Церковь и право эссе. Церковь и право от средних веков до наших дней
Скачать 15.9 Kb.
|
Церковь и право: от средних веков до наших дней. Религия зародилась вместе с первыми людьми и сильно трансформировалась к началу средних веков. Из примитивной веры людей в магию и тотемы в обширное духовное сообщество, оказавшее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствовала формированию общеевропейской культуры. Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права.В раннем средневековье короли, принимая христиан и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары в виде земельных владений. Так церковь превратилась в крупного земельного собственника, имея по сравнению с королями преимущество, ибо церковные земли не принадлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права. Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ордалии. Испытание котелком или раскаленным железом доказывало виновность или, напротив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той же цели служили судебные поединки. Поэтому, можно сказать о том, что церковь не относилась к средневековому праву, она создавала его. Следует отметить, что люди Средневековья были очень религиозны. Церковь была для них всем, они жили, руководствуясь церковными канонами, вся жизнь средневековых людей была пропитана церковными обрядами и создаваемыми ею обычаями. Некоторые учёные даже называют его правом христианской церкви. В этом праве содержались и нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список наказаний, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям. То есть церковное право содержало в себе все, что у нас сейчас закреплено в различных кодексах - это гражданское право, уголовное, семейное, торговое и другие. Однако, со временем власть стремилась к большей автономии от церкви и это приводило к конфликтам между церковью и монархами. В Англии, например, конфликт между королем Иоанном Безземельным, с одной стороны, и баронами, католической церковью, рыцарством и горожанами – с другой, завершился принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. утвержден английским парламентом еще один важный исторический документ – Хабеас корпус акт (назван по его первым словам – «Пусть предъявят тело»). Он позволял каждому, кто считал себя незаконно лишенным свободы, обращаться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд. Великая хартия вольностей и Хабеас корпус акт вошли в качестве законов в неписаную английскую конституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идеологии прав человека и практики их реализации. Принятие этих актов означало, уменьшение влияния церкви на судебный процесс, законотворчество и дальнейшее развитие правовой системы независимо от церкви. Последние столетия, особенно в XVIII–XX вв., религия претерпела грандиозные изменения. Великие открытия в науке коренным образом повлияли на мировоззрение людей, в основном в Европе. Люди здесь стали относиться к религии как к суевериям предков, считая саму религию глобальным заблуждением. В XVIII–XX вв. влияние Европы в мире было столь велико, что эти перемены охватили весь мир через колонии и торговые операции. Все эти перемены принято обозначать словом секуляризация (от лат. – мирской). Ранее этот термин обозначал переход церковной собственности в руки государства, но в дальнейшем этим словом стали обозначать преобладание мирских интересов над религиозными. Церквей и священников становилось всё меньше, религиозные учебные заведения закрывались, пожертвования прихожан снижались, руководители государств и частные лица все меньше считались с религией. Европейские правители все меньше зависели от церкви, им не требовалось одобрения от священнослужителей для совершения тех или иных действий. В период Просвещения произошло отделение религии от государства, а последовавшие революции коренным образом изменили устройство этих стран. Религии отводилась чисто декоративная роль. Следствием отделения религии от государства стало отделение систем государственного образования от Церкви. В школах запрещали обучать какой-либо религии, скорее, наоборот, вводили предметы с атеистическим уклоном. С 1963 года в школах США запретили молитву, а в 2004 году в школах Франции было запрещено носить религиозные символы (мусульманский платок «хиджаб», еврейскую шапочку кипу, большие нагрудные кресты). По жесткому пути светскости пошли в Мексике, Турции, Индии и др. странах. Религия почти повсеместно подавлялась. Под видом просвещения проводилась насильственная секуляризация. Уничтожались храмы, а также священнослужители и просто верующие. Примером этого является СССР, где преследование религии достигло апогея во времена сталинских репрессий, и Китай, где в 1960-е годы религия была почти полностью уничтожена. В Новое время право постепенно демократизировалось. По главным критериям и свойствам оно оказалось более прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и существовало наряду с ним, оно оказалось адекватным идее правового государства. Реализовывался принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Суд все более освобождался от влияния религии, больше не используется Божий суд и различные варварские методы судопроизводства. Человек может быть свободным относительно своих убеждений касательно религии. |