Система воспитания спартиатов. Захаров_КР_ИДМ_ИПОБ-21-5. Цели и задачи системы воспитания в Спарте
Скачать 0.52 Mb.
|
ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ НАУКИ СПАРТАНЦЕВВ данной главе мы исследуем искусство и общественные науки спартанцев, а также рассмотрим их военное устройство. Спартанское войско насчитывало в своем составе спартиатов, периеков и илотов. Спарта очень бережно относилась к своим гражданам, поскольку они были немногочисленны, и потеря одного из них была невосполнима для государства; потому основную часть войск, очень часто составляли периеки и илоты и лишь небольшая часть спартиатов. Периеки служили или гоплитами, или легковооруженными. Илоты же служили, как правило, легковооруженными и оруженосцами. Кроме этого, периеки и илоты служили мастеровыми при обозе. Каждый спартиат с 20 до 60 лет был обязан по являться на военную службу по первому призыву; но само собой разумеется, что численность боевой силы зависела от обстоятельств и что не всегда все пригодные по возрасту спартиаты несли службу, а как правило лишь младший и средний возрасты (до 40 лет), старшие же лишь в случае сильной необходимости. При выступлении в военный поход царь осуществлял жертвоприношение Зевсу; на границах спартанского государства приносили еще одну жертву Зевсу, а также Афине. При совершении обоих жертвоприношений совершались гадания по внутренностям жертвенных животных, и лишь в случае благоприятных результатов гадания войско выступало в поход или шло далее. При втором жертвоприношении специальный «огненосец» брал с жертвенника священный огонь, который должен был поддерживаться весь поход. Спартиаты вообще очень строго соблюдали законы религии и считали большим грехом выступление на войну без соблюдения необходимых религиозных обрядов или во время праздников. «С детства, ведомые к тому, чтобы быть доблестными воинами, спартиаты смотрели на битву как на праздник и готовились к ней как к пиру: все одевались однообразно в красные плащи, расчесывали и умащали свои длинные волосы и украшали венками шлемы». Утром, перед битвой, жертву приносили Эроту и Музам, «первому потому, что победа основана была на единодушном действии друзей, соединенных узами любви. Музам для того, чтобы припомнить воинам те мысли о преданности отечеству, храбрости, самопожертвовании, которые им с детства были внушаемы песнями поэтов». Во время сражения царь находился в центре боевого строя, окруженный свитою, которую составляли два эфора, врачи, гадатели, музыканты и др. Пред самым началом сражения царь приносил в жертву еще козу Артемиде — Агротере, а затем под музыку, с пением боевой песни, фаланга со сомкнутыми рядами медленно, в такт маршу и песни, начинала наступать на неприятеля и старалась, при этом, расстроить его ряды, иногда употребляя для этого различные ловкие эволюции и контрмарши. Очень редко выдерживали враги нападение спартанской пехоты, и до правления Эпаминонда эта пехота считалась абсолютно непобедимой в открытом поле. Но осадное искусство спартанцам было незнакомо, и поэтому от них можно было долго отбиваться, запершись в городе. Не умели они и сами защищаться за стенами, которых, впрочем, и не имела Спарта, так как личная храбрость граждан должна была служить порукою в ее безопасности. Бегущего неприятеля спартиаты не преследовали далеко, чтобы не расстроить правильных рядов фаланги и, чтобы неприятель скорее оставлял поле битвы, уверенный, что в бою со спартиатами это есть лучшее средство избежать смерти. На основе этого, можно сделать вывод, что спартиаты на тот период времени, обладали самой лучшей сухопутной армией в эллинском ареоле, если не во всем мире. Причина этого, по мнению большинства историков, к которому мы присоединяемся, кроется в специфической системе воспитания, которая ориентировалась исключительно на военные потребности государства. Беря это во внимание, можно сделать вывод о том, что обучение военному мастерству, действительно, играло ведущую роль в системе спартанского образования, заботе об интеллектуальном развитии детей не было уделено должного внимания. Например, мальчиков учили читать и писать только в пределах необходимости: чтобы они могли прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в тему считалось роскошью, и его целесообразность отрицалась. Напротив, спартанские власти уделяли большое внимание хоровому пению. Уже древние философы заметили, что «ритм и мелодия содержат проявления гнева и кротости, мужества и умеренности... а также других моральных качеств, наиболее близких к реальности». Хором пели юноши в агелах, мужчины в возрасте на праздниках, воины на полях боя. Музыка объединяла людей, создавала настроения единства и силы и была возведена спартанцами в ранг культа. «В песнях было что-то такое, что пробуждало мужество, что-то такое, что увлекало душу восторженным порывом к действию». Все песни можно было охарактеризовать как военные, либо хвалебные, прославляющие тех, кто пал за Спарту. Грамотность и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, которым обучали детей в период государственного образования [19, с. 189 – 199]. Таким образом, мы видим, что в спартанских гимназиях не уделялось большого внимания ни науке, ни искусству. Однако нельзя назвать спартанцев «абсолютно неграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их образа жизни в военном лагере. В области воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства, спартанцев нельзя обвинить в невежестве. |