом, чтобы в их словах острота смешивалась с изяществом, чтобы короткие речи вызывали пространственные размышления. Позже понятие «лаконичная» речь (от названия государства Лакония) становится нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли [16, с. 396 399].

Таким образом, с 7 до 15 лет мальчиков вводили в атмосферу военных действий, приучая их нейтрально относиться к смертям и убийствам, давая им возможность ощутить всю радость победы над врагом, этот же период являлся самым трудным для спартанских юношей.

Содержание государственного воспитания в период с 15 до 20 лет частично меняется. Мальчику, которому до 15 лет начинают прививать навыки, необходимые для выживания в условиях постоянной боевой готовности, необходимо было проявить себя и испытать все полученные навыки во время реальных боевых действий. Помимо того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения постепенно интегрируются занятия музыкой и грамотой [10, с. 61 62].

В период жизни от 21 до 30 лет система образования кажется все менее и менее суровой, объясняется это тем, что молодой человек уже имел право создать семью, а характер его занятий приближался к в военно-лагерной жизни. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, за которыми велись беседы о государственных и военных делах. И хотя юношам зачастую приходилось сидеть молча и набираться опыта, иногда им все же давался шанс выразить свое мнение. В возрасте 30 лет период обязательного военного образования оканчивается, и спартиат становится полноправным гражданином и получает полный спектр политических прав и свобод [13, с.

208 232].

Итак, мы можем сделать следующий вывод: в возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, при этом основной упор делался на развитие физической силы человека. Однако, делая акцент на заботе о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что позволило некоторым философам назвать их «абсолютно неграмотными» людьми. Насколько верна эта идея, можно судить по следующим фактам.

Греческими философами было провозглашено почти полное равенство полов: «Способности поровну распределены между полами, и все занятия от природы доступны как женщинам, так и мужчинам», эту идею можно увидеть во всех основных философских трудах того времени. Девочек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики, они также учились танцам и пению. По сложности, физические упражнения не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и крепких супругов и дети будут крепкими и здоровыми». Женщинам также разрешалось принимать участие в военных кампаниях и занятиях после достижения определенного возраста. И, кроме того, они присутствовали на всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы. Женская половина населения, ровно так же, как и мужская получила гражданские права после достижения 30-летнего возраста. В то же время, согласно закону, процесс государственного образования заканчивался, поскольку этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов [9, c. 3 – 46].

  1. 1   2   3   4   5


написать администратору сайта