Ценность как предмет флсиологии. Реферат ( Ценность как предмет аксиологии ). Ценность как предмет аксиологии
Скачать 33.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Центр непрерывного совершенствования профессионального мастерства Педагогических работников Реферат на тему: ЦЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКСИОЛОГИИ ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ программа «Современные подходы к этнокультурному воспитанию учащихся в предметной области «Искусство» Выполнил: учитель (МКОУ Волошинская ООШ, Воронежская обл., Острогожский р-н., с. Волошино ул. Октябрьской революции д. 1в. Карпенко Мария Юрьевна (т. 8(951) 541-02-94, maria.karpenk0@yandex.ru ) Руководитель: Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры изобразительного Искусства и дизайна Ерошенко Юлия Владимировна ______________________________ (подпись) Воронеж План Введение История формирования аксиологии как отдельной самостоятельной философской дисциплины. Аксиология как философская дисциплина в настоящее время. Классификация ценностей. Заключение. Список литературы. Введение Философия является весьма сложной системой знания, в которой исследуются предельно общие вопросы, касающиеся системы «Человек-Мир». Наряду с онтологией, гносеологией, диалектикой и т. д. она включает в себя также и раздел, в котором окружающий человека мир всматривается с точки зрения его значения для человека, т. е. ценности. Этот раздел называется аксиологией, основы которой были сформулированы ещё в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования. Известно, что человек в своих отношениях с окружающим миром проявляет себя, в отличии от животных, универсально, т. е. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к полноте своего существования, творя по меркам любого рода и многогранно раскрывая свою творческую сущность. Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?" Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. Основы аксиологии были заложены уже в древней философии. Ценностные суждения имели место в буддизме (Индия), конфуцианстве (Китай), в иных философских течениях и школах. Греческий философ Сократ попытался в общем виде сформулировать основной вопрос аксиологии: "Что есть благо?", т.е. ценное, значимое для человека. В духе своего времени (а греческая философия была преимущественно рационалистической) он выделял знание как высшее благо, которое призвано способствовать становлению человека в качестве человека. Но знание — это ведь не единственное благо, тем более, что оно бывает и истинным, и ложным. Поэтому Сократ и предложил ту призму ("Что есть благо?"), опираясь на которую, можно сознательно формировать ценностное отношение к миру, т.е. раскрывать его смысл, значение для человека, находить в нем положительное или же отрицательное для себя. Таким путем формируется мир ценностей (значений, смыслов), конкретный для каждой эпохи, народа, отдельной группы и индивида. Заметим, что в античной философии благо, т.е. нечто положительное, имеющее физическое и духовное значение, желанное для человека, трактовалось по-разному, — аскетизм у киников, наслаждение у эпикурейцев, невозмутимость духа у стоиков, разумная душа у Платона, гармония природы для Пифагора и т.д. Напротив, в восточной философии (Индия, Китай) подчеркивались иные ценности — созерцание окружающего мира и самосозерцание, ненасилие по отношению к природе, почитание старших в семье. В средние века, когда в философии господствовал геоцентризм, высшим благом считалось почитание Бога как высшего (абсолютного) начала, любовь к нему и поклонение, неуклонное следование божественным заповедям. Напротив, отрыв от Бога рассматривался как грех, грехопадение. В это время в язык философии входит знаменитая триада понятий — Истина,Добро и Красота, которые символизируют высшие духовные ценности и требуют к себе благоговения, т.е. трепетного отношения, почтения к ним. В отличие от средневековья, эпоха Возрождения в качестве высшей ценности предложила рассматривать не Бога, а живого и деятельного человека, и счастье искать не на небесах, а на земле. В это время в культуре сформировался гуманизм — течение, которое рассматривает человека в качестве высшей ценности и цели общества. В Новое время (XVII — XIX вв.) благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием ("Знание — сила", подчеркивал Ф.Бэкон). "Я мыслю — следовательно, я существую", полагал Р.Декарт. В эту эпоху окружающий человека мир воспринимался, прежде всего, как мастерская, т.е. объект практики. Новое время стало также выделять и подчеркивать субъекта — человека как существа мыслящего и деятельного, обладающего духовностью. И.Кант ввел понятие "ценность" и применил его в своей антропологии, сделав акцент прежде всего на нравственных ценностях — совесть, долг, честь и др. Напротив, в классическом марксизме (К. Маркс, Ф.Энгельс) были подчеркнуты социально-политические ценности — революция, свобода, равенство и справедливость, всеобщность труда. Ф.Ницше в своем учении о "сверхчеловеке" призвал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос о "ценностных рангах" (иерархия ценностей). С возникновением экзистенциализма (С.Кьеркегор и др.) философия усилила внимание к так называемым экзистенциальным ценностям (свобода, счастье и др.), которые связаны с осмыслением человеком смысла собственного существования. Можно сказать, что философия Нового времени постепенно переместила акцент в исследовании с познавательного на ценностное отношение человека к окружающему миру, и это явилось значительным шагом в становлении аксиологии, углублении представлений о человеке как социокультурном существе. В середине XX в. аксиология заняла видное место в структуре философского знания. Более того, в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика в некоторых течениях (экзистенциализм, неотомизм и др.) стала выдвигаться на ведущие позиции. Тем более, что характер нынешнего исторического времени (бытие человечества между жизнью и грозящей смертью) поставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например — о переосмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей природе, о жизненных целях человека. Отметим и то, что в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности, которые явились одним из глубинных источников кризиса цивилизации, — потребительство, утилитарное отношение к природе, тоталитарные идеологии, агрессивные войны. Аксиология – философская дисциплина, изучающая ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия. Ценность изучается в аксиологии в качестве типа связи между духовным миром человека и социокультурным контекстом его жизни. Основная задача аксиологии связана с анализом того, как возможна ценность в общей структуре бытия и как она соотносится с миром наличного бытия, с данностями общества и культуры, как ценности, будучи обращены к человеку, реализуются в действительности. Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера — это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Аксиосфера представляет собой огромное многообразие ценностей — этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П.Вышеславцевзамечал, что "...Каждая нация и каждая культура имеет свою систему Ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей — это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути. Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда подвижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения — гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые связаны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего времени стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в которых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков. В аксиосфере существует иерархия ценностей, т.е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, существуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпичики" сделаны из добротного "материала" — из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее значение. Б.П.Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н. О.Лосский определил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого народа и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение. Мир ценностей (аксиосфера) весьма многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификацииценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные основания для классификации. Тем самым будут выявлены формы существования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного. Первая группа (выделение по субъекту-носителю) — это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("микрокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", — гласит русская пословица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркивается тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде. Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности духовные — в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функцию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека. Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Известно, например, сколь велика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало. Третья группа (выделение ценностей по способу их существования) — ценности материальные ("предметно воплощенные") и духовные ("идеальные", или "постматериальные"). К числу материальных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существования человека (пища, одежда, жилье). Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе относятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, — от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарастающие культурные и социальные потребности, осуществлять многогранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что времена и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, "высший цвет" материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры. Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаментальные ("высшие") ценности, существующие в обществе. Что же касается духовных ценностей, то все они являются продуктами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разумеется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии — это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил человека). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценности обретают различные формы существования — идея, общественный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уровне специализированного ("элитарного"), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру. В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым — носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам — людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух — это свет и культура, а бездуховность — это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке. Заключение. Итак, в философской аксиологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и общественную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультурное значение мира для человека, происходит переживание и осмысление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического "соприкосновения "человека с ним, т.е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, аксиология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни. Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе. Список литературы. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000. Барбышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.,2005. Гл. 2, 3. С.56-159. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. – 2005. – №3. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 61-273. Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М., Л., 1966. С. 25-40. Ефремов И. А. Таис Афинская: Исторический роман. М., 1981. Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8 Ивин А. А. Аксиология. — ISBN 5-06-005308-3 Перов В. Ю. Философия ценностей и ценностная этика // Гартман Н Этика. СПб., 2002 Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление // Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c. Политико-правовые ценности: история и современность // Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. Гл. I-IV. C. 8-156. Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1984. С. 259-337. |