Целостный анализ лирики Лермонтова. Целостный анализ. Целостный анализ художественного текста
Скачать 67.4 Kb.
|
Целостный анализ художественного текста Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов (1841 г.) 1. Биографический комментарий В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности. Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова. 2.Макроуровень анализа Особенности жанра Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности. Особенности лирического сюжета и композиции Композиционно стихотворение можно разделить на две части. В первых двух строфах автор описывает все прелести природы, которыми он не перестает наслаждаться. Но, в то же время, под светом луны он начинает задумываться о смысле жизни и задавать самому себе риторические вопросы. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Именно в этих строках прослеживается основной вопрос автора, которым он задается не первый день. Он продолжает искать себя. В последующих трех строфах автор начинает давать ответы на свои же вопросы. Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. Здесь хорошо видно, что лирический герой очень устал. Он не жалеет ни о чем, ни о своем прошлом, ни о настоящем, ни о будущем. Ему хочется просто покоя. Мечтает он лишь о свободе и тишине. Образный строй стихотворения. Система тропов. Лермонтов всегда прибегает к использованию системы образов, тем самым делая стихотворение более выразительным и красочным. В образе звездной ночи автор показывает свой внутренний мир. Здесь хорошо просматриваются его неземные мысли, размышления. Он пытается получить ответы на свои вопросы именно у бескрайнего звездного неба. Говоря о кремнистом пути, конечно же, Лермонтов подразумевает свой нелегкий жизненный путь, на котором постоянно появлялись какие-то преграды. А добавление в картину тумана характеризует неясность будущего. Он не знает, что его ждет и что именно приготовила ему судьба. В заключительных же строках лирический герой определяется со своими желаниями. Он ясно начинает понимать, что именно ему необходимо. Покой и умиротворение – это все, чего требует его уставшая душа. Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием. Эпитеты «кремнистый путь», «ночь тиха», «в сияньи голубом» создают красочные образы, оформляя колористику всего произведения, настроение умиротворения и покоя. Метафора «холодным сном могилы» выступает важным элементом в создании атмосферы таинственных раздумий, подведению итогов жизни, мыслей о конце и начале. Благодаря ей смерть предстает, не как физическое, а как ментальное явление, увядание самой души человека. При помощи олицетворений «пустыня внемлет богу», «звезда с звездой говорит», кажется, будто природа является более живой, чем лирический герой. Она бессмертна и статична, а людям остается лишь быть ее временными элементами. Важную роль играет оксюморон «светлая печаль», она служит подтекстом в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», раскрывая благотворное влияние печали и грусти на внутренний мир человека. Ведь именно благодаря этим состояниям герой приходит к ответам на волнующие его вопросы. 3. Микроуровень анализа: Рифма и размер Рифма перекрестная. Чередование 1-3,2-4 строки. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Размер – хорей. 4. Историко-литературный характер Место произведения в творчестве автора, в рамках литературного направления и течения Стихотворение принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это произведение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея. Темный дуб склонялся и шумел. Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу. Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы. |